• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Современные российские дискуссии о князе Александре Невском

В последнее время в российской исторической науке вновь разгорелись дискуссии между апологетами древнерусского князя Александра Ярославича (который чаще именуется в них Александром Невским) и его «дискредитаторами». Особую остроту им придал телепроект «Имя Россия» (sic!), реализованный государственным телеканалом «Россия» в 2009 году. «Победителем» в нем и стал Александр Невский — его представлял митрополит Смоленский и Калининградский (ныне — Патриарх Московский и всея Руси) Кирилл, за него проголосовало большинство телезрителей (независимо от того, как проводился подсчет голосов). После такого триумфа любое сомнение в том, что все содеянное князем Александром было во благо Отечества, рассматривается как «пренебрежение национальными ценностями, насаждаемое ныне в нашем обществе извне» . «Выбрав своим именем Александра Невского, Россия показала, что Запад со своими сомнительными ценностями больше не имеет над ней власти», «Слава Богу, Русский Народ избавился, наконец, от дьявольского наваждения навеянного дурманящим пением сладкоголосых сирен либерализма. Одним из ярких свидетельств этого как раз и являются итоги телевизионного конкурса “Имя России” [sic! косноязычное название проекта даже его почитатели не состоянии воспроизвести правильно], победителем которого закономерно стали такие исторические деятели, как Александр Невский…», — пишет на сайте «Евразия» С. Панкин . Тем не менее, сомневающиеся в том, что Александр Невский, за которого голосовали участники проекта, был именно таким, каким представляют его адепты, существуют и продолжают сомневаться…

В книге

Современные российские дискуссии о князе Александре Невском
Вып. 2. М.: ИНИОН РАН, 2010.