Статья
Рецензия является вводной статьей к публикуемому в журнале переводу главы (Первое "я": Паскаль) из книги Венсана Карро "L'invention du moi" (PUF, 2010).В частности:дается обзор стратегии работы Карро с классическими философскими текстами, проясняется методология интепретации "общих мест" европейской метафизики; отмечаются концептцальные и языковые трудности перевода с французского языка на русский субстантивированного посредством артикля местоимения "le moi".
Статья о современной метафизике в аналитической философии, в которой происходит переход к классическим проблемам философии, ее истоках, находимых в 1970-80 гг.
Статья посвящена истории развития метафизики, понимаемой как философская дисциплина или наука. Автор стремится обосновать предположение о том, что последний период развития греческой философии, длившийся примерно с III по VI вв. н. э., внес много нового в процесс становления метафизики как философской дисциплины, а именно превратил метафизику в метафизическую науку, выявляя в то же время пределы такой науки. Работа состоит из четырех частей. В части первой показано, как Александр Афродисийский (нач. III в.), интерпретируя Метафизику Аристотеля, стремился отыскать в ней метафизическую науку. Во второй части показано, каким образом философ-неоплатоник начала V в. Сириан не только принял интерпретацию Александра, но и, вдохновленный ею, начал искать ту же самую метафизическую науку уже у Платона. В третьей части статьи показано, как все это приводит к появлению шедевра метафизики – Началам теологии ученика Сириана Прокла. Наконец, в четвертой части, автор обращается к последнему великому метафизическому труду греческой философии – Трактату о первых принципах Дамаския – труду, в котором границы метафизической науки исследуются с необычайной проницательностью и упорством. Приспосабливая предпринятую Александром формализацию аристотелевской метафизической науки к платонизму, Сириан знал, что такая наука представляет собой лишь средство к достижению познания о трансцендентном, а не само это познание. Знал это и Прокл, хотя его Начала теологии, в которых метафизическая наука представлена с такой систематической красотой, могут на первый взгляд показаться окончательными определениями. Если после этого у нас все еще остались иллюзии относительно адекватности нашей метафизической науки, Дамаский исцеляет нас от них, открывая наши умы тому, что лежит за пределами или превыше наших собственных метафизических усилий.
Аксиоматическая метафизика Эдварда Залты (или Теория обстрактных объектов) является философской теорией с мощным логическим аппарататом, которая позволяет анализировать множество онтологических категорий, таких как несуществующие объекты, свойства и отношения, возможные миры, положения дел и мн. др. Богатые выразительные возможности этой теории напрямую связаны с ее фундаментальной предпосылкой - разделением двух спосбов предикации: экземплификации и кодирования. Основная задача статьи - прояснить онтологическую структуру универсума, которая вырастает из этой дистинкции, и проследить некоторые проблематические следствия, связанные с ней.
Проблема самопознания/самоузнавания (gnothi sauton) – одна из центральных тем философии В.В. Бибихина, которая может рассматриваться в плане развития онтологической герменевтики М. Хайдеггера. В исследовании анализируется неопубликованная рукопись курса лекций «Собственность. Философия своего», который читался в МГУ им. Ломоносова в 1993-1994 гг. Также привлекаются три книги автора – лекционные курсы в МГУ «Мир» (1989; изд.: Томск, 1995), «Узнай себя» (1990; изд.: СПб., 1998) и «Ранний Хайдеггер (1991, изд.: М., 2009). В этих работах получает интересное продолжение хайдеггеровский проект «феноменологической деструкции»: критический разбор традиционного арсенала античной онтологии и новоевропейской философии сознания (субстанциализм и субъективизм) на путеводной мысли вопроса о бытии и через новое прочтение древней мысли («Алкивиад I» Платона). Императив «Узнай себя» требует поставить вопрос о своем, самости – непосредственной априорной данности человеческого бытия («присутствия»). В определении своего у В.В. Бибихина первично не «приватное Я» (и его предметная отнесенность к вещам внутри мира), а отношение к целому миру, которое впервые способно породить субъект. В статье разбираются такие оригинальные понятия философии Бибихина, как «собственность», «мир», «захваченность».
В статье раскрываются необходимые метафизические основания и центральные положения общей теории социальной реальности Дж. Сёрла. Показывается, как в мире, состоящем из физических частиц и полей силы, всё разнообразие общественной жизни конструируется при помощи одного вида логико-лингвистических операций – деклараций статусных функций.
Предлагаемый читателю сборник научных статей посвящен 70-летию доктора филологических наук, профессора кафедры русской и зарубежной литературы Самарского государственного университета Николая Тимофеевича Рымаря. Область его научных интересов - проблемы художественного языка XX века, аутентичности художественного высказывания, границы как феномена художественного языка, проблемы теории художественной деятельности, эстетического объекта, теория романа и поэтика романа, кубический принцип в литературе и искусстве.В сборнике представлены статьи коллег и учеников Н.Т. Рымаря.
Сборник посвящен проблемам интерпетации русской философии и литературы в мировой мысли.
Работа представляет собой систематическое обобщение и изложение идей и опыта работы членов секции «Теория и методология творчества» Российского философского общества. Рассматривается как историко-философское наследии по осмыслению природы творческого процесса, так и современное состояние исследований креативности.
Настоящая публикация представляет собой главу в коллективной монографии, посвященную стратегиям аргументации в обсуждении вопроса о критериях толкования библейского текста (norma expositionis). В ней на материале произведений нидерландских теологов XVII в. рассматривается совокупность процессов рецепции картезианского инструментария в практиках толкования Писания. Особое внимание уделяется понятию "разума" как универсальной инстанции экзегезы священного текста.
Монография посвящена онтологии стандартной и девиантной квантификации. В работе сопоставляются эвристические возможности и онтологические обязательства двух парадигм интерпретации кванторов: как второпорядковых предикатов и как функций выбора от их истоков (Г. Фреге и Ч.С. Пирс) до современного состояния (абстрактные логики и IF-логика). Новизна исследования связана с философской оценкой технических результатов последних лет о выразительных и дедуктивных возможностях логик с нестандартной квантификацией. Монография включает апробацию разработанных методов в логическом анализе языка, а также в логико-онтологической экспликации классических философских затруднений, обусловленных предикативной трактовкой существования.
Книга предназначена для специалистов в области логики, философии, когнитивной лингвистики и психологии, онтологической инженерии, а также для всех тех, кто интересуется историей и современным состоянием логики, аналитической философии и феноменологии, философскими основаниями математики и компьютерных наук.
Сборник содержит статьи, посвященные осмыслению широких взаимосвязей языка и культуры, философских аспектов познания, коммуникации и понимания, исследованию символического измерения бытия человека и культуры.
Книга предназначена философам, культурологам, специалистам в области языкознания, широкому кругу ученых-гуманитариев.
В статье рассматриваются взгляды Л.Н. Толстого в качестве не только яркого представителя, но и завершителя эпохи Просвещения. Сопоставление его идей с философией Спинозы и Дидро позволяет прояснить некоторые аспекты произошедшего в этом завершении перехода к уникальному толстовскому религиозно-философскому учению. Специальному анализу подверглись общие и специфические черты трех философов. Особое внимание уделено способу мышления, представленному в учении Толстого, Спинозы и Дидро, их отношению к науке, специфике их мировоззрения. Важным аспектом понимания стало раскрытие противоречия между образом мыслей и образом жизни трех философов. Исследована природа творческого мышления в их философии. У Дидро она описана через концепт парадоксализма, у Спинозы – через понятие целостности, у Толстого – через метод сцепления, обнаруженный им в литературном творчестве. Если для европейских просветителей образ мышления напрямую связан с природой человека, представленный как единство natura naturans и natura naturata, то для Толстого важнее всего некое априорное чувство жизни, пропитанное верой в Бога и инстинктом самоотдачи – любви к Высшему и другим людям. Метод сцепления уводит Толстого от прямого продолжения просветительских идей, делая значимым обращении не только к разуму, но и к творческой интуиции. Показан переход Толстого от рационального восприятия жизни к ее религиозным и экзистенциальным основаниям. Толстой постепенно уходит от идеи природного человека к идее человека, живущего по заповедям Христа. Показано, что начав с просветительского мировоззрения, Толстой заканчивает созданием религиозно-философского учения, характерного для начала ХХ века.
В книге, приуроченной к юбилею классика российской семантической школы Е.Д.Смирновой, рассматриваются перспективы логической семантики, дисциплинарный статус которой изначально определялся задачами обоснования математики, для философии языка и эпистемологии.
Статья посвящена концепциям техники в творчестве братьев Эрнста и Фридриха Георга Юнгеров. Проблема взаимосвязи техники и свободы рассматривается в широком контексте немецкой критики культуры начала XX в. и дискуссии о технократии до и после Второй мировой войны.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.