Статья
В последнее время особую актуальность в России приобрели дискуссии об общественном телевидении. Идея его создания сама по себе не оригинальна, но недавно снова нашла отклик у представителей власти. В статье рассматривается опыт японского общественного телевидения NHK, который мог бы быть полезен российским коллегам.
В данной коллективной монографии авторы анализируют проблемы коммуникации с Чужим в контексте культурных процессов на Дальнем Востоке. Эта проблема анализируется в нескольких аспектах, а субъектами восприятия Чужого оказываются самые различные народы и в разных ситуациях, и в разных периодах. Значительная часть работы посвящена анализу воображаемого Чужого, сконструированного по интернет запросам в российском сегменте Интернет. В основу этого анализа легли основные маркеры инаковости: алиментарность, сексуальность, вестиментарность. Система отношений россиян с представителями дальневосточных народов показана через призму формирования гибридности в культурном пространстве российской диаспоры в Харбине. Встраиваясь в чужую для нее культурную реальность, русская культура пыталась выжить, сохраняя себя и репродуцируя. Последний раздел монографии делает попытку взглянуть на проблему коммуникации с Чужим через призму носителей японской культуры. Книга может быть интересна историкам культуры, антропологам, философам, культурологам и всем тем, кто интересуется народами Дальнего Востока.
Cтатья посвящена анализу правовых рамок создания общественного телевидения России (ОТВР), регламентирующих вопросы его политической независимости, управления и контроля за его деятельностью. Они рассматриваются в контексте стандартов Совета Европы, существующих в этой сфере. Результаты исследования позволяют спрогнозировать степень эффективности общественного вещателя в России и выявить трудности, с которыми он столкнется в ходе своей деятельности. Также в статье предлагаются пути оптимизации системы управления-надзора ОТВР.
В данной работе представлены японская и российская международные точки зрения на обеспечение стабильности и безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а также их совпадающие пункты и разногласия
В статье проводится исследование перпектив увеличения объемов японского импорта из России нефти и природного газа. Рассмотрены новые проекты правительства и корпораций Японии, действующих в нефтегазовым секторе на территории РФ.
В статье представлен сравнительный анализ характеристик деловой культуры России и Японии, выявлены принципиальные различия и схожие черты, которые могут служить основой для углубления взаимопонимания в сфере деловых отношений
К XVII в. земли айнов — Хоккайдо, Сахалин и Курильские острова — оставались одним из последних «белых пятен» на карте мира. Вскоре туда устремились экспедиции под флагами самых разных стран: Голландии, России, Японии, Британии, Франции. Благодаря экспедициям сегодня мы располагаем обширным корпусом письменных источников по истории и культуре этого отдаленного края, но в то же время они оказали необрати- мое влияние на жизнь и историю местных жителей — айнов. Каждый из авторов данной книги представил свой взгляд на роль экспедиций в истории земель айнов.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.