Нужна продуктивная культура и ответственная элита
Первым перед школьниками выступил Сергей Караганов, который рассказал о роли России в новой схеме глобальных политико-экономических отношений. Роль эта, считает он, скорее всего, будет второго плана, так как двумя доминирующими игроками на мировой арене в ближайшее время останутся США и Китай — страны, из которых первая обладает самой инновационной, а вторая — самой динамичной экономикой. Они составят G2 — «большую двойку», систему американо-китайского управления миром. Россия же, по мнению Сергея Караганова, самостоятельной силой еще долго не будет, а геополитический и экономический вес нашей страны будет зависеть от того, сумеет ли Россия в ближайшие десять-двенадцать лет сформировать некий союз с Европой или просто станет сырьевым сателлитом Китая. Правда, устанавливать тесные экономические связи со странами Азии целесообразно при любом сценарии.
В такой «второплановости» роли России, впрочем, нет ничего обидного. Российская цивилизация вторична по сравнению с теми же великими цивилизациями античности хотя бы по той причине, что возникла она много позже. Корни ее — в Византии, при этом Сергей Караганов уверен, что отказывать Византии в «европейскости», а тем более противопоставлять ее, как и Россию, Европе было бы неверно: именно в Византии европейская идентичность сохранилась в мрачный период Средневековья.
Но дело не только в событиях дней давно минувших. Ожидать от России глобального первенства было бы наивным, если учесть, что наша страна едва восстановила свою государственность. «В девяностые годы у нас государства не было, — полагает Сергей Караганов. — Россия была тем, что называется failed state, только в этом никто не хотел признаваться». Но если государство за десятилетие правления Владимира Путина обрело силу, то российское общество странным образом продолжило деградировать. Выражается это как в утрате ключевых культурных понятий и ценностей, так и в глубоком демографическом кризисе — численность российского населения неумолимо сокращается.
Спасением для России (во всяком случае, Сергей Караганов приветствовал бы такой путь развития) могла бы стать авторитарная модернизация, однако она осуществима при наличии эффективной и не коррумпированной бюрократии. «Но в последние семь лет образовалась бюрократия, которая феерически коррумпирована, поэтому инструментов для авторитарной модернизации у нас нет», — констатировал декан факультета мировой экономики и мировой политики.
Естественным орудием России останутся ее минеральные ресурсы. Сергей Караганов довольно подробно остановился на «газовых связях» России и Европы и том, какие интересы преследуют обе стороны в этом вопросе. А интересы эти, сколь бы громкими ни были заявления политических руководителей, в основе своей носят экономический характер. Другое дело, что «цена вопроса» выводит споры и дискуссии, скажем, о «Северном» и «Южном потоке» или проекте Nabucco на политический уровень. Вообще, в основе многих современных политических конфликтов лежат, как считает Сергей Караганов, конфликты экономические.
![]() |
Декан факультета мировой экономики и мировой политики ГУ-ВШЭ Сергей Караганов |
Но с какими бы вызовами в новом мире России ни пришлось столкнуться, Сергей Караганов пожелал своим слушателям не посыпать голову пеплом, а работать на будущее. «Глаза боятся, а руки делают», — напомнил он старую русскую поговорку.
О том, что именно придется делать собравшимся в зале, тогда как «глаза боятся», говорил в своем выступлении Евгений Ясин. Олимпийский марафон будет только частью их пути в настоящую элиту российского общества — ту, которая не просто пользуется полагающимися ей по статусу привилегиями, но работает на развитие страны. Образование представляется Евгению Ясину «самой важной составляющей социального лифта», но те, кто этим лифтом решит воспользоваться, должны принять одну старую истину: многие знания — многие печали.
«Россия стоит перед вызовом, быть может, самым серьезным за последние пятьсот лет, — сказал научный руководитель ГУ-ВШЭ. — Мы оказались в ситуации, когда для дальнейшего развития требуется изменение культурных ценностей. Мир двадцать первого века меняется, и успешными будут те страны, которые обладают более продуктивной культурой и более сильной элитой».
Положение России осложняется снижением численности населения, а значит, сокращением трудовых ресурсов и увеличением социальной нагрузки на каждого работающего. Чтобы экономика справилась с этим давлением, необходимо резкое повышение производительности труда, причем похожие проблемы, хотя и в меньших масштабах, придется решать всем развитым странам. А вот развивающиеся страны все еще могут удерживать высокие темпы роста: фаза индустриализации там еще не завершена, демографический переход не состоялся, свободных трудовых ресурсов более чем достаточно, как и возможностей для копирования промышленных технологий.
Россия конкурировать с развивающимися странами не может — десятилетия социализма сделали рабочую силу слишком дорогой, но она пока неконкурентоспособна и по сравнению со странами развитыми, которые перешли к инновационной экономике, где главная ценность — человек и его знания. Реформы, которые прежде проводились в России, не сопровождались культурными изменениями, но сейчас без них не обойтись. «Инновационная экономика предполагает иную культуру, иное отношение к закону, защиту частной собственности и развитие конкуренции, — сказал Евгений Ясин. — Это задачи, которые именно вам предстоит решать. Поэтому я вам сочувствую, но одновременно завидую».
Вопросы, поступившие научному руководителю ГУ-ВШЭ из аудитории, варьировались от проблем строительства демократии «снизу» до тарифной политики Российских железных дорог и конкурентных преимуществ российских вузов. Отвечая на них, Евгений Ясин, во-первых, предпочел назвать Россию не авторитарной страной, а «дефектной демократией», во-вторых, отметил, что цена человеческой жизни в нашей стране будет возрастать, хотя бы и по экономическим причинам, а также подчеркнул, что изменение культурной парадигмы возможно только при избавлении от рабского сознания. Однако проблема заключается в том, что обычно «раб не хочет становиться свободным — он желает только сделаться господином».
Несмотря на просьбу из зала подробнее рассказать о преимуществах Вышки перед другими вузами, Евгений Ясин отказался «рекламировать» свой университет, но заметил, что поступить и учиться за взятки в Вышке не получится и что шанс получить высшее образование должен быть доступен всем.
Олег Серегин, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фото Петра Гордеева