«Секрет успешной коммуникации: быть открытым к диалогу»
Как в одной аудитории уживаются католик, мусульманин и буддист? Каким духовным ценностям учит магистратура Вышки? Рассказывает студент 1 курса магистерской программы «Церковь, общество и государство. Правовое регулирование деятельности религиозных объединений» Давур Дорджиев.
Первые в России
До поступления в магистратуру ВШЭ на программу «Церковь, общество и государство. Правовое регулирование деятельности религиозных объединений» я изучал право в бакалавриате МГИМО, специализировался на энергетической сфере. Получив диплом бакалавра, задумался о магистратуре, хотелось попробовать что-то совершенно новое. Когда увидел эту программу Вышки, долго не раздумывал. Тем более, что каноническое право меня всегда интересовало.
Если юрист хорошо понимает общие принципы права, то проблем с освоением специальных правовых дисциплин у него не возникнет
Это первая в России магистерская программа, которая готовит юристов, специализирующихся на правовом регулировании деятельности религиозных организаций и объединений, и праве граждан на свободу вероисповедания и свободу совести. Подобных программ я больше нигде не встречал. Уникальность нашей программы в том, что она часть сетевого проекта с Общецерковной аспирантурой и докторантурой им. свв. равноап. Кирилла и Мефодия (ОЦАД), то есть она реализуется на базе двух самостоятельных магистерских программ — «Церковь, общество и государство. Правовое регулирование деятельности религиозных объединений» ВШЭ и «Канонические право» ОЦАД.
Три образовательных траектории
Программа имеет три трека. Можно поступить сразу на обе магистерские программы НИУ ВШЭ и ОЦАД и изучать дисциплины обеих программ в полном объеме. На выходе выпускники получают два диплома — магистр юриспруденции (НИУ ВШЭ) и магистр теологии (ОЦАД), при этом магистерскую диссертацию можно писать одну на обе программы.
Второй вариант — поступить только на программу ОЦАД «Каноническое право», при этом, по согласованию с преподавателями, можно посещать лекции и программы Вышки.
И третий вариант — поступить только на программу Вышки, но здесь также можно, при желании, посещать дисциплины программы ОЦАД. Я пошел по третьему пути. На вступительных экзаменах сдавал один экзамен по основам права перед преподавателями ВШЭ, а затем проходил совместное с представителями ОЦАД и ВШЭ собеседование. Те, кто поступают на программу ОЦАД, сдают экзамен по каноническому праву, поступающие на обе программы соответственно сдают два экзамена. Общее собеседование обязательно для всех.
Главное — толерантность!
Я бы сказал, что программа Вышки — светская. Она проповедует равное отношение ко всем религиям. Я, например, буддист. Когда поступал в магистратуру, ни у кого не возникло вопросов по поводу моей религии. Вместе со мной на одном курсе учатся католик и мусульманин. Цель нашей программы, как говорит директор Высшей школы юриспруденции ВШЭ Дмитрий Кузнецов, возродить в России школу канонического права, а для этого совершенно не обязательно быть православным.
Каноническое право — дисциплина, на самом деле, очень древняя. Ее истоки в римском праве, в канонах церкви, постановлениях вселенских соборов, постановлениях апостолов и в других правовых документах. Кстати, на нашей программе есть адаптационные курсы по римскому праву и истории политических, правовых и религиозных учений.
Чему учит программа?
Базовые дисциплины программы «Церковь, общество и государство. Правовое регулирование деятельности религиозных объединений» посвящены изучению специальных правовых норм в области конституционного, административного, гражданского, трудового, налогового, уголовного, процессуального и международного права. Мы изучаем религиозные объединения и организации в качестве юридических лиц, их правовой статус, обязанности, вопросы внутренних установлений. Например, мы рассматриваем Устав Русской Православной Церкви, Постановления Архиерейских Соборов и так далее.
Кроме этого, есть большое количество дисциплин по выбору. Со стороны Вышки — это, в первую очередь, МАГОЛЕГО. Я, например, изучаю курс «Языки, мифология и искусство народов России». Православное каноническое право и деятельность церковного суда, социологию религии и политическую теологию преподают доктора богословия, доктора философских наук со стороны ОЦАД. Мы обязательно учим язык — древнегреческий или латинский, потому что без знания языка невозможно работать с оригинальными текстами.
Конечно, мы изучаем и обсуждаем на семинарских занятиях вопросы, связанные с взаимоотношениями церкви, общества и государства.
Одна из целей нашей программы — борьба с экстремистскими сектами
Что касается оскорблений чувств верующих, о которых сегодня много пишут в СМИ, то и об этом мы говорим. Сложный вопрос, на который существует много ответов, в том числе и среди моих однокурсников. Лично я считаю, что истинную веру оскорбить нельзя.
Где работают выпускники?
Выпускники программы могут работать в юридических службах религиозных объединений. Со мной на одном курсе, например, учатся несколько действующих юристов русской православной церкви, они служат в правовом управлении Московской патриархии. Этой службой руководит кандидат юридических наук, один из руководителей нашей программы игумения Ксения Чернега. Кстати, на втором курсе магистратуры предполагается обязательная для всех студентов практика. У нас есть возможность пройти ее в юридической службе Московской патриархии.
Кроме этого, выпускники могут работать в государственных органах, например, в Следственном комитете, в ФСБ, в отделе по борьбе с религиозным экстремизмом. Абсолютное большинство моих однокурсников уже работают. У нас есть действующие юристы в консалтинге, инхаусе, которые в будущем планируют связать свою жизнь с каноническим правом. Есть и те, у кого до магистратуры не было юридического образования — в основном, выпускники православных университетов. Я, например, пока учусь, четко для себя разделил профессиональную деятельность и академические интересы. Сейчас я работаю в «Телеком-Биржа» — инфраструктурный оператор связи. После магистратуры планирую продолжать академическую карьеру в области канонического права. Совмещать учебу и работу несложно: наши занятия, в отличие от многих других магистерских программ, начинаются с 19.00.
Возможности академической карьеры
Наша магистерская программа сотрудничает с университетами Европы, где специализация по каноническому праву очень востребована и распространена. В западных университетах на протяжении многих веков присуждалась одновременно степень доктора гражданского и канонического права (лат. IurisUtriusqueDoctor, J.U.D.). Такой порядок существует и сегодня в классических университетах Европы, например, в Папском Латеранском университете в Ватикане и Университете Вюрцбурга, с которыми сотрудничает магистерская программа Вышки. Преподаватели зарубежных вузов читают нам лекции, и студенты магистерской программы имеют возможность поехать на семестр в партнерский университет.
Я планирую писать магистерскую диссертацию по каноническому праву и направить ее в качестве портфолио в католический университет в Лёвене (Бельгия) и Папский Латеранский университет в Ватикане
Кроме того, сейчас есть много хороших ВАКовских журналов, где можно публиковаться. Это, например, журналы «Вопросы теологии», «Государство, церковь, религия в России и за рубежом» и другие. Преподаватели магистерской программы всегда открыты к диалогу, я могу получить их помощь, начиная от книжных рекомендаций и заканчивая советами по научной работе. Также было бы интересно принять участие в международной конференции, которую организует еще один партнер магистерской программы Вышки — Научно-образовательная теологическая ассоциация (НОТА).
Совет абитуриенту!
Я бы рекомендовал перед поступлением в магистратуру задать себе вопрос, зачем мне юриспруденция и, в частности, каноническое право. Программа очень серьезная: и с точки зрения изучаемых дисциплин, и с точки зрения ее миссии — возродить в России каноническую школу. В этом смысле на выпускниках программы лежит большая ответственность. Если не относится к учебе серьезно, можно легко вылететь. Другой важный момент — не быть радикалом, воинствующим атеистом или бьющим себя в грудь верующим. Главное — открытость к диалогу. Ведь одна из задач программы — поддерживать коммуникацию между церковью, обществом и государством.
Автор: Анастасия Чумак, корреспондент новостной службы ВШЭ
Кузнецов Дмитрий Левонович
Директор Высшей школы юриспруденции