Глава
Заметка к теме: Диалог с читателем в русских журналах 1900-х – 1910-х годов
О читателе русских модернистских и массовых журналов 1900 - 1910
В книге
Как и любая другая эпоха, эпоха русского модернизма искала и находила в крупных культурных явлениях прошлого близкое себе, опираясь на старое, доказывала легитимность и прочность нового. Следовательно, взглянув на Баратынского глазами поэтов «Серебряного века», мы получим возможность распознать в складывающемся изображении еще один автопортрет модернистской эпохи: «сопоставление символистов и Баратынского» «не только может помочь нам уяснить какие-то стороны в Баратынском, но и снабдить нас некоторыми данными для суждения о сущности самогó символизма как этапа нашего литературного и культурного развития».
Энциклопедический словарь «Современная западная философия» представляет собой расширенное и радикально переработанное издание одноименного словаря-справочника, выходившего в 1991 (Политиздат) и 1998 (ТОН-Остожье). Книга разделена на три части: «Направления», «Понятия» и «Персоналии». В издание вошло более четырехсот статей, посвященных различным направлениям и персоналиям западноевропейской и американской философии 20 века, а также порядка двухсот пятидесяти статей, разъясняющих значение отдельных понятий. В работе над отдельными статьями приняли участие, главным образом, сотрудники ИФ РАН, а также преподаватели и исследователи философского факультета Тюбингенского университета. Ряд статей написан специалистами из других вузов России, а также из университетов Германии, Австрии и Швейцарии.-На трекере уже есть в формате *.html. Рекомендую скачать обе версии. В последнем издании совершенно изменена общая концепция словаря; статьи стали более подробными; добавились новые, - но некоторые старые зато исчезли. Усилился крен в социально-политическую философию. Фактически, это два разных издания, каждое ценно по-своему.
В статье рассматривается, как кризисное сознания переходной эпохи отражается в кризисе самосознания главного героя «Слепоты» Генри Грина, кризисе слова субъектов сознания романа и в «коде модернизма», реализующемся в коммуникативной системе произведения. Кризис сознания и самосознания персонажа отражается в формах повествования, «сплавляющих» разных субъектов речи и сознания (а также субъекта и объект) или парадоксально подчеркивающих непреодолимую границу между ними. В этой связи модернистскую эстетику неопределенности, сомнения, субъективизации можно считать попыткой выражения и преодоления кризиса рубежа XIX-XX веков.
Цель сборника «После постсекулярного и постмодерна: Новые эссе по континентальной философии религии» – дать голос и пространство для эксперимента новому поколению философов религии, движущихся в своей работе вне траекторий, заданных господствовавшими во второй половине XX века феноменологической и герменевтической традициями. Задача данной рецензии – дать обзор основных тем сборника и представить его русскоязычному читателю.
Статья посвящена современным тенденциям брака и супружества, которые рассматриваются в контексте особенностей современной эпохи постмодернизма. Анализируются «вызовы» и ресурсы новой исторической ситуации, особенности психотерапевтической помощи семье в новых условиях..
Предпринимается попытка осмыслить понятие «рубеж веков» через обобщение исследований русской и зарубежной литературы и культуры XIX-XXI вв. Выявляются факторы, свидетельствующие о кризисе духовного (в частности – художественного) сознания порубежных эпох (усталость и исчерпанность; парадигмы начала и конца, смерти и возрождения, разрушения и творения). Анализ литературы и культуры «двух рубежей» (модерна и постмодерна) позволяет обнаружить типологические закономерности отражения и преодоления кризисных ситуаций (синтез видов и жанров искусства, новые средства художественной выразительности, повествовательные эксперименты, пародийные и игровые формы), отчасти объяснить противоречивые явления современной культуры и ее возможные перспективы.
Статья содержит рассмотрение эволюции стилистики, жанров массовой литературы как продуктов массового потребления. Речь идет о двух одновременно действующих тенденциях. Во-первых, это все большая интеграция различных жанров массовой литературы. Во-вторых, это дифференциация, доходящая до акцентированной уникальной неповторимости личности автора. Стилистической платформой обеих тенденций является жанр фэнтези. По своей природе этот жанр близок социальной мифологии и способен поставлять нетривиальный контент брендинга (нарративы, темы и сюжеты, легенды, яркий нейминг). Тем самым фэнтези обеспечивают возможности эффективной интеграции массовой литературы с артефактами и технологиями других культурных индустрий и экономикой общества массового потребления в целом.