Статья
В статье рассматривается проблема баланса публичного и частного интереса в праве. Обеспечение и охрана публичных интересов во многом является обязанностью именно государства. В результате нарастания юридических противоречий, нарушения логики правового регулирования, возникновения правовых пробелов и коллизий происходит нарушение баланса интересов государства и личности. Отсутствие баланса публичных и частных интересов подрывает уровень доверия общества к системе государственного управления, снижает общий уровень правосознания. Все это предопределяет необходимость изменения юридических приоритетов, принятие законов, способствующих реализации прав граждан и обеспечивающих реальные механизмы защиты граждан и бизнеса при взаимодействии с органами государственной власти и должностными лицами.
В данной статье история университетских изданий рассматривается как история практик государственного управления, корпоративной саморегуляции, профессиональной самоорганизации и нормализации разных сфер университетской жизни. Исследование проведено на основе делопроизводственных документов, сохранившихся в архивах Московского и Казанского университетов, а также в Министерстве народного просвещения и отделах рукописей. Эти документы зафиксировали намерения издателей, обстоятельства и условия выхода университетских газет и журналов первой половины XIX века. Еще один комплекс источников образуют редакционные статьи и научные публикации университетских изданий. Авторам удалось проследить, как журнальная политика власти и инициативы профессоров влияли на конфигурацию университетского сообщества, установившиеся в нем иерархии и критерии оценок, как стимулировали научную конкуренцию и развитие репутационного сознания.
Часть I посвящена систематическому освещению современного состояния науки государственного управления и политики (public administration and policy). Особое внимание уделяется политологическому анализу государственного управления и государственной политики, исследованию политической среды государственного управления. Анализируются современные теории и концепции: государственный менеджмент, теория политических сетей, синергетический и новый институциональный подходы к государственному управлению, «governance». Раскрываются особенности общественного сектора как сферы государственного управления, процессы формирования и содержание государственной политики; выделяются экономическая, социальная, национальная, экологическая и международная политика. Дается анализ бюрократии и современных проблем государственной службы. Предназначена специалистам в области политики и государственного управления; рекомендуется в качестве учебного пособия по специальностям и направлениям «политология» и «государственное и муниципальное управление».
В сборник включены доклады и выступления участников 6-й международной конференции по вопросам государственного управления, менеджмента, новых форм, методов и технологий государственного регулирования, подготовки и переподготовки специалистов-управленцев. Тексты представлены на языке оригиналов (русском и английском).
Сборник предназначен для исследвоателей, научных сотрудников, профессорско-преподавательского состава, студентов и аспирантов, управленцев-практиков, а также самого широкого круга лиц, интересующихся вопросами современного управления и менеджмента.
Статья посвящена исторической преемственности в государственном управлении. Рассмотрены вопросы существующих аналогий в формировании системы и структуры органов исполнительной власти в России. Особое внимание уделено сочетанию отраслевого и функционального подходов к организации органов власти на разных исторических этапах. В контексте презумпции «идеально единого правительства» затрагиваются вопросы соотношения полномочий монарха и министров Российской империи и Президента и министерств Российской Федерации.
Основная цель статьи - подтверждение причинно-следственной связи и получение количественной оценки зависимости между уровнем качества институтов и динамикой их развития, с одной стороны, и темпами роста ВВП - с другой. Анализ проводился на основе межстрановых сопоставлений за 2001- 2009 гг. Результаты исследования подтверждают, что эффективность государственного управления и качество государственных институтов оказывают влияние на рост ВВП. Хотя количественная оценка этого влияния может показаться сравнительно небольшой, однако накопленное за несколько лет отставание в экономическом развитии, вызванное только разницей в качестве институтов и управления, может оказаться весьма значимым. Кроме того, резкое повышение качества институтов дает более существенную, правда, кратковременную добавку к темпам экономического роста.
Статья посвящена проблеме формирования кадровой политики в государственном управлении. Показаны основные тенденции развития, проблемы и принципы реализации кадровой политики. Особое внимание уделяется вопросам формирования гражданской и профессиональной идентичности работников органов госуправления. На примере реализации кадровой политики в деятельности органов управления Вологодской области показаны некоторые эффективные способы решения проблем работы с кадрами в органах государственного и муниципального управления.
Децентрализация — это передача значимых полномочий нижестоящим уровням власти. Неоднозначность этого процесса явно или скрыто подчеркивается всеми исследователями. В то же время децентрализация — один из доминирующих политических процессов, происходящих в области государственного управления. Несмотря на все оговорки и предостережения, все больше развитых и развивающихся государств присоединяются к этой вере, подталкиваемые символическими и материальными стимулами со стороны таких значимых акторов, как Мировой банк и Европейский союз. Однако наблюдение за политической практикой показывает, что этот термин охватывает самые разные аспекты взаимоотношений между уровнями власти. В одном случае субнациональные правительства реализуют меры, разработанные общенациональным центром на деньги, которые передаются в региональные бюджеты через систему финансовых трансфертов. В другом случае региональные правительства самостоятельно разрабатывают тот или иной курс, а затем реализуют его, опираясь на собственные источники доходов. В одних странах все больший объем полномочий передается на уровень регионов, ранее необходимых лишь для контроля над муниципалитетами, и в то же время глава регионального правительства все так же назначается центром. В других же странах выборы на субнациональном уровне по своей значимости соперничают с общенациональным электоральным процессом, в то время как региональные лидеры заявляют о централизации страны и значительном сужении сферы собственной компетенции. Какое же из этих государств можно назвать децентрализованным? И какие процессы описывает термин «децентрализация»? Почему современные государства так активно децентрализуют управление страной? И какие препятствия встречаются на их пути?
В работе рассмотрена текущая ситуация по разработке государственной стратегии в России, представлены примеры применения аналогичной технологии в государственном управлении за рубежом. В статье показаны недостатки системы разработки и реализации КДР-2020. На основе анализа мирового опыта создания стратегий государств предложены механизмы совершенствования системы государственного стратегирования в России.
Анализируется возможность использования в процессе изучения курса "Юридической техники" соответствующих примеров,содержащих временные характеристики, их наглядность и убедительность. Рассматривается возможность демонстрации оптимизации юридической техники с помощью правильно и четко используемых временных свойств.
В книге представлены материалы региональной научно-практической конференции, прошедшей в Нижнем Новгороде 12 декабря 2008 года.
Автор статьи считает, что российское общество впервые столкнулось с Конституцией, которая вызывала бы столько нареканий, сколько их вызывает действующая Конституция Российской Федерации. Самый ощутимый ущерб, нанесенный Конституцией системе законодательства, состоит в том, что она вопреки сложившейся отечественной конституционной традиции перестала быть для этой системы формообразующим и системообразующим документом. Конституция не является Основным Законом государства, а, следовательно, и вершиной системы законодательства. Речь идет о системообразующей и формообразующей функциях Конституции, потому что законодательство (в широком ли, узком ли смысле) – это система иерархическая. Каждый вид нормативных актов, входящих в нее, должен занимать свою собственную ступеньку, положение которой в ряду других определяется его юридической силой.
Статья представляет анализ правового статуса Контрольно-счётной палаты Санкт-Петербурга в свете принятия Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». Особое внимание уделено правовым основам осуществления аудита эффективности государственных средств, а также вопросам взаимодействия Контрольно-счётной палаты Санкт-Петербурга с контрольными органами внутригородских муниципальных образований.
В сборнике опубликованы материалы всероссийской научно-практической конференции "Ценности России в системе ценностей мира и контексте задач экономико-правового обеспечения их создания, накопления, сбережения, рационального использования, приумножения и приращения", прошедшей 22 апреля 2010 года в Нижнем Новгороде.
В книге опубликованы материалы Международной научно-практической конференции "Кодификация законодательства: теория, практика, техника", прошедшей в Нижнем Новгороде 25–26 сентября 2008 года.
Сборник посвящен рассмотрению актуальных проблем истории и права. Вопросы права разделены на три самостоятельные направления, включая государственно-правовое, гражданско-правовое и уголовно-правовое. Сборник является оригинальным, поскольку рассматриваются вопросы истории, анализируются различные нормы и с учетом исторического опыта, формулируются предложения по совершенствованию действующего законодательства.
Сборник издан по результатам круглого стола, состоявшегося в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации 11 апреля 2011 года. Круг обсуждаемых вопросов – правовое регулирование охраны окружающей среды в России и странах СНГ.
Статья посвящена анализу права на проведение контрдемонстраций, являющегося одним из проявлений свободы собраний. Подчеркивая ценность данного права как элемента демократического общества, автор признает наличие риска насильственных столкновений между участниками публичных мероприятий, придерживающихся противоположных идей. Данное обстоятельство диктует необходимость установления соразмерных ограничений права на контрдемонстрации, отдельные виды которых анализируются в настоящей работе.
Учебник «Философия» представляет собой систематическое, многоплановое пособие, в котором изложены основные проблемы философского знания, рассмотрены категории и принципы философии, раскрыты ее функции, место и роль в обществе и жизни человека. Особое внимание уделяется военно-философским вопросам, что вызвано современным этапом формирования нового облика Вооруженных Сил и спецификой профессиональной подготовки обучаемых.
Представленная рукопись предназначена для курсантов и слушателей военно-учебных заведений, изучающих философию по программам подготовки специалистов в различных областях гуманитарного знания. Его содержание адаптировано к учебной программе и тематическим планам курса «Философия», преподаваемом курсантам и слушателям Военного университета, и соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта к преподаванию философских дисциплин по гуманитарным специальностям.
Структурно учебник состоит из 25 глав, в которых раскрывается содержание основных разделов философского знания, таких как истории философии, систематической философии, социальной философии, философской антропологии, философии и методологии науки и др. Отдельные главы посвящены проблемам войны, мира, национальной безопасности и вооруженной организации государства.
В статье рассматривается развитие норм международной управляемости в мировой энергетике, применяется институциональный подход к развитию международного правового режима Энергетической хартии. Определение управляемости связано с развитием международных норм разрешения споров, которые достаточно широко представлены в данном документе. В общем контексте вопроса управляемости рассматриваются интересы России - защита инвестиций в ЕС и поощрение экологических инвестиций.
В статье рассматривается понимание основ и задач международного частного права в учениях французских бартолистов.