• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 311 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Зарецкий Ю. П. Новое литературное обозрение. 2021. Т. 168. № 2. С. 379-386.

Основное содержание статьи включает критический анализ одного из параграфов монографии профессора Венского университета Михаэля Мозера (Moser M. «Юности честное зерцало» 1717 г. У истоков русского литературного языка. Münster-Wien: LIT Verlag, 2020). В ней также содержатся размышления о научной и преподавательской работе в условиях стремительно растущего информационного потока.

Добавлено: 4 апреля 2021
Статья
Парсамов В. С. Новое литературное обозрение. 2016. № 3(139). С. 111-124.

В конце 1980-х гг. Ю.М. Лотман планировал читать спецкурс «Эпоха декабристов». Однако прочитан спецкурс не был, но осталась его программа. Сопоставление этой программы с предшествующими работами Лотмана по истории декабристского движения, а также с его неопубликованной перепиской с Ю.Г. Оксманом, позволяет восстановить предполагаемой содержание спецкурса и проследить эволюцию взглядов Лотмана на освободительное движение в России.

Добавлено: 12 июня 2015
Статья
Зенкин С. Н. Новое литературное обозрение. 2018. № 154. С. 70-99.

Современная теория рассматривает художест.  чтения. он неоднороден, в нем различаются сильные и слабые места, сегменты с большей или меньшей мерой условности. применительно к повествовательным текстам для анализа такой структуры служит понятие «фикционального погружения», обозначающее моменты, когда читатель должен «увлекаться» фабулой и «сопереживать» персонажам, даже вымышленным. некоторые приемы, позволяющие вызывать такое «погружение», — прежде всего приемы нарративного обрамления (визуального, жанрового, интертекстуального), — показаны на примере романа оскара уайльда «портрет Дориана Грея» (1890). неоднородность его текста обусловлена введением в повествование визуального образа (картины), фигурирующего как актант. визуальность и литературное повествование — два разных языка культуры, и один из них (литературный) деформирует другой (визуальный). портрет Дориана Грея почти невидим как живописный образ, зато внимание читателя привлекается к его внешним, не-образным элементам (раме, подписи). он функционирует не как произведение искусства, а как документ, уличающий героя. он перемещается во внешнем мире и изменяется внутри себя, выступает не как воплощение идеального прототипа, а как подвижный, двусмысленный симулякр, подобный вещи и мертвому телу, входящий в теоретически бесконечную серию предметов коллекционируемых героем романа.

Добавлено: 25 января 2019
Статья
Бобрик Марина Новое литературное обозрение. 2014. № 125. С. 111-117.

Эссе памяти В. М. Живова (1945 - 2013).

Добавлено: 9 декабря 2014
Статья
Вишленкова Е. А., Ильина К. А. Новое литературное обозрение. 2013. Т. 122. № 4. С. 84-107.

В статье анализируется практика защиты диссертационных текстов, возникшая в России в первой половине XIX века. На основе архивного делопроизводства авторы выявили меняющиеся значения диссертационного текста, а также попытки министерских чиновников использовать процедуру защиты для модернизации своих ведомств. Приведенные исторические свидетельства показывают изначально амбивалентный характер научных степеней в России, нарушение баланса между научностью и документом в любой момент могло привести и приводило к бюрократизации процедуры защиты и к профанации диссертационных исследований.

Добавлено: 18 сентября 2013
Статья
Майофис М. Л. Новое литературное обозрение. 2017. № 143. С. 91-108.

На основании новонайденных архивных документов в статье реконструирована целостная эстетическая и социальная концепция детской литературы, стоявшая за публичными выступлениями 1953—1957 годов писательницы, критика и редактора Лидии Чуковской (1907—1996). Эта концепция опиралась на представление о «правде» как о синониме психологической достоверности и ставила целью преодолеть отчуждение, создаваемое клишированными ментальными конструкциями социалистического реализма. В статье показано, что книга «В лаборатории редактора» (1960) синтезировала вырабатывавшиеся в течение 1950-х годов мысли Чуковской о литературе и будущем советской культуры в виде утопической концепции литературной редактуры как способа со­циально-моральной терапии постсталинского общества. Эта концепция оказала заметное воздействие на нескольких молодых писателей «от­тепели». В приложении к статье публику­ют­ся три ранее неизвестных авторских конспекта речей, произнесенных Чуковской на литературных дискуссиях 1950-х годов.

 

Добавлено: 23 сентября 2017
Статья
Немировский И. В. Новое литературное обозрение. 2021. Т. 168. № 2.

В статье предлагается опыт прочтения стихотворения Пушкина «Герой» (1830) в соотнесении с иконографией Наполеона как царя-Мессии, а также воспоминаниями о Наполеоне, в частности, о посещении им чумного госпиталя в Яффе. Статья показывает, что в стихотворении Пушкина элементы наполеоновской легенды переносятся на образ Николая I, что позволяет распространить на образ российского царя также и аргументы французской антимонархической полемики.

Добавлено: 8 декабря 2020
Статья
Левинсон А. Г. Новое литературное обозрение. 2009. № 100.
Добавлено: 14 января 2010
Статья
Островская Е. С. Новое литературное обозрение. 2008. № 18.
Добавлено: 15 декабря 2011
Статья
Калинин И. А. Новое литературное обозрение. 2016. Т. 5. № 5. С. 441-462.

В статье на историческом материале Смутного времени рассматривается феномен самозванчества, хотя и характерный не только для русской культуры, но ставший одним из символов политической истории России начала XVII -- середины XIX веков. Период «самозванческой эпидемии» с абсолютной точностью совпадает с эпохой крепостного права, а само самозванчество можно описать как одну из социально-психологических реакций на форму власти, основанную на тотальной личной зависимости. О самозванчестве как о феномене, сопутствующем крепостному праву, много писали. При этом самозванец рассматривался как фигура, противостоящая царю, как фигура его политического конкурента, опирающегося либо на внешнюю помощь, либо на поддержку порабощенных народных масс, либо на то и другое вместе. В данном случае будет предпринята попытка увидеть в самозванчестве объективацию напряжения между абсолютной властью и рабством, иными словами, -- внутреннюю, оборотную сторону самого российского самодержавия, проявление его внутреннего кризиса, порожденного расколом между двумя концепциями суверенной власти: опирающейся на идею личного владения землей и населением и исходящей из идеи социального договора.

Добавлено: 30 января 2018
Статья
Калинин И. А. Новое литературное обозрение. 2020. Т. 166. № 6. С. 534-561.

Политическая традиция самозванчества имеет богатую историю и пронизывает русскую культуру начиная с эпохи Смутного времени, после того как Московское царство, расширив свои границы на земли Казанского и Астраханского ханств, Сибири и части Ливонии, столкнулось не только с внутренним кризисом власти, но и со своим культурным Другим. Переплетение различных форм осуществления господства (социальных и экономических, культурных и этнических, языковых и эпистемологических), характерное для Российской империи, позволяет поместить феномен самозванчества в аналитическую рамку постколониальной теории, сделав при этом ряд концептуальных корректив, обращенных к самой этой рамке. Непосредственным историческим материалом анализа является Пугачевское восстание (1773—1775) и его последующая культурная рецепция.

Добавлено: 30 сентября 2020
Статья
Березина Е. С. Новое литературное обозрение. 2019. Т. 4. № 158. С. 351-356.

Roberts, Graham H. Material Culture in Russia and the USSR: Things, Values, Identities. London; New York: Bloomsbury Academic, 2017. – 258 pp.

Добавлено: 19 октября 2019
Статья
Резвых П. В. Новое литературное обозрение. 2008. № 92. С. 196-210.
Добавлено: 19 апреля 2010
Статья
Штейнер Е. С. Новое литературное обозрение. 2011. № 109. С. 414-422.

Аналитический обзор конференции «Ориентализм/Оксидентализм: языки культур и языки их описания», 2010

Добавлено: 26 февраля 2013
Статья
Козлов С. Л. Новое литературное обозрение. 2011. № 110. С. 15-22.

В статье ставится вопрос о сегодняшних путях развития филологических исследований. Выдвигается тезис о том, что филология вошла в "стадию остывания". Долгая эпоха методологических войн сменилась эпохой "свободного рынка методологий", подчиняющего филологов заботе об экономическом выживании. По мнению автора, в этой ситуации филологи не должны слепо гнаться за научной модой. Вместо этого следует культивировать позицию искушенного и умного эклектизма, то есть придерживаться строго индивидуальных и внутренне независимых решений.

Добавлено: 11 сентября 2012
Статья
Сафронов П. А. Новое литературное обозрение. 2016. Т. 138. № 2.

Состояние современного университета повсюду в мире связано с расщеплением единства деятельности исследования и преподавания. Как можно точно описать положение преподавате­ля в современном университете? Не имея ощутимых результатов, сопоставимых с результата­ми научной деятельности, преподавание подвергается сегодня депрофессионализации. Однако депро­фессионализация открывает и новые возможности для философии и образовательной практики. Особая асимметрия отношений меж­ду преподавателем и аудиторией может способствовать возникновению новых форм академического общения, имеющих не отчужденный профессиональный характер, но дружески отвечающих на обоюдную потребность.

Добавлено: 30 мая 2016
Статья
Немировский И. В. Новое литературное обозрение. 2015.
В статье исследуется карамзинский подтекст стихотворения Пушкина «Из Пиндемонти» (1836) и указывается на то, что его ключевая строка «Зависеть от царя, зависеть от народа» имеет в своем подтексте заключительную фразу из «Посвящения императору Александру» Карамзина («история народа принадлежит Царю») и острейшую дискуссию, вызванную этой фразой. Связь слов Пушкина с высказыванием Карам¬зина основывается отнюдь не только на упоминании двух его ключевых действующих лиц, царя и народа, а на целом комплексе карамзинских «следов» в этом стихотворении, равно как и в других произведениях Пушкина этого периода. Фраза «история принадлежит Царю», осмысляемая Пушкиным на протяжении всей его жизни и трансформированная в стихотворении «Из Пиндемонти» в строки «зависеть от царя, зависеть от народа — / Не все ли нам равно», стала своебразным фокусом пушкинского карамзинизма.
Добавлено: 19 января 2018
Статья
Вдовин А. В., Бодрова А. С., Гуськов С. Н. и др. Новое литературное обозрение. 2020. Т. 164. № 4. С. 135-139.

Предисловие к блоку статей о роли литературы XIX века. Авторы стремятся актуализировать проблематику социальной истории литературы и показать многообразные формы сложного взаимовлияния государственных учреждений и литературных феноменов в институциональной парадигме. 

 

Добавлено: 11 октября 2020
Статья
Соловьев К. А. Новое литературное обозрение. 2017. № 2 (144). С. 535-541.

В рецензии анализируется сборник, посвященный истории общественности Российской империи и Советской России. Рассматривается источниковая база статей, подходы авторов, а также место рассматриваемых текстов в историографическом контексте.

Добавлено: 10 октября 2019
Статья
Поселягин Н. В. Новое литературное обозрение. 2016. № 139. С. 61-62.

Вступительная статья к тематическому блоку "Из филологического наследия. I. Юрий Лотман"

Добавлено: 3 декабря 2018
Статья
Поселягин Н. В. Новое литературное обозрение. 2018. № 150. С. 14-15.

Вступительная статья к тематическому блоку "В поисках новой «большой парадигмы»: Франко Моретти"

Добавлено: 3 декабря 2018