Курсов — меньше, выбор — больше
На заседании Ученого совета в начале февраля была сформулирована задача дальнейшего развития магистерских программ в ГУ-ВШЭ. Университет будет переходить на "4+2", расширяя спектр магистерских программ, причем не только в московской Вышке, но и в филиалах. Решения Ученого совета комментируют первый проректор Вадим Радаев, декан факультета экономики Владимир Автономов, декан факультета философии Алексей Руткевич и первый заместитель директора Нижегородского филиала Андрей Максимов.
* * *
Члены Ученого совета приняли решение нормативно ограничить количество курсов, которые должен изучить будущий магистр, и обеспечить ему право выбора. Половина курсов для студента обязательна. Четверть курсов он может выбирать из списка, предложенного руководителем программы (т.н. закрытый пул), оставшуюся четверть — из общего пула университета. Считается, что администрация факультета не вправе ограничивать выбор студента: в общем пуле должны быть курсы самых разных кафедр.
Каковы аргументы в пользу перехода к такой модели?
Первый аргумент — это ресурсы. Если университет ставит задачу привлекать лучших преподавателей, им нужно предлагать адекватные зарплаты. Если же количество курсов будет расширяться бесконечно, никаких денег не хватит. Какой богатой ни была бы Вышка, вряд ли реально разрабатывать по 20—30 курсов специально для студентов каждой программы. Это будет или имитация работы, или тупик.
Второй аргумент — качество образования. Имеется в виду глубина изучения каждого конкретного курса. О некоторых дробных курсах по 24 или 36 учебных часов студенты забывают сразу после того, как получили оценку на экзамене. По словам ректора ГУ-ВШЭ Ярослава Кузьминова, такие курсы в большом количестве вряд ли увлекут студентов. Курсы для будущих магистров должны быть большими, а значит — их не может быть много.
Исходя из этого, ректор предложил, а Ученый совет проголосовал за то, чтобы в каждой магистерской программе было не более 12 курсов: 6 обязательных, 3 по выбору из перечня в рамках программы, 3 по выбору из общего пула. Если руководитель программы все-таки считает, что их должно быть больше, Ученый совет должен решать этот вопрос в индивидуальном порядке.
Одним из ключевых направлений деятельности Вышки признано развитие магистратуры в филиалах. В противном случае они не смогут сохранить репутацию ведущих вузов в своих регионах. Как сказал ректор, университет помог филиалам встать на ноги десять лет назад, сейчас настало время снова оказать им ресурсную поддержку.
* * *
Вадим Радаев |
Вадим Радаев, первый проректор ГУ-ВШЭ:
— До недавнего времени рабочие учебные планы всех магистерских программ в Вышке включали большое количество курсов, преимущественно обязательных. Все они были "привязаны" к факультетам или даже к одной — двум кафедрам. Не так давно мы начали реформировать магистерскую подготовку, и есть несколько примеров продвижения к новой модели магистерских программ. одних случаях эта модель более радикальная, как на факультете социологии (минимум обязательных курсов, широкие возможности выбора), в других — более умеренная, как на факультете экономики (возможности выбора курсов в рамках конкретных специализаций).
На заседании Ученого совета 1 февраля было принято решение о трансформации в 2008 г. всех магистерских программ ГУ-ВШЭ. Можно сказать, что за основу будет взята модель факультета социологии, которая станет при этом еще более открытой. Ведь, помимо возможностей выбора дисциплин на своем факультете, у студентов появятся возможности посещения курсов на других факультетах, и эти курсы будут им зачтены. Важно подчеркнуть, что студенты вовсе не обязаны ходить на другие факультеты, они могут предпочесть свой родной факультет. Но их выбор расширится. Такой выбор из общеуниверситетского пула курсов для нас пока непривычен, и к нему придется готовиться организационно.
В соответствии с решением Ученого совета все магистерские программы ГУ-ВШЭ — и уже существующие, и вновь создаваемые — со следующего учебного года будут переориентированы на такую открытую модель. Очевидно, возникнут трудности, особенно с уже существующими программами. Нам придется менять их структуру.
На Ученом совете было заявлено также о существенном ограничении количества курсов, которые студент должен взять в магистратуре. Это сокращение для многих кафедр будет болезненным. Хотя, например, программы факультета социологии вполне укладываются в намеченные параметры.
Далее, учебный план магистерской программы должен рассчитываться в зачетных единицах (кредитах). По моему предложению в решении Ученого совета было записано, что в общую сумму кредитов (по 60 за каждый год) должны включаться научно-исследовательские семинары (это довольно большое число часов), а также курсовая работа по окончании первого года и дипломная работа по окончании второго года. Это означает, что сумма кредитов, выделяемых на обычные аудиторные занятия, будет серьезно сокращаться, то есть курсов станет меньше.
Важной задачей дальнейшего развития ГУ-ВШЭ было названо интенсивное развитие магистерских программ в филиалах. Без этого наши филиалы не смогут удержать достойную нишу на своих региональных рынках, занять или удержать лидерские позиции. Поскольку пока филиалы не готовы к активному развитию магистерских программ, прежде всего, по состоянию кадрового потенциала, а также с методической точки зрения, московская Вышка должна всячески помогать им совершить этот прорыв. Во многом благодаря нашей помощи филиалам удалось успешно стартовать десять лет назад, и сейчас наша помощь также необходима.
Чем конкретно мы можем помочь? Видимо, главное, чтобы преподаватели из Москвы почаще бывали в филиалах, помогали коллегам ставить новые курсы и новые программы. Необходимо организовать процесс горизонтального взаимодействия между соответствующими кафедрами Москвы и филиалов, и многое здесь зависит от инициативы деканов, заведующих кафедрами, профессоров. Университет, в свою очередь, должен подкрепить такое взаимодействие ресурсами — в частности, средствами на организацию командировок.
* * *
Владимир Автономов |
Владимир Автономов, декан факультета экономики:
— На нашем факультете уже ведется работа по сокращению числа курсов в магистерских программах, расширению возможностей выбора курсов и обеспечению участия студентов в научном семинаре. Были открыты программы "Прикладная экономика" и "Экономическое моделирование и экономическая политика", построенные на новых принципах: в частности, половина курсов этих программ обязательные, половина — по выбору.
Решение Ученого совета 1 февраля о развитии магистерских программ — это, несомненно, очередной шаг вперед. В то же время у меня есть сомнения по поводу необходимости жесткого ограничения общего количества курсов — это может привести к негативным последствиям. Сегодня количество курсов в магистерских программах нашего факультета все же достаточно велико — например, по специализации "Институциональная экономика" программы "Прикладная экономика" только на первом году обучения запланировано 9 обязательных дисциплин. Другим нашим программам тоже придется сокращать число обязательных курсов примерно в три раза.
Еще одна проблема заключается в том, что хороший курс — это далеко не всегда большой курс. Короткие курсы на нашем факультете часто читают крупные ученые или бизнесмены — например, председатель Совета директоров МДМ-банка Олег Вьюгин, председатель Совета директоров инвестиционной компании "Тройка Диалог" Андрей Шаронов или академик-секретарь Отделения общественных наук РАН Валерий Макаров. Мы должны отдавать себе отчет в том, что вряд ли уговорим этих профессоров читать длинные курсы, а эффективность их работы со студентами, без сомнения, очень велика.
Ограничение числа курсов может негативно сказаться на реализации наших совместных программ с западными университетами. Например, только на первом году обучения все наши студенты в соответствии с требованиями государственного стандарта должны освоить три обязательных курса: микро-, макро- и эконометрику. На специализацию, таким образом, остается 1—2 курса из числа тех, которые предлагаются в рамках выбранной магистерской программы. В результате специализацию студенты фактически будут получать на Западе на втором году обучения.
Очевидно, при определении количества курсов в магистерских программах Вышки мы слишком часто будет превышать установленный лимит (12 курсов), и Ученому совету придется в каждом случае принимать соответствующие решения. Не исключаю, что сокращение количества курсов зачастую будет искусственным: из трех маленьких курсов сделают большой, и каждый из трех его разделов будут читать разные преподаватели.
Я согласен с тем, при формировании магистерских программ нужно учитывать финансовые возможности ГУ-ВШЭ. Наверное, не стоит брать в штат преподавателей, которые читают курс в течение одного-двух модулей, — может быть лучше, если они будут работать по договору.
Полностью поддерживаю идею выбора курсов из общеуниверситетского пула. Пока такого пула в Вышке, к сожалению, нет. Реализация этой идеи осложняется, во-первых, трудностями составления общего расписания и, во-вторых, территориальной разобщенностью наших факультетов. Думаю, наши студенты с удовольствием выберут курсы, к примеру, на факультете мировой экономики и мировой политики, который также расположен на Покровке, но вряд ли смогут ездить на факультет бизнес-информатики на Кирпичную.
Мы готовы поддерживать развитие магистерских программ в филиалах — в частности, готовы консультировать преподавателей на наших кафедрах. Есть примеры, когда наши преподаватели читают лекции в университетах других российских городов, и эту практику нужно использовать в филиалах ГУ-ВШЭ.
* * *
Алексей Руткевич |
Алексей Руткевич, декан факультета философии:
— Решение Ученого совета ГУ-ВШЭ о новой структуре магистерских программ не хуже и не лучше предыдущего решения, которое было принято по инициативе первого проректора Вадима Радаева. В том решении, одобренном после долгих дискуссий, резко ограничивалось число обязательных курсов, предполагалось расширение числа курсов по выбору, и именно этим мы руководствовались при разработке нашей магистерской программы "Философская антропология". По существу, новшеством является только ограничение числа курсов и возможность увеличить число обязательных дисциплин с 3—4 до 6. Полагаю, этому обрадовались некоторые наши коллеги с других факультетов.
Представление студентам значительной свободы выбора курсов я считаю стратегически верным решением. Способы реализации этого принципа могут разниться по факультетам. Но, на мой взгляд, утвержденную структуру магистерских программ, в которой 6 курсов обязательны, 3 — выбор в рамках программы, а еще 3 — выбор из общеуниверситетского пула, не следует считать догмой. Не думаю, что и 12 (общее количество курсов) стоит рассматривать как некое священное число.
Нам следует использовать гибкую систему модулей не только в бакалавриате, но и в магистратуре. Если студент прослушал два одномодульных курса вместо одного двухмодульного, в этом нет ничего плохого. А жесткое ограничение двенадцатью курсами, по существу, вынуждает предлагать студентам только двух- или трехмодульные курсы, что не всегда рационально. Скажем, текстологический спецкурс по диалогу Платона "Тимей" или спецкурс по "Открытому обществу" Поппера вполне может уложиться в один модуль. Полученная за них сумма кредитов будет тождественна двухмодульному курсу по поздним диалогам Платона или двухмодульному курсу по политической философии Поппера, но выбор студента тем самым ограничивается.
Программа "Философская антропология", которую мы предложили на рассмотрение Ученого совета, содержала 4 обязательных курса (в соответствии с государственным образовательным стандартом), а все прочие курсы были по выбору. Всего студент должен был прослушать 15—16 курсов, из них 3—4 одномодульных. Предполагались курсы профессоров других факультетов (экономистов, психологов, демографов). При доработке программы в соответствии с решением Ученого совета мы сохраним 4 обязательных курса, вынесем курсы наших коллег с других факультетов в последнюю "тройку", урежем число курсов по выбору. Словом, доработка будет незначительной, и это вопрос технический. Гораздо сложнее обеспечить качество курсов, а этот вопрос был вскользь затронут в полемике на Ученом совете.
Что касается возможностей выбора для наших студентов из общеуниверситетского пула курсов, то их, скорее всего, заинтересуют некоторые курсы в магистратуре факультетов социологии и прикладной политологии. Не исключаю, что кто-то из моих студентов, увлеченных математической логикой, с пользой для себя прослушает пару курсов в бакалавриате у математиков, а тем, кто пишет работы по философии права, полезно будет освоение юриспруденции.
На мой взгляд, в магистратуре практически всех направлений могут присутствовать курсы по философии науки, этике, политической философии, которые предлагает наш факультет. Магистерскую диссертацию сегодня часто начинают писать молодые люди, совершенно не понимающие, что такое научное исследование, не знающие истории науки (даже той, специалистами в которой себя считают). Существует профессиональная этика социолога и журналиста, государственного служащего и менеджера крупной корпорации. Потребности в таких курсах наверняка есть и на других факультетах ГУ-ВШЭ, и в наших филиалах.
* * *
Андрей Максимов |
Андрей Максимов, первый заместитель директора Нижегородского филиала ГУ-ВШЭ:
— Пока в Нижегородском филиале всего 3 магистерские программы — по одной на факультетах экономики, менеджмента, бизнес-информатики и прикладной математики. В магистратуре обучаются 43 студента, из них 35 — на первом курсе. В новом учебном году мы планируем увеличить набор как минимум в полтора раза.
В течение трех лет — в соответствии с решением Ученого совета ГУ-ВШЭ от 1 февраля — мы будем расширять спектр магистерских программ, чтобы охватить все специальности и направления, по которым обучаем студентов сегодня. Речь идет как об открытии новых магистерских программ (в частности, по юриспруденции), так и о расширении числа специализаций в рамках уже существующих. В 2008/2009 учебном году будет открыта еще одна специализация, в 2009/2010 — еще три-четыре. Пока мы накапливаем потенциал для структурного и качественного развития магистратуры.
Реализуя магистерские программы, наш филиал сталкивается с серьезными ресурсными ограничениями, и для их смягчения требуется помощь. Прежде всего, это помощь московской Вышки.
Необходимо понимать, что магистратура — это не растянутый на два года пятый курс подготовки специалиста. Магистр — это человек, обладающий иным набором компетенций, поэтому необходим другой подход к формированию этого набора. Стержнем магистерской программы является научно-исследовательский семинар, роль которого трудно переоценить. Руководить семинаром должен специалист (команда специалистов) высочайшей квалификации. Учитывая быстрый рост количества магистерских программ (специализаций), основная наша трудность сегодня — в подборе таких руководителей, активно занимающихся научно-исследовательской работой. Требования, предъявляемые к руководителям магистерских диссертаций, также гораздо выше, чем, например, к руководителям дипломных работ.
Для обеспечения гибкости рабочих учебных планов и формирования индивидуальных образовательных траекторий необходимо большое меню из дисциплин по выбору и факультативов. Это приводит к увеличению количества разработанных курсов и, следовательно, увеличению количества задействованных высококвалифицированных специалистов. На наш взгляд, основное ограничение для дальнейшего развития магистерских программ в Нижегородском филиале — нехватка ППС высшей квалификации.
Как решать эти проблемы?
Во-первых, стимулировать академический и профессиональный рост преподавателей. Для этого необходимо устанавливать академические надбавки, проводить конкурсы на гранты, направлять их на стажировки, формировать базовые кафедры, научно-исследовательские лаборатории и центры, временные научно-исследовательские коллективы, в том числе из сотрудников головного университета и филиалов.
Во-вторых, готовить кадровый резерв из числа своих студентов: отбирать перспективных ребят, проявивших склонность к академической деятельности, со второго-третьего курса формировать для них индивидуальные образовательные траектории, активно привлекая их не только к научно-исследовательской работе, но и преподавательской деятельности (такая работа проводится на факультете экономики нашего филиала). Практика показывает, что на этой дороге теряются (уходят в бизнес) 90%, но 10% остаются. И для них должна быть реализована система поддержки. Это не только достойная зарплата и, возможно, социальный пакет, но и создание условий профессионального (академического) роста. Мы не можем и не должны перекупать своих же выпускников у бизнеса.
В-третьих, мы надеемся на материнскую заботу и отеческую поддержку головного университета. Нужно более рационально использовать ресурсы, которыми располагает Высшая школа экономики. Уже есть примеры интеграции кафедр и исследовательских групп с кафедрами и исследовательскими группами московской Вышки (один из таких примеров — сотрудничество нашего факультета бизнес-информатики и прикладной математики и факультета бизнес-информатики ГУ-ВШЭ). Общие задачи решаются совместными усилиями, и у каждого есть возможность использовать результаты.
Для чтения отдельных курсов, проведения мастер-классов можно задействовать преподавателей из других городов, включая Москву, Санкт-Петербург и Пермь. Нужно создать условия для чтения курсов преподавателями на разных площадках ГУ-ВШЭ. Это касается и наших сотрудников, которые по приглашению могли бы поехать в другой филиал Вышки.
Существенно расширит возможности филиалов и широкое использование режима видеоконференции в учебном процессе (трансляция знаковых лекций, мастер-классов, проведение научных семинаров и т.д.). Возможна "доставка" студентов к преподавателям — включение в программу подготовки магистров выездных летних (зимних, весенних, осенних) школ.
В-четвертых, необходима поддержка академической мобильности студентов и преподавателей за рамками Высшей школы экономики.
Перечень ограничений, проблемных вопросов можно продолжать. Но наш "полуторагодичный" опыт реализации магистерских программ дает основания надеяться, что в ближайшее время выпускники магистратуры Нижегородского филиала станут достойным "продуктом" Высшей школы экономики.
Подготовил Борис Старцев, Новостная служба портала