• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 317 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Божья-Воля А. А. Вопросы государственного и муниципального управления. 2015. № 1. С. 53-68.

Внедрение механизмов управления по результатам в государственной сфере в последнее время сфокусировано на муниципальном уровне. Именно предоставление государственных и муниципальных услуг на местном уровне определяет качество жизни в повседневном его понимании. Однако технологии управления результативностью в случае местного самоуправления не могут быть «спущены сверху», так как в первую очередь они должны обеспечивать удовлетворенность жителей, а не чиновников. В связи с этим, необходимо разработать комплексные методы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, объединяющие статистические показатели и итоги опросов жителей.

В рамках данной статьи проведен анализ российского законодательства и практики оценки работы муниципалитетов в субъектах федерации, а также зарубежный опыт изучения удовлетворенности жителей условиями проживания в городе. На основании выявленных «узких мест» в российской практике сформирована схема анализа эффективности работы отдельных департаментов администрации городских округов и муниципальных районов с учетом удовлетворенности жителей. Кроме того, рассмотрены вопросы соотносимости объективных статистических показателей и результатов «субъективных» опросов мнения горожан, а также возможные ошибки оценки, вызываемые субъективностью опрашиваемых.

Добавлено: 20 октября 2014
Статья
Божья-Воля А. А. Вопросы государственного и муниципального управления. 2009. № 2. С. 82-103.

Анализ был основан на семи основных аспектах систем управления результативностью: форма закрепления критериев оценки, полномочия по установлению критериев оценки, полномочия по оценке результативности и принятию решения о назначении вознаграждения, методы оценки, форма подведения итогов оценки, последствия позитивной оценки и последствия негативной оценки. Несмотря на несомненные сходства систем управления результативностью в различных странах, большинство из них обладают уникальными особенностями, которые обеспечивают успешность или неэффективность управления результативностью служащих руководящего состава. В заключение был представлен ряд предложений о перспективах оценки и стимулирования служащих руководящего состава в России. Они включают три основных этапа внедрения инструментов управления результативностью. Первый этап предполагает установление ожидаемых результатов деятельности служащих руководящего состава. Второй этап предусматривает проведение эксперимента по премированию по результатам работы служащих руководящего состава некоторых пилотных министерств. Результаты данного эксперименты могут быть использованы для формирования нормативной и методологической базы дальнейшего внедрения данных инструментов в других министерствах, агентствах и службах (третий этап).

Добавлено: 2 октября 2012
Статья
Мартынова А. П., Рощин С. Ю. Вопросы государственного и муниципального управления. 2008. № 4. С. 27-47.

Оценка эффективности государственных программ рассматривается на примере политики и программ на рынке труда. Ядром оценки эффективности государственных программ является оценка воздействия, фокусирующаяся на причинно-следственных связях между реализацией программы и достигнутым в итоге результатом. Оценка воздействия проводится на индивидуальном уровне и дает конкретные количественные показатели эффекта программы для ее адресной аудитории и других затрагиваемых программой групп населения. В статье рассматриваются основные методы оценки эффективности программ через оценку воздействия. Также анализируются институциональные ограничения для проведения оценок эффективности государственной политики, связанные с отсутствием спроса на результаты со стороны органов государственной власти и существованием необходимых источников эмпирических данных.

Добавлено: 3 октября 2012
Статья
Балашова Е. М. Вопросы государственного и муниципального управления. 2011. № 2. С. 205-220.

В центре внимания автора статьи российский и зарубежный опыт проведения оценок эффективности электронного правительства. Методологии оценок условно разделены на группы: а) по оценке готовности (зрелости) электронного правительства, в том числе оценке государственных сайтов, и б) оценке эффектов, оказываемых электронным правительством. В рассмотренных методологиях были выявлены наиболее результативные и интересные с точки зрения реализации в российской действительности методы и критерии, на основе которых сформулированы основные предложения по оценке эффективности электронного правительства в Российской Федерации.

Добавлено: 4 октября 2012
Статья
Авдашева С. Б., Макаров А. В. Вопросы государственного и муниципального управления. 2017. № 3. С. 51-71.

Оценка эффектов потенциально ограничивающих конкуренцию действий становится необходимым условием применения антимонопольных запретов в практике зрелых юрисдикций. Российское законодательство также предусматривает оценку и взвешивание эффектов потенциально запрещенной практики для ряда нарушений закона «О защите конкуренции», в том числе ограничивающих конкуренцию соглашений. Развитие практики оценки эффектов требует анализа достигнутых в этом направлении результатов, что и является целью статьи. В статье анализируются два направления экономического анализа поведения участников рынка. А именно оценка эффектов для целей признания практики, ограничивающей конкуренцию, в противоположность применению запретов на основе формальных признаков (effect-based vs object-based enforcement) и оценка эффектов для сопоставления положительных и отрицательных результатов практики в противоположность применению запретов по букве закона (rule of reason vs per se illegality). Показано, что увеличение роли оценки эффектов в правоприменении способно повысить общественное благосостояние. В то же время действующее законодательство и система мотивации, допускающие оценку эффектов, не стимулируют ее применение антимонопольным органом. Проанализирована база данных судебных решений (400 дел, инициированных в 2008–2012 гг.) по оспариванию решений и предписаний ФАС России о незаконных соглашениях и согласованных действиях. Показано, что соображения эффективности (положительных эффектов реализации соглашений) крайне редко определяют решения суда (всего в 5 из 400 решений). Если же это происходит, то принципы сопоставления эффектов ограничения конкуренции и выигрышей общества носят достаточно произвольный характер без полноценной количественной оценки.

Добавлено: 1 октября 2017
Статья
Оболонский А. В. Вопросы государственного и муниципального управления. 2015. № 3. С. 145-164.

В статье анализируется история отечественной номенклатурно-бюрократической системы от начала XIX в. до современности. Поскольку главное внимание в данном случае уделено советскому периоду, то период дореволюционный рассматривается относительно конспективно, с акцентом на попытки модернизации бюрократии в XIX в., в частности на введение по инициативе М.М. Сперанского критерия образования вместо доминировавшего – выслуги лет, а также на периодические безуспешные попытки верховной власти отменить или ограничить значение шкалы рангов. В советском периоде подробно рассматриваются механизмы и кадровые источники формирования номенклатуры, ее эволюция в различные периоды и негативные последствия данной системы. Ее создателем и манипулятором ею был И. Сталин. Описаны человеческие качества и мотивы поведения разных поколений номенклатурных бюрократов, социально-психологический портрет бюрократической «элиты», антиноменклатурные репрессии 1930-х гг., привилегии номенклатуры, ее «золотой век» в позднесоветские времена. Отмечается, что при своих несомненных недостатках рядовая советская бюрократия в массе была не так уж катастрофически плоха и лучше своей общественной репутации. Автор дистанцируется от однозначных оценок российского чиновничества – как негативных, так и идеализаторских, – предлагая сбалансированный взгляд. Главный порок – в самой системе номенклатуры, ставшей одной из значимых причин банкротства советского режима. Применительно же к условиям современного динамичного мира она тем более контрпродуктивна. Поэтому тенденции «регенерации» номенклатурных принципов формирования управленческих кадров представляются в корне не отвечающими объективным общественным потребностям и опасными.

Добавлено: 14 октября 2015
Статья
Оболонский А. В. Вопросы государственного и муниципального управления. 2012. № 3. С. 198-200.
Добавлено: 21 марта 2013
Статья
Мерсиянова И. В., Иванова Н. В. Вопросы государственного и муниципального управления. 2018. № 1. С. 29-46.

Государственное финансирование некоммерческих организаций, будучи одной

из самых востребованных форм их поддержки, является все же недостаточным.

Существует некоторый опыт зарубежных стран решения данной проблемы не пу-

тем передачи функции распределения государственных грантов организациям-опе-

раторам, а путем стимулирования грантооператоров к привлечению собствен-

ных ресурсов, как денежных, так и институциональных, в рамках партнерского

взаимодействия с государством. Цель настоящей статьи – изучение и обобщение

международного опыта интеграции средств государства и благотворительных

фондов, позволяющей значительно расширить объем финансовой поддержки НКО

и повысить ее эффективность. Рассматриваются такие формы партнерского

взаимодействия, как привлечение фондов-грантооператоров к софинансированию;

государственное софинансирование частных пожертвований, привлекаемых фон-

дами; развитие институциональных механизмов партнерства государства и фон-

дов. Мониторинги, проводившиеся Центром исследования гражданского общества

и некомерческого сектора НИУ ВШЭ в 2015–2016 гг., помогли выявить трудности

и проблемы, возникающие в ходе выстраивания партнерских отношений. Анализ

зарубежного опыта решения подобных проблем позволил предложить меры по их пре-

одолению в России. Например, с использованием таких инновационных механизмов,

как: привлечение фондов к распределению грантов для НКО на условиях партнерско-

 

Статья подготовлена в рамках проекта, реализованного в Центре исследований гражданского об-

щества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ при поддержке Программы фундаментальных иссле-

дований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

го софинансирования; расширение инструментов и объемов привлечения пожерт-

вований в приоритетные направления образования, науки и культуры за счет вве-

дения определенного коэффициента государственного софинансирования частных

пожертвований; формирование институциональных механизмов, обеспечивающих

эффективное взаимодействие государственных органов и фондов (советы, рабочие

группы, дискуссионные площадки и др.).

Добавлено: 14 июня 2018
Статья
Стародубцева А. Е. Вопросы государственного и муниципального управления. 2020. № 2. С. 114-144.

Перекрестное субсидирование рассматривается государством как мера социальной защиты населения, но, в то же время, приводит к некоторым негативным последствиям, включая распределение большей части субсидий домохозяйствам с высокими доходами и повышение издержек бизнеса, которые закладываются в себестоимость товаров и услуг. В статье рассматривается международный опыт применения перекрестного субсидирования в электроэнергетике между промышленными потребителями и населением как меры государственной энергетической политики, а также подходы к его сокращению. Анализ тарифов на электроэнергию и мер зарубежной энергетической политики проводился на основании статистических данных, маркетинговых отчетов и аналитических обзоров рынка базы Passport и показателей федеральной службы государственной статистики, а также на основании сведений, полученных из публикаций в средствах массовой информации по рассматриваемой проблеме. В результате исследования было установлено, что в большинстве стран тарифы для промышленных потребителей ниже, чем для населения в два и более раз. Кроме того, для развитых стран в большей степени характерны рыночные механизмы тарифообразования, в то время как для развивающихся стран, в которых государство играет решающую роль в экономике, происходит искусственное сдерживание роста тарифов для населения. Проведенное исследование позволило сделать выводы о том, что только мерами тарифной политики невозможно эффективно разрешить существующие проблемы перекрёстного субсидирования в электроэнергетике. Необходимо применение более широкого спектра интегрированных между собой социальных и экономических мер регулирования из смежных областей государственного управления.

Добавлено: 7 сентября 2020
Статья
Жулин А. Б., Костырко А. А., Смирнова Ж. И. Вопросы государственного и муниципального управления. 2008. № 3. С. 177-187.
Добавлено: 3 октября 2012
Статья
Ильина И. Н. Вопросы государственного и муниципального управления. 2013. № 2. С. 83-102.

Статья посвящена проблемам и приоритетам перспективного развития сырьевых регионов РФ. Рассмотрены стратегии социально-экономического развития на период до 2025–2030 гг. с целью анализа экономического роста и диверсификации экономики регионов в условиях сокращения добычи полезных ископаемых. Практически все регионы решают задачу модернизации экономики, однако не предлагают для этого адекватных механизмов. Автором высказано предложение о необходимости повышения роли государственной региональной политики для обеспечения устойчивого развития сырьевых регионов.

Добавлено: 18 ноября 2013
Статья
Тихомиров Ю. А. Вопросы государственного и муниципального управления. 2011. № 4. С. 92-105.

Статья посвящена активизации человеческого потенциала в правовой сфере. Автором определены природа поведенческого механизма и типы поведенческих реакций, показано влияние правосознания и правовых норм на многообразие социальных ролей, обосновываются предложения по использованию поведенческих формул в процессе правотворчества иправоприменения.

Добавлено: 1 октября 2012
Статья
Калгин А. С., Двинских Д. Ю., Парфентьева Д. С. Вопросы государственного и муниципального управления. 2017. № 3. С. 129-148.

В российских органах исполнительной власти активно внедряются системы управления по результатам (УПР). Однако эффект от внедрения таких систем недостаточно изучен. Задачей исследования является изучение связи между внедрением систем УПР в органах исполнительной власти и уровнем удовлетворенность работой среди государственных гражданских служащих. Для ее решения проведен опрос 277 государственных гражданских служащих. Полученные данные проанализированы с использованием метода моделирования структурными уравнениями (SEM). Исследована взаимосвязь между внедрением систем УПР, удовлетворенностью работой, организационной идентификацией, желанием сменить работу, ориентацией сотрудников на результат и ясностью организационных целей. Полученные результаты говорят о том, что внедрение УПР положительно сказывается на этих организационных характеристиках и положительно влияет на уровень удовлетворенности сотрудников своей работой.

Добавлено: 24 сентября 2017
Статья
Королев В. А. Вопросы государственного и муниципального управления. 2008. № 2. С. 182-195.
Добавлено: 2 октября 2012
Статья
Шишкин С. В., Аполихин О. И., Сажина С. В. и др. Вопросы государственного и муниципального управления. 2015. № 2. С. 79-99.

В статье на примере практического внедрения нового подхода к организации оказания урологической медицинской помощи анализируется проведение структурных преобразований в системе здравоохранения, обеспечивающих повышение эффективности использования ресурсов. Представленный подход является альтернативой распространенному пониманию реструктуризации как сокращению коечного фонда, медицинских организаций и их персонала для получения экономии финансовых средств. Новый подход включает: (1) четырехуровневую систему оказания медицинской помощи, (2) расширение профилактики заболеваний, (3) стандартизацию оказания помощи на всех уровнях, (4) сквозной контроль качества во всех звеньях оказания медицинской помощи.

Внедрение нового подхода в пилотном регионе – Воронежской области –, вскрыло низкую результативность первичного звена оказания медицинской помощи. Результатами преобразований стали рост выявляемости заболеваний и увеличение доступности специализированной амбулаторной и стационарной помощи. Преодоление недостатков прежней системы повлекло необходимость увеличения расходов на медицинскую помощь. Вместе с тем внедрение новых организационных технологий оказания урологической помощи привело к снижению удельных затрат на ее оказание на 21,7% за четыре года. Представленный опыт структурных преобразований свидетельствует, что в случаях, когда неэффективность действующих служб, организаций, программ связана не только с неоправданно высокими затратами на лечение заболеваний, но и с недостаточной или несвоевременной выявляемостью заболеваний, внедрение новых подходов к организации оказания медицинской помощи приводит не к экономии затрат, а к росту результативности медицинской помощи и эффективности использования ресурсов.

Добавлено: 2 июля 2015
Статья
Ладыгин В. В. Вопросы государственного и муниципального управления. 2010. № 4. С. 32-49.

Вопрос о необходимости дальнейшего развития малого предпринимательствавозникает сегодня в России на всех уровнях – федеральном, региональном и муниципальном. В его решении видят возможность ускорения происходящего в Россиипроцесса модернизации экономики – перевода ее на инновационный путь развития.Само же решение – в нахождении наиболее эффективных моделей поддержки малого предпринимательства. Поскольку формирование малого предпринимательствапроисходит на муниципальном уровне, внимание в первую очередь должно быть обращено именно туда. Автор выделяет три основных этапа взаимодействия малого бизнеса и местной власти: первый этап (с 1990 по 2003 г.) – фаза активного поиска моделей под-держки; второй этап (с 2003 по 2007 г.) – фаза реформы местного самоуправленияи пореформенного развития; третий этап (с начала 2008 г. и до настоящего времени) – фаза пассивных действий органов местного самоуправления и ограниченныхвозможностей в вопросах поддержки малого предпринимательства. Характери-стика этих этапов также приводится в статье.

Добавлено: 2 октября 2012
Статья
Плаксин С. М., Стырин Е. М., Жулин А. Б. Вопросы государственного и муниципального управления. 2017. № 3. С. 7-28.

Задача повышения эффективности государственного управления не утрачивает актуальности на протяжении последнего десятилетия ни в научном дискурсе, ни в текущей управленческой практике. При этом достаточно часто в качестве инструмента решения данной задачи называют формализованное исчерпывающее описание деятельности органов государственной власти. Целью настоящей статьи является разработка концепции автоматизированного Реестра полномочий федеральных органов исполнительной власти как способа описания деятельности государственных органов. Принципиально новым подходом является рассмотрение структуры, принципов функционирования, места среди связанных по функционалу федеральных государственных информационных систем Реестра полномочий федеральных органов исполнительной власти – Реестр полномочий ФОИВ, или Реестр) как автоматизированной информационной системы, используемой всеми ФОИВ. Исходя из положения о том, что внедрение Реестра полномочий ФОИВ позволит осуществить переход на новый порядок обеспечения ресурсами деятельности государственных органов, связав полномочия органов власти с общими расходами на их обеспечение, авторы показывают преимущества данного подхода. В настоящей статье представлена концепция нормативно-правового регулирования Реестра полномочий ФОИВ (внесение изменений в Указ Президента от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти») и его актуализации. Делается предложение о ведении Реестра в формате государственной информационной системы (ГИС), конкретизируются его связи с другими ГИС. Приводятся возможные атрибуты Реестра. Проек-тируется механизм установления посредством Реестра связи между полномочиями ведомств и процессом обеспечения федеральных ведомств финансовыми и кадровыми ресурсами (в том числе указываются необходимые изменения в бюджетном процессе).

Добавлено: 27 сентября 2017
Статья
Образцова О. И., Чепуренко А. Ю. Вопросы государственного и муниципального управления. 2020. № 3. С. 71-95.

Ситуация, в которой малое и среднее предпринимательство (далее – МСП) РФ  оказалось в условиях пандемии коронавируса и обусловленных ею ограничительных мер государства, анализируется в контексте долгосрочной динамики данного сектора и изменений государственной политики в отношении МСП. На основании анализа официальной статистики и бизнес-демографии за 2005–2020 гг. выявлено, что неблагоприятные тенденции в указанном секторе сложились уже к кризису 2008 г. и далее лишь продолжали углубляться; были проанализированы факторы негативной динамики как по РФ в целом, так и по различным группам регионов. Показано, что такая динамика связана с  неблагоприятными социально-экономическими изменениями под влиянием цепочки сформировавшихся институциональных ловушек и с ограниченной (из-за слабого охвата целевых групп и низкой селективности) эффективностью применявшихся мер поддержки МСП. Дан разбор целесообразности и эффективности экстренных мер содействия малому бизнесу в условиях пандемии. В заключение авторы формулируют практические выводы относительно принципов, на которых может происходить перезагрузка государственной политики в отношении МСП после пандемии, а также указывают возможные развилки при их имплементации.

Добавлено: 26 января 2021
Статья
Калинин А. М., Засимова Л. С., Колосницына М. Г. и др. Вопросы государственного и муниципального управления. 2020. № 4. С. 7-30.

Пандемия COVID-19 вынудила органы государственного управления в разных странах принимать меры по сокращению социальных контактов между людьми – от мягкого стимулирования самоизоляции до строгих карантинных мер. Иногда ограничения вводились на государственном уровне, иногда – на региональном или муниципальном. В основе этих решений было стремление к балансу между сохранением как можно большего количества жизней и поддержанием благосостояния людей. В этой статье мы применяем теоретический инструментарий для анализа стратегий государства, которые могут считаться предпочтительными с точки зрения общественного благосостояния. Для этого мы используем «дилемму заключенного» и рассматриваем механизмы принятия индивидуальных решений о соблюдении изоляции. Мы показываем, что решение о том, соблюдать или нет режим карантина, зависит как от индивидуальных предпочтений человека, так и от объективных факторов – тех потерь, которые несет для него изоляция, и вероятности получить необходимую и своевременную медицинскую помощь в случае болезни. Полученные выводы мы соотносим с реальными карантинными мерами, нашедшими применение в отдельных странах и/или регионах. В результате моделирования поведения индивидов в условиях возможности заражения COVID-19 мы приходим к выводу, что полная изоляция всех групп населения с точки зрения общественного благосостояния оказывается нецелесообразной, тогда как планирование карантинных мер, направленных на изолированные однородные группы населения, является более предпочтительной стратегией для государства

Добавлено: 26 ноября 2020
Статья
Оболонский А. В. Вопросы государственного и муниципального управления. 2007. № 1. С. 79-106.
Добавлено: 3 октября 2012