Статья
Hard Problem of Consciousness
«Трудная проблема» сознания, сформулированная Д.Чалмерсом в 1995 г., и породившая новую волну интереса к феномену сознания в фило- софии, предполагает некий парадокс. C одной стороны, автор, как и многие представители аналитической философии, готов предположить, что созна- ние связано исключительно с активностью мозга. С другой стороны, он со- мневается, что ответ на вопрос «Как возможны qualia?» может быть дан в рамках научного подхода. Но не связано ли это просто с недостаточностью наших знаний? Или же решение в принципе немыслимо? В данной статье предпринята попытка разобраться в этом вопросе.
В настоящее время наблюдается глубокий раскол между аналитической и континентальной философией сознания. Континентальной философии можно поставить в упрёк то, что она редко поднимает философские проблемы физики и нейронауки. Аналитическая философия в свою очередь фактически остановилась на Канте и Аристотелевской логике, в то время как Шеллинг и Гегель создали более сложную диалектическую логику. Именно поэтому в аналитической традиции сознание является лишним, что порождает различные парадоксы в мысленных экспериментах с философским зомби (Чалмерс, трудная проблема сознания) и китайской комнатой (Серл). Целью данной статьи является показать, что даже квантовые онтологии, являющиеся последней надеждой для многих аналитических философов, не могут решить трудную проблему сознания. Только экзистенциальные онтологии Сартра, Бердяева и Хайдеггера, наследующие диалектическую логику немецкой философии, могут претендовать на приближение к решению проблемы сознания.
В главе представлен анализ психофизической проблемы в современной нейрофилософии и когнитивной нейронауке. Рассмотрен уровневый подход к сознанию в медицине, проанализировано понятие "нервные корреляты сознания", разрабатываемое в нейронауке, сопоставлены позиции современных философов сознания (Д. Чалмерса, Д. Деннетта и др.).
В настоящей статье я рассмотрю наиболее влиятельные и обсуждаемые антифизикалистские аргументы, ставшие в последнее десятилетие почти культовыми. В программе антифизикализма можно выделить две подпрограммы – негативную и позитивную. В рамках позитивной части ведутся поиски теории, которая могла бы объяснить, каким образом физические процессы в мозге порождают ментальный опыт. В свою очередь, негативная часть направлена на критику главных доводов и положений физикализма (материализма). В настоящей статье я собираюсь сосредоточиться на второй критической части. При этом я ограничусь изложением тех аргументов, которые призваны показать и отстоять феноменальность сознания. Не имея возможности подробно излагать собственно физикалистские позиции и аргументы, я буду пояснять их по ходу рассмотрения аргументов антифизикализма. Цель моей работы довольно скромна – я собираюсь сделать обзор основных феноменалистских аргументов антифизикализма, сопроводив их соответствующим поясняющим комментированием и, по возможности, компактным анализом. Придерживаясь задуманного формата исследования, я не ставила цели высказывать собственные критические замечания и соображения в связи с рассматриваемыми аргументами, т.к. это не позволило бы уложиться в объем одной статьи.
In late 20th century D. Chalmers came to the conclusion that consciousness is redundant in relation to the brain functioning and he called it the hard problem of consciousness. In this article a fusion of existentialism and quantum theories of consciousness will be proposed, with the result being a neurophenomenological theory of consciousness Quantum brain and Nothingness. An important base for the paper is the idea of direct connection between the hard problem of consciousness and the problem of free will that allows us to build a “bridge” between existential philosophy and the hard problem of consciousness. The main ideas of neurophenomenological theory of consciousness will contain the following: At present moment brain can be simultaneously in multiple states, because of the significant quantum effects that influencing neuron impulses. From the third person’s perspective the quantum brain looks like physical object, but in reality (i.e. “from the inside”, “brain for brain” or brain as “thing-in-itself”) quantum brain is consciousness. It means that the conscious and quantum neuronal processes are the same “something” that can be observed both from inside and from outside. Because of that consciousness exists simultaneously in multiple states. Further free “i” in the continuously processes of selection of one of the possible state of consciousness and automatically chooses one of the possible state of the quantum brain, causing collapse of its wave function as a result. Furthermore, consciousness is “quantum brain for quantum brain” and “i” that is in the continuous process of collapsing of brain’s wave function. Quantum states of brain are pressuring “i” requiring its own realization. This “pressure” and particular quantum states of the brain are represented as multitude of qualia for “i”. As a result, consciousness is emergent interaction of “i” and quantum states of the brain.
Монография посвящена онтологии стандартной и девиантной квантификации. В работе сопоставляются эвристические возможности и онтологические обязательства двух парадигм интерпретации кванторов: как второпорядковых предикатов и как функций выбора от их истоков (Г. Фреге и Ч.С. Пирс) до современного состояния (абстрактные логики и IF-логика). Новизна исследования связана с философской оценкой технических результатов последних лет о выразительных и дедуктивных возможностях логик с нестандартной квантификацией. Монография включает апробацию разработанных методов в логическом анализе языка, а также в логико-онтологической экспликации классических философских затруднений, обусловленных предикативной трактовкой существования.
Книга предназначена для специалистов в области логики, философии, когнитивной лингвистики и психологии, онтологической инженерии, а также для всех тех, кто интересуется историей и современным состоянием логики, аналитической философии и феноменологии, философскими основаниями математики и компьютерных наук.
Изучение использования возможностей Интернета и компьютера студентами проводится в разных странах. Поднимая вопрос о взаимодействии информационной среды и национальной культуры, в статье рассматриваются особенности применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) студентами России. В работе представлены результаты анализа данных собранных в ходе проекта «Кросс-культурное исследование процесса становления новой образовательной культуры в России и Германии» в 2008-2009 гг. (выборка в 825 студентов из 18 университетов России). Обсуждаются особенности использования российскими студентами Интернета, в том числе проблема плагиата, доступность различных технологий в университете, привлекательность категорий использования компьютера и Интернета, гендерная специфика использования информационно-коммуникационных технологий.
В книге, приуроченной к юбилею классика российской семантической школы Е.Д.Смирновой, рассматриваются перспективы логической семантики, дисциплинарный статус которой изначально определялся задачами обоснования математики, для философии языка и эпистемологии.
В сборнике представлены работы, выполненные в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 годы. Раскрывается широкий спектр проблем, связанных с различными этическими вопросами организационной, профессиональной и межличностной коммуникации.
Российские регионы развиты неравномерно, что отражается на ценностях и социально-психологических установках их жителей. В фокусе данного исследования находятся ценности, показатели социального капитала и их взаимосвязи с экономическими установками на индивидуальном поведенческом уровне, что является практически неразработанной темой в рамках экономической психологии. Выборка исследования составила 1219 человек из разных регионов России. Метод исследования – социально-психологический опрос. Опрос проходил в 2010-2011 гг. Было получено, что регионы Российской Федерации в значительной степени различаются как по профилю базовых ценностей и некоторым показателям социального капитала, так и по экономическим установкам их жителей, что отражается на экономике страны в целом.
Представлены результаты кросс-культурного исследования имплицитных теорий инновативности у студентов и учителей, представителей трех этнокультурных групп: русские, народы Северного Кавказа (чеченцы и ингуши) и тувинцы (N=804). Выявлены межгрупповые различия в имплицитных теориях инновативности: у русских респондентов и у студентов более выражены индивидуальные теории инновативности, у респондентов из Северного Кавказа, Тувы и учителей более выражены социальные теории инновативности. С помощью моделирования структурными уравнениями построена культурно-универсальная модель влияния ценностей на имплицитные теории инновативности и на установки по отношению к инновациям. Ценности Открытости изменениям и индивидуальные теории инновативности способствуют позитивному отношению к инновациям. Результаты исследования показали, что имплицитные теории инновативности различаются в разных культурах, а ценности оказывают разное влияние на отношение к инновациям и опыт инновативной деятельности в разных культурах.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.