• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Mental-attentional capacity and cognitively gifted children in Russia

P. 29-34.
Ляшенко А. К., Тюленева Т. А., Arsalidou M.

Анализ когнитивных компетенций может предсказать уровень развития ребенка и таким образом сыграть важную роль в его дальнейших академических успехах. Хотя большинство детей имеют сопоставимые с их возрастом показатели когнитивных способностей, некоторые дети значительно превосходят своих сверстников. В соответствии с Теорией когнитивных операторов (ТКО), в норме объем ментального внимания у детей увеличивается с 3 объектов в начале обучения в школе до 7 при окончании школы. В данном исследовании мы используем параметрические визуально-пространственные методы измерения объема ментального внимания для изучения возможности выявления когнитивно одаренных детей. В отличие от тестов на интеллект, которые являются распространенным методом выявления одаренности, методы измерения объема ментального внимания не зависят от школьных знаний и уже использовались в Канаде, Южной Америке, Европе и Австралии (Arsalidou, Im-Bolter, 2017), подтверждая теоретическое предсказание развития объема ментального внимания, предложенного ТКО (Pascual-Leone, 1970). Мы собрали данные около 750 детей из московских школ для проверки того, следуют ли российские дети этапам развития объема ментального внимания, и для оценки процента когнитивно одаренных детей, выявленных с помощью предложенных методов. Наши данные показали согласованность между показателями российских детей и теоретическим предсказанием, что подтверждает культурную независимость используемых нами методов. Процент одаренных детей варьировал от 0.22 % до 9.44 %, в зависимости от метода. Процент когнитивно одаренных детей, подсчитанный по тем заданиям, результаты которых оказались ближе к теоретическому предсказанию, был близок к проценту, полученному в аналогичных исследованиях в США (0.7 - 9.9 %; Lupart, Pyryt, 1996).