Книга
Неформальная экономика в российских домохозяйствах в первой половине 2000-х: домашний труд, агропроизводство и межсемейные трансферты
Настоящее исследование объединяет в себе анализ поведения Российских домохозяйств в трех сферах (частное сельскохозяйственное производство, домашний труд, межсемейные трансферты), изучению которых в России в последнее время отводилось относительно мало внимания. В работе используются совершенно новые переменные Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (РМЭЗ) за 2006 г. о бюджете времени на домашний труд (блок вопросов для которого был разработан с участием руководителя исследования. Применяется метод кластерного анализа для построения типов семей по разделению домашнего труда, и регрессионного анализа – для поиска значимых факторов поведения домохозяйств в этой сфере. До сих пор все подобные исследования в России проводились на индивидуальном, а не домохозяйственном уровне.
Важной особенностью предлагаемого подхода является построение типологии сельскохозяйственного производства на данных РМЭЗ на основе кластерного анализа переменных о видах и объеме продукции, а также анализ зависимости типа ЛПХ от основных социально-экономических характеристик семьи (регрессионный анализ).
В исследовании рассматриваются новые тенденции в межсемейном обмене на данных РМЭЗ, и благодаря специальным вопросам, разработанным для волн 2006-2007 гг. с участием руководителя исследования, анализируются не только материальные, но и трудовые трансферты. В типологии домохозяйств по интенсивности обмена учитываются данные не только о факте наличия или отсутствия помощи, но также о ее субъекте (кому оказана, от кого получена). Затем на основе регрессионного анализа выявляются факторы объемов и направления взаимопомощи.

Совокупность домохозяйств представляет собой отдельный сектор экономики, где собираются доходы и производятся расходы и сбережения, платятся налоги, осуществляются инвестиции времени и денег в здоровье и образование, производятся и потребляются блага, принимаются решения о занятости на рынке труда и в домашнем хозяйстве, о рождении детей, о миграции и т.д. Многие такие решения могут быть рассмотрены как экономические решения, то есть поиск наилучшего результата при ограниченных ресурсах. Применение современного аппарата формального экономического моделирования открывает широкие возможности для глубокого понимания закономерностей этого поведения.
В учебнике рассматриваются подходы к моделированию экономического поведения домохозяйств в разных сферах: заключение и расторжение брака, фертильное поведение, накопление человеческого капитала и отдача от него, предложение труда на рынке труда и в домашнем труде, потребление алкоголя, здоровье и отдача от инвестиций в него, и другие.
В каждой главе рассматриваются предпосылки экономической модели, ее следствия, и приводятся возможные эмпирические модели. Эти модели могут быть протестированы на основе «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ» (РМЭЗ-НИУ ВШЭ), или Russian Longitudinal Monitoring Survey (RLMS-HSE).
Отдельная глава посвящена этой базе данных, на сегодня лучшей в России для исследования экономического поведения домохозяйств. В учебнике также рассматриваются некоторые социологические концепции исследования экономического поведения домохозяйств, которые внесли свой вклад в развитие экономических моделей.
Второе издание учебника институциональной экономики (новой институциональной экономической теории) основано на опыте преподавания этой дисциплины на экономическом факультете Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Оно включает в себя изложение общих методологических и инструментальных предпосылок экономической теории, приложение неоинституционального подхода к исследованиям собственности, механизмов координации, государства, рассмотрение проблем организации коллективных действий, неформальной экономики, институциональных изменений. Учебник содержит примеры применения институционального анализа к исследованию актуальных экономических проблем. Для студентов, аспирантов и преподавателей экономических факультетов университетов и экономических вузов.
On the basis of relevant world literature analyzed, the author characterizes ideological attitudes of researchers of informal economy (within which two blocks are distinguished: shadow economy and domestic one). As is demonstrated in the article, orthodox liberals regard the "informals" as agents of the "invisible hand" of the market; to the mind of socially oriented liberals, the "informals" are indicators of the balance of economic and social demands; conservatives qualify the "shadowers" as breakers of social conventions; finally, in the eyes of socialist theoreticians, the said elements are enemies of society regulation on planned lines.
В статье с точки зрения экономико-социологического подхода анализируются аргументы, при помощи которых сотрудники российской полиции легитимируют неформальные экономические практики, в которых участвуют.
В название данного раздела вынесен перевод английского выражения «care givers», которым принято называть домашних работников, как правило, женщин, оказывающих услуги в частных домах по уходу за членами этого домохозяйства – стариками, больными, детьми и т.п. Работа в частных домохозяйствах, в зоне личного пространства и в непосредственном окружении нанимателей, имеет свою специфику. Повышенные для данной группы требования к знанию русского языка, социальных компетенций, а также коммуникативных и специфических профессионально-образовательных навыков, приводят к возникновению ряда объективных отличительных характеристик «домашнего персонала» от остальных мигрантов.
Милиция является частью общественного сектора, производящая коллективные блага, где действуют отличные от рынка принципы мотивации работников. Коллективные блага, которые производит милиция, - это обеспечение общественной безопасности, предупреждение и пресечение преступлений, защита прав личности[1]. Нормальная работа милиции предполагает отделение ее от рынка.
Переход страны в 90х годах от плановой экономики к рыночной повлек за собой изменение и в системе правоохранительных органов. В период СССР правоохранительные органы находились под жестким контролем партии и других контролирующих органов. Сотрудники милиции не имели возможности дополнительных заработков. При переходе к рыночной системе не было ни четко разработанной стратегии, ни понимания того, как должно происходить в такой ситуации преобразование общественного сектора, в частности, правоохранительных органов.
Это привело к тому, что милиция спонтанно, без всяких указаний сверху стала участвовать в экономической деятельности, что проявлялось от подработки сотрудников сторожами или таксистами до «крышевания» бизнеса или закрытия дела за плату. В распоряжении сотрудников правоохранительных органов находились административные, силовые и иные ресурсы, которые позволяли им извлекать дополнительные доходы за счет оказания частных услуг. К настоящему моменту эта деятельность стала привычной, а доход от нее стал оцениваться работниками милиции как неотъемлемая составляющая статуса работника правоохранительных органов. Во многом производство коллективного блага преобразовалось в оказание частных услуг населению и бизнесу.
Милиция является самой большой по численности среди правоохранительных структур, в ней занято около 1,4 млн. человек, рассредоточены в большом количестве подразделений по всей территории страны. Данная работа исходит из предположения о том, что параллельно с формальными нормами, которые выражены в законах, приказах МВД и др., в рамках как отдельных подразделений, так и всей вертикали МВД, складываются свои групповые нормы по вопросу участия его сотрудников в неформальной экономической деятельности. Эти неформальные нормы могут соответствовать, не противоречить или противоречить формальным.
Существует ряд эмпирических исследований, проведенных по теме экономической деятельности милиции. Экономическая активность работников правоохранительных органов постсоветской России была изучена в 2002 году в исследовании О. Коленникова, Л. Косалса, Р. Рывкина, Ю. Симагина: были выявлены виды, масштабы и воздействие данной деятельности на общество. Проблемы, возникающие в милиции в период перехода к рыночной экономике, были рассмотрены в научной публикации О. Шепелевой, А. Новиковой («Основные проблемы современной милиции»). Авторы рассмотрели причины существующих проблем, среди которых нехватка квалифицированных кадров, отсутствие как такого отбора, отсутствие морального кодекса среди сотрудников. Также дополнительная занятость полиции была изучена в США: выявлялся объем официальных подработок.
Наиболее изученным видом экономической деятельности милиции является коррупция. Ее типология, масштабы, причины и последствия рассматривались, в большей степени, в работах зарубежных исследователей: Roebuck and Barker (1974 г.), Klockars and Ivcovic (2004 г.), Goel and Nelson (2007 г.), Goldschmidt (2008 г.), Porter and Warrender (2009 г.), Eaton (2008 г.), Davis (2006 г.), Hunt (2007 г.) и др.
Социальные аспекты неформальной экономической деятельности сотрудников полиции активно изучаются американскими, канадскими и британскими криминологами (criminology). Часть работ в качестве причины включения сотрудника полиции в незаконную экономическую деятельность видят моральные слабость и дефекты человека (Mort Stern «What makes a policemen go wrong? An ex-member of the force traces the steps on way from law enforcement to violating», Garoupa Nuno «Behavioral economic analysis of crime: a crirical review») или неэффективный рекрутмент (Tappan, I.). Исследователи США (Ellwyn R. Stoddard, Dan M. Kahan, Geoffrey L. Cohen) утверждают, что участие сотрудников милиции в экономической деятельности определяется групповыми нормами того или иного подразделения. В России такие исследования не проводились.
Представленная работа носит эмпирический характер. Данные были получены в рамках действующего проекта ЦФИ ГУ-ВШЭ «Неформальная экономическая активность правоохранительных органов в постсоветских и развивающихся странах: сравнительный анализ». Эмпирическая база исследования включает полуструктурированные глубинные интервью с сотрудниками милиции Москвы, экспертных интервью и массового опроса сотрудников милиции по Москве и Московской области.
В результате исследования были выявлены существующие в подразделениях российской милиции групповые нормы неформальной экономической деятельности. Сделана попытка обобщения полученных описаний и их типологизация. Данные типы социальных норм, существующие в подразделениях, описывают:
- отношение сотрудников подразделений к дополнительным заработкам, - степень самостоятельности принятия решения сотрудником о включении в неформальную экономическую активность (индивидуальные мотивы, внешние стимулы), - механизм распределения ролей в неформальной экономической деятельности подразделения, - кодекс чести сотрудников подразделений (действия, которые не совершаются преимущественным количеством сотрудников по этическим принципам), - механизм включения новичков в неформальную экономическую деятельность подразделения, - систему санкций и поощрений.
Полученные результаты свидетельствуют об институционализации неформальной экономической активности сотрудников милиции, которая выражается в наличии групповых норм, регулирующих участие сотрудников в неформальной экономической деятельности.
[1] Закон «О милиции» РФ от 18.04.1991 № 1026-1
Коллектив Лаборатории экономико-социологических исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) реализовал проект на тему «Издержки торговых компаний по поддержанию систем наличных и безналичных платежей». В книге представлены общая характеристика и основные результаты данной работы.
Основная задача данной главы – объяснить суть феномена аудиовизуального пиратства. Мы постараемся определить основные логики, которые структурируют данный феномен с точки зрения неформальной экономики и их культурные функции. В течение 1990-х гг., специфика российского общества, соответственно и его медиасистемы, определялась его «переходным» характером. Данный подход предполагал, что процесс «перехода» завершится установлением рыночной экономики, гражданского общества и демократии. Соответственно данной логике мыслили и представители экономических наук, которые воспринимали неформальный (или полулегальный) сектор экономики, включая пиратство, как некий ненормальный неестественный феномен, который должен исчезнуть с дальнейшим развитием рыночной экономики. Отсюда происходит восприятие феномена пиратства в сфере культурных и информационных продуктов как чисто детерминированного экономикой феномена, который связан исключительно с бедностью населения. В данной главе мы попытались раскрыть наивность и всю упрощенность такого суждения и выразить ряд факторов, в частности культурных, которые также оказывают влияние на феномен пиратства и на структуру рыночных сил в этой сфере.
В сборнике представлены работы, выполненные в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 годы. Раскрывается широкий спектр проблем, связанных с различными этическими вопросами организационной, профессиональной и межличностной коммуникации.
Опираясь на отечественный и зарубежный опыт, автор пытается показать влияние социальной политики советского периода на становление и развитие социального государства на разных его этапах в ведущих странах Запада, а также последствия разрушения СССР для современного состояния и перспектив социального государства в мире.
Сборник статей посвящен решению важной научной задачи по исследованию развития и формирования социально-экономических отношений в реформируемом обществе. Исследования, представленные в сборнике, отражают многообразие проблем социально-экономического развития общества. Рекомендовано научным работникам, специалистам, аспирантам и студентам, изучающим социально-экономические проблемы.
Представлены материалы первой международной научно-практической конференции, отражающие современное состояние инновационной деятельности в образовании, науке, промышленности и социально-экономической сфере с позиций внедрения новейших информационных технологий.
Представляет интерес для широкого круга научных работников, преподавателей, аспирантов, студентов и специалистов в области инноватики и современных информационных технологий.
В статье анализируются и сравниваются несколько подходов к понятию отцовства, присутствующих в западной социологической традиции: биологический детерминизм, социальный конструктивизм и биосоциальная теория. Проблематика отцовства и родительских практик мужчин маргинализирована в современных российских социальных иссследованиях, посвященных семейной тематике, и этот факт закрепляет традиционное неравенство в семейных отношениях, когда роль отца считается вторичной по сравнению с материнской ролью. В западных критических мужских исследованиях, напротив, можно выделить несколько этапов: развитие «поло-ролевой» парадигмы (биологический детерминизм), возникновение концепции гегемонной маскулинности, междисциплинарный этап (биосоциальная теория). В соответствии с подходом биологического детерминизма отец выступает как патриарх, продолжатель рода и ролевая модель для преемников. Социальный конструктивизм рассматривает функции мужчины в семье с точки зрения маскулинного давления и утверждения гегемонии над женщиной и детьми. Биосоциальная теория стремится объединить биологическую детерминированность отцовства с социальным, культурным и личностным контекстом. В статье показано, что эти подходы непосредственно связаны с уровнем развития общества, отношением к институтам семьи и брака, уровню эгалитарности гендерного порядка
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
В статье рассматриваются аспекты организации и деятельности общественных консультативных структур (ОКС). Основное внимание уделено ОКС, созданным и действующим при исполнительных органах государственной власти субъекта РФ. Проанализированы нормативные правовые акты федерального и регионального уровня, регулирующие создание и работу ОКС, положения об общественных советах при органах власти. На основе результатов социологических опросов, экспертных интервью с руководителями и членами ОКС, с работниками СМИ, освещающими работу институтов гражданского общества, с чиновниками, отвечающими за взаимодействие с НКО исследована деятельность петербургских ОКС. Проанализирована роль ОКС как инструмента участия представителей гражданского общества в управлении государством. Делается вывод о неэффективности большинства российских и петербургских ОКС.
Сборник «Непосредственные вопросы» включает пресс-релизы всероссийских репрезентативных опросов (полевые работы ФОМ, Омнибус-Пента, выборка 1500 человек) с комментариями представителей духовенства, журналистов, общественно известных людей и представителей научного сообщества.
Статьи данного сборника написаны на основе докладов, сделанных в 2011 г. на социологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова на заседании XIV Междисциплинарного ежегодного научного семинара "Математическое моделирование социальных процессов" им. Героя Социалистического труда академика А.А. Самарского.
Издание предназначено для научных сотрудников, преподавателей, учащихся вузов и научных учреждений РАН, интересующихся проблемами, разработкой и внедрением методологии математического моделирования социальных процессов.
Представлены результаты мониторинга уровня подготовки студентов, поступивших в российские вузы летом 2010 г. Оценивался средний балл зачисленных на конкурсной основе (по результатам конкурса баллов ЕГЭ). На основании полученных данных анализируются тенденции развития системы высшего образования: какие специальности пользуются наибольшим спросом; в какие вузы поступают наиболее подготовленные абитуриенты; как распределились предпочтения победителей олимпиад, имеющих право поступать в вуз вне конкурса; в чем специфика приема студентов в вузах, получивших дополнительную господдержку.
В статье анализируются проблемы российской экономической журналистики. На материалах 18 глубинных интервью был выделен спектр трудностей, которые экономические журналисты считают наиболее серьезными. К проблемам относятся: давление групп интересов (власти и рекламодатели), недостаточная квалификация и текучесть кадров, а также низкое доверие потребителей новостей, отсутствие у них экономической грамотности, вынуждающее журналистов упрощать материалы, и информационная перегрузка.