• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Menu
  • HSE University
  • Publications of HSE
  • Books
  • Перспективы и приоритеты педагогического образования в эпоху трансформаций, выбора и вызовов: сборник научных трудов VI виртуального международного форума по педагогическому образованию : Часть 2

Book

Перспективы и приоритеты педагогического образования в эпоху трансформаций, выбора и вызовов: сборник научных трудов VI виртуального международного форума по педагогическому образованию : Часть 2

With the development of digitalization and its pervasion in all spheres of social life general education runs against new challenges. Digitalization of general education can be regarded as a new level of development in polysubjective relationship against the backdrop of computerization and information technology development.   

Talking about the education system reforms it is necessary to turn attention to the pedagogical aspects of digitalization taking into account potential acquisitions and risks.

Digitalization penetrates all spheres of education process relationship bringing new opportunities as well as concerns of both managerial and psychological-pedagogical nature.   

Education process stakeholders – students, teachers, parents, administrative staff - beliefs about the value of ‘digital school’ in education may differ significantly and even be polar opposite which paves the way for transaction costs escalation and raises contextual risks in stakeholders relationship. To elicit effective ways of “moving towards digitalization” process it is helpful to consider its manifestation drawing on some narrow particular examples not overextending ourselves with ambitions  of building a unified model of digital education.

This report focuses on one of the very particular but quite significant manifestations of digitalization – possible transformation of teacher-learner relationship when applying computer assisted training in the learning process. 

The empirical data was obtained during the large-scale pedagogic experiment “Learn to learn”. The sample includes over 2 000 students from 41 schools of St.Petersburg and the Leningrad Region. The experiment has started in 2018. Basis of the project is a digital platform which facilitates diverse roles of different education process stakeholders – students, parents, psychologists, administrators of education organizations. The platform tracks learning activities about the learning process of the primary level of education learners. The ‘digital footprint’ is also available for the adults – teachers and parents, who accompany the learning process.

Empirical data analysis affords an opportunity to predict behavior and identify challenges in communication between different stakeholders, as well as shape model strategies in  changing interaction rules of the teacher, the learner, the school and the family.

The report will present evidence collected during the “Learn to Learn” project. This evidence is intended to elicit how the agency of primary school learners may change and how through the prism of their self-esteem both learning and personal individual and collective concerns baffling effective learning process can be negotiated. 

Transformation of the students attitudes towards their learning activity also should be accompanied by the transformation of the teacher’s role in the complex interplay “the learner – the digital device – the teacher”. The project evidence shows that the utmost progress is attained in the learning communities where the pedagogical support is efficiently organized.

Real cases from the two-years experiment of the education stakeholders relationship  transformation in the digital context reveals the main problem – majority of teachers are not prepared for the "digital challenge”, not motivated for  building new types of relationship, see no rationale neither necessity for digital competencies development.

The learning process with application of digital platforms imposes new requirements for the competency based portrait of a teacher as well as teacher’s digital literacy profile.

Перспективы и приоритеты педагогического образования в эпоху трансформаций, выбора и вызовов: сборник научных трудов VI виртуального международного форума по педагогическому образованию : Часть 2

• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Книга

Перспективы и приоритеты педагогического образования в эпоху трансформаций, выбора и вызовов: сборник научных трудов VI виртуального международного форума по педагогическому образованию : Часть 2

В условиях развития цифровых технологий и их проникновения во все сферы общественной жизни система общего образования сталкивается с новыми вызовами. Цифровизация образования рассматривается нами как качественно новая ступень развития полисубъектных отношений в условиях  компьютеризации и информатизации. “Цифра” становится технологическим стандартом, универсальной платформой, на которой могут в единой информационной системе поддерживаться управленческие и педагогические инновационные решения.

Говоря об изменениях в системе образования, следует в первую очередь обратить внимание на педагогические аспекты цифровизации, оценить потенциальные приобретения и риски. Принято считать, что подлинные педагогические инновации, в отличие от технологических усовершенствований - становятся значимым фактором развития только тогда, когда они приводят к изменению отношений между участниками образовательного процесса.

Цифровизация проникает во все сферы образовательных отношений и вместе с новыми возможностями формирует значимые проблемы как управленческого, так и психолого-педагогического характера.

Представления участников образовательных отношений - школьников, учителей, родителей, администраторов – о значении «цифры» в образовании могут быть существенно различными, даже диаметрально противоположными, что создает предпосылки для увеличения транзакционных издержек и расширяет зону контекстных рисков в отношениях между субъектами. В целях выявления реальных механизмов перехода к «цифре», полезно рассмотреть его возможные проявления на частных примерах, не пытаясь сразу же построить единую модель цифрового образования.

Настоящий доклад посвящен одному из частных, но весьма значимых проявлений цифровизации - возможному изменению отношений между преподавателем и обучаемым при включении в процесс обучения активных компьютерных практик.

Тема раскрывается в докладе на основе данных, собранных в рамках масштабного педагогического эксперимента - проекта "Учим учиться". В выборку включены более 2000 обучающихся из 41 школы Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Эксперимент начат в 2018 году и на момент марта 2020 года в него включились школы из других регионов РФ. Технологической основой проекта является цифровая платформа, на которой поддержаны роли различных субъектов образовательных отношений: обучающихся, родителей, педагогов, психологов, администраторов образовательных учреждений. На этой платформе фиксируются учебные действия учащихся начальной школы. Цифровой след становится доступным взрослым – учителям и родителям, которые осуществляют педагогическое сопровождение учебной деятельности школьников.

Анализ собранных данных дает исследователю возможность прогнозировать  поведение и выявлять проблемы в коммуникациях  между различными  субъектами отношений, формировать модельные стратегии по изменениям правил взаимодействия между учеником и учителем, школой и семьей.

В докладе будет представлена интерпретация данных, накопленных за время действия проекта «Учим учиться», позволяющих судить о том, как изменяется субъектность поведения младших школьников, как на основе самооценки начинают преодолеваться индивидуальные и групповые учебные и личностные проблемы, препятствующие результативному обучению.

Изменение отношения обучаемых к собственным учебным действием должно быть закреплено изменением роли учителя в сложном взаимодействии «ученик-компьютер-учитель». Опыт проекта показывает, что наибольшего прогресса добиваются те учебные коллективы, где правильно выстроено педагогическое сопровождение, где учитель отказывается от роли транслятора учебной информации и становится наставником, обеспечивающим комфортные условие для самостоятельной учебной работы.

Реальные кейсы по результатам двухлетнего эксперимента в контексте изменений форматов образовательных отношений в цифровой среде демонстрируют наличие проблемы - большинство учителей не готовы к «цифровому вызову»; не мотивированы на формирование новых форматов отношений; не видят смыслов и необходимости в развитии собственных цифровых компетенций.

Не вызывает сомнений, что использование активных учебных практик на цифровых платформах предъявляет новые требования к компетентностному портрету учителя, профилю его цифровой грамотности.

 

Перспективы и приоритеты педагогического образования в эпоху трансформаций, выбора и вызовов: сборник научных трудов VI виртуального международного форума по педагогическому образованию : Часть 2