Статья
Russia Heading Towards a New Technology-Industrial Policy: Exciting Prospects and Fatal Traps
В статье рассматриваются практические проблемы и противоречия реализации промышленной политики в России в 2000-е гг., ее позитивные и негативные стороны, эволюция подходов к реализации, в результате которой, в частности, происходит сближение инновационной и промышленной повесток. Авторы называют ключевые заинтересованные группы, взаимодействие которых определяет конфигурацию промышленной политики. Анализируются два свежих примера — из области автомобилестроения и из наноидустрии, на основе системного сопоставления которых предпринята попытка концептуализации лучших практик. Сформулированы уроки, значимые для выстраивания новой технологической промышленной политики:
- Мировой опыт свидетельствует, что требования к промышленной политике и ее возможности существенно меняются с течением времени. На уровне отдельной страны и на каждом этапе развития требуются новые идеи и решения, а повторить успех состоявшихся лидеров крайне сложно.
- Положительные примеры реализации промышленной политики связаны с ориентацией на мировой рынок, обеспечением глобальной конкурентоспособности, привлечением иностранных инвесторов. В отсутствие четких, свободных условий входа/выхода для основных акторов и вовлеченности иностранных партнеров распространяются такие явления, как симуляция успехов, информационная асимметрия, укореняются противоположные представления об экономической ситуации среди представителей общества и системы государственного управления.
- Корректное измерение накопленного научно-технологического потенциала имеет принципиальное значение для технологической промышленной политики. Многие данные в этой сфере оказываются недостоверными, поскольку не учитывают изменений потребностей бизнеса в технологиях. Использование советского материально-технического наследия иногда становится политическим императивом, препятствующим развитию инновационного потенциала страны и межстрановой технологической кооперации.
- Отрицательное отношение к той или иной политике не должно накладывать табу на изучение соответствующих вопросов. Мнимое отсутствие в России промышленной политики на протяжении долгого времени привело к тому, что качество ее разработки и реализации, а также культура исследований остаются на довольно низком уровне.
Экономическое развитие Сингапура стало одним из самых показательных примеров перехода развивающейся страны в ряды экономик "первого мира". Во многом успехи Сингапура объясняются активным государственным вмешательством в экономику в форме продуманной промышленной политики.
Экономическое развитие Сингапура и других азиатских новых индустриальных стран (НИС) до сих пор вызывает интерес экономической науки. Особое место в работах, посвященных этому феномену, занимает вопрос о роли государства в экономических успехах Сингапура. Одним из ярких проявлений активного государственного вмешательства в экономику Сингапура стала промышленная политика. Несмотря на обширный инструментарий промышленной политики, с самого начала активных преобразований в сингапурской экономике фискальные меры стали универсальным механизмом как функциональной, так и селективной промышленной политики. Налоговые стимулы широко применялись для привлечения прямых иностранных инвестиций, развития конкретных отраслей, человеческого капитала и научно-исследовательских компетенций. В настоящей статье будут рассмотрены и проанализированы основные фискальные инструменты промышленной политики Сингапура и направления их применения.
Среди ключевых задач стратегического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу – завоевание передовых позиций в глобальной конкуренции, выход на стандарты жизни развитых стран. Сегодня определены и методы достижения провозглашенных приоритетов, среди которых главенствуют упор на осуществление инноваций и оптимизацию использования регионального и человеческого потенциалов. Это, в свою очередь, означает и разработку принципиально новой отечественной промышленной политики, основная цель которой – стимулирование перехода экономики страны на путь развития, позволяющий науке и высокотехнологичным секторам промышленности стать локомотивом экономического роста, обеспечить адекватные условия для развития производственного сектора экономики, где создается реальное богатство страны. Многие вопросы, относящиеся к теме проводимого в данном сборнике исследования, успешно решаются в европейских странах. Поэтому усвоение в целом позитивного европейского опыта целесообразно и важно для снижения уязвимости отечественной экономики перед лицом многих глобальных вызов, требующих сегодня адекватных мер реагирования на уровне промышленной политики, запуска принципиально новых промышленных стратегий. В этой работе много конкретных предложений, направленных на дальнейшее развитие российской промышленности. Авторы сформулировали новые тактические и стратегические идеи, неординарные решения, рассчитанные на преодоление существующих проблем и достижение лидерства в данной области в будущем.
Экономическое развитие Сингапура стало одним из самых показательных примеров перехода развивающейся страны в ряды экономик первого мира. Во многом успехи Сингапура были достигнуты благодаря активному государственному вмешательству в экономику в форме продуманной промышленной политики. Подобный положительный опыт представляет интерес и для России, стремящейся модернизировать экономику и отойти от экспортно-сырьевой зависимости. В статье рассмотрены основные этапы и инструменты промышленной политики Сингапура, проанализированы достигнутые результаты и сделаны выводы для экономики России.
В последние десятилетия в структуре экономики ЕС заметно падение доли промышленности. С 20,5% в 1995 г. промышленное производство сократилось к кризисному 2008 г. до 17,1%. С конца 2006 г. наблюдается также сокращение абсолютных объёмов промышленного производства. В 2009 г. спад достиг своего максимума, причём таких рекордно низких величин не наблюдалось с начала 1990-х гг. Однако, наперекор отрицательной динамике промышленность сохраняет роль локомотива европейской экономики по таким параметрам как рост производительности труда и рост заработной платы. Таков вердикт главного исполнительного органа ЕС – Европейской комиссии (ЕК) по результатом обширного исследования, проведённого в 2009 г. Средний по всем отраслям промышленности рост производительности труда за период с 1995 по 2007 гг. включительно – 3,2% – оказался выше, чем в остальных секторах экономики, а в таких высокотехнологичных отраслях как химия и производство электро- и оптического оборудования он достигал, соответственно, 5,2% и 6,8%. Для сравнения рост производительности труда в секторе сельского и лесного хозяйства и рыболовном промысле в этот период достиг только 2,8%, из отраслей непроизводственного сектора экономики заметная положительная динамика наблюдалась лишь в финансовых услугах – 2,7%, а также транспорте и коммуникациях – 3,3%.
Рецензия на книгу Барбера М. Приказано добиться результата. Как была обеспечена реализация реформ в сфере государственных услуг Великобритании / пер. с англ. под науч. ред. Я.И. Кузьминова, А.В. Клименко. М.: НИУ ВШЭ, 2011. 394 с.
Сборник статей посвящен решению важной научной задачи по исследованию развития и формирования социально-экономических отношений в реформируемом обществе. Исследования, представленные в сборнике, отражают многообразие проблем социально-экономического развития общества. Рекомендовано научным работникам, специалистам, аспирантам и студентам, изучающим социально-экономические проблемы.
Сборник статей посвящен решению важной научной задачи по исследованию развития и формирования социально-экономических отношений в реформируемом обществе. Исследования, представленные в сборнике, отражают многообразие проблем социально-экономического развития общества. Рекомендовано научным работникам, специалистам, аспирантам и студентам, изучающим социально-экономические проблемы.
В декабре 2011 г. был обнародован консультативный документ Базельского комитета по принципам надзора за деятельностью финансовых конгломератов. В статье дан обзор данных принципов, а также ряд предложений, разработанных авторами в рамках проведенного анализа исследовательской группы ВШЭ.
Сборник включает статьи участников международной научно-практической конференции «Экономика и управление: проблемы и перспективы развития», прошедшей 15-16 ноября 2010 г. в г. Волгограде на базе Регионального центра социально-экономических и политических исследований «Общественное содействие». Статьи посвящены актуальным вопросам экономической, управленческой теории и практики, изучаемыми учеными из разных стран - участниц конференции.
Переводы классики по разделам экономической науки (ВЕХИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ), учебники экономические, справочные и методические материалы, книжные серии, экономическая терминология
В статье рассматриваются проблемы влияния внешних условий при оценке эффективности государственного сектора методом Data Envelopment Analysis. На примере системы здравоохранения в российских регионах в 2011 г. проводится сравнительный анализ современных методов учета внешних условий. Предлагается перспективная методика коррекции оценок эффективности, полученных методом DEA. Несмотря на преимущества DEA-анализа как инструмента оценки эффективности государственной власти, его применение связано с рядом методологических трудностей. Учет нескольких факторов, влияющих на эффективность, требует применения более сложных методов, наиболее перспективным из которых является кластеризация изучаемых DMU по набору признаков и построение локальных границ производственных возможностей. Применение регрессионного анализа для коррекции оценок в настоящее время требует более глубокого изучения, поскольку не исключена возможность появления систематических ошибок в коррекции. Наиболее перспективным подходом представляется сочетание коррекции исходных показателей и кластеризации, дополненное многостадийным анализом. Рассмотрение нескольких стадий преобразования ресурсов общества в общественно полезный результат позволит локализовать слабые стороны работы государственной организации.
Целью работы является сравнение режимов денежно-кредитной политики с точки зрения уязвимости экономики использующих их стран к кризисам. Работа состоит из двух частей. Первая часть содержит обзор литературы, где представлены результаты исследований, рассматривающие подверженность кризисам экономик, применяющих такие режимы денежно-кредитной политики, как таргетирование валютного курса, классическое и модифицированное инфляционное таргетирование. Также приводятся оценки эффективности накопления валютных резервов в качестве инструмента предотвращения или смягчения кризисов. Во второй части работы – эмпирической – описаны методология и результаты сравнения адаптационных способностей экономик, полученные на основе анализа динамики ключевых макроэкономических показателей в докризисный и посткризисный периоды в странах, сгруппированных по режимам денежно-кредитной политики. Кроме того, представлены оценки подверженности экономик кризисам на основе расчета частот наступления кризисов при различных режимах.
В статье проанализированы последствия гайдаровских реформ для России.