Глава
Reading the City: From the Inhabitant to the Flâneur
В книге
В статье разводятся и определяются понятия точка зрения и голос. На многочисленных примерах показывается плодотворность введения обоих понятий в научный оборот.
Материалы сборника соотносятся с поиском частных закономерностей функционирования повествовательных форм. При этом сугубо нарратологическая проблематика помещается здесь в более широкий контекст феномена культурной памяти.
В статье дается обзор прошедшей в Москве международной научной конференции «Отечественная война 1812 года. Экранизация памяти», главной целью которой стал анализ возможностей экранных медиа в области конструирования образа исторического события как фактора формирования коллективной памяти.
Данная статья посвящена нарративу как риторической стратегии и важнейшему междисциплинарному феномену, устанавливающему связь между языком, мышлением, культурой и политическим воздействием. Стратегия нарратива рассмотрена на примере победных речей президента США Барака Обамы, произнесенных по завершении кампании 2012 года. Проанализированные примеры демонстрируют, что нарратив в политическом дискурсе Б. Обамы восходит к риторике религиозной притчи. Ключевые слова: нарратив, притча, концептуальная метафора, риторические стратегии, политический дискурс, базовые ценности.
В статье рассматривается центральная проблема персонологии - идентичность «Я». От Д. Юма ведет начало скептический подход к этой проблеме, якобы не подлежащей научному решению. Современные персонологи (П. Рикёр и др.) переводят решение этой проблемы в план культурологического исследования, сообщающего «Я» «нарративную идентичность». Культурно историческая психология является «Мостом интерпретаций», на котором происходит встреча философии культуры и психологии; психологические данные о «личности» интерпретируются на основании той или иной культурфилософской концепции. «Конфликт интерпретаций» играет существенную роль в персонологии, участвующей в процессах, связанных с возникновением и преодолением культурного кризиса. Формулируются философско-методологические проблемы, определяющие ближайшую перспективу развития персонологии: существуют ли «инварианты Я», сохраняющиеся при всех возможных культурных детерминациях; обладает ли «Я» ригидностью по отношению к культурной детерминации и если да, то какова природа этой ригидности; происходит ли разрушение «Я идентичности» при ослабевании или прекращении культурной детерминации и др.
Статья посвящена исследованию проектов арктических городов с искусственным микроклиматом, разрабатываемых архитекторами Ленинградского филиала Академии строительства и архитектуры СССР в 1960-е годы. Анализ дискуссий о необходимости изменения жилой среды для жителей Крайнего Севера, развернув- шихся в среде ленинградских архитекторов в годы «оттепели», отсылает к более широким вопросам социальных изменений, когда на повестку дня во многих дисциплинах вышло усиленное внимание к условиям жизни отдельного человека и попытки их рационального преобразования
Зинченко, С. А. З63 Введение в основы искусства Древней Греции : учебное пособие / С. А. Зинченко. – М.-Берлин : Директ-Медиа, 2014. – 714 с. ISBN 978-5-4475-0537-0 Учебное пособие «Введение в основы искусства Древней Греции» помогает сформировать основные представления о периодах и стили-стических особенностях древнегреческого искусства, раскрыть и объ-яснить наиболее важные закономерности художественных процессов в культуре Древней Греции, а также выявить взаимосвязь между фор-мально-образной структурой произведения и приоритетными цен-ностными ориентациями создавшей его культуры. Краткое изложение основных этапов искусства Древней Греции сопровождается репрезентативным побором иллюстраций (более 1900 изображений), что позволяет познакомить читателя с первостепенными представлениями об историческом развитии искусства Древней Греции, выявить стилистические особенности основных видов древне-греческого искусства, а также раскрыть и объяснить наиболее важные закономерности художественных процессов в культуре Древней Греции. Цель данного пособия – научить студента работать с информацией, прежде всего, визуальной, помочь выработать умение определять стилистические признаки памятников каждого из изучаемых этапов древнегреческого искусства. Учебное пособие предназначено для студентов – искусствоведов, студентов, изучающих историю и культуру Древнего мира и широкий круг читателей. Учебное пособие написано С.А. Зинченко, доцентом Школы исторических наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
Статья посвящена анализу способов репрезентации войн прошлого в массовом кино. Рассматриваются отечественные игровые фильмы 1911-2011 гг. Для анализа используется концепт культурной памяти, разработанный Яном Ассманом, в контексте более широкой проблемы опосредования (медиатизации) событий прошлого, подлежащих запоминанию. Делаются выводы относительно потенциала так или иначе сконструированных образов «героического прошлого» для строительства национальной идентичности в разные периоды отечественной истории.