• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Дизайнер — это мастер мгновенного смысла»

«Дизайнер — это мастер мгновенного смысла»

6 июня в Школе дизайна НИУ ВШЭ пройдет день открытых дверей направления «Коммуникационный дизайн». Новостная служба ВШЭ поговорила с академическим руководителем программ бакалавриата Александрой Кузнецовой о «фишках» учебной программы, о том, как студенту-дизайнеру оставаться художником и как собрать правильное портфолио для работы.

Со следующего учебного года студенты Школы дизайна НИУ ВШЭ в рамках единой образовательной программы уже с первого курса смогут выбрать более узкую специализацию. На выбор предлагается четыре профиля — «Дизайн среды», «Мода», «Коммуникационный дизайн» или «Анимация и иллюстрация».

Говорящий дизайн

Раньше наша специальность называлась просто «графический дизайнер» — и это было понятно всем. Но сейчас дисциплину, которой мы учим, можно назвать «коммуникационным дизайном», потому что медиа почти перестали быть бумагой и перешли в цифровую среду. В этом есть и общая тенденция — дизайн становится говорящим, вступает в непосредственную и все ускоряющуюся коммуникацию с потребителем того или иного продукта, становится важным проводником информации, и дизайнер — это мастер мгновенного смысла, опережающий долгое слово быстрой картинкой. Коммуникационный дизайн также взаимодействует со средой, модой, иллюстрацией — в общем, он про все и фундаментален. Так что мы его выделили в отдельный и, наверное, важнейший профиль.

Плохому не научат

Программа этого направления уникальна, мы ее обкатывали два года — теперь она приносит хорошие результаты. Курс написан интересным коллективом авторов: Арсением Мещеряковым, Игорем Гуровичем, Протеем Теменом, Эриком Белоусовым, мной и Пашей Борисовским — это тот костяк наших преподавателей, на котором вообще стоит факультет. Обучение задумано так, что студент сразу оказывается в незнакомом еще мире коммуникационого дизайна — мы «ныряем» в него без подготовки в первом же модуле и учимся делать такой маленький фирменный стиль, который и погружает студентов в контекст. Но уже в 4 модуле ребята делают не абстрактные работы, а максимально приближенный к жизни проект. В эту программу вложен коллективный опыт наших кураторов — а все они представители индустрии дизайна и непосредственно работающие в ней, поэтому структура программы не случайна.

Мы сильно отличаемся в плане коллектива, если сравнивать с архаичными конкурентами — Строгановкой и Университетом печати. У нас современный состав преподавателей — активных и молодых дизайнеров, и особый подход к образованию — проектный. С первого дня мы сажаем студентов за компьютеры, потому что считаем, что нужно работать, и в работе познается все.

Важно дать студентам системный подход к делу, а детали можно изучать самостоятельно — важно понять, зачем это, как устроено. Поэтому дать стимул к самостоятельному изучению — ключевое в нашей системе.

У нас есть такой предмет как арт-практика, где мы не учим одному приему — рисовать гипсовую голову, но занимаемся изучением различных технологий воплощения замысла. Раньше сугубо академический подход был нужен, чтобы поставить руку. Когда изменился мир и технологии, в обучении появились другие задачи — поставить не руку, а голову.

Мещеряков Арсений Владимирович
руководитель Школы дизайна

Предметы

Креативное проектирование — основной профильный предмет, где студенты работают с куратором. Эта дисциплина больше про творчество и вместе с тем про освоение технических моментов — дизайнерских программ llustrator, Photoshop, 3D-Max, Premier, которые студенты используют для реализации придуманных проектов. Кроме этого на первом курсе есть арт-практика, которая связана с более традиционным рисованием. Здесь творят руками: клеят, режут, компилируют из различных материалов. Например, Сергей Кужавский проводит на арт-практике нескучные игровые эксперименты, объединяя студентов в команды, чтобы те создавали части одной большой композиции.

Кто не работает, тот в конечном счете не получает никаких профитов от обучения — активных студентов мы всячески поощряем

Первокурсников еще ждет сильный блок по истории искусств, дизайна, архитектуры — все знания по этим темам не являются абстрактными, а всегда параллельно воплощаются на креативном проектировании. Программа по истории искусств и дизайну «встряхивает» студента обилием новых знаний, в том числе про современное искусство, и интенсивное погружение в них обязательно связано с практикой. Обучение дизайну есть система, объединенная глубокой логикой.

Учиться в системе

Нам хотелось сформировать системное и концептуальное мышление у ребят, это необходимо для некоего продюсерского взгляда на проекты. Поэтому любая деятельность студента всегда встроена в систему. На втором курсе появляются такие предметы как кураторство, где студенты учатся анализировать и выстраивать нестандартные истории на основе уже полученных инструментария и теории. Кураторство также дает важный навык — умение говорить, с чем часто у дизайнера проблемы, а также  навык контекстуального мышления. Вообще вся программа бакалавриата — одна большая система, где первый год посвящен знакомству с «языком дизайна», второй — с концепцией проекта, третий — примерке к реальности на примерах брифов из жизни. Четвертый год — диплом и полноценный выход в жизнь, к которой студенты 4 курса готовятся, раздавая задачи как арт-директора студентам младших курсов.

Портфолио как пропуск в жизнь

Человек с дипломом дизайнера, как специалист по визуальным коммуникациям, в жизни может заниматься книгами, журналами, упаковкой, приложениями, брендингом и другими контекстуальными вещами. Бакалавры по окончании учебы становятся дизайнерами широкого спектра, а магистры — арт-директорами. Но для работы по профессии важно наработать портфолио — и сейчас мы реализуем идею базы-портфолио наших студентов. Мы хотим большинство просмотров студенческих работ перевести в онлайн на сайт Школы дизайна НИУ ВШЭ. У каждого студента там будет свой аккаунт, куда можно выложить проект, и тому, кто сможет просматривать его портфолио, будут также видны оценки, которые получили работы. И это важно — ведь после учебы у студента не так много «не-учебных» работ, кроме тех, что были сделаны случайно, на фрилансе или для себя.

Дизайн — это не просто бессмысленное рисование картинок, а рисование таких картинок, которые нацелены на определенную аудиторию и помогают бизнесу и проекту

В экспертный совет для просмотра и оценки работ мы будем приглашать не только преподавателей школы, но и людей из индустрии — например, одним из наших экспертов уже является Юрий Гордон, известный шрифтовой дизайнер. Эти люди могут не присутствовать на самом просмотре, но дать свою оценку специалиста онлайн. База студенческих портфолио будет таким образом и выставочной площадкой и рабочим инструментом нашего учебного процесса и даже соцсетью.

К самостоятельной жизни мы также готовим, помогая премиально — уже наши второкурсники задействованы как сотрудники в Лаборатории дизайна — это дизайн-студия при факультете. Лучшие студенты там начинают как помощники, потом становятся трудовыми единицами студии или с этим опытом переходят в другие места. Это оплачиваемая работа. Так что в финале обучения студенты вполне готовы встроиться в саму индустрию дизайна безболезненно.

Рассказывать, рисуя

Основная сфера работы для дизайнера — это СМИ. Начиная от макета изданий — как  бумажного, так и цифрового — до отдельных элементов, например, инфографики. Конечно, есть тенденция к тому, чтобы в медиамире заменить текст картинками, но я как опытный представитель журнальной среды, говорю студентам, что элементы лучшего дизайна всегда рождаются на стыке работы редактора и дизайнера, текста и картинки, когда никто никого не подавляет. С моей группой мы много говорим о visual srotytelling как о рассказывании истории образами. Со 2 курса у нас для этого есть специальный формат работы с проектами: визуальное исследование. В своей максимальной форме это исследование предстает на 4 курсе — это книга, которую делает сам студент в качестве дипломной работы. И суть этой книги в понятных и максимально прочитываемых визуальных рядах-картинках.

Кнут и пряник

Учиться здесь нелегко, мы очень нацелены на результат, и те, кто привык в школе лениться, сюда не приходят. Модульная система обучения не дает расслабляться, кроме того мы ввели промежуточные просмотры — кто не работает, тот в конечном счете не получает никаких профитов от обучения — активных студентов мы всячески поощряем.

Дизайнер как художник

Дизайн — это не просто бессмысленное рисование картинок, а рисование таких картинок, которые нацелены на определенную аудиторию и помогают бизнесу и проекту. Это сложный момент обучения, потому что многие приходят просто порисовать красоты, и кто быстро понимает, что это не так и при этом продолжает делать интересные работы — становится профессионалом. Художник от этого не перестанет им быть, но хорошее ремесло — вещь более практичная в смысле гибкости твоего художественного мышления. Мы всегда приветствуем выходы наших студентов в арт-сферу. Протей Темен со своей группой каждые две недели делают мини-выставку, я тоже со своими студентами провожу арт-эксперименты и стараюсь иногда уйти от утилитарности и бизнес-задач к какому-то обозначению проблем, но это больше факультативная работа. В будущем Школа дизайна планирует расшириться до Fine Arts, и это стоит в планах с момента основания института, но требует отдельной образовательной программы — и мы к ней идем.

Фото: Школа дизайна НИУ ВШЭ

Другие направления в Школе дизайна: 

«Россия — рай для дизайнеров, здесь все подлежит реконструкции». Интервью с куратором направления «Дизайн среды» Александром Джикия

«Все — от баннеров на сайтах до спецэффектов в кино — это творение художников-аниматоров». Интервью с куратором направления «Анимация и иллюстрация» Алексеем Рюминым

«Глянцевые журналы и бренды одежды испытывают дефицит в людях, которые понимают индустрию моды». Интервью с куратором направления «Мода» Анзором Канкуловым