Что вы сделали и планируете сделать для привлечения в ГУ-ВШЭ самых талантливых абитуриентов?
На этот вопрос отвечают декан факультета математики Сергей Ландо, декан факультета психологии Алла Болотова, декан факультета менеджмента Азер Эфендиев, директор Международного института экономики и финансов Сергей Яковлев и первый заместитель декана факультета прикладной политологии Валерия Касамара.
Сергей Ландо, декан факультета математики:
- Мы рассказываем о нашем факультете в московских школах. Однако оценить эффективность этой работы пока трудно - из некоторых школ, которые мы охватили, на Многопрофильную олимпиаду ГУ-ВШЭ никто не пришел.
Тем не менее, московские школьники проявили большую активность на олимпиаде. Это объясняется, в первую очередь, традициями математического образования в Москве. Олимпиады являются неотъемлемой частью этого образования, и появление новой олимпиады воспринимается как лишний повод получить удовольствие от решения задач и проверить себя. К сожалению, это не означает, что будущие победители олимпиады планируют продолжать обучение на факультете математики или других факультетах Вышки, - проблема, пути решения которой нам еще предстоит найти.
Большую надежду мы возлагаем на другую традицию - непосредственное участие ведущих математиков-исследователей в преподавании в специализированных школах. Практически все сотрудники факультета математики имеют многолетний опыт такого преподавания, некоторые занимаются им и сейчас. Пользу этих связей для вновь образуемого факультета трудно переоценить. На будущий год хотелось бы привлечь к участию в олимпиаде десятиклассников, чтобы их связи с Вышкой устанавливались на более раннем этапе обучения.
Алла Болотова, декан факультета психологии:
- Факультет ведет большую работу для привлечения в Вышку абитуриентов из регионов. Наши преподаватели принимали участие в олимпиадах, которые проводились в Рязани, Саратове, Воронеже.
Декан факультета участвовала в качестве эксперта в ежегодной олимпиаде школьников, которая проходит под эгидой общероссийского движения "Интеллектуальный потенциал России" в городе Сарове Нижегородской области. На эту олимпиаду приезжают представители лучших вузов страны, включая МГУ, МГИМО, МИФИ, МГТУ им. Баумана и, конечно, ГУ-ВШЭ. Участникам рассказывалось о ГУ-ВШЭ, о возможностях поступления в наш университет. Интеллектуальные состязания в секции "Психология" организуются на этой олимпиаде второй год. В прошлом году на наш факультет поступили четыре человека, выступившие там с лучшими докладами.
В этом году я буду также в качестве эксперта участвовать в секции психологии Всероссийской олимпиады школьников.
Мы много работаем с московскими школами - в частности, в Западном округе Москвы. При факультете есть Школа юного психолога для учащихся 10-11 классов, где ведут занятия студенты, аспиранты и молодые преподаватели нашего факультета. Многие учащиеся из этой школы становятся слушателями факультета довузовской подготовки.
О нашей работе пишут в СМИ - например интервью декана и научного руководителя были опубликованы в журнале "Куда пойти учиться", в журналах ГУ-ВШЭ "Психология" и "Модуль".
Есть все основания надеяться, что конкурс на факультете психологии в этом году будет достойным. В прошлом году он составил 3 человека на место - столько же, сколько на психологическом факультете МГУ и РГГУ.
Азер Эфендиев, декан факультета менеджмента:
- На нашем факультете в прошлом году был зафиксирован невиданный конкурс, и мы брали на платное обучение абитуриентов, набравших по 20 баллов, так что средний уровень наших первокурсников достаточно высок. На бюджетные места мы приняли 130 человек (в том числе 40 на обучение по специальности "Логистика"), а на платные - примерно в 2,5 раза больше. Ни на одном другом факультете Вышки нет таких пропорций.
Мы стремимся сохранить такие результаты в 2008 году, хотя они превышают наши плановые показатели. Но отдаем себе отчет, что это крайне сложно.
Что мы для этого делаем?
Прежде всего, продолжаем работать со школами. Налаживаем и поддерживаем связи с префектурами Москвы, с директорами ведущих столичных школ. Сегодня более чем в ста школах Москвы висят наши рекламные плакаты - очень качественные, привлекающие внимание. До конца учебного года количество школ будет еще больше. Мы работаем и с факультетом довузовской подготовки - я сам общаюсь с его слушателями, это делают и наши преподаватели.
К сожалению, в этом году произошло незначительное сокращение количества участников Многопрофильной олимпиады ГУ-ВШЭ, которые планируют поступать на факультет менеджмента. Но не будем торопиться с выводами: нужно проанализировать, в какой мере это связано с общим демографическим спадом. Во всяком случае, большой наплыв абитуриентов на День открытых дверей, который проводился в феврале, свидетельствовал о том, что интерес к обучению на нашем факультете остается на прежнем высоком уровне.
Сейчас мы много делаем и для обеспечения набора в магистратуру, но здесь есть свои сложности. Основная аудитория, на которую рассчитана наша реклама, - студенты других вузов. В то же время руководство вузов препятствует информированию своих студентов о программах конкурентов - в частности, нам запрещают вывешивать плакаты. 13 апреля на нашем факультете состоится презентация магистерских программ.
Из бюджета факультета выделены средства на рекламную кампанию в Интернете (например, в Яндексе). Коллеги с базовой кафедры Видео Интернешнл договариваются с газетами о публикации моих интервью и о размещении другой информации о факультете.
Сергей Яковлев, директор Международного института экономики и финансов (МИЭФ) ГУ-ВШЭ:
- Безусловно, мы используем все возможности для распространения информации, которые предоставляет Высшая школа экономики. Это и олимпиады, на которых мы устанавливаем контакты с ребятами, и дни открытых дверей (и всей Вышки, и нашего института). В этом году МИЭФ начал активно работать с регионами. Мы и раньше бывали в регионах, но время от времени. Теперь будем ездить чаще, устраивать там встречи со школьниками. Планируем размещать информацию о возможностях, которые дает обучение в МИЭФ, в региональных газетах. Сейчас как раз обсуждаем, в каких регионах и городах это лучше делать.
На мой взгляд, в субъектах Федерации полезно проводить презентации всех факультетов Высшей школы экономики, чтобы школьники имели больше возможностей выбора. Вспоминается опыт МГУ, когда небольшие группы преподавателей ездили на Северный и Тихоокеанский флот, чтобы рассказать об университете (я входил когда-то в состав таких групп). Российская экономическая школа также организует презентации, дни открытых дверей в регионах. Что-то подобное можно делать и в Высшей школе экономики.
По мере распространения единого государственного экзамена все больше ребят из регионов будут иметь возможность поступления в лучшие московские вузы. А региональные университеты также борются за своего студента. Поэтому нам нужно "наращивать свое присутствие" в субъектах Федерации, чтобы о нас знали. Лучшие абитуриенты, причем не только бакалавриата, но и магистратуры, должны понимать, что возможности для карьеры, для профессионального развития будут гораздо больше, если они поступят в сильный московский вуз - такой, как ГУ-ВШЭ.
Валерия Касамара, первый заместитель декана факультета прикладной политологии:
- Руководители нашего факультета, ведущие профессора и даже студенты регулярно выступают на различных медийных площадках. Их можно увидеть в программах ведущих телеканалов: РТР, НТВ, ТВЦ, ТВ "Столица". На радиостанции "Эхо Москвы" слышно нашего декана Марка Урнова, заместителя декана по научной работе Леонида Полякова, доцента кафедры публичной политики Алексея Зудина. Профессор кафедры общей политологии Евгения Альбац ведет свою программу "Полный Альбац!" Интервью с нашими преподавателями публикуются в ведущих печатных изданиях - "Коммерсанте", "Итогах" и проч. По актуальным проблемам политологии и рекламы мы высказываемся на корпоративном портале ГУ-ВШЭ и в экспертном журнале Opec.ru.
Организуется целенаправленное распространение информации о факультете в период приемной кампании, которая традиционно стартует с осенних дней открытых дверей ГУ-ВШЭ. На днях открытых дверей основную работу с родителями и абитуриентами ведут наши лучшие студенты.
В прошлом году на факультете был впервые проведен набор на обучение по специальности "Реклама", и в этом году студенты-рекламисты с первого курса многое сделали для продвижения нового направления (в связи с переходом на "4+2" в этом году набор будет проводиться на направление "Реклама", то есть в бакалавриат). Они разработали и напечатали буклет, выпустили небольшой дайджест с типичными вопросами и ответами для абитуриентов.
Только что успешно группа волонтеров отработала на двух профессиональных выставках - "Рекламные технологии" и "Дизайн и реклама" (среди посетителей и участников выставки немало родителей потенциальных абитуриентов). Затем эта же группа организовала презентацию факультета прикладной политологии на стенде ГУ-ВШЭ в рамках выставки "Образование и карьера XXI век" в Гостином дворе. На портале об этом была статья "Сложи кошку для декана" в рубрике "Недавно".
Недавно наши рекламисты "запустили" свой новый сайт http://www.adverthse.ru/, в ближайших планах - старт программы публикаций для абитуриентов в Интернете, рассылка пресс-релизов. Поводом для этого станут совместные мероприятия факультета и его партнеров - в частности, всероссийское совещание заведующих кафедрами рекламы российских вузов. Оно ежегодно проводится Ассоциацией коммуникационных агентств России и на этот раз состоится в ГУ-ВШЭ с 17 по 19 апреля. А в мае мы планируем перенять опыт факультета мировой экономики и мировой политики ГУ-ВШЭ - провести факультетский Open Day по направлениям "Политология" и "Реклама".
Надеюсь, абитуриенты смогут узнать больше о нашем факультете и в связи с празднованием 10-летнего юбилея. Праздник пройдет в формате Open Air (в парке, на открытом воздухе) 12 июня.
Ссылки: