• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 31 100 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Глава
Чернусь В. К. В кн.: Философия. Язык. Культура (Вып.3). Вып. 3. СПб.: Алетейя, 2012. Гл. 17. С. 194-203.

Статья посвящена проблеме кризиса культуры. Сраниваются точки зрения русских и западных мыслителей на эту проблему. По мнению автора, кризис культуры есть кризис таких ценностей как человек и свобода. В первой половине ХХ века культура не нашла ответа на вопросы: что есть свобода и что есть человек?

Добавлено: 16 февраля 2013
Глава
Куренной В. А., Румянцева М. В. В кн.: В ногу со временем. Сокращенное пребывание в настоящем. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2016. С. VII-XXIV.

В динамической цивилизации модерна увеличивается скорость обновления науки и техники, искусства и экономики, политики и права. Уменьшается период времени устойчивой работы и жизни. Наше пребывание в настоящем сокращается. Время становится ограниченным, а потому нуждается в социальной и технической организации — как среда координации наших действий. В работе Германа Люббе разворачивается широкая панорама темпоральной структуры нашей цивилизации. Почему прогресс, устремленный в будущее, умножает число форм исторической культуры? Почему художественный и интеллектуальный авангардизм склоняется к поддержке тоталитарных режимов? Как архивы и библиотеки справляются с нарастающим потоком информации? Таковы только некоторые из вопросов, на которые дает ответы эта книга.

Добавлено: 6 марта 2016
Глава
Порус В. Н. В кн.: Проблемы и дискуссии в философии России второй половины ХХ в.: современный взгляд. М.: Российская политическая энциклопедия, 2014. С. 137-156.

В статье рассматривается проблема становления современной философии науки в отечественной философии второй половины ХХ века. Показано, что на этот процесс оказывало воздействие особое положение философии науки в структуре отечественных исследований («оффшорная зона), относительная свобода от идеологического пресса и влияние общенаучной атмосферы этого времени в СССР и в мире.

Добавлено: 20 ноября 2014
Глава
Порус В. Н. В кн.: Революция и эволюция: модели развития в науке, культуре, социуме: сборник научных статей. Н. Новгород: Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2017. С. 6-9.
Добавлено: 12 декабря 2017
Глава
Макеева Л. Б. В кн.: Тезаурусный анализ мировой культуры : сб. науч. трудов. Вып. 27: Специальный выпуск : Высшее образование для XXI века: Х Международная научная конференция. Москва, 14–16 ноября 2013 г. : Доклады и материалы. М.: Издательство Московского гуманитарного университета, 2013. С. 11-20.

Кратко излагается прагматистская философия Дж. Дьюи; сопоставляются ее основные положения с технократической моделью образования Э. Торндайка. Делается вывод о том, что наиболее серьезный недостаток философии образования Дьюи – ее утопичность.

Добавлено: 18 ноября 2013
Глава
Штекелер-Вайтхофер П. В кн.: Персональность: Язык философии в немецко-русском диалоге. М.: Модест Колеров, 2007. С. 94-109.

В статье анализируется ницшевский идеал подлинной и автономной личности.

Добавлено: 8 декабря 2015
Глава
Корень В. Л. В кн.: Философия. М.: Издательство Военного университета, 2011. Гл. 19. С. 337-357.

Философия права выступает не только прикладной философской наукой, целью которой является исследование права в основных его проявлениях, но и служит философским основанием юридических наук, являясь связующим звеном между знаниями, отражающими предельный уровень бытия и конкретными теоретическими юридическими знаниями. Философия права тесно связанна не только с юриспруденцией, но и решает общие проблемы с политологией, социологией, культурологией, историей и т.д. Философия права – это наука, которая призвана раскрыть природу права с позиции ее сущностных характеристик, связать феномен права с другими институтами общества, определить его ценность и роль в жизни социума, исследовать онтологию и гносеологию права, тенденции его развития.

Добавлено: 13 апреля 2012
Глава
Самохина Е. Г. В кн.: Юрген Хабермас и коммуникативная теория права. Общество с ограниченной ответственностью "Издательский Дом "Алеф-Пресс", 2018. С. 83-93.

-

Добавлено: 21 ноября 2017
Глава
Порус В. Н. В кн.: Философия свободы. СПб.: Алетейя, 2011. С. 103-122.
Добавлено: 28 сентября 2013
Глава
Жукова О. А. В кн.: Современное состояние культуры и общества: особенности и перспективы развития России. М.: Издательство Московского гуманитарного университета, 2013. С. 53-60.

В российской истории можно наблюдать трагический парадокс культурного самосознания, регулярно впадающего в мифологизацию, с заметной примесью метафизики и мистики. Потребность критического пересмотра исторического опыта сегодня стоит очень остро, поскольку болезненный процесс вхождения наследников исторической России в глобальный проект современности, своего рода, в новый модерн является главной политической и экономической повесткой дня. 

Добавлено: 30 декабря 2013
Глава
Лагутина И. Н. В кн.: Жизнь и смерть в литературе романтизма. Оппозиция или единство?. М.: ИМЛИ РАН, 2010. С. 136-147.

В статье представлена интерпретация фрагментов Новалиса, посвященных раннеромантическому пониманию смерти и выстроено раннеромантическое учение о бессмертии. Поэтическое творчество Новалиса ("Гимны к Ночи") рассмотрено в контексте его философских и религиозных взглядов.

Добавлено: 9 октября 2014
Глава
Гаспарян Д. Э. В кн.: История философии и социокультурный контекст. М.: РГГУ, 2012. С. 138-149.

В ХХ-ом веке изучение проблем сознания заняло лидирующие позиции в пределах философского знания. На сегодняшний день идейные позиции исследователей проблем сознания прочерчены довольно определенно – есть лагерь оптимистически настроенных мыслителей, согласно которым загадка сознания уже решена или будет решена в скором времени и лагерь пессимистов (немногочисленный), по мнению которых, позитивная программа объяснения сознания зашла в тупик. Российскому читателю, знакомому с наследием М. Мамардашвили хорошо известно, что Мамардашвили выработал свое, говоря на языке современной аналитической философии, антифизикалисткое понимание сознания в период, когда позиции физикализма (более широко редукционизма) были еще достаточно сильны не только в Америке, но и в советской России. Между тем, у Мамардашвили могут быть обнаружены вполне рабочие контраргументы против самых влиятельных и распространенных доктрин редукционизма сознания.

Добавлено: 12 мая 2014
Глава
Ковязина Е. Н. В кн.: Современные проблемы лингвистики и лингводидактики: концепции и перспективы. Ч. 2. Волгоград: ВолГУ, 2011. С. 172-178.
Добавлено: 11 марта 2013
Глава
Вострова Г. А. В кн.: Образование для ХХI века: VIII Международная научная конференция. Москва, 17-19 ноября 2011 г.: Доклады и материалы. Секция 5. Проблемы культурологического образования. Вып. 2. М.: Издательство Московского гуманитарного университета, 2011. С. 47-54.
Статья посвящена анализу методических проблем преподавания новой дисциплины. Курс представляет собой опыт теоретического описания театральной философии Серебряного века в ее методологическом единстве. Автор предлагает программу спецкурса «Философия театра в эстетике Серебряного века».
Добавлено: 23 октября 2012
Глава
Рябушкина Т. М. В кн.: Философия. Язык. Культура. Сборник материалов научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (Москва, ГУ-ВШЭ, 10 марта 2010 г.). М.: Праксис, 2010. С. 87-97.

Философия языка дала новую жизнь дискуссиям о сознании и самосознании. Мишенью критики стало классическое понимание этих феноменов, опирающееся на так называемую рефлексивную теорию, неразрывно связанную с некой призрачной сущностью – картезианским «я». Эта теория ко времени появления аналитической философии, в результате никогда не прекращавшейся самокритики, дошла до самоотрицания, обнаружив фундаментальные трудности. В XX веке философы Гейдельбергской школы как никогда ярко продемонстрировали апоретический характер теории рефлексии. Цель статьи – показать, что аналитическая философия, вопреки ее собственным уверениям, препятствует избавлению от апорий и выходу за рамки рефлексивной традиции.

Добавлено: 20 декабря 2012
Глава
Селиверстов В. В. В кн.: Автобиографические свидетельства: перспективы междисциплинарных исследований. СПб.: Алетейя, 2016. С. 122-130.

В статье анализируется фемомен самоизложений, философских автобиографий, которые были опубликованы учениками Франца Брентано. Задачей является понять, каковы были причины, по которым они писали эти тексты, и почему эта практика была популярна в этой философской школе.

Добавлено: 5 сентября 2016
Глава
Шушпанова З. В. В кн.: Способы мысли, пути говорения. СПб.: Алетейя, 2016. С. 83-94.

Русский символизм, оформившись в единое направление, не был явлением однородным. Внутреннее противоречие приводит его впоследствии к расколу и последующему дроблению на различные теории. Данная статья посвящена анализу одной из них – философской концепции символизма Белого, положения которой не имели систематического изложения. В статье автор пытается выявить основные идеи и воссоздать реконструкцию теории А. Белого.

Добавлено: 12 декабря 2016
Глава
Родин А. В. В кн.: Д.Д. Мордухай-Болтовской, Философия, Психология, Математика. М.: Серебряные нити, 1998. С. 12-25.

Философская математика Дмитрия Дмитриевича Мордухай-Болтовского,  Биографический очерк : вступительные статьи к собранию сочинений Д.Д. Мордухай-Болтовского

Добавлено: 16 июня 2018
Глава
Корень В. Л. В кн.: Философия. М.: Издательство Военного университета, 2011. Гл. 3. С. 37-62.

Средневековая европейская философия – это преимущественно религиозная философия, для которой существуют догмы, понятия или «истины», не подвергаемые сомнению. Если античная философия была связана с языческим многобожием (политеизмом) и при всем различии представлявших ее учений в конечном счете носила космологический характер, то философская мысль Средних веков уходит своими корнями в религии единобожия (монотеизма). К таким религиям в Европе Средних веков и на Ближнем Востоке принадлежали иудаизм, христианство и ислам. Именно с ними связано развитие как европейской, так и арабской философии во II – XIV вв. Средневековое мышление по своему существу было теоцентрично: реальностью, определяющей все сущее, признавалась не природа, а Бог.

В совсем другом ракурсе выступает философия эпохи Возрождения XV – XVI вв. Несмотря на то, что Ренессанс осознавал себя возрождением античной культуры, он возник как итог развития средневековой культуры, которая противопоставляла себя «варварской» античности. В основе культуры Возрождения лежали зарождавшиеся капиталистические отношения. Она характеризовалась значительным подъемом в области искусства, философии и науки, движением к освобождению от господства религии и церкви в основных сферах общественной жизни. Философия в тот период приобрела ярко выраженный антропоцентрический характер. Человек не  только становился важнейшим объектом философского рассмотрения, но и оказывается центральным звеном всей цепи космического бытия.

Добавлено: 13 апреля 2012
Глава
Шалаева А. В. В кн.: Гуманитарные практики в современном социуме: модернизация и глобализация: сборник научных трудов. СПб.: Издательство Политехнического университета, 2011. С. 211-217.

В работе рассматривается возможность применения философского определения мифа в современной ситуации общества потребления. Изучаются перспективы и контексты, в которых возможно сближение  и различение мифа современного и мифа древних обществ. Делается вывод о необходимости переоценки роли и значения мифа в современном обществе с философской точки зрения.

Добавлено: 20 марта 2013
Глава
Малинкин А. Н. В кн.: Философская антропология Макса Шелера: уроки, критика, перспективы. СПб.: Алетейя, 2011. С. 256-281.

Представление о Шелере как абстрактно-метафизическом систематизаторе чужих знаний настолько не вяжется с реальным образом немецкого мыслителя, который сохранился в воспоминаниях современников, что закрадывается сомнение: идет ли речь о Максе Шелере или о ком-то другом? Современники-философы (например, М. Хайдеггер, Г. Плесснер, Х.-Г. Гадамер, А. Демпф, Г. Кун, Н. Гартман), а их трудно заподозрить в неискренности, писали, что Макса Шелера отличали удивительная смелость мысли, оригинальный острый ум, а главное – проблемно-исследовательский подход ко всему, с чем он сталкивался как философ и социолог. По натуре Шелер был прирожденный философ, по складу ума – исследователь. Едва ли тому, кто прочитает «Проблемы социологии знания», придется это лишний раз доказывать.


 

 

Добавлено: 30 апреля 2013