• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Третья научно-практическая конференция "Экономика образования - итоги мониторинга"

В Высшей школе экономики прошла третья научно-практическая конференция "Экономика образования - итоги мониторинга". Результаты мониторинга экономики образования, проводимого по заказу Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию, представили его авторы - эксперты Государственного университета - Высшей школы экономики, Фонда "Общественное мнение", Центра Юрия Левады* и Государственного межрегионального центра Росстата.

Как отмечалось в рамках конференции, впервые в мировой практике получена наиболее полная оценка совокупных затрат на образование, включающая расходы бюджетов всех уровней, расходы населения и расходы предприятий. В ходе работ по созданию системы мониторинга разработаны:

  • концепция, методология, организационная схема, система ключевых показателей, программа и инструментарий обследований мониторинга экономики образования;
  • методика определения показателей расходов населения и расходов предприятий на основе сочетания данных государственной статистики и социологической, экспертной информации;
  • методика косвенной оценки коррупционных расходов семей;
  • методы исследования мотиваций поведения и стратегий участников рынка образовательных услуг - домохозяйств, работодателей, образовательных учреждений, их руководителей, преподавателей и учащихся.

Подводя итоги третьего этапа исследования, ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов отметил, что задача состояла не только в сборе и интерпретации данных о затратах на образовательные услуги, о финансовом состоянии образовательных учреждений, о конъюнктуре рынка образовательных услуг и других экономических параметрах российского образования. Важной частью трехлетней работы было формирование методологии. Теперь впервые появилась возможность сравнивать результаты исследования за несколько лет, созданы предпосылки для формулирования стратегии развития образовательной отрасли, считает ректор ГУ-ВШЭ.

Результаты мониторинга ярко высветили особенности и проблемы российского образования. Совокупные прямые затраты на образование из всех источников в 2004 году оцениваются в размере 928 млрд. рублей (5,5% ВВП). При этом расходы бюджетов всех уровней составляют 593, 2 млрд. рублей (3,5% ВВП); расходы населения - 326 млрд. рублей (1,9% ВВП); расходы (прямые) предприятий - 16 млрд. рублей (0,1% ВВП). Это означает, что на семейные бюджеты ложится более трети совокупных расходов на образование.

В расчете на одного обучающегося в системе общего образования (с поправкой на паритет покупательной способности) расходы на образование в России в 2,5 раза меньше, чем по странам ОЭСР, а в системе профессионального образования - в 10 раз меньше, сообщил Кузьминов. Отставание же по уровню расходов на высшее образование он назвал трагическим. Представленные участникам конференции материалы показывают, что даже имеющиеся ресурсы не всегда распределены рационально. Так, 55% учащихся техникумов планируют в будущем поступать в вузы, значит, не работают по специальности и деньги на их образование государство тратит впустую. Вместе с тем, усилия, которые Минобрнауки предпринимает в рамках имеющихся возможностей, по мнению Кузьминова, приносят определенные результаты, в частности, существенно увеличилась доля занятых в образовании в возрасте до 30 лет.

Заместитель руководителя Федеральной службы статистики Игорь Ульянов назвал мониторинг сферы образования очень актуальной задачей и высоко оценил представленные результаты. Долгое время у нас забывали о том, что образование - часть экономики и что сбрасывать со счетов экономическую составляющую нельзя, заметил Ульянов.

Как заметил один из авторов мониторинга, проректор ГУ-ВШЭ, директор Института статистических исследований и экономики знаний ГУ-ВШЭ Леонид Гохберг, в работе впервые дана комплексная оценка совокупных расходов на образование, включая расходы семей и предприятий, создана основа для регулярных мониторинговых исследований.

Начальник Управления учреждений образования Федерального агентства по образованию Евгений Бутко сообщил, что почти все показатели, которые отражены в этих исследованиях, Федеральное агентство по образованию и Министерство образования и науки РФ учитывают при формировании концепции развития образования и при последующем планировании его финансирования. Важная заслуга авторов работы - создание системы анализа информации, считает чиновник. Недостатком мониторинга в его нынешнем виде Бутко считает то, что он пока не касается вопросов управления федеральным имуществом, государственного заказа на образовательные услуги, исполнения федеральных целевых программ в образовании.

Как отметил ректор ГУ-ВШЭ, возможно, самым важным из результатов исследования следует считать достраивание структуры расходов населения на образование цифрами теневых затрат (взятки, репетиторство, добровольная помощь родителей и пр.) - никогда ранее эта огромная часть экономики образования подробно не исследовалась. Как показал анализ, так называемое "бесплатное" образование сопряжено со значительными расходами населения: обучение ребенка в общеобразовательной школе не потребовало никаких затрат лишь от 1% семей, а на поступление в вуз не потратились лишь 6% хозяйств. Впервые в графе расходов заняли место - 6% - "спонсорские" расходы.

Как отмечалось на конференции, российская система образования за годы исследования преодолела значимый рубеж: в российских вузах уже более половины учебных мест (56,4%) платные. Материалы мониторинга показывают, что половина всех расходов на образование, включая коррупционные платежи, приходится на поступление в вузы. Если условно распределить взятки, уплаченные за некоторых абитуриентов, между всеми абитуриентами, то на каждого из них приходится в среднем по 6,5 тыс. рублей в Москве и по 2,5 тыс. рублей в остальных регионах.

Исследование развенчало несколько устойчивых мифов. Например, считалось, что едва ли не каждый преподаватель вуза наживает огромные деньги репетиторством и возмездной помощью при поступлении в вуз. Выяснилось, что в той или иной мере этим занимается порядка 15% преподавателей.

Неожиданным для исследователей оказался еще один факт: работодатели все меньше доверяют дипломам о высшем, среднем или начальном образовании, все большее значение придают профессиональному опыту кандидатов. При этом дополнительное обучение, переквалификацию работника они предпочитают проводить либо на рабочем месте под руководством наставника, либо на предприятиях аналогичного профиля, в трети случаев - у своих прямых конкурентов.

Как заявил заместитель министра образования и науки РФ Андрей Свинаренко, управление образованием - это часть государственной политики. И мониторинг отрасли, по его словам, чрезвычайно важен, ведь он "не только отвечает на актуальные вопросы, но и ставит новые". Более тонкий учет индикаторов позволит оптимально планировать направления профессионального образования и распределять ресурсы при формулировании новой целевой программы образования. Результаты работы исследовательской группы - это уже "не просто база данных, это база знаний", - подчеркнул Свинаренко.

 

* * *

Информационные материалы к конференции:

  • "Экономика образования - итоги мониторинга". - подробнее...
  • "Экономика образования в зеркале статистики: новые данные" (информационный бюллетень в рамках мониторинга экономики образования) - подробнее...
  • Стратегии учебных заведений профессионального образования (исследование в рамках мониторинга экономики образования) - подробнее...
  • Система профессионального образования и рынок труда (исследование в рамках мониторинга экономики образования) -подробнее...
  • Потребности населения в профобразовании (исследование в рамках мониторинга экономики образования) - подробнее...
  • Субъективные оценки расходов семей на образование, в т.ч. коррупционные расходы (по данным исследований в рамках мониторинга экономики образования) - подробнее...

* * *

СМИ о конференции:

* Решением Минюста РФ Левада-Центр включён в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.