• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 297 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Кузьминов В. Я., Степанцов П. М. Социологическое обозрение. 2009. Т. 7. № 3. С. 44-54.
Добавлено: 6 июля 2009
Статья
Ахутин А. В., Филиппов А. Ф. Социологическое обозрение. 2013. Т. 13. № 12. С. 34-47.

Обсуждение концепции политического у Карла Шмитта принимает форму диалога. Философ Анатолий Ахутин ставит три вопроса: 1) О суверенитете: суверенен лишь тот, кто может ввести чрезвычайное положение, но не получится ли так, что чрезвычайное положение используется для утверждения и поддержания диктаторских полномочий? 2) О решимости. Что означает перекличка между Шмиттом и Хайдеггером? Можно ли говорить, что полнота экзистенциальной автономии обретается в монолитной экзистенции народа? 3) О речи и демократии. Не следует ли понимать политическое скорее как сообщество существ-обладающих-словом? Социолог Александр Ф. Филиппов отвечает на эти вопросы.

Добавлено: 14 октября 2013
Статья
Дмитриев Т. А. Социологическое обозрение. 2017. Т. 16. № 1. С. 183-226.

В статье сделана попытка наметить контуры новых теоретических подходов к изучению советского прошлого на основе культурно-антропологической программы исследований «советского человека», предложенной Н. Н. Козловой (1946–2002). Наше предположение заключается в том, что в ходе осуществления этой исследовательской программы Козлова пыталась решить двойную задачу: преодолеть идеологические рамки, заданные концепцией тоталитаризма как базовой модели понимания советского общества, с одной стороны, и понять советское общество как непреднамеренное социальное изобретение, с другой. В рамках модели советского общества как непреднамеренного социального изобретения классические социально-теоретические концепции вступают в сложный теоретический симбиоз с постклассическими социальными теориями Н. Элиаса, М. Фуко, М. де Серто и П. Бурдье. Целью такой стратегии исследования является поиск адекватных мыслительных моделей и общей теоретической рамки понимания взаимоотношений между индивидом и обществом. Особое внимание в статье уделяется оценке эвристического потенциала гипотезы Козловой о советской цивилизации как особом типе общества модерна и ее значению для исследований советского общества и культуры.

Добавлено: 24 февраля 2018
Статья
Корбут А. М. Социологическое обозрение. 2013. Т. 12. № 2. С. 145-171.

Статья посвящена проблеме плагиата в диссертационном тексте. На примере конкретного случая — диссертации по религиоведению, содержащей значительные заимствования из других текстов, — показывается, что без понимания механизмов производства локального текстуального порядка анализ плагиата будет недостаточным. Возможность успешной защиты диссертации, содержащей плагиат, связывается не столько с особенностями социального контекста, в который помещен текст диссертации, сколько с практиками компетентного чтения, которые лежат в основе научной экспертизы.

Добавлено: 3 сентября 2013
Статья
Филиппов А. Ф. Социологическое обозрение. 2012. Т. 11. № 1. С. 120-131.

Статья посвящена критическому обзору книги А.В. Магуна «Единство и одиночество». Дан анализ основных принципов, на которых построен данный учебник, отмечены достоинства и недостатки работы, особое внимание уделено понятиям государства и репрезентации, интерпретации трудов Макьявелли и Гоббса.

Добавлено: 22 марта 2013
Статья
Филиппов А. Ф. Социологическое обозрение. 2012. Т. 11. № 1. С. 120-131.

 

Статья посвящена критическому обзору книги А.В. Магуна «Единство  и одиночество». Дан анализ основных принципов, на которых построен данный  учебник, отмечены достоинства и недостатки работы, особое внимание уделено по- нятиям государства и репрезентации, интерпретации трудов Макьявелли и Гоббса
Добавлено: 28 января 2013
Статья
Турчик А. В. Социологическое обозрение. 2011. Т. 10 . № 1-2.
Добавлено: 29 июня 2011
Статья
Филиппов А. Ф. Социологическое обозрение. 2010. Т. 9. № 3. С. 85-92.

Предисловие к публикации перевода статьи «Политика» К. Шмитта. Шмитт в 1933-1936 гг. стремился (хотя и сравнительно безуспешно) стать идеологом нацистского режима, переживавшего пору становления. Это позволяет ставить вопрос о вине мыслителя, но не мешает находить теоретическое содержание в его работах этого периода. Критика парламентской демократии и понимание политического как противостояния врагов приводят Шмитта к концепции трехчленного политического единства народа, государства и движения. Он видит в нацистском режиме новый вид политики, основанной не на борьбе, но на мобилизации ведомого фюрером народа. Эта конструкция оказалась не только политически порочной, но и теоретически ущербной, однако ее изучение является поучительным опытом.

Добавлено: 3 октября 2012
Статья
Филиппов А. Ф. Социологическое обозрение. 2010. Т. 9. № 3. С. 85-93.
Добавлено: 22 марта 2011
Статья
Глухов А. А. Социологическое обозрение. 2013. Т. 12. № 2. С. 3-15.

В статье рассматриваются условия реализации политического проекта «конституции свободы» на основании опыта XX в. Жесткое противостояние на протяжении всего столетия философских логик различия и репрезентации позволяет сформулировать основную политическую проблему — взаимную непереводимость языков свободы и справедливости. Основанием конституции свободы должны стать автономные «формы жизни», которые справедливо распределяются в сложной некартезианской текстуре политического бытия.

Добавлено: 2 сентября 2013
Статья
Мусихин Г. И. Социологическое обозрение. 2016. Т. 15. № 2. С. 68-88.
В статье риторика рассматривается как основной способ аргументации в контексте политической символизации. Автор исходит из того, что символическое воздействие в политическом контексте предполагает общее знание информации, но не опирается на заранее оговоренную реакцию на данную информацию. Специфическое содержание политической символизации выводится из анализа теории символа, созданной немецким романтизмом. Политическая символизация концептуализируется в статье как множественность заранее неконвенционализированных смыслов коммуникации в политическом контексте. Утверждается, что политическая символизация — плохо поддающееся прогнозированию явление, которое как если бы происходит, но в коллективном восприятии наделяется большей, нежели реальные события, явленностью. Автор показывает, как механизм убеждения превращается в политике в самостоятельную величину, которая является инструментом трансляции идей и может продуцировать новые смыслы. В данном контексте политическая аргументация — это не просто средство продвижения политики, характер аргументации в значительной степени создает политику. В рамках политической риторики «истина» и «ложь» выступают суждениями идеологизированного нормативного языка. Поэтому способность «навязать» общественности собственную идеологическую перспективу как конструкт, состоящий из ценностных и когнитивных элементов, приобретает принципиальное значение. При формировании политической повестки дня владение аргументационными ресурсами становится реальной политической силой. Однако не всякая риторическая апелляция к политическому сообществу может привести к устойчивой и дея­тельной коллективной самоидентификации, сопровождающейся выработкой новых политических смыслов через коллективные суждения.
Добавлено: 1 сентября 2016
Статья
Дмитриев Т. А. Социологическое обозрение. 2018. Т. 15. № 3. С. 56-89.

Эволюция политической мысли Томаса Гоббса в 1630–1640-е гг. отмечена заметным ростом интереса к отношениям между политикой и религией, государством и церковью. Этот интерес нашел свое выражение в оригинальной версии политической теологии, наиболее полное изложение которой можно найти в его трактате «Левиафан». На свою концепцию политической теологии Гоббс смотрел как на эффективный способ решения теолого-политической проблемы Нового времени. В основу своей политической теологии Гоббс кладет новое истолкование ряда доктринальных положений христианского вероучения, призванное согласовать его с абсолютной властью светского суверена. Особое внимание в статье уделено рассмотрению тех прагматических стратегий, которые были предложены Гоббсом для обезвреживания взрывоопасного для гражданского мира и безопасности государства потенциала христианской религии. Показано также, что полное подчинение церкви государству в политической теологии Гоббса послужило отправной точкой важнейшего этапа секуляризации западного мира, который привел к отделению политики от религии и государства от церкви.

Добавлено: 30 октября 2018
Статья
Галеев К. Р. Социологическое обозрение. 2013. Т. 12. № 1. С. 48-61.

Рецензия на книгу Софуса Райнерта «Translating empire: emulation and the origins of political economy», в которой автор рассматривает историю развития новой дисциплины через призму истории переводов и переизданий экономических трудов XVII–XVIII вв. Основной тезис книги заключается в том, что экономическое состязание между государствами есть такая же борьба, что и военное соперничество, основу экономическому развитию всегда закладывают государственные интервенции, что очевидно на примере Англии, традиционно считавшейся оплотом свободной торговли.

Добавлено: 14 октября 2013
Статья
Филиппов А. Ф. Социологическое обозрение. 2010. Т. 9. № 1. С. 21-48.
Добавлено: 1 июля 2010
Статья
Юрлова Мария Дмитриевна Социологическое обозрение. 2015. Т. 14. № 3. С. 181-189.

В данной статье разбирается феномен политического романтизма, исследованный Карлом Шмиттом в работе с одноименным названием. Указывается связь политического романтизма с политической теологией, а немецкого романтизма вообще - с революцией и политической практикой.

Добавлено: 14 ноября 2016
Статья
Филиппов А. Ф. Социологическое обозрение. 2011. Т. 10. № 3. С. 180-186.
Добавлено: 15 декабря 2011
Статья
Кильдюшов О. В. Социологическое обозрение. 2014. Т. 13. № 3. С. 238-245.

Рецензия на книгу немецкого исследователя, специалиста по истории советского крестьянства и аграрной политики СССР Ш. Мерля «Политическая коммуникация при диктатуре. Германия и Советский Союз в сравнении» (2012).

Добавлено: 26 декабря 2014
Статья
Иванова Ю. В., Соколов П. В. Социологическое обозрение. 2012. Т. 11. № 2. С. 5-24.

В статье рассматривается соотношение в политической литературе раннего Нового времени двух моделей «гражданской науки»: риторической науки о контингентном (rhetorica primaria) и mathesis politica, устойчиво ассоциируемой у авторов раннего Просвещения с именем Декарта. Объектом исследования выступают две науки о социально-политическом мире, которые в философской и исследовательской традиции рассматриваются как антитетические: «новая наука» (scienza nuova) Джамбаттисты Вико и «гражданская наука» (scientia civilis) Томаса Гоббса. На материале неизученных нидерландских источников исследуется рецепция риторического аспекта Гоббсовой «гражданской науки». Анализируется критика конструктивистской модели государства Т. Гоббса у Дж. Вико, который противопоставляет Гоббсову «протосоциологическому» стилю теоретизирования исторический способ мышления социальности и «открытую» структуру политического действия.

Добавлено: 7 октября 2012
Статья
Кильдюшов О. В. Социологическое обозрение. 2013. Т. 12. № 3. С. 9-40.
В статье в разных аспектах рассматривается исторически уникальный феномен «полицейского государства», которое первоначально возникло в германских абсолютистских государствах XVIII века, прежде всего — в Пруссии, и характе - ризовалось сочетанием развитого дискурса государственного управления (каме - ралистикой) и интенсивным государственным вмешательством в социальную и экономическую жизнь граждан посредством полицейских мер. Вначале дается краткое введение в проблематику полицейского государства, где указывается на неадекватное современное восприятие полицейского государства, которое теперь рассматривается исключительно через призму исторически более позд - него буржуазного правового государства XIX–XX веков. Здесь же обсуждается эвристическая ценность изучения подобного социального порядка для общей теории Модерна и частных теорий политической власти. Далее делается краткий экскурс в историю самого понятия «полиция», в котором прослеживаются основ - ные семантические изменения в нем, начиная с его появления в античной Греции и заканчивая эпохой абсолютизма. Основной содержательный раздел посвящен традиционному полицейскому государству как историческому феномену, пред - ставлявшему собой попытку реализовать в административной практике утопию интенционального порядка, разработанную в камералистике в качестве рамоч - ной меркантилистской концепции общего блага. Далее рассматривается «поли - цейская наука» (Polizeywissenschaft) XVIII века как собственный политический дискурс полицейского государства. В заключение данная проблематика проеци - руется на русский административный опыт и выдвигается вопрос, в какой мере в этой оптике Российская империя может рассматриваться как «несостоявшееся полицейское государство».
Добавлено: 13 октября 2014
Статья
Мишура А. С. Социологическое обозрение. 2018. Т. 17. № 2. С. 87-114.

Данная статья посвящена анализу теории действия Элизабет Энском. В наиболее полной форме эта теория была представлена в книге «Намерение» (1957), ставшей философской классикой XX века. Именно «Намерение» сформировало круг проблем и вопросов, которые во многом определили дальнейшее развитие аналитической философии действия. Однако понимание чрезвычайно сложного текста «Намерения» требует комплексного знания биографического контекста написания книги, специфики методологии Энском, концепций, оказавших существенное влияние на становление философии Энском. Цель данной статьи – реконструировать теорию намеренного действия, как она представлена в книге «Намерение» с учетом данного контекста. В первой части статьи представлены краткие биографические сведения о жизни Энском, обрисован социальный и философский контекст, в котором была написана книга «Намерение», указано место теории действия в структуре философии Энском, проанализированы основные характеристики её философского метода. Во-второй части эксплицируется базовая структура книги «Намерение», формулируется основная цель исследования, реконструируются центральные ходы рассуждения и аргументы Энском, выделяются тезисы и вопросы, оказавшие существенное влияние на становление и развитие аналитической философии действия. В заключении рассматривается значение теории действия Энском в контексте развития аналитической философии действия конца XX-ого, начала XXI-ого века. Произведенная реконструкция демонстрирует, что теория Энском позволяет пройти между крайностями различных версий картезианского дуализма, с одной стороны, и полным отрицанием значимости ментального в теории действия, с другой.

Добавлено: 9 декабря 2017