«Мировая экономика»: взгляд выпускника, преподавателя и эксперта
Окончив факультет мировой экономики и мировой политики, Виктория Павлюшина осталась преподавать. Сейчас она совмещает эту деятельность с работой в Аналитическом центре при Правительстве РФ. Что дала ей учеба, каких ошибок в преподавании она старается избегать и чем выгодно отличаются выпускники Вышки от остальных, она рассказала в интервью новостной службе.
Виктория Павлюшина
Бакалавриат, магистратура и экстернат в Вышке
Я училась на программе «Мировая экономика» и после окончания бакалавриата хотела уехать учиться за границу, но в 2014 году — в конце моего четвертого курса — вышла книга Тома Пикетти «Капитал в XXI веке», посвященная теме экономического неравенства. Я прочитала ее залпом, поняла, что хочу заниматься этой темой, и нашла своего научного руководителя — Леонида Марковича Григорьева. Собственно, для того, чтобы продолжить изучать эту тему, я поступила в магистратуру на программу «Мировая экономика» и осталась в Москве.
В этом решении были как свои плюсы, так и минусы. Например, часть курсов в магистратуре повторяла курсы из бакалавриата. Но это позволило мне за два года сделать большой прорыв в изучении данной темы и в подготовке к диссертации. После окончания магистратуры я поступила в экстернат, в начале осени планирую обсудиться и защититься, когда позволят аспирантские сроки. Тема все та же — экономическое и социальное неравенство.
За то время, пока я занималась написанием диссертации, мне удалось съездить на разные конференции и обговорить вопросы неравенства с теми, кого я начала читать в магистратуре. Есть три классика, исследующие тему неравенства, и со всеми получилось встретиться и пообщаться. Я до сих пор периодически что-то отправляю им почитать, и они снисходительно отвечают, что в целом все прикольно.
Презентация бакалаврской образовательной программы «Мировая экономика» состоится 25 июня в 17.00.
Как из студента превратиться в преподавателя
В первый раз заходить в кабинет к студентам было очень страшно. Я понимала, что выгляжу абсолютно так же, как они, и этот внутренний страх важно перебороть. Если преподаватель очень неуверен в себе, это сложно. А еще для меня главное — не играть в «тетю». Я видела неудачные примеры, когда, преподавая, молодые ребята мнили себя непонятно кем, и эта «стена» между преподавателем и студентом для меня оказалась достаточно большой помехой в учебе. Я стараюсь избегать этого, быть более либеральной, шутить, иногда могу показать мемы по теме лекции.
Я в основном читаю курс «Введение в мировую экономику» у первокурсников бакалавриата. У меня его вел Игорь Алексеевич Макаров, который сейчас руководит департаментом мировой экономики. Можно сказать, что его предмет стал для меня основополагающим, потому что Игорь Алексеевич заложил в нас определенные вещи. Он говорил, что, когда пишешь что-то, ты должен писать свои мысли, даже если они плохие, а еще правильно все оформлять и не срывать дедлайны. За собственное эссе по предмету, который я сейчас веду, я когда-то получила 5 из 10 с огромным комментарием.
Я стараюсь придерживаться таких же принципов со своими студентами и каждую работу обязательно проверяю на плагиат. Поскольку я преподаю у первого курса, много времени уходит на то, чтобы рассказать им какие-то основы, подробно объяснить все детали и ответить на каждое письмо каждого студента. Естественно, я больше требую. Вижу и положительный, и негативный фидбэк, некоторые говорят: «В других группах такого нет, а вы жестите». С другой стороны, я всегда иду им навстречу — могу, например, перенести контрольную на другой день, потому что сама училась на мирэке и понимаю, как все устроено и насколько большой бывает нагрузка.
Еще я преподаю на англоязычной магистерской программе «Политика. Экономика. Философия», и там, естественно, не использую никакой студенческий опыт, потому что это другой факультет. Помогает исключительно опыт и то, что на протяжении четырех лет приходилось сдавать ежегодно по четыре сессии. Я могу быстро собраться и за полтора часа объяснить студентам тему.
Мы стараемся избегать тех ошибок, которые допускали наши преподаватели, хотя, конечно, у нас тоже много проблем, которые мы обсуждаем с коллегами
Например, с Ильей Степановым мы вместе учились и в бакалавриате, и в магистратуре, а сейчас он тоже преподает. Мы замечаем друг у друга какие-то сложности и ошибки и исправляем их. Вообще, я думаю, что это очень круто - опыт учиться, а потом преподавать на одной и той же программе, потому что ты очень хорошо во всем разбираешься, понимаешь все тонкости и грамотно выстраиваешь собственную программу. Добиться такого же уровня преподавания в другом вузе, особенно если ты работаешь по совместительству, мне кажется невозможным.
«Мы занимаемся именно тем, чему меня учили в Вышке»
В Аналитический центр при Правительстве РФ я пришла три года назад, начинала работать в качестве научного сотрудника. Сейчас я заместитель начальника Управления макроэкономических исследований, и мы занимаемся именно тем, чему меня учили в Вышке — анализируем, выясняем тренды, даем рекомендации. В центре нашего внимания, в основном, российская экономика, но поскольку я училась на «Мировой экономике», мы не могли не сделать «Бюллетень о текущих тенденциях мировой экономики», который выпускаем ежемесячно. Кроме того, я организовываю различные конференции, обсуждения — например, мы вовлечены в организацию председательства России в БРИКС в 2020 году.
В Вышке мы учили не только экономику, но и два иностранных языка. Причем, это профессиональный уровень владения языком, на котором можно работать и при этом еще получать за него комплименты. Поэтому сейчас, когда к нам приезжают иностранные коллеги, я могу грамотно поддержать беседу на любой встрече, ответить на вопросы и понимаю не только все лингвистические, но и экономические аспекты, которые они обсуждают.
Вышкинцы в работе: скорость, внимательность и экономический кругозор
Самое главное, что дал мне мой факультет — это умение справиться со всем, всегда и в сжатые сроки. На первом курсе Ярослав Кузьминов и Сергей Караганов сказали: «Наши студенты не жалуются, потому что у них на это нет времени». Вот и у меня тогда не было времени жаловаться. Сейчас его тоже нет, и когда к нам на практику приходят наши студенты или выпускники, я вижу, насколько легко они справляются с любыми проблемами.
Если надо быстро встретить японского посла и мило с ним пообщаться, а на подготовку есть всего пять минут, это смело можно доверить вышкинцу
Специфика нашей работы такова, что часто ответ нужен либо через десять минут, либо никогда. Если долго строить модель и пытаться «докопаться» до самого дна, может быть слишком поздно. Поэтому задачи, которые нужно решить быстро, я могу доверить вышкинцам. За имеющееся время они сделают пять кругов, что-то найдут и принесут.
Леонид Маркович всегда говорил, что нет экономики кроме мировой экономики, и я в целом с ним согласна. Выпускники нашего мирэка всегда видят, что есть «по бокам», у них сразу возникают ассоциации: «А, это же как в Бразилии». С этими людьми мы разговариваем на одном языке, они меня точно поймут и будут работать с нужной скоростью. Причем, даже не важно, хорошо он учился в Вышке или не очень. Конечно, при отборе мы смотрим на их положение в рейтинге, но это далеко не самое важное.
Поскольку на сайте ВШЭ есть личные страницы всех преподавателей, и любой студент может все про них узнать, вышкинцы всегда перед любыми встречами без напоминаний ищут максимальное количество информации о человеке в интернете. В этом есть какая-то школа. Причем нас никто специально этому не учил, мы просто делаем так, потому что понимаем — это кратчайший путь к успеху.
Григорьев Леонид Маркович
Профессор департамента мировой экономики
Макаров Игорь Алексеевич
Руководитель департамента мировой экономики
Степанов Илья Александрович
Преподаватель департамента мировой экономики