Мы вместе. А вы?
— Вероника, кто организаторы зимнего лагеря и какие основные мероприятия проводились этой зимой?
— Лагерь проводится студенческой организацией "Школа тренинга" при поддержке Управления по внеучебной работе со студентами ГУ-ВШЭ и Центра психологического консультирования Вышки. Каждый день ребята узнавали о нескольких факультетах университета. Презентации для них мы готовили сами. Это не только вся официальная информация об обучении на факультетах и поступлении в ГУ-ВШЭ, но и погружение в жизнь факультета — мы, во-первых, рассказывали о студенческих инициативах, показывали фотографии и видео, чтобы ребята могли представить, каково это — жить и учиться на факультете.
Во-вторых, это деловые игры. Ребята, играя, погружаются в профессию. К примеру, создают фирмы и производят товары и услуги, назначают налоги и субсидии. Пробуют себя в роли психологов, скажем, проводя личные консультации и отбирая людей на работу. Или исследуют общество и на основе исследования продвигают политические партии. А также пытаются решить глобальные проблемы, пишут проекты законов…
Неотъемлемой частью лагеря, как и любого проекта "Школы тренинга", является "Веревочный курс", после которого каждый отряд чувствует себя сплоченной командой и может работать еще эффективнее. Также уже ни один лагерь не обходится без "Зарницы" и "Челленджа", масштабы и сложность проведения которого в этой смене превзошли весь предыдущий опыт. Ребята с удовольствием боролись за влияние своего клана, добывали артефакты, выполняли квесты. Следить за игрой можно было в режиме онлайн на диаграмме, доступной на протяжении всей игры.
— А с чего началось твое участие в проекте "Мы вместе"?
— В первый раз я попала в лагерь в восьмом классе, в своей школе увидела объявление о наборе в лагерь "Мы вместе" Вышки.
— К тому моменту ты уже знала что-то о Высшей школе экономики?
— Я уже задумывалась над тем, где учиться, и Вышка была одним из вариантов, я ходила на дни открытых дверей. Но меня привлекала идея узнать об университете из "первых рук", от самих студентов, и определиться с выбором вуза и факультета.
— Исходя из того, что мы сейчас с тобой разговариваем, определиться удалось.
— Да, именно в лагере я определилась с выбором и решила, что буду поступать на экономический факультет ВШЭ. Я выбирала между факультетами социологии и экономики. После общения со студентами разных факультетов, их рассказов о жизни на факультете, об учебном процессе, преподавателях я поняла, что мое — это экономика.
— Из чего рождается это ощущение: "я хочу учиться именно здесь"?
— Первое, что "цепляет", — это атмосфера в лагере, ощущение наполненности, которое получаешь от жизни там, от всего, что происходит. Плюс, как я уже сказала, это тот опыт, которым делились с нами вожатые.
— Ты помнишь своих первых вожатых в лагере?
— Моими первыми вожатыми были Марина Иванова, выпускница факультета социологии, Юлия Пельтинович, выпускница экономического факультета. Тогда лагерь делала еще команда Димы Родионова.
— Как началась твоя карьера вожатой?
— На первом курсе я случайно попала на собрание "Школы тренинга" и поняла, что эти ребята как раз и организуют лагерь, в котором я побывала школьницей. Мне захотелось попробовать себя в роли вожатой.
— В чем ты видишь основную цель проекта?
— Основная цель лагеря — профориентация. Но, кроме этого, одной из важнейших задач является развитие навыков работы в команде. Выиграть в деловой игре, пройти "Веревочный курс", стать победителем в "Зарнице" невозможно в одиночку, только сплоченность, совместная работа могут обеспечить победу.
— Как школьники узнают о лагере?
— Все лежит на наших плечах. Лагерь работает на самоокупаемости. Конечно, очень помогает Управление по внеучебной работе со студентами ГУ-ВШЭ. В последнее время многие школьники узнают о нас через корпоративный портал, где мы размещаем информацию о лагере. А обычно мы ходим с плакатами по школам, рассказываем о лагере.
— Допустим, я хочу стать вожатым. Какие у меня есть возможности для этого?
— Мы рады всем. К нам приходят студенты с разных факультетов. Для желающих участвовать в проекте мы организовали несколько школ: школу вожатых, аниматоров, инструкторов, в этом году есть еще школа игротехников и планируется школа тренеров.
— А лично тебе зачем все это?
— Я бы выделила два обстоятельства: это дело, которым ты занимаешься, и люди, с которыми ты работаешь. В лагере и в процессе подготовки к нему испытываешь непередаваемое ощущение единства и с "детьми", и с теми, кто с тобой работает, вместе мы действительно творим. Не прошло и дня после лагеря, как мы снова встретились. Заряд, энергия после поездки зашкаливают, это восполняет усталость и недосып. Для меня это не работа, это что-то другое, это ощущение самореализации и потрясающее чувство своего дела и отдачи от него.
Кроме того, есть практическая польза. В процессе подготовки к лагерю приобретаются очень ценные менеджерские и административные навыки: надо организовать место, транспорт, аппаратуру, канцелярию. Расчет сметы, организация пиар-кампании, умение общаться с родителями — это ценные навыки.
— Не мешает ли тебе такая активная работа учиться?
— Все зависит от человека. Это вопрос самоорганизации. Когда только учишься и встречаешься с друзьями, ты можешь быть менее организован, чем когда у тебя есть еще работа, которая помогает структурировать время. На мой взгляд, эмоциональный подъем, связанный со "Школой тренинга", только помогает мне лучше учиться.
— Над чем сейчас работаете?
— Два раза в год, осенью и весной, мы проводим двухдневные деловые игры, также направленные на профориентацию школьников. Сейчас идет подготовка весенней игры, которая состоится в конце мая. И, конечно, уже думаем над следующим летним лагерем, сейчас запускается Школа инструкторов, дальше — Школа вожатых.
— За эти годы наверняка появились какие-то традиции в лагере?
— В конце каждого собрания мы встаем в круг и кричим: "Мы вместе". И, кстати, командный дух выражается еще и в том, что все решения мы принимаем коллегиально.
Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Иванова Марина Владимировна