• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В Вышке открывается магистерская программа для подготовки профессиональных литераторов

Майя Кучерская, академический руководитель магистерской программы «Литературное мастерство»

Майя Кучерская, академический руководитель магистерской программы «Литературное мастерство»

В 2017 году начнется набор на новую магистерскую программу «Литературное мастерство», академическим руководителем которой будет писатель и филолог Майя Кучерская. О том, как учить творчеству и ремеслу в рамках академической программы и где будут работать ее выпускники, она рассказала новостной службе ВШЭ.

— Как возникла идея создать такую программу? 

— Интересно делать новое. Такой программы, такого проекта пока не было ни в системе российского образования, ни в моей собственной жизни. Наша программа соединяет практику и просвещение: изучение техник литературного письма с курсами по поэтике литературы, современного театра, кино. Собственно, мы будем готовить писателей, писателей с маленькой буквы, если угодно — райтеров. 

Мне кажется, важно сделать прививку творчества академическому образованию. Огласить строгие вышкинские коридоры нашими дикими песнями. Шучу. Но ведь действительно никакое научное открытие невозможно без вдохновения, а значит, творчества, риска.

И еще современной русской литературе не хватает профессионализма. Авторы, часто даже лучшие, не ведают о том, как грамотно выстроить текст, как слепить героя, как удерживать напряжение, как начинать и заканчивать. Вместе с тем многие из них не считают нужным читать других, расширять свой читательский кругозор. Сверхзадача магистратуры «Литературное мастерство» — повысить уровень грамотности современной отечественной словесности.  

— Вы уверены, что программа будет востребована?

Да. И не боюсь сглазить. Потому что даже в ситуации, когда о магистратуре «Литературное мастерство» гласно нигде не было объявлено, ко мне потекли письма с вопросами от потенциальных абитуриентов. И потому что наш проект Литературные мастерские/Creative Writing School, который, надеюсь, станет с новой магистратурой партнерским, бурно развивается.

Самые разные замечательные люди, не жалея времени, сил и денег, приходят учиться писать рассказы и романы, пьесы и эссе, стихи и детские книжки. И не только писать, конечно — общаться, говорить о литературе с единомышленниками. В наших мастерских теплая и осмысленная атмосфера. Я сама постоянно хожу в них в гости — умнеть и греться. Магистратура «Литературное мастерство» — органичное продолжение того же проекта. Его следующий этаж. За 10 недель — столько времени продолжаются мастерские — можно научить многому, но не всему. В рамках магистратуры мы будем вести нашего магистранта дольше, а значит, и результатов можно будет достичь более внушительных.  

— Кого вы будете выпускать?

— Профессиональных литераторов. Универсалов, которые сумеют под заказ создать текст в любом жанре. А смогут и не под заказ, по вдохновению. Принципиально, что это будут специалисты, которые умеют создавать тексты профессионально — а значит, ярко, умно, энергично. Что же до официального обозначения специальности, магистратура открыта на территории Школы филологии, так что в дипломе наши выпускники будут называться филологами, по крайней мере первый выпуск.

— Но «тексты под заказ» — это скорее про копирайтеров, при чем тут писатели?

— Да, но литература, пока наш книжный рынок такой скромный и скудный, пока что прокормить не может, надо где-то служить, получать регулярную зарплату, верно?

Майя Кучерская, академический руководитель магистерской программы «Литературное мастерство»

— Получается, что научить писать можно любого? Есть ли здесь место таланту?

— Талантливого автора видно сразу, по полету. По ритму, тону, по тому, как он  составляет  слова, какие краски кладет на холст. И все же великое утешение кроется вот в чем: просто способного автора вполне можно дорастить до профессионализма, до мастерства. Я тому свидетель. 

— Где будут работать ваши выпускники? 

— Если не предпочтут сочинять дома, то в редакциях литературных журналов, издательствах, в компаниях, создающих компьютерные игры и сценарии, в рекламных агентствах, и просто любых компаниях, заинтересованных в выразительных и логичных текстах. 

— А как вообще учить умению писать в рамках магистерской программы? Здесь ведь будет еще масса чисто академических дисциплин?

— Чисто академических будет всего несколько. Но и их фокус будет очень конкретным, отчасти прикладным. Нормальная школа волшебников. Хогвартс, только вместо заклинаний — слова, и вот уже… читатель корчится от смеха, или, наоборот,  потянулся за носовым платком, утирает слезы, или волнуется, успеет ли герой впрыгнуть в поезд. Или просто улыбается тихо, потому что в пасмурный ноябрьский день его комнату залил солнечный свет, ландыши зацвели. Магия слова. Вот чему мы будем учить. К счастью, есть на что опереться. У меня на подоконнике стоит уже две башни отличных американских и британских учебников по creative writing.

— Можно ли научиться писать по учебникам? Насколько в обучении писательству важна роль учителя?

— Роль учителя — огромна. И невероятно сложна. Важно же, чтобы учитель не задавил, не навязал свой стиль и интонацию ученику. Чтобы каждый наш магистрант расцвел и процвел в соответствие с собственным дарованием и диапазоном. Это трудно. Именно поэтому мы приглашаем к преподаванию многих, разных литераторов, известных и очень известных, и одновременно — преподавателей Школы филологии, настоящих ученых, которые будут немного остужать всеобщий пыл и не позволят нашим магистрам зарапортоваться.

— Кто из литераторов будет у вас преподавать?

— Переговоры с писателями сейчас ведутся. Все соглашаются с радостью. Отказов пока ни одного.  Получается звездный коллектив, ослепительный, правда. Причем, разумеется, это не просто «практики», талантливые сочинители, это — люди широкой эрудиции и образования, умеющие раскрывать свои представления о том, что такое наше ремесло, и глубоко, и увлекательно. Но называть конкретные имена все же рано. Давайте подождем хотя бы до весны, хорошо? Вот тогда дам вам новое интервью и раскрою все карты.

— А кто в современной российской словесности для вас интересен?

— Много кто. Михаил Шишкин, Евгений Водолазкин, Людмила Улицкая*, Дмитрий Быков*, Марина Степнова, Людмила Петрушевская, Евгений Абдулаев, Александр Иличевский, Петр Алешковский, Владимир Маканин, Сергей Гандлевский. Хотя из регулярного режима чтения современной литературы я вышла, все равно стараюсь читать новинки. Одно из последних открытий — Наринэ Абгарян, обладающая редким в нашей иногда слишком серьезной литературе даром — смешить. Хотя к этому ее литературный дар, разумеется, не сводится. Мы, кстати, будем учить сочинять не только для вечности, но и говорить о законах массового искусства; если наши выпускники захотят писать серийную прозу, и этот путь будет перед ними открыт. В конце концов серийная проза тоже должна быть профессиональна.

Об условиях поступления можно узнать на сайте программы.

* Дмитрий Быков, Людмила Улицкая включены Минюстом в список физлиц, выполняющих функции иностранного агента.