• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 313 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Новикова А. А. Художественная культура. 2020. № 1. С. 65-86.

Современный этап развития культурных индустрий определяется двумя факторами. Во-первых, активной цифровизацией произведений искусства и практик взаимодействия с ним зрителей. Во-вторых, изменением структуры и законов коммуникации в публичной сфере, расширяющей круг платформ, теряющей привычную иерархию и механизмы влияния. В этой ситуации важно взглянуть на историю развития культурных индустрий через призму современной «культуры соучастия». В статье рассматривается трансформация исследовательских подходов к проблеме взаимоотношений искусства и медиа, процессу медиатизации художественных практик, а также изменению роли художественного критика и «эмансипированного зрителя» в новой конфигурации публичной сферы. Анализ современных музейных, выставочных и театральных проектов с точки зрения использования в них ресурса медиакоммуникаций позволяет нам рассматривать цифровое кураторство как способ воздействия на аудиторию, дающий возможность менять не только художественные, но и социальные установки через использование культурных индустрий как инструмента «мягкой силы».

Добавлено: 20 июня 2020
Статья
Солодихина А. А., Солодихина М. В. Современная конкуренция. 2021. Т. 15. № 2. С. 132-143.

Современная экономика остро нуждается в инноваторах, способных проектировать технологический облик будущего. Оптимальным способом обучения будущих техноинноваторов признан проектный подход, дополненный бизнес-образованием. Но исследования показали, что в России проектная деятельность в существующих формах не выполняет свои основные функции: не дает учащимся опыта создания инновации, не развивает критического мышления, не формирует интереса к созданию новых продуктов или услуг, к их внедрению и диффузии. Целью исследования стал поиск подходов, методов и форм обучения, которые сформируют у учащихся стремление выбрать карьеру в сфере техноинноваторства или высокотехнологичного предпринимательства, дадут опыт и знания, необходимые для организации техностартапа. С целью проверки найденных педагогических решений был разработан и апробирован курс «Техно-стартап» для школьников Школы предпринимательства как введение в инновационную деятельность. Исследование показало, что введение в обучение психологических тренингов (обучение учащихся техникам генерации и тестирования идеи, эмпатии, проведения глубинных интервью, командообразования, планирования и т. д.), геймификация всех типов занятий, разработка заданий курса как инструмент развития дизайн- и бизнес-мышления обучающихся, ведение мониторинга развития компетенций учащихся и компонентов их мышления с помощью специально подготовленных трекеров, построение этапов учебного проекта в соответствии с этапами реального технологического стартапа (введение этапов эмпатии, MVP, привлечение внешнего финансирования) позволили достигнуть цели исследования.

Добавлено: 11 мая 2021
Статья
Ефанов А. А. Знак: проблемное поле медиаобразования. 2017. № 4 (26). С. 88-93.

В статье изучается процесс введения медиаобразовательной концепции в программу среднего и высшего образования. Данная стратегия позволяет проводить профилактику аффективных реакций, подобных моральным паникам, в социальной среде. Объектом исследования стали магистерская программа «Медиаобразование», запущенная в Оренбургском государственном педагогическом университете в 2015 году, а также федеральный проект «ТАСС детям», который начал реализовываться в российских школах в 2017 году.

Добавлено: 16 сентября 2018
Статья
Штейнман М. А. Искусство кино. 2019. № 7/8. С. 254-263.

Статья посвящена социокультурному аспекту сериала "Игра престолов" (компания HBO). Рассматриваются магистральные сюжеты и социокультурные архетипы медиатекста.

Добавлено: 25 ноября 2019
Статья
Анисимов В. Е., Борисова А. С., Консон Г. Р. Russian Journal of Linguistics. 2019. Т. 23. № 2. С. 435-459.

В связи с интенсивным ростом кинопроизводства и расширением «рынка кинопотребления» возрастает необходимость в качественном переводе текстов художественных фильмов на разные языки. В процессе локализации иноязычной киноленты осуществляется не только перевод ее текстовых элементов, но и адаптация к культуре целевой аудитории, т.е. происходит переход от одного языкового и культурного кода к другому. Кинозаголовки с учетом их структурносемантических и функционально-прагматических особенностей представляют собой яркий репрезентативный материал для исследования современных переводческих практик в свете концепции культурного переноса (Bassnett 2005, Bastin 1990, Cranmer 2015, Jurt 2007, Кatan 1999, Leinen 2007, Thill 2007, Schreiber 1998, Слышкин, Ефремова, 2004, Оболенская 2013, Снеткова 2009, Федорова 2009). Цель статьи заключается в выявлении стратегий лингвокультурной локализации французских фильмонимов для современной русскоязычной аудитории, а также определении степени ее адекватности в каждом конкретном случае. Независимо от выбора переводческой стратегии название должно соответствовать сюжету, тематической направленности и идейно-образному содержанию фильма, при этом оставаясь интересным и привлекательным для массового зрителя. Материалом послужили названия 87 французских художественных фильмов различной жанровой принадлежности (детективы, боевики, драмы, мелодрамы, комедии, триллеры, фантастика), выходившие в российский прокат с 2000 по 2018 годы, и их переводные эквиваленты. В работе использовались методы семантического, прагматического, контекстуального и лингвокультурологического анализа. Данные методы позволили обозначить комплекс проблем, возникающих в процессе лингвокультурной локализации кинозаголовков, и предложить рекомендации по их переводу на русский язык с учетом коммуникативной специфики современного кинодискурса и этнокультурных особенностей целевой аудитории.

Добавлено: 19 апреля 2021
Статья
Демин П. В. Вопросы образования. 2019. № 4. С. 294-306.

В рецензируемом сборнике обсуждаются современные тенденции маркетизации высшего образования и внедрения брендирования в деятельность университетов. Будучи вынуждены отвечать на вызовы внешней среды, в частности искать дополнительные источники средств в условиях снижения государствен- ного финансирования, университеты все чаще перенимают принципы управления и развития у бизнес-организаций. Авторы сборника придерживаются взгляда на сферу высшего образования как на высококонкурентный рынок, на котором вузы соперничают друг с другом таким же образом, как и классические экономические организации. В условиях конкуренции одним из эффективных механизмов привлечения партнеров и студентов для университета становится создание и продвижение собственного бренда. В сборнике на примерах систем высшего образования разных стран (Бельгии, Мозамбика, Гонконга, Чили, Мексики и др.) рассматриваются стратегии, используемые высшими учебными заведениями для создания, продвижения и дифференциации своего бренда. Обсуждается специфика брендирования частных вузов, роль рейтингов в формировании бренда, участие государства в позиционировании национальных университетов на международном рынке высшего образования и актуальные вызовы в сфере создания и продвижения брендов: необходимость развития социального капитала вуза, обеспечение дифференциации от других учебных заведений и преодоление «паразитирования на бренде».

Добавлено: 13 декабря 2019
Статья
Максименко А. А. Маркетинг в России и за рубежом. 2009. № 5. С. 39-48.

В статье приведены результаты исследования отношения телезрителей к негативному информационному контенту в российских средствах массовой информации. Проведен факторный анализ «злого» информационного наполнения, определены агрегированные «очаги раздражительности» потребителя, рассмотрены стратегии реагирования телезрителей на пропаганду смерти и насилия.

Добавлено: 31 декабря 2019
Статья
Штейнман М. А. Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. Зарубежное регионоведение. Востоковедение. 2012. Т. 1. № 12. С. 236-245.

Современный социум действительно переживает определенного рода дефицит общности. Это, в свою очередь, ведет к потребности создания объединяющих моделей. Крайне важно, что подобные модели создаются зачастую самопроизвольно. Это явление уже неоднократно фиксировалось в работах различных исследователей. В данном случае, однако, больший интерес представляет феномен сближения дискурсивных моделей политики, массовой культуры и в определенной степени рекламы. Задача настоящей статьи проследить изменения в восприятии матриц массовой культуры и их отражения в политическом дискурсе от стойких ассоциаций с тоталитаризмом до столь же устойчивых ассоциаций с нонконформизмом и революцией. 

Добавлено: 16 июля 2018
Статья
Назаров М. М. Информационное общество. 2018. № 5-6.

Проводится исследование феномена «двойных потерь», как устойчивой характеристики социального поведения в сфере массовых коммуникаций. Согласно одноименной концепции, существуют устойчивые закономерности структурирования медийной популярности - соотношения между регулярной (лояльной) и нерегулярной составляющими аудитории медиа. Показано, что «двойные потери» являются свойством конкурентной позиции малопопулярных медийных альтернатив по сравнению с более популярными медиа. Эмпирический анализ подтверждает справедливость представлений о феномене «двойных потерь» в связи со структурированием аудитории в национальном и тематическом сегментах современного российского ТВ ландшафта.

Добавлено: 29 августа 2018
Статья
Чернявский И. А. Бизнес. Общество. Власть. 2018. № № 27. С. 116-135.

Автономность от медиа – одно из условий функционирование суда присяжных, прямо закрепленное в законодательстве стран, где такие суды функционируют. Но возможна ли такая автономность от медиа в современном мире?

Исследование посвящено анализу освещения в медиа уголовных дел с участием суда присяжных в России и возможному влиянию этого освещения на вердикты присяжных. Для анализа были отобраны 185 вердиктов, вынесенных судами присяжных по уголовным делам в России за 2013-2015 годы, и 1620 упоминаний этих уголовных дел в СМИ.

Проведенный контент- и регрессионный анализ выявил три главные характеристики медиа освещения уголовных дел с участием присяжных России: отсутствие интереса СМИ к данным судебным процессам, некритичный подход к освещению и преобладание обвинительного медиа-фрейма, а также централизацию такого освещения.

Добавлено: 20 апреля 2018
Статья
Дзялошинский И. М. Медиаальманах. 2019. № 3. С. 18-28.

В статье анализируются карнавально-смеховая культура в современном обществе и средствах массовой информации. Представлена авторская концепция формирования карнавальной культуры, проанализированы особенности карнавализации действительности в эпоху глобализации и медиатизации, сформулированы гипотезы по поводу вероятных моделей развития карнавала Ключевые слова: карнавал, СМИ, глобализация, медиатизация.

Добавлено: 3 сентября 2019
Статья
Ефанов А. А. Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2018. № 2. С. 54-61.

В статье проводится социологическое обоснование феномена медиамистификации посредством пранкинга и троллинга. Исследование построено на анализе соотношения стратегий медиа-репрезентации последствий пожара в ТРЦ «Зимняя вишня» в Кемерове и реакций аудитории на информацию. Используется комплекс методов: контент-анализ и дискурс-анализ материалов информационных программ федеральных телеканалов, информационных агентств, а также комментариев пользователей социальных сетей «ВКонтакте» и «Facebook». Хронологические рамки исследования: март-апрель 2018 года. По итогам проведенного исследования делается вывод, что медиамистификация является новой формой постправдизации «повестки дня». В результате усиления «кризиса доверия» к «традиционным» СМИ и наличия ряда дискредитирующих прецедентов наблюдается конструирование новой «альтернативной» дезинформирующей медиареальности посредством социальных медиа. Широко используются приемы пранкинга и троллинга. Основная ставка делается на аффективное состояние аудитории, диалектический поиск «правды» (по принципу «двойного дна»). Автор определяет мотивы медиамистификации и возможные социальные последствия, выдвигает пути решения медиаэкологической проблемы.

Добавлено: 17 сентября 2018
Статья
Ефанов А. А. Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2019. Т. 8. № 5. С. 63-68.

В статье проводится изучение феноменов медиаобраза и политического имиджа. Материалом для исследования послужила медиарепрезентация В. Жириновского и К. Собчак как кандидатов на пост Президента РФ в полях телевидения (в информационных и общественно-политических программах Первого канала, ВГТРК («России 1», «России 24»), НТВ, «РенТВ», Пятого канала, «ТВ Центра») и Интернета (в материалах информационных порталов РИА «Новости», REGNUM, «ТАСС», «Интерфакс», «Известия», «Ведомости», Meduza; в постах в социальных сетях «ВКонтакте», Facebook). Используются методы контент-анализа, интент-анализа (посредством системы «Медиалогия»), вторичного анализа данных - результатов социологических исследований Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), Левада-центра, а также итогов голосования избирателей на выборах Президента РФ. Хронологические рамки исследования: ноябрь 2017 - март 2018 г. Автор приходит к выводу о существовании взаимозависимости и условной тождественности явлений политического имиджа и медиаобраза, которые оказывают влияние на конструирование друг друга. При этом чрезмерная медиатизированность политических акторов (вне соответствующих ритуализированных локалов и контекстов) приводит к их самодискредитации - утрате «кредита доверия» как потенциального, так и реального электората.

Добавлено: 30 сентября 2019
Статья
Гусева П. Д. Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2017. № 5. С. 314-328.

В основе процесса медиатизации лежит трансформация взаимодействия политических институтов и медиа, в результате которой усиливается роль последних в политической сфере. Данные изменения вызваны увеличением разнообразия медиа и ростом конкуренции за аудиторию, что особенно актуально для печатных СМИ Шотландии. Одним из проявлений медиатизации является изменение медиадискурса в сторону более привлекательного для потребителей формата подачи материала, заключающегося в его упрощении и поверхностном обсуждении освещаемых политических событий. Целью настоящего исследования является изучение шотландских медиа на предмет проявления в освещении референдума о независимости черт, характерных для медиатизированной политики. В результате контент-анализа локальных печатных СМИ было выявлено, что дискуссия, разворачивающаяся в медиа по поводу референдума, носила эмоционализированный характер, основное внимание уделялось конфликту между сторонниками и противниками выхода из состава Великобритании. При этом, несмотря на масштабность последствий, которые бы повлекло за собой принятие независимости, отсутствовал аналитический подход к освещению наиболее важных политических, экономических и социальных вопросов. Таким образом, формат медиаосвещения, соответствующий логике процесса медиатизации, при обращении к печатным медиа ограничивал понимание рассматриваемой проблемы, что могло способствовать росту неопределенности относительно будущего региона и стремлению к сохранению статус-кво.

Добавлено: 18 мая 2020
Статья
Денисова А. С., Колосова А. В. Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2020. № 5. С. 148-167.

В настоящей статье анализируется влияние медиапиратства на дея- тельность крупных российских стриминговых сервисов. Авторы обращаются к исследованиям ведущих ученых, нормам российского антипиратского законодательства, аналитическим докладам и материалам, а также к мнениям представителей стриминговых сервисов. Новизна исследования заключается в выявлении современных пиратских практик и особенностей деятельности стриминговых сервисов в условиях мировой пандемии. Поскольку уровень медиапиратства в мире вырос, в статье предлагаются возможные направления борьбы с ним в условиях новой реальности – в частности, развитие альтернативных маркетинговых инструментов и поддержка саморегулирования в борьбе с медиапиратством как замена жесткому и не всегда эффективному правовому регулированию.

Добавлено: 3 ноября 2020
Статья
Ефанов А. А. Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2017. № 2. С. 63-67.

В статье проводится социологическое осмысление стратегий медиа-репрезентации протестных настроений в федеральной повестке. Предметом рассмотрения стали антикоррупционные митинги, проходившие 26 марта 2017 года в 82 городах страны и собравшие более 92 тысяч человек. Был использован комплекс методов: контент-анализ; дискурс-анализ; методы математической статистики; вторичный анализ социологических исследований. Базой исследования послужили материалы Интернет-порталов, выпуски информационных программ федеральных телеканалов, а также «посты» пользователей социальных сетей. Согласно результатам проведенного исследования, только один Интернет-портал («Meduza.io») и один телеканал («Дождь») придерживались стратегии детального освещения митингов против коррупции. Делается вывод, что сложившаяся медиакартина будет усиливать степень недоверия аудитории к «традиционным» СМИ, упрочивая позиции представителей гражданской журналистики – блогеров и обычных пользователей социальных сетей, – репрезентирующих «картину дня», лишенную ангажированности, вследствие чего потенциально способных выработать высокий «кредит доверия» у аудитории.

Добавлено: 16 сентября 2018
Статья
Ним Е. Г. Социологический журнал. 2019. Т. 25. № 4. С. 28-37.

В статье раскрываются ключевые положения и перспективы развития теории медиасобытий, заложенной в работе Дэниэла Дайяна и Элиху Каца «Медиасобытия: прямая трансляция истории» (1992). Предложенный ими ритуальный подход к пониманию медиасобытий как интегрирующих общество масштабных теле-перформансов получил множество альтернативных прочтений. Критика церемониальной модели медиасобытий осуществляется преимущественно в следующих трех направлениях: (1) ограничения неодюркгеймианской парадигмы, в рамках которой акцентируется консенсуальный характер медиасобытий; (2) узость изначального определения жанра медиасобытий и трех его сценариев («conquests», «contests», «coronations»); (3) рассмотрение медиасобытий исключительно как телевизионных феноменов, не принимающее во внимание другие типы медиа и их взаимодействие. Показано, что одним из расширений теории Дайяна и Каца может стать развитие концепта трансформативных медиасобытий, понимаемых как медиатизированные социальные драмы, фреймирующие обновление социального порядка или его базовых институтов. При этом отмечаются методологические сложности, связанные с выделением критериев трансформативных медиасобытий. В частности, остаются открытыми вопросы о том, считать ли таковыми события, которые не повлекли радикальных социальных изменений (например, не имевшие успеха протесты); необходимо ли учитывать «вектор» события (прогрессивный или регрессивный); на каких уровнях и в каких сегментах социальной жизни возможны феномены, которые можно квалифицировать как трансформативные медиасобытия. Подчеркивается, что эти концептуальные трудности связаны с более фундаментальной проблемой различения медиасобытий и не-медиасобытий в цифровую эпоху. В заключении высказываются предположения о том, почему в дискуссии о «конце медиасобытий» еще рано ставить точку.

Добавлено: 6 июня 2019
Статья
Радина Н. К., Бобкова С. Д. Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2019. № 3. С. 120-140.

Анализируя дискурс экологической политики в российских и американских СМИ, данное исследование обращается к модели конкурирующих повесток дня Роджерса и Диаринга и к понимаю пропаганды по Эллюль. Опираясь на идею о медийном дискурсе как зависимом от политического, в исследовании рассматриваются пропагандистские модели российских и американских СМИ – оппонентов в информационной конкуренции. Цель статьи – охарактеризовать инструменты медиа для утверждения политической повестки дня (проблемы глобальной экологии) в медийном поле, определяя, какие медиа используют эффективные инструменты пропаганды. В исследовании используется методика количественного интент-анализа. Эмпирические материалы включают тексты общенациональных медиа России и США за временной период с 01.01.2012 по 01.01.2017 (104 статьи). В итоге заключается, что американские СМИ пишут об обязательствах по охране атмосферы и климата чаще, чем российские, и достоверно чаще пишут о США, используя интенцию «анализ». Российские СМИ достоверно чаще пишут о своих оппонентах и чаще используют интенцию «информация». Пропагандистскую модель российских медиа в области глобальной политики авторы исследования считают менее эффективной и оппозиционной.

Добавлено: 7 апреля 2019
Статья
Новикова А. А., Романичева Е. С. Литература в школе. 2021. № 4. С. 105-120.

В статье предложен взгляд на развитие современного литературного образо- вания с позиций, которые авторы предлагают обозначить как медиаэкологические. Они пересматривают такие термины, как медиаобразование, медийно-информационная гра- мотность, а также вводят в профессиональный педагогический дискурс понятия медиаэко- логия и полимедийная среда, мультимедийный лонгрид, предлагая истолкования, которые, на их взгляд, может включить в свою терминосистему современная методика, приобретаю- щая полидисциплинарный характер и ориентирующаяся в том числе и на научные работы медиаисследователей. Показывая истоки медиаэкологического подхода, авторы обраща- ются к работам отечественных методистов, лингвистов, культурологов и семиотиков. Они считают, что семиотические решения в изучении художественного текста, предложенные как отечественными, так и зарубежными исследователями, и его интерпретации в форма- те поликодового текста (текста «новой природы») могут стать существенным шагом в сто- рону формирования новой образовательной среды. Мультимедийные и трансмедийные инструменты, образовательный потенциал которых проанализирован в статье, не только стимулируют читательское творчество учеников и помогают формировать межпредмет- ные связи. Они дают школьникам дополнительную образовательную мотивацию, помогают интегрировать получаемые на уроках знания в широкий контекст современной цифровой культуры. Медиаэкологический подход, заявленный в названии статьи, позволяет орга- нично включать мультимедийные задания (поликодовые тексты / тексты «новой приро- ды») в учебную программу по литературе, развивая не только вербально-лингвистический, но и другие виды интеллекта. Осознанный выбор школьником медианосителя и способа коммуникации, который эта технология предполагает, по мнению авторов, позволяет делать чтение исходного литературного текста более осмысленным и усиливает субъект- ность участников образовательного процесса.

Добавлено: 5 сентября 2021
Статья
Казун А. П., Казун А. Д. Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2019. Т. 128. № 1-2. С. 137-146.

В настоящей статье анализируются публикации в пяти ведущих печатных изданиях каждой из стран Большой двадцатки (G20) за 2018 г. На основе ресурса Factiva была собрана база данных о числе взаимных упоминаний стран мира в национальной прессе на 13 языках. Сетевой анализ полученных результатов позволяет определить место России относительно других стран мира, оценить взаимность интереса между различными странами, выделить лидеров и аутсайдеров. Показано, что место страны в глобальной повестке дня сильно связано с уровнем ВВП. Россия занимает 7 место в глобальной повестке дня и, если принять во внимание размер ВВП, получает сравнительно более высокое внимание чем страны с аналогичным размером экономики. Таким образом, внимание к России обусловлено скорее неэкономическими факторами. В свою очередь наша страна выделяется большим вниманием прессы к международным событиям и в особенности к событиям в США.

Добавлено: 23 июля 2019
Статья
Молодыченко Е. Н. Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. 2021. Т. 18. № 2. С. 363-382.

Одним из  возможных подходов к  изучению контекстуализации является исследование метапрагматических дискурсов, т. е. внешних дискурсов, рефлексирующих аспекты прагматики интересующего исследователя исходного дискурса. Цель настоящей статьи  — теоретически интегрировать метапрагматику в  жанровое исследование и применить соответствующий инструментарий к  анализу конкретных жанров. Для решения практической задачи был проведен анализ пяти видео на платформе YouTube, «погруженных» в  дискурсы комментариев пользователей платформы. Методом анализа послужил лексико-грамматически- и  текстоориентированный контент-анализ с особым акцентом на анализе оценочных смыслов. Одним из результатов является демонстрация того, что жанровая принадлежность дискурсов, формально выстроенных по одной и той же модели, может зависеть от контекстуальных переменных, не имеющих отношения к речевой форме. Такие переменные потенциально материализуются в форме метапрагматических маркеров автором исходного дискурса и/или аудиторией в комментариях. Это может значить, что для конечного реципиента «эффект» исходного дискурса будет зависеть от реализованного с опорой на такие маркеры отнесения дискурса к одной из конкурирующих жанровых моделей. Такая ситуация, в частности, наблюдается в случае с так называемыми «честными» и «оплаченными» обзорами. Второе наблюдение располагается в сфере гибридных жанров. Так, в случае с рекламными интеграциями «итоговая» типизация жанра (лайфстайл-инструкции, влога и т.п.), с точки зрения реальной аудитории, не является однозначной: часть аудитории видит такую интеграцию как делегитимизирующую конкретный дискурс и весь жанр; другая часть рассматривает ее как «инородный элемент», не меняющий, однако, иерархию коммуникативных целей жанра и не уменьшающий его общую ценность. Данное наблюдение оставляет открытым вопрос о том, следует ли считать подобные жанры новыми самостоятельными жанрами, в которых рекламная интеграция уже является ключевым жанрообразующим элементом.

Добавлено: 22 июня 2021