ВШЭ будет готовить учителей математики нового поколения
Факультет математики ВШЭ совместно с Центром педагогического мастерства (ЦПМ) Москвы ведет набор на две образовательные программы — бакалаврскую и магистерскую, где будут готовить учителей математики, способных также преподавать информатику и физику.
О нехватке квалифицированных преподавателей математики (как в школах, так и в вузах) прямо говорится в Концепции развития математического образования в Российской Федерации, принятой в соответствии с майским указом Владимира Путина и ставящей задачу «вывести российское математическое образование на лидирующее положение в мире». Так что выпускники явно не останутся без рабочих мест, тем более что эти места привлекательны: в Москве учительская зарплата за последние годы увеличилась в разы и сейчас в среднем превышает 75 тыс. рублей.
Подготовкой учителей математики традиционно занимаются педагогические вузы, однако на этом поле есть место и для ведущих классических университетов. Благодаря сотрудничеству с Центром педагогического мастерства (образовательной организацией при Департаменте образования Москвы, отвечающей за работу с одаренными детьми в столице) у студентов ВШЭ не будет проблем с педагогической практикой, а у выпускников — с поиском работы в московских школах. В свою очередь, ученые факультета математики ВШЭ обеспечат качественную математическую подготовку с учетом последних достижений современной науки, которая, как правило, недостаточно развита в педагогических вузах.
Выпускники будут свободны от стереотипов старой советской школы — классно-урочной системы и муштры
Сверхзадача всех совместных программ ВШЭ и ЦПМ — подготовить учителя математики нового поколения, считает руководитель программы «Совместный бакалавриат ВШЭ и ЦПМ» Наталья Походня.
Общаясь с выдающимися учеными-математиками, работающими в Вышке, студент сможет глубоко погрузиться в науку. Он будет свободен от стереотипов старой советской школы — классно-урочной системы и муштры, «когда нормальным считается, например, повышать голос на ученика, заучивать формулы, а не учить доказывать, оценивать достижения ученика по среднему баллу». Он будет ориентирован не на зубрежку, а на развитие у детей критического мышления с учетом лучших традиций российского математического образования.
И, наконец, выпускник будет обладать навыками работы с одаренными детьми, которые, по мнению Натальи Походня, постоянно «проверяют учителя»: задают вопросы, почему задачу нужно решать так, а не иначе, предлагают нестандартные решения. «Обычного учителя это, как правило, раздражает, а нашим выпускникам такие дети будут в радость», — считает она.
Совместный бакалавриат
Опросы, проведенные среди победителей и призеров престижных олимпиад по математике, физике, информатике, включая заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников, показывают, что многие олимпиадники всерьез примеряют на себя карьеру учителя, отмечает директор Центра педагогического мастерства, научный руководитель Совместного бакалавриата Иван Ященко. При этом для них важен бренд университета, куда они поступают, и возможность обучения в педагогических вузах они даже не рассматривают. Так что есть все основания ожидать приток в совместный бакалавриат сильных абитуриентов — с высокими баллами ЕГЭ, победителей и призеров олимпиад.
Во время практики в школах студенты будут работать ассистентами учителей, а также преподавать в математических кружках
На факультете математики ВШЭ уже есть бакалаврская программа «Математика», где дают широкую базовую математическую подготовку, углубляясь также в нематематические области — физику, экономику, компьютерные вычисления. Программа «Совместный бакалавриат ВШЭ и ЦПМ» будет отличаться от нее, прежде всего, наличием педагогической практики. При желании студенты могут также выбрать майнор, состоящий из спецкурсов по педагогике. Кроме того, на программе предусмотрены научно-исследовательские семинары под руководством ведущих научных сотрудников ЦПМ, посвященные как математическим проблемам, так и педагогическим, методическим.
Во время практики в школах студенты будут работать ассистентами учителей, а также преподавать в математических кружках, которые ВШЭ в этом году открыла в нескольких школах в разных районах Москвы. Можно будет пройти практику и в различных проектах Центра педагогического мастерства — кружках, каникулярных лагерях. Студенты примут участие в организации математических соревнований, в том числе в разработке заданий для них. По окончании программы у выпускников останется выбор — продолжать заниматься наукой или сосредоточиться на преподавании: диплом они получат по направлению «Математика».
В совместном бакалавриате — 30 бесплатных мест (обучение пока финансируется за счет ВШЭ), можно учиться и на платной основе. Одна из особенностей поступления на программу — внеконкурсный прием победителей олимпиад из списка Минобрнауки России не только по математике, но и по физике (причем не только в 11 классе, но и в 10 классе).
Совместная магистратура
Программа «Совместная магистратура ВШЭ и ЦПМ» станет еще одной магистерской программой Вышки для работающих учителей или для тех, кто хочет получить квалификацию учителя. Администрировать ее будет не только факультет математики, но и Институт образования ВШЭ, где уже есть аналогичные магистерские программы для историков, обществоведов и словесников. Наряду с дипломом магистра по направлению «Математика», выпускники также получат диплом о прохождении программы профессиональной переподготовки «Математическое образование», который подтверждает наличие компетенций, необходимых для работы учителем.
Наличие опыта работы не имеет значения. Приглашаем как вчерашних выпускников бакалавриата, так и учителей со стажем, которые хотят работать в школах и классах с углубленным изучением математики
В учебном плане магистратуры также предусмотрены психологические, методические и другие дисциплины, необходимые учителям. Занятия будут вести в том числе практикующие учителя. Выпускники будут соответствовать современным требованиям, которые предъявляются к школьному учителю, — в частности, они научатся работать в соответствии с новыми образовательными стандартами.
Как и любая магистерская программа ВШЭ, совместная магистратура рассчитана не только на выпускников бакалаврской программы того же направления. «В совместной магистратуре мы ждем бакалавров — выпускников разных программ Вышки и других вузов, — говорит академический руководитель программы Павел Семенов. — Наличие опыта работы не имеет значения. Приглашаем как вчерашних выпускников бакалавриата, так и учителей со стажем, которые хотят работать в школах и классах с углубленным изучением математики».
В совместной магистратуре — 20 бюджетных мест, которые также финансируются из бюджета ВШЭ, и также есть возможность учиться платно.
Походня Наталья Витальевна
Руководитель программы «Совместный бакалавриат ВШЭ и ЦПМ»