"Capital Punishment in Early Modern Russia: Ritual, Ideology and Violence (1649-1725)" – доклад профессора Нэнси Ш. Коллманн
Центральная проблема, которая поставлена в докладе проф. Коллманн, связана с выявлением специфических черт и характеристик общества допетровской России, а также способов его взаимодействия с властью. Проф. Коллманн отталкивается от существующей в историографии точки зрения о доминировании в нем насилия, бывшего следствием деспотизма власти. Привлекая законодательные и судебно-следственные материалы второй половины XVII - первой четверти XVIII вв., она убедительно доказывает, что в допетровской России система отправления правосудия и пенитенциарная практика не была нацелена на устрашение подданных. В сравнении с Западной Европой она отличалась значительно меньшей степенью ритуализированности и жестокости. Наказание и смертная казнь (как один из его видов) были нацелены на восстановление правосудия и правопорядка (а в более широком смысле – и миропорядка), защита которых полагалась в качестве одной из основных сакральных функций царя. Ее недостаточное, с точки зрения общества, осуществление включало механизмы «узаконенного насилия» (legitimate violence), одним из проявлений которого выступал бунт и прямое неповиновение. Предпринятый в докладе проф. Коллманн детальный анализ событий «соляного бунта» лета 1648 г. наглядно демонстрирует, что прямой контакт между царем и подданными и проявление насилия со стороны последних в случае игнорирования властью их требований, рассматривались обеими сторонами как вполне легитимные действия.
Секуляризация власти в первой четверти XVIII в. привела к выстраиванию нового, «рационального», типа взаимоотношений между властью и обществом. В свою очередь это привело к ужесточению системы наказаний в России указанного периода.
Доклад проф. Н. Коллманн вызвал оживленную дискуссию, в рамках которой были подняты вопросы, касающиеся перспектив компаративного изучения института смертной казни в России, типов существовавших наказаний, переводимости концепта «violence» и поиска его смысловых соответствий в исследуемый период и т.д.
Фотографии с семинара: