Глава
Баратынский и старшие модернисты: попытка обобщения
Как и любая другая эпоха, эпоха русского модернизма искала и находила в крупных культурных явлениях прошлого близкое себе, опираясь на старое, доказывала легитимность и прочность нового. Следовательно, взглянув на Баратынского глазами поэтов «Серебряного века», мы получим возможность распознать в складывающемся изображении еще один автопортрет модернистской эпохи: «сопоставление символистов и Баратынского» «не только может помочь нам уяснить какие-то стороны в Баратынском, но и снабдить нас некоторыми данными для суждения о сущности самогó символизма как этапа нашего литературного и культурного развития».
В книге
Исторический романист Зиновий Самойлович Давыдов (1892 –1958) начинал свой путь как поэт, последователь символистов и акмеистов. В 1919 году, в Чернигове вышла в свет его дебютная и единственная книга стихов «Ветер», которую в настоящем издании мы перепечатываем полностью. Книга дополнена никогда не публиковавшимися стихами Давыдова.
Цель сборника «После постсекулярного и постмодерна: Новые эссе по континентальной философии религии» – дать голос и пространство для эксперимента новому поколению философов религии, движущихся в своей работе вне траекторий, заданных господствовавшими во второй половине XX века феноменологической и герменевтической традициями. Задача данной рецензии – дать обзор основных тем сборника и представить его русскоязычному читателю.
Торква́то Та́ссо (итал. Torquato Tasso; 11 марта 1544, Сорренто — 25 апреля 1595, Рим) — знаменитый итальянский поэт XVI века, автор поэмы «Освобождённый Иерусалим» (1575).
Статья посвящена современным тенденциям брака и супружества, которые рассматриваются в контексте особенностей современной эпохи постмодернизма. Анализируются «вызовы» и ресурсы новой исторической ситуации, особенности психотерапевтической помощи семье в новых условиях..
Предпринимается попытка осмыслить понятие «рубеж веков» через обобщение исследований русской и зарубежной литературы и культуры XIX-XXI вв. Выявляются факторы, свидетельствующие о кризисе духовного (в частности – художественного) сознания порубежных эпох (усталость и исчерпанность; парадигмы начала и конца, смерти и возрождения, разрушения и творения). Анализ литературы и культуры «двух рубежей» (модерна и постмодерна) позволяет обнаружить типологические закономерности отражения и преодоления кризисных ситуаций (синтез видов и жанров искусства, новые средства художественной выразительности, повествовательные эксперименты, пародийные и игровые формы), отчасти объяснить противоречивые явления современной культуры и ее возможные перспективы.
Стихотворение «Собачий вальс» было напечатано лишь однажды -- на 16-й полосе «Литературной газеты» от 4 января 1978 (№ 1). Давид Самойлов откликнулся на обращенное к ряду литераторов предложение «администрации клуба “Двенадцать стульев”» (отдела юмора «Литературной газеты») «создать пародии на самих себя» (из предисловия «дежурного администратора клуба» П.Ф. Хмары). Однако изощренное строение текста, отразившего ряд важнейших мотивов и приемов поэзии Самойлова, заставляет увидеть здесь нечто большее, чем простую шутку.
Если все символисты считали Соловьева своим учителем, то Брюсов, как известно не любил Соловьева. О стихотворении Брюсова “Золотистые феи” Соловьев выразился весьма резко: «Несмотря на “ледяные аллеи в атласном саду”, сюжет этих стихов столько же ясен, сколько и предосудителен. Увлекаемый “полетом фантазий”, автор засматривался в дощатые купальни, где купались лица женского пола, которых он называет “феями” и “наядами”. Но можно ли пышными словами загладить поступки гнусные? И вот к чему в заключение приводит символизм! Будем надеяться по крайней мере, что “ревнивые доски” оказались на высоте своего призвания. <…> Общего суждения о г. Валерии Брюсове нельзя произнести, не зная его возраста. Если ему не более 14 лет, то из него может выйти порядочный стихотворец, а может и ничего не выйти. Если же это человек взрослый, то, конечно, всякие литературные надежды неуместны». Статья была опубликована в 1895 г. Брюсову был 21 год, то есть по тогдашним меркам вполне созревший взрослый человек…