?
Нуждаются ли молодые либералы в новых политиках? Кейс Алексея Навального
В последние годы в России в профессиональный дискурс вошла идея о том, что общество испытывает острую потребность в появлении новых публичных политиков, в том числе правого толка. Что эта потребность не реализуется потому, что они не имеют возможности заявить свою позицию через федеральные телеканалов, и из-за недостатка новых, харизматических персон. Очевидно, что электоральные возможности правых политиков старой формации практически исчерпаны. Среди молодых оппозиционных политиков, имеющих значительные перспективы стать авторитетом для молодых, образованных избирателей, чаще всего называют Алексея Навального. Несмотря на то, что о нем знает незначительная часть населения (в апреле 2011 г. по данным Левада-центра его имя было знакомо 6% населения[i]), за последующие полгода рост несомненно произошел, но вряд ли превысил 10%, он значительно лучше известен среди Интернет-пользователей, и имеет приобрести высокую популярность среди представителей этой достаточно многочисленной группы, обращаясь к ним напрямую.
К сожалению, тема заинтересованности «продвинутых» групп населения в появлении политика новой волны и рост за счет этого их политической активности не базируется на каких-то исследованиях. Для проверки гипотез о том, что 1) образованная молодежь имеет нереализованную потребность в политическом лидере, выражающем ее интересы; 2) в лице Навального появился лидер, способный взять на себя эту роль, в ноябре 2011 г. мы провели зондажный Интернет-опрос, в котором предлагались преимущественно открытые вопросы об отношении к политическим позициям А.Навального. В опросе приняло участие более 100 чел, половина из которых достаточно четко представляет себе позиции Навального, а остальные имеют о них некоторое представление. В опросе приняли участие в основном мужчины – 82%, 2/3 респондентов – молодые люди до 30 лет, все они имеют высшее образование (представители IТ-сферы, экономисты, гуманитарии, учителя, научные работники) или студенты (24%). Более трети придерживаются либеральных взглядов, еще треть не имеет ярко выраженных политических взглядов, но тяготеют к правому или умеренно правому крылу политического спектра.
Исследование показало, что молодые образованные представители среднего класса не имеют насущной потребности в политической активности, хотя существующая социально-политическая обстановка в стране их не удовлетворяет и в необходимости реальной оппозиции они не сомневаются. Собственное участие в политической жизни для них практически невозможно, они предпочитают реализовывать свои возможности в профессиональной и личной сфере. Политика для них – это всегда пиар, отсутствие искренности, и они переносят свое недоверие к существующим политикам, в равной степени поддерживающим власть и ей оппонирующим, и на новых политиков. Для того, чтобы они поверили политику, он должен доказать им, что пришел в эту сферу не для собственной «раскрутки», а из соображений альтруистических (например, очень сильно пострадать за свои высказывания и действия). Доказать молодежи свою честность и искренность, реальную озабоченнность судьбами страны, крайне сложно. Навальному это пока удается слабо. Треть респондентов заявила, что вся его политическая деятельность – это пиар и популизм. При этом часть из них исходит из представления, что политика – это всегда грязная деятельность, остальные находят несостыковки в позиции Навального. В частности, его обвиняют в сочетании либеральных экономических идей и национализма. И из отсутствия связной, как кажется молодым людям, позиции, они предполагают, что вся политическая стратегия Навального не сложилась искренне и стихийно, а выстроена по законам пиара: «У меня ощущение, что он очередная пешка, видимость противника нашей власти, борьбы с коррупцией. Уж слишком большое внимание к нему и без каких-либо гонений.
Тем не менее, среди участников опроса у А.Навального немало сторонников. 27% участников опроса относятся к нему положительно, еще 7% - скорее положительно, ровно такое же количество респондентов - 35% выразили к нему негативное (20%) и резко негативное (15%) отношение. Еще 10% относятся к нему с недоверием и подозрением, а остальные 20% готовы принять часть его идей (экономика, политика), но отвергают националистические идеи. Сильная сторона Навального с точки зрения его поклонников среди молодых представителей среднего класса – борьба с коррупцией, с «партией жуликов и воров». Коррупция в общественном дискурсе – это не только одна из главных проблем современной России, но и признак всеобщей нечестности, обмана, то есть того, что очень сильно возмущает молодых людей. С другой стороны, многие респонденты высоко оценивают умеренность либеральных взглядов Навального, и в этом видят его преимущество по сравнению с оппозиционерами-либералами старой волны. Его страстные выступления против «Единой России» у кого-то вызывают уважение и принятие, но для многих они слишком эмоциональны и вызывают неприятное ощущение: «Он не любит ЕдРо всеми доступными методами. И если ЕдРо вздумает изгонять дьявола, он найдет пару слов в поддержку сатане», пишет молодой человек, придерживающий либеральных взглядов, с сомнением оценивающий позицию Навального. Для молодых либералов сегодня предпочтительны убедительные действия, а не страстная риторика, они ей не верят, как не верят практически всем действующим государственным институтам. Поэтому они почти однозначно позитивно оценивают «Роспил» и «РосЯму» Навального – это серьезная профессиональная работа, а не обычные для политиков лозунги. Но даже и в этом у респондентов нет полного единодушия – встречаются мнения, что этим Навальный занимается ради пиара, и что он вскрывает и так всем известные злоупотребления, но не достигает конкретных результатов.
Результаты проведенного нами пилотажного исследования позволяют предположить, что серьезного запроса на такого лидера у молодых, социально успешных россиян сегодня не существует. Их недовольство существующей политической ситуацией сочетается с недоверием к политике и политикам в целом, и это создает огромные сложности для политиков либерального толка. Их потенциальный молодой электорат не удовлетворен существующим политическим полем, но политическая сфера для них проблематична, как таковая, и они не стремятся с ней взаимодействовать, особенно если оппозиция предъявляет себя как радикальная. Любые формы радикализма, открытой политической агитации вызывают у них негативное отношение. Одна из причин политической апатии современного российского общества, включая образованную молодежь – это тотальное недоверие к существующим социально-политическим институтам, которое переносится на любую политическую деятельность, в том числе и оппозиционную. И это затрудняет возможности появление новых политических лидеров в не меньшей степени, чем невозможность для них вести политическую агитацию с помощью телевидения и других массовых СМИ.