• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Аспирантура: выбор жизненной стратегии

В сентябре российские вузы проводят набор в аспирантуру. Помогает ли диплом кандидата наук сделать успешную карьеру? Сложно ли учиться? Об этом рассказывает начальник Управления аспирантуры и докторантуры ГУ-ВШЭ Елена Кобзарь.

— Елена Николаевна, насколько сходна ситуация с приемом в аспирантуру в Высшей школе экономике с тем, что происходит в российских вузах в целом?

— В аспирантуре ВШЭ большой прием (сейчас принимается около 300 человек ежегодно) по широкому кругу отраслей науки и научных специальностей — это экономика, право, социология, политология, психология, философские науки, технические науки. Со следующего года планируем набирать математиков. В этом смысле у нас есть возможность наблюдать картинку достаточно широкую. Мы можем сопоставлять популярность тех или иных специальностей. Но вот в чем наше существенное отличие от других вузов — это открытость аспирантуры ВШЭ выпускникам других вузов, которые составляют около 40 процентов поступивших. Мы сознательно планируем свой прием (количество мест) таким образом, чтобы была возможность у выпускников других вузов приходить к нам учиться, рассчитываем на то, что к нам придут перспективные и мобильные ребята со стороны.

— А если сравнивать условия обучения?

— В ВШЭ условия обучения более привлекательные, чем в подавляющем большинстве российских вузов. Привлекательные не в том смысле, что мы предусматриваем преференции поступившим «со стороны». Напротив, часто предупреждаем, что придется подтягиваться, чтобы взять планку ВШЭ, выставляемую по отношению к диссертациям.

— Если можно, кратко об этих условиях.

— К сильным сторонам ВШЭ я бы отнесла научное руководство. Аспирантами руководят ведущие российские исследователи в области экономики, социологии, юриспруденции. Уровень академической активности во ВШЭ чрезвычайно высок: научные конференции и семинары, мастер-классы ведущих российских и зарубежных исследователей проходят практически ежедневно.

У аспирантов есть возможность участвовать в исследованиях, проводимых научными институтами, исследовательскими центрами и научно-учебными лабораториями; самостоятельно реализовывать научные проекты при грантовой поддержке университета.

Кроме этого, в университете широкий спектр возможностей академической мобильности.

— Каких именно?

— От участия в научных конференциях (в России и за рубежом) до выезда на программы PhD в западные вузы. Не говоря о колоссальном количестве летних школ, семинаров и других мероприятий, которые крайне полезны и с точки зрения продвижения исследования и с точки зрения установления профессиональных контактов.

Постепенно развиваются программы двойных дипломов, в рамках которых аспирант одновременно учится в российской и зарубежной аспирантурах, «на выходе» получая и кандидатскую степень и PhD. Таких программ пока немного не только в России, но и в Европе. Но для аспирантов доступны другие форматы академической мобильности: прослушивание отдельных курсов, работа в библиотеках западных университетов,.

— На ваш взгляд, кто и для чего поступает сегодня в аспирантуру?

— Среди поступающих я бы, прежде всего, выделила людей, у которых есть потребность не расставаться с динамичной и креативной университетской средой, где есть возможность общаться с людьми не просто интересными и талантливыми, но выдающимися. Для таких людей аспирантура — следующая стадия развития, поиск возможностей с прицелом, скажем, на дальнейшее трудоустройство, совсем не обязательно в академической сфере. В этом случае людей привлекает скорее сам процесс обучения, возможность попробовать сделать проект с гораздо более высокой степенью самостоятельности, чем это получается в студенчестве.

Другая категория — это те, кто, пожалуй, наиболее внятно может сказать, даже не зачем они идут учиться в аспирантуру, а зачем им  нужна кандидатская степень. Чаще всего — это абитуриенты,  выстраивающие карьеру в академической сфере, либо аналитики из бизнеса, чья работа содержательно достаточно близка тому, что делают их коллеги-исследователи. Кстати, именно эти люди нередко выбирают между аспирантурой и вторым высшим образованием, MBA-программами.

— Какие перспективы есть у выпускников аспирантуры?

— Если говорить об ожиданиях конкретного аспиранта, который приходит ко мне и спрашивает «а что мне за это будет?», то обычно я отвечаю достаточно жестко: за само наличие степени — ничего. Никто вам автоматически не повысит зарплату за факт наличия «корочки» со степенью и рабочее место, о котором вы мечтаете, также вряд ли предложат. Но тот капитал, который наработан в работе над кандидатской: умение организовывать и реализовывать проект (а диссертация является ничем иным, как исследовательским проектом), сложившиеся контакты в профессиональном сообществе, где вы себя позиционируете как зрелый, сложившийся аналитик (в этом смысле публикации, участие в конференциях, стажировках, семинарах, летних школах — хороший способ заявить о себе), — все это «весит» ничуть не меньше, чем финал всех ваших аспирантских трудов — степень кандидата наук.

Аспирантура позволяет встраиваться в широкий профессиональный контекст. Это не просто хорошая возможность быть информированным обо всех профессиональных «новинках», но и получение навыков преобразования той профессиональной сферы, в которой вы планируете строить карьеру. Насколько тот или иной аспирант воспользуется возможностями для получения таких навыков — вопрос открытый. Нередко в процессе написания кандидатской диссертации человек «подрастает» профессионально, тогда получение степени сопровождается переходом на следующую ступень карьерной лестницы.

— Кстати, о «корочке» кандидата наук. Как вы относитесь к рассуждениям о том, что «все знают, сколько сегодня стоит защитить диссертацию»?

— От девальвации кандидатской степени, к сожалению, никуда не денешься, но степень все же используется профессиональными сообществами как «фильтр», как образовательный сигнал, свидетельствующий о том, что человек, закончивший аспирантуру — в среднем — более продуктивный работник, чем его коллега с «просто» высшим образованием. Но опять же, как и в случае с высшим образованием, критичным является не просто наличие степени, но и вуз, в котором человек защищался — как дополнительная гарантия качества.

— Аспирантура — один из возможных выборов жизненной стратегии. Какие альтернативы ей вы видите?

— Я бы сказала, какие альтернативы видят абитуриенты. Альтернатив аспирантуре как послевузовскому образованию в России сегодня две: второе высшее образование и программы MBA. Для меня было удивительно, что люди, которые выстраивают свои карьеры в бизнесе, в академической сфере, на госслужбе, «примеряют» на себя такие разные образовательные программы, но это так. При этом выбор аспирантуры совершенно не означает, что, получив степень, ее обладатель намеревается сменить, например, бизнес на науку. Одно из объяснений такой многовариантности — это нечеткие, размытые представления и ожидания достаточно большого количества работодателей относительно того, какие знания, навыки, компетенции требуются его работнику. Для таких работодателей гораздо более существенной является информация о том, что работник решился вложиться в дополнительное образование и удачно финишировал — получил диплом. С другой стороны, в кандидатских диссертациях развиваются прикладные аспекты исследования той или иной проблемы. В этом смысле наработки могут быть крайне полезны бизнес-сообществу. Тем более, если диссертация делается человеком, хорошо ориентирующимся в той или иной проблеме: например,  работник занимается консалтингом и рассматривает диссертацию не просто как возможность систематизировать текущую практику, но встроить ее в более широкий контекст событий, явлений, взаимосвязей.

Если можно говорить о плюсах такой ситуации для аспирантуры — мы видим в числе своих абитуриентов активных, мотивированных людей из бизнеса, с госслужбы, с неплохим профессиональным бэкграундом, а это одна из составляющих хорошей диссертации.

— Насколько жесткие требования предъявляет Вышка к аспирантам, процессу обучения, написания и защиты диссертации?

— Контроль в процессе обучения существует постольку, поскольку вузы должны отчитываться перед Министерством образования и науки за так называемый уровень защит — количество защит диссертаций по отношению к числу поступивших в аспирантуру. В этом смысле, конечно, мы интересуемся тем, насколько успешно продвигается аспирант в процессе обучения. В ГУ-ВШЭ два года назад был разработан Порядок подготовки аспирантов, в котором содержится набор определенных требований к аспирантам на различных стадиях обучения. Раз в полгода проводится промежуточный контроль — аттестация. Если аспирант не соответствует этим требованиям, он отчисляется. Мы в меньшей степени смотрим на присутствие аспиранта на лекциях, семинарских занятиях, нас интересует результат — подготовленные публикации, текст диссертации, презентации на конференциях и так далее. Не секрет, что большинство аспирантов одновременно работает. Кстати, не только в Высшей школе экономики, в подавляющем большинстве вузов. Размер стипендии не располагает к тому, чтобы сосредоточиться только на написании диссертации. Мы это понимаем, однако не считаем, что качество диссертации должно от этого страдать.

— Ученую степень кандидата наук утверждает Высшая аттестационная комиссия (ВАК), куда диссертация направляется после присвоения степени в диссертационном совете вуза. Означает ли это, что требования к диссертациям едины для всех вузов страны?

— Содержательные требования к диссертации разнятся от вуза к вузу, и данная дифференциация требований в значительной степени связана с тем, что в разных вузах существуют разные представления о том, что такое наука. Многие университеты придерживаются прежних канонов научных исследований. Не все из них актуальны. Так, много говорится о том, что для экономистов математика — совершенно необходимая составляющая профессионального бэкграунда. Но до сих пор защищается огромное количество диссертаций, авторы которых не умеют пользоваться элементарным эконометрическим аппаратом для проверки своих гипотез.

Что касается формальных критериев к диссертации — их огромное количество. Ряд критериев очень опосредованно связан с качеством самой диссертации. В этом смысле требования к аспирантам и их работам жесткие, в чем-то избыточные. Однако подавляющая часть этих требований формулируется не вузами, а государством — Минобрнауки, например.

— Что бы вы посоветовали тем, кто сейчас планирует поступить в аспирантуру Вышки, ведь осталось не так много времени до 15 сентября — до окончания срока подачи документов в аспирантуру?

— Тем, кто еще не определился с кафедрой, факультетом, специальностью, могу посоветовать связаться по телефону или электронной почте с кафедрами, приехать в университет и выяснить, кто конкретно занимается исследованиями по той тематике, по которой Вы планируете писать диссертацию. Также можно обращаться за консультациями в отделы аспирантуры на различных факультетах. Контакты сотрудников Управления аспирантуры и докторантуры есть на страничке аспирантуры.

Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Краткая версия интервью опубликована РИА «Новости»

Вам также может быть интересно:

Общежитие-дворец, зачеты без зачеток, погружение в ML: студент ВШЭ — в Армении по программе мобильности

Студент 2-го курса магистерской программы «Интернет вещей и киберфизические системы» МИЭМ ВШЭ Алишер Юлдашов отправился по программе академической мобильности в Российско-Армянский (Славянский) университет Еревана. Организация учебного процесса, предметное наполнение программы, впечатления от жизни в столице Армении — в рассказе студента от первого лица.

Аспирантам важна поддержка не только научного руководителя, но и других сотрудников подразделения

Для успешной защиты кандидатских диссертаций важна не только индивидуальная поддержка научного руководителя и близких, но и системная помощь со стороны структуры в университете, где аспирант пишет диссертацию. Однако существуют разные варианты такой поддержки, и каждый из них по-разному сказывается на уверенности аспиранта в успешной защите диссертации. К такому выводу пришли ученые НИУ ВШЭ. Результаты исследования опубликованы в журнале Higher Education Quarterly.

На семинаре в Институте образования Вышки обсудили проблемы российской аспирантуры

28 января на традиционном «вторничном» семинаре Института образования ВШЭ обсуждались перспективы российской аспирантуры. Тема особенно актуальна в связи с внесенным в Госдуму законопроектом, согласно которому обязательным результатом обучения должна быть не выпускная квалификационная работа, как сейчас, а полноценная диссертация.

Выпускники 13 аспирантских школ Вышки получили дипломы

Из 300 аспирантов только 126 подошли к финальному этапу — защите научной диссертации. Поздравить выпускников пришел проректор ВШЭ Вячеслав Башев. По его словам, такой отсев говорит о серьезности намерений получивших дипломы: «Многие из вас работают, но продолжают интеллектуально вкладываться в себя».

«Тема тебя не отпускает, если ты чувствуешь себя новатором»

До 14 сентября продолжается прием в аспирантские школы НИУ ВШЭ. О том, как устроено обучение в аспирантуре, своих полевых исследованиях и практическом применении научных результатов рассказывают действующие аспиранты Вышки. Их темы исследований — трудные подростки, профессиональная идентичность врачей и передача убеждений между людьми.

Студенты и преподаватели Вышки смогут поехать на стажировку в Японию

30 сентября ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов и президент Университета Тохоку (Япония) Сусуму Сатоми подписали два соглашения — об академической мобильности и сотрудничестве, а также о студенческих обменах между университетами.

ВШЭ расширяет партнерство с вузами Нидерландов

Завершается перекрестный год России-Голландии, включавший совместные проекты в сфере науки, культуры и образования. В октябре и ноябре представители ведущих голландских вузов провели семинары и переговоры с руководством ВШЭ и отдельных факультетов университета. Результатом встреч стало подписание нескольких соглашений о сотрудничестве.

Российские студенты все чаще выбирают Францию

Число российских студентов, обучающихся по тем или иным программам во французских университетах, выросло за минувший год на 22 %. По каким направлениям следует развивать российско-французское образовательное сотрудничество? С 6 по 8 ноября кафедра французского языка НИУ ВШЭ принимала участие в традиционных «Университетских посиделках» — семинаре, организуемом Посольством Франции для преподавателей российских вузов.

Сетевая аспирантура

Как сделать российскую аспирантуру эффективнее? Одна из возможных новаций — сетевая аспирантура: аспирант, специализирующийся в конкретной научной области, слушает лекции ведущих ученых в этой сфере в разных вузах и научных организациях. Такой опыт в России уже есть — Национальная сеть аспирантур по биотехнологиям в нейронауках.

Штудии в Украинском католическом университете

В апреле сотрудники Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В. Полетаева ВШЭ Юлия Иванова и Павел Соколов провели несколько рабочих встреч с представителями львовского Украинского католического университета.