При участии Института проведён вебинар «Соблюдение законодательства о рекламе»
Заместитель директора ИКПРР Олег Москвитин отметил, что более 4 000 ежегодно возбуждаемых антимонопольными органами «рекламных» дел и почти 115 млн руб. наложенных в прошлом году штрафов за такие нарушения — лучшая мотивация к изучению законодательства о рекламе и практики его применения.
Также сомодератор отдельно обратил внимание на состоявшееся во время вебинара обсуждение возможности распространить на Закон о рекламе действие института предупреждений, положительно зарекомендовавшего себя в антимонопольном законодательстве, практике ФАС России. Это позволило бы более оперативно устранять множество нарушений, а исполнившим предупреждение нарушителям (далеко не все из которых преступают закон о рекламе умышленно) — избегать штрафов, что весьма актуально для малого и среднего бизнеса.
Доклад главного эксперта Института Михаила Шихмурадова состоял в разборе соотношений между антимонопольным законодательством и законодательством о рекламе, а также в анализе понятия некорректности при сравнении товаров. Применительно к соотношению антимонопольной и рекламной сфер деятельности антимонопольных органов докладчиком было отмечено, что пересечение указанных сфер обусловлено совпадением целей основных законов, состоящих в развитии товарных рынков и предполагающих соблюдение принципов добросовестной конкуренции. Кроме того, показано совпадение составов правовых запретов, установленных как Законом о рекламе, так и Законом о защите конкуренции.
Относительно понятия некорректного сравнения были приведены практические примеры использования данного запрета, приведён перечень известных и используемых органами власти признаков некорректности, состоящих в недостоверности, неточности, искажённости информации, её ложности либо негативной окрашенности и т.д. Для корректности сравнений в рекламе практика требует, чтобы такие сравнения были полными и осуществлялись по сопоставимым критериям. Вместе с тем, разнообразие и непредсказуемость возникающих фактических обстоятельств приводят к всё новым и новым формам нарушений, в связи с чем неизбежно дополняются и критерии корректности информации, исходящей от рекламодателей. Так, предложено рассмотреть в качестве одного из признаков некорректности сравнения его действие, связанное с дискредитацией конкурента.
Презентация и доклад Юлии Папикян содержали описание понятия дискредитации в рамках антимонопольного законодательства и законодательства о рекламе, а также возможные объекты такой дискредитации, когда происходит подрыв доверия клиентуры (потребителей или иных контрагентов) к конкуренту или его продукции и привлечение потребителей к собственной продукции. Также докладчиком отмечена важность таких вопросов, как соотношение нормы Закона о рекламе и статьи 14.1 Закона о защите конкуренции, в частности на что нужно обращать внимание при определении меры административной ответственности хозяйствующего субъекта, действия которого содержат признаки недобросовестной конкуренции путём дискредитации.
Полная запись вебинара и презентации докладчиков доступны по ссылке.
См. также
Некорректность сравнения в антимонопольном законодательстве и законодательстве о рекламе
К соотношению законодательства о рекламе и антимонопольного законодательства
Дискредитация в рекламе как форма недобросовестной конкуренции
Встречая тридцатилетие антимонопольных органов в новой цифровой реальности
Институт принял участие в вебинаре Челябинского УФАС для поддержки предпринимателей