• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Эссе против абсурда

С. 68-75.

В «Эссе об абсурде» А. Камю писал, что единственный важный философский
вопрос заключается в том, стоит ли жизнь того, чтобы ее прожить. За этим вопросом стоит
известная альтернатива: либо наша жизнь имеет фундаментальный смысл, либо она в
своей основе абсурдна. В иных выражениях – Бог либо существует, либо нет. Со времен
Сократа философская мысль постоянно разрабатывала эту альтернативу в самых разных
вариациях: классическая философия отдавала предпочтение религиозной (в широком
смысле) картине мира, неклассическая традиция склонялась к секулярному пониманию
реальности. В современной философии подобные вопросы обсуждаются в аналитическом
ключе, обращение к классической постановке вопроса имеет сейчас, скорее, историко-
философскую значимость. Общее настроение нашей эпохи, если иметь в виду западную
культуру и Россию, скорее всего, следует назвать секулярным, единственная область
исследований, имеющая отношение к «важному вопросу» - аналитическая теология -
представляет собой достаточно замкнутую систему исследований, не оказывающую
решительного влияния на духовную атмосферу современного общества. Возможно, в этой
связи было бы полезно прояснить некоторые вопросы, имеющие отношение к упомянутой
альтернативе. Для этого обратимся к исследованиям Витгенштейна, идеи которого, на мой
взгляд, ставят серьезные ограничения философскому и житейскому атеизму.

















В книге

Под редакцией: И. Д. Невважай Саратов: ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», 2019.