• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Понятие автокоммуникации в семиотике Ю.М. Лотмана. Философско-антропологический анализ фильма

Начало цветного кинематографа ознаменовалась использованием его в качестве средства идеологического давления. Кинематограф как нельзя лучше «расшифровывал» зрителям четко продуманную идеологами реальность. Кинофильм «рассказывал» о том, что показывал. Семиотические исследования кинематографа опирались на «значимую» часть фильма, которая прочитывалась аналогией реальности. Исследования «знака», «языка», «структуры» фильма послужили общей цели кинематографа – его коммуникативной функции.

Ю.М. Лотман, один из представителей русской семиотической школы, пошел по стопам многих зарубежных коллег и применил семиотический аппарат к исследованиям кино. Кинофильм, по Лотману, представляет собой цепочку сложных сообщений, передаваемых зрителю фильмом. Сообщение фильма можно разложить на меньшие части – знаки кинофильма. Знаками кинофильма строится язык кино. Киносообщение служит для передачи информации внутри процесса коммуникации: фильм коммуницирует со зрителями.

В книге

Под редакцией: П. Костылев Вып. 4. М.: Современные тетради, 2006.