Статья
Commentary on the national law “On Television and Radio Broadcasting” of Turkmenistan
В данном Комментарии новый Закон Туркменистана «О телевидении и радиовещании» (от 5 января 2018 года) рассматривается в контексте международных стандартов по свободе выражения мнения и массовой информации. Делается общий вывод о том, что он не в полной мере отвечает международным обязательствам Туркменистана.
В статье рассматривается финский опыт сокращения числа заключенных и его применимость в России и тюркских странах. Если полвека назад Финляндию называли «страной тюрем», поскольку доля заключенных в составе населения многократно превышала показатели соседних скандинавских стран, то в настоящее время эта страна находится на одном из последних мест в Европе и мире по числу заключенных на 100 тысяч жителей. Финляндии удалось более чем в три раза сократить число заключенных в результате серии последовательных реформ. При этом никакого роста уровня преступности смягчение уголовной политики не вызвало.
Религия занимает особое место в жизни постсоветских сообществ. В ней видят источник социальной стабильности, средство национального единения, путь к персональным и коллективным «историческим корням». В этой перспективе десятилетия, прошедшие со времени распада Советского Союза, часто называют периодом возрождения религиозных традиций. Однако на самом деле религия – как продукт социального воображения – постоянно меняет свои границы и очертания, заново создается и «изобретается» отдельными людьми и человеческими сообществами. Исследования, вошедшие в этот сборник, позволяют понять, как и зачем граждане бывшего СССР создавали свои религиозные миры, а также какие надежды, тревоги, страхи и желания связываются с религией в современном мире.
В статье анализируется политика Российской империи в сфере судопроизводства по обычному праву среди ее кочевых полдданных. Автор приходит к выводу, что имперские власти практиковали одну и ту же схему реформирования традиционных судов у калмыков, казахов, киргизов и туркмен в XIX в., причем у калмыков она последовательно прошла все стадии от сохранения самобытности судов до полной инкорпорации их в имперскую судебную систему. То, что суды других русско-подданных кочевников не были реформированы в той же степени, объясняется тем, что к их преобразованию имперские власти приступили гораздо позже и не успели осуществить все его этапы.
В работе анализируется массовый праздник в современном российском городе через призму категорий идеологемы и культурности. Целью работы является прояснение сосуществования советских и постсоветских элементов в праздничном лексиконе современных горожан, а также понимание взаимосвязей между методом опроса, площадкой исследования и полученными мнениями горожан. Культурность понимается как смесь норм хорошего воспитания и высокой культуры, включая компоненты удовольствия, соблазна и недоступности для масс, характерная для советского периода ((Волков 1996: 203; Козлова 2005: 212–213)). Формальными характеристиками идеологемы автор предлагает считать явные или скрытые ответы на два вопроса: «К какой желаемой форме поведения отсылает ответ респондента?», «На какую нежелательную форму поведения указывает ответ респондента?». Данные, на которых основывается исследование, представляют собой результаты опроса 429 посетителей фестиваля «Белые Ночи в Перми — 2012». Влияние формализованного опроса как метода сбора данных и другие ограничения данных проанализированы на основе идеи «объективации объективирующего субъекта» П. Бурдье. Результаты исследования демонстрируют сложную структуру мнений о фестивале. Выраженные языком советских идеологем, они конструируют образ фестиваля искусств преимущественно как социального проекта по обеспечению достойного досуга горожан. Желательные и нежелательные модели поведения, связанные с фестивалем, конструируются с помощью дихотомий, отсылающих к содержанию понятия культурности. Полученные результаты подчеркивают необходимость учитывать советское дискурсивное наследие как важный источник языковых средств для выражения мнений и оценок в постсоветской России. Результаты работы ставят под вопрос некритическое использование шкал, разработанных за рубежом, для оценки эффектов массовых праздников в России.
В статье анализируются сведения о реалиях туркменской жизни накануне и во время Ахал-Текинской экспедиции 1880–1881 гг., которые приводит в своем романе «Под боевым огнем» В. П. Череванский — крупный российский государственный деятель, ученый и известный писатель второй половины XIX — начала XX в., сам являвшийся участником этого похода. Помимо основной сюжетной линии, в произведении описываются особенности внутренних отношений между различными родоплеменными подразделениями и их предводителями, позиция туркмен в отношении соседей: Бухары, Хивы, Персии, — их отношения с Россий- ской и Британской империями в процессе присоединения Средней Азии к России. Наряду с вымышленными (или выведенными под вымышленными именами) персонажами в романе действуют реальные исторические деятели: начальник Ахал-Текинской экспедиции генерал М. Д. Скобелев, полковник Н. Г. Петрусевич, военачальник текинцев Тыкма-сардар, ученый-востоковед А. Вамбери, британский журналист Э. О’Донован и др. Личное знакомство В. П. Череванского со своими героями позволило ему достоверно описать туркменские реалии в «экстремальный» период их жизни — накануне и во время присоединения Ахалтекинского оазиса к России, «оживив» сведения о них, известные по работам его современников и исследователей, и при этом не выказывая характерного для современных ему западных и некоторых российских литераторов ориенталистских воззрений.
В главе представлен подробный обзор проблематики книги, ее тематическая структура, изложены основные трудности анализа и определения места постсоветской фазы в общественно-политической истории языка.
Анализируется возможность использования в процессе изучения курса "Юридической техники" соответствующих примеров,содержащих временные характеристики, их наглядность и убедительность. Рассматривается возможность демонстрации оптимизации юридической техники с помощью правильно и четко используемых временных свойств.
В книге представлены материалы региональной научно-практической конференции, прошедшей в Нижнем Новгороде 12 декабря 2008 года.
Автор статьи считает, что российское общество впервые столкнулось с Конституцией, которая вызывала бы столько нареканий, сколько их вызывает действующая Конституция Российской Федерации. Самый ощутимый ущерб, нанесенный Конституцией системе законодательства, состоит в том, что она вопреки сложившейся отечественной конституционной традиции перестала быть для этой системы формообразующим и системообразующим документом. Конституция не является Основным Законом государства, а, следовательно, и вершиной системы законодательства. Речь идет о системообразующей и формообразующей функциях Конституции, потому что законодательство (в широком ли, узком ли смысле) – это система иерархическая. Каждый вид нормативных актов, входящих в нее, должен занимать свою собственную ступеньку, положение которой в ряду других определяется его юридической силой.
Статья представляет анализ правового статуса Контрольно-счётной палаты Санкт-Петербурга в свете принятия Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». Особое внимание уделено правовым основам осуществления аудита эффективности государственных средств, а также вопросам взаимодействия Контрольно-счётной палаты Санкт-Петербурга с контрольными органами внутригородских муниципальных образований.
В сборнике опубликованы материалы всероссийской научно-практической конференции "Ценности России в системе ценностей мира и контексте задач экономико-правового обеспечения их создания, накопления, сбережения, рационального использования, приумножения и приращения", прошедшей 22 апреля 2010 года в Нижнем Новгороде.
В книге опубликованы материалы Международной научно-практической конференции "Кодификация законодательства: теория, практика, техника", прошедшей в Нижнем Новгороде 25–26 сентября 2008 года.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Первые страницы истории доктрины международного частного права уходят своими корнями в позднее Средневековье и начинаются с глоссаторов. Впервые вопросы коллизий разнонациональных законов были поставлены, когда на Западе Европы наряду с унаследованным римским правом стали зарождаться самостоятельные городские законодательства. Интенсивный торговый оборот повлек за собой возникновение коллизионных проблем. Эти коллизии еще нельзя назвать международными; пока это только межобластные коллизии, но именно они стали объективным фактором зарождения науки МЧП. На рубеже XII–XIII вв. перед юристами уже во всей своей полноте возник вопрос – какое право применить к конкретному, осложненному иностранным элементом правоотношению. В конце XI – начале XII вв. в Западной Европе начался процесс рецепции римского права. Итальянские города-государства приняли систему римского права в качестве общего «естественного закона». Современная наука международного частного права (как и вообще вся наука права) выросла на почве изучения римского права. В принципе, глоссаторы ставили перед собой одну задачу – определить, применимы ли статуты данной общины к иностранцам. Считалось, что на основе римского права, которое имело приоритет над местным правом и являлось общим для всех городов, суды имели право применять статуты других городов при регулировании отношений с участием иностранцев. В период возникновения статутного законодательства проблема коллизий между различными статутами не имела широкого распространения и глоссаторы мало интересовались вопросами о столкновении статутов. Исходя из представления, что статут обязывает только его создателей, они не видели и не допускали возможности конфликта между статутами различных территориальных союзов. У глоссаторов были «излюбленные» места в Кодификации Юстиниана, к которым они предпочитали приурочивать свои учения. Для учения о столкновении статутов таким излюбленным местом сделалась первая конституция Кодекса Юстиниана, помещенная в первом титуле и носившая название «Об утверждении веры в Святую Троицу». Текст конституции был привлечен как доказательство правила о неприменимости к иностранцам местных статутов и к нему была сделана известная глосса, ставшая, согласно общепринятому мнению, колыбелью науки международного частного права. Эта глосса вошла в знаменитую «Глоссу Аккурсия».
Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.