• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Наши студенты участвуют в реальных городских исследованиях и проектах»

«Наши студенты участвуют в реальных городских исследованиях и проектах»

© Коллекция Essentials/ iStock

В новом учебном году магистерская программа Высшей школы урбанистики «Управление пространственным развитием городов» предлагает студентам новые форматы обучения, дисциплины и проекты. Подробнее о них рассказывает академический руководитель программы Руслан Гончаров.

Зачем нужны изменения

Регулярная актуализация учебного плана программы — закономерный процесс «подстройки» под изменяющиеся внешние условия, прежде всего под требования работодателей, с которыми мы находимся в постоянном взаимодействии. Именно это позволяет программе сохранять конкурентоспособность, а нашим выпускникам — востребованность на рынке труда.

Не будем забывать и про эволюцию представлений об урбанистике и ее роли в жизни общества. За последние годы интерес к направлению вырос многократно — о городской среде, благоустройстве, жилищном строительстве говорят повсеместно. В условиях подобной «медийности» у студентов формируется четкий запрос на проекты, затрагивающие актуальные темы, на вовлеченность в профессиональную дискуссию. То есть речь идет про запрос на новые форматы обучения. И удовлетворение подобных запросов — наш основной и самый интересный вызов.

О новых форматах обучения

Уже второй год мы запускаем формат мастерских, в которых студенты под руководством сотрудников факультета и приглашенных экспертов участвуют в реальных исследованиях и проектах. В минувшем году тематика мастерских была крайне разнообразной — от изучения вернакулярных районов Москвы до феноменологии ближневосточного города.

В этом году мы опробовали еще один новый формат — дебаты

Команды студентов дискутировали на актуальные градостроительные темы перед преподавателями и приглашенными экспертами. Опыт прямого общения с членами профессионального сообщества — бесценен, как и сам факт знакомства с будущими коллегами. При этом и с точки зрения образовательного процесса дебаты играют существенную роль — для урбаниста важно не просто обладать набором знаний и навыков, но и уметь донести свою позицию до других.

Как изменяется учебный план

В связи с запуском новой магистерской программы Высшей школы урбанистики «Транспортное планирование» учебный план нашей программы претерпел изменения. Прежде всего, мы отказались от специализаций в пользу расширения списка дисциплин вариативной части.

Студенты нового набора смогут включить в учебный план пять из десяти вариативных дисциплин, сгруппированных в несколько блоков

Изначально в учебном плане предусмотрели две специализации: «Городские исследования и территориальное планирование» и «Городское транспортное планирование». Вторую специализацию ввели как раз для подготовки урбанистов, профессионально разбирающихся в вопросах городского транспорта. Но сейчас эта подготовка будет вестись более глубоко — в рамках отдельной магистерской программы. При этом отказ от специализаций ни в коем случае не означает отсутствие на нашей программе транспортных дисциплин. Планировать и управлять развитием города без учета транспортных аспектов невозможно. По этой причине транспортные дисциплины останутся как в базовой, так и в вариативной части учебного плана.

О новых дисциплинах

В числе новых дисциплин — курс «Развитие объектов культурного наследия». Он направлен на формирование навыков, позволяющих инициировать и реализовывать проекты в области сохранения и капитализации культурного наследия. Данная тематика получила невероятную актуальность в последние пару лет, и факультет городского и регионального развития сыграл в вопросе не последнюю роль.

Еще одна новая дисциплина — курс «Городская морфология». В его основе принципиально новые количественные подходы к изучению городской застройки, основанные на методах анализа пространственных данных.

Существенную роль мы отводим обучению конкретным инструментам исследования — от социологических до геоинформационных

Мы стараемся избежать ситуации, когда студент понимает, что он хочет сделать, но не обладает нужным инструментарием. Новый курс органично встроится в «инструментальный» трек программы.

Кого ждут на программе

Как и ранее, программа ориентирована на широкий круг слушателей: архитекторов, экономистов, социологов, географов, специалистов по государственному и муниципальному управлению и многих других. Для выработки максимально сбалансированных решений в городе важен комплексный подход и конструктивный диалог представителей всех без исключения направлений.

Что делают выпускники

Согласно прошлогоднему опросу выпускников программы, более 80% из них работают в сферах, так или иначе связанных с городом — в системе городского управления, в сфере аналитики городских данных, в консалтинге и проектных бюро. И выпускники этого года не исключение. Почти все из них либо уже трудоустроены, либо получили предложения от ключевых игроков рынка.

Как поступить

Прием документов на магистерскую программу «Управление пространственным развитием городов» продолжается по 29 июля. Поступить на нее можно по результатам олимпиады ВШЭ для студентов и выпускников и по конкурсу портфолио. Подробную информацию о составе и критериях оценивания портфолио, а также расписание собеседований смотрите здесь.

На программе предусмотрено 30 бюджетных и 20 платных мест.