• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Чтобы победить на олимпиаде, можно и с Карлом Марксом поспорить

10 апреля завершилась Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию. В ее финальном этапе, в течение недели проходившем в подмосковном Воронове, приняли участие 244 человека из 60 регионов России. Победителями и призерами олимпиады стали 72 школьника.

Чтобы победить на олимпиаде, можно и с Карлом Марксом поспорить

Всероссийские олимпиады школьников по обществознанию проводятся с 2001 года, последние четыре года их организатором выступает Высшая школа экономики. В олимпиаде участвуют школьники 9–11 классов. Чтобы пробиться в финальный этап, им необходимо пройти отборочные соревнования: сначала на уровне школы, затем — муниципалитета и региона. В нынешнем году в финал вышли почти 250 школьников из 60 российских регионов. Все они на неделю собрались в пансионате «Вороново» в Подмосковье.

Заключительный этап олимпиады проходил в три тура. В первом туре на выполнение заданий отводилось три часа, а максимальное количество верных ответов могло принести участникам 100 баллов. Во втором туре школьники за два с половиной часа должны были написать эссе, выразив свое отношение к известным высказываниям ученых, писателей или политиков. Самыми «востребованными» у ребят оказались Фридрих Ницше и Карл Маркс. А сразу 12 участников решили поэкспериментировать и написали эссе по мотивам работ известных художников. Авторы лучших эссе могли набрать в этом туре 50 баллов.

Школьники за два с половиной часа должны были написать эссе, выразив свое отношение к известным высказываниям ученых, писателей или политиков. Самыми «востребованными» у ребят оказались Фридрих Ницше и Карл Маркс.

В третьем туре (он также оценивался в 50 баллов) участникам предложили тексты, относящиеся к различным областям обществознания — культурологии, политологии, социологии, философии, экономики, юриспруденции. Необходимо было выбрать один из них и выступить в качестве оппонента: подвергнуть критике авторскую позицию, опровергнуть приведенные в тексте аргументы и предложить альтернативное решение рассматриваемой проблемы. Девяти- и десятиклассники выполняли это задание в письменном виде, а вот одиннадцатиклассники после предварительной трехчасовой подготовки должны были защитить свою работу устно, перед членами жюри.

Подготовиться к публичному выступлению школьникам помогла театральный педагог, актриса и режиссер Марина Либакова-Ливанова, которая провела коммуникационный тренинг «Заговори, чтобы я тебя увидел».

Подготовиться к публичному выступлению школьникам помогла театральный педагог, актриса и режиссер Марина Либакова-Ливанова, которая провела коммуникационный тренинг «Заговори, чтобы я тебя увидел». Полтора часа ребята занимались странными на первый взгляд вещами — по очереди представлялись, повторяли стихотворения, издавали забавные звуки… «Актерская» тема была продолжена в один из следующих дней: перед участниками олимпиады выступили студенты Театрального института имени Бориса Щукина. Целый вечер они читали со сцены стихи Пушкина, Маяковского, Цветаевой, отрывки из «Фауста» Гете, а также рассказ Надежды Тэффи «Дураки» и фрагменты повести Виктора Астафьева «Кража».

Работали со школьниками и профессора Вышки, прочитавшие им несколько интересных лекций. Профессор кафедры политического поведения Игорь Орлов рассказал об истории советской повседневности, заведующий отделением востоковедения Алексей Маслов — о том, «одолеет ли Восток Запад», а доцент кафедры методов сбора и анализа социологической информации Олег Оберемко — о том, как можно «экранизировать» социологию, разбирая абстрактные научные концепции на примере конкретных жизненных ситуаций.

А отвлечься от олимпиадных соревнований школьники могли на экскурсиях — в соседнюю с пансионатом усадьбу графа Ростопчина и в Кремль, после посещения которого у ребят оставалось еще немало времени для прогулок по Москве. И вновь не обошлось без театра: московская экскурсия завершилась на спектакле «Р.Р.Р.», поставленном в Театре имени Моссовета по мотивам «Преступления и наказания» Достоевского.

Победителями были признаны 20 человек, еще 52 участника стали призерами. Абсолютным победителем олимпиады оказалась 10-классница из Санкт-Петербурга Елизавета Васильева, набравшая по сумме трех заданий 168 баллов из 200 возможных.

Итоги олимпиады были подведены 10 апреля. Победителями были признаны 20 человек, еще 52 участника стали призерами. Абсолютным победителем олимпиады оказалась 10-классница из Санкт-Петербурга Елизавета Васильева, набравшая по сумме трех заданий 168 баллов из 200 возможных. Напомним, что 11-классники, ставшие победителями и призерами Всероссийской олимпиады, получают льготы при поступлении в любой российский вуз по профильному предмету олимпиады. Порядок приема победителей и призеров олимпиад в ВШЭ будет опубликован не позднее 1 июня 2014 года.