ФАС выдала второе предупреждение оператору системы интернет-бронирований Booking.com
12 ноября 2019 г. ФАС России выдала Booking.com предупреждение* о необходимости прекращения навязывания владельцам гостиниц условий о необходимости обязательного предоставления и соблюдения паритета цен и наличия номеров, а также условий взаимодействия с закрытыми группами пользователей во всех каналах продаж (распространения) услуг предоставления средств размещения у третьих сторон (онлайн и офлайн).
При этом требования ФАС распространялись на исключение установленных формулировок во вполне конкретных пунктах Общих условий предоставления услуг и Привилегированной программы Booking.com, т.е. были сформулированы предметно.
В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, возбуждённого вследствие неисполнения вышеуказанного предупреждения, регулятор пришёл к выводу, что действия Booking.com ограничивают конкуренцию также и другими путями, поэтому 18 сентября 2020 г. было выдано второе предупреждение, но уже с требованием об исключении всех условий, так или иначе затрагивающих обязательства управляющих гостиничными сервисами по предоставлению и соблюдению паритета цен, наличия номеров и условий средствами размещения (объектами размещения) во всех каналах продаж (распространения) гостиничных услуг.
При этом ФАС отошла не только от привязки к конкретным пунктам в рамках рассмотренных договоров с объектом размещения, неотъемлемыми частями которых являлись Общие условия предоставления услуг и Привилегированная программа, но также обратила внимание на необходимость исключения аналогичных условий во всех других соглашениях, заключённых Booking.com с управляющими гостиниц.
В отношении соглашений, уже заключённых между Booking.com и гостиницами, выдано требование об исключении из них положений, предусматривающих ответственность гостиниц за несоблюдение условий по предоставлению паритета цен, наличия номеров и пр. Об исключении таких положений Booking.com обязан уведомить соответствующие средства размещения.
«Выдача хозяйствующим субъектам повторных предупреждений о признаках одного и того же вида нарушения встречается довольно редко, а тем более редки повторные предупреждения, содержащие требования о прекращении действий, аналогичных тем, в отношении которых предупреждения выдавались изначально. Тем не менее, рассмотрение антимонопольных дел предполагает, что выявленные ранее признаки нарушения могут привести комиссию антимонопольного органа к обнаружению иных фактических обстоятельств, которые также могут расцениваться в качестве ограничивающих конкуренцию. В данном случае ФАС России пришла к выводу, что стеснение свободы предпринимательской деятельности управляющих средствами размещения, возникающее ввиду принятия отдельных пунктов соглашений, является следствием более широкой рыночной политики агрегатора, направленной на удержание фокуса клиентов гостиниц», — отмечает главный эксперт ИКПРР Михаил Шихмурадов.
* Выдача предупреждения означает лишь установление признаков нарушения, но не его факта. Как и само возбуждение дела ещё не означает признания компании нарушившей антимонопольное законодательство.