• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 194 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Тульчинский Г. Л. Философские науки. 2015. № 11. С. 148-154.
Диалог исключительно важен для взаимопонимания и взаимодействия людей в сложном и все более взаимосвязанном мире. Однако ставшее в последнее время излишне частое (а иногда и неадекватное)употребление слова «диалог» в различных словосочетаниях влечет риск девальвации его значения, сведения этого концепта к необязательным метафорам, публицистическим штампам.
Добавлено: 17 января 2016
Статья
Жукова О. А. Философские науки. 2014. № 4. С. 37-51.
Николай Бердяев, выдающийся русский интеллектуал, вошел в историю мировой мысли как автор метафизики творчества, основанием которой выступает свобода. Неортодоксальная трактовка реальности Духа и человеческой свободы стала своеобразным манифестом религиозного экзистенциализма. В статье анализируются социальные и метафизические проекции философии творчества Н.А. Бердяева в контексте европейской и русской философских традиций.
Добавлено: 3 октября 2014
Статья
Жукова О. А. Философские науки. 2012. № 3. С. 27-39.

Представительница древнего новгородского дворянского рода, А.В. Тыркова-Вильямс, была вовлечена в Освободительное движение благодаря общению с выдающимися интеллектуалами и общественными деятелями в судьбоносный для России период, связанный с развитием парламентской системы. Среди ее политических наставников – кн. Д. И. Шаховской, П.Б.Струве, П.Н. Милюков. Тип социального активизма, продемонстрированный первой в мире женщиной -редактором газеты, говорит о высокой продуктивности ценностей русской классической культуры, которые Ариадна Тыркова-Вильямс последовательно отстаивала в своем творчестве и общественной практике.

Добавлено: 25 декабря 2013
Статья
Климова С. М. Философские науки. 2020. Т. 63. № 5. С. 126-148.

Статья посвящена актуальной теме в истории советской философии – философии сознания в 50−70-е гг. Проблемы философии сознания представлены с точки зрения идей свободы и несвободы, дискуссий вокруг проблемы идеального, специфики индивидуального и общественного сознания, оппозиции философского и научного дискурсов. Важной частью исследования является реконструкция некоторых межличностных коллизий того времени. Статья содержит интервью с главным научным сотрудником Института философии РАН, участником Великой Отечественной войны Д.И. Дубровским, выявляющее личностные и теоретические аспекты его жизненного творчества. Методы анализа – биографический, связанный с категорией ментальности, позволяющей за разнородностью взглядов и идей советских философов обнаружить единую интеллектуальную и жизненно-ценностную ориентацию «шестидесятников», и историко-ретроспективный, де- монстрирующий особенности советской философии и образа жизни советского философа в конкретный период. В статье затрагиваются процессы институализации философского сознания в шестидесятые годы, показан передовой характер таких учреждений, как Институт философии и ИНИОН, в которых работали философы, обладавшие не только самобытным видением проблем философии, но и ставшие проводниками, связывающими в единое отечественную и мировую мысль. В советской философии 50–70-х гг. было немало ярких, способных на поступки личностей, для которых истина и «борьба противоположностей» за нее были важнее политкорректности и всеобщего равнодушия. В статье обосновывается передовой характер советской философии сознания в 50−70-е гг., вопреки устоявшимся стереотипам и некритичным смешиваниям в одно целое разных этапов истории советской философии.

Добавлено: 1 сентября 2020
Статья
Глебова Т. О. Философские науки. 2011. № 12. С. 74-81.

Статья посвящена философско-антропологической концепции испанского философа Педро Лаина Энтральго. Основываясь на идеях Х. Субири, Лаин стремится к созданию космологической, эволюционной и динамической антропологии. Статья начинается с краткой биографии философа и очерка его творчества в контексте испанской и мировой мысли. Затем рассматриваются основные аспекты его антропологии - концепция динамизма, отношения Я и Другого, теория тела и души, роль религии и науки.

Добавлено: 30 ноября 2012
Статья
Тульчинский Г. Л. Философские науки. 2011. № 11. С. 65-76.

Рассматриваются особенности философского осмысления действительности, включая вербальные и невербальные. Различаются философствование и собственно философия, соотношение между ними.

Добавлено: 5 октября 2012
Статья
Завалей А. И. Философские науки. 2008. № 11. С. 51-59.
Добавлено: 22 октября 2010
Статья
Афанасов Н. Б. Философские науки. 2019. Т. 62. № 5. С. 139-150.

Статья представляет собой размышление на тему научной коммуникации и формы представления результатов исследования в виде журнальных публикаций. Отправным пунктом для размышления стала состоявшаяся 28 марта 2019 года встреча шеф-редактора журнала «Философские науки» Хачатура Мариносяна с начинающими исследователями. Главным образом мероприятие было посвящено вопросам структуры репрезентации современного знания, решающую роль в которой продолжает играть научный журнал, выступающий в качестве особого феномена интеллектуальной культуры. Рассмотрение работы журнальной институции проводится, исходя из коммуникативной перспективы. Помимо основной темы научной коммуникации, в ходе диалога были затронуты актуальные для институционального функционирования знания вопросы эйджизма, междисциплинарности, трансмедийности, формализации знания, международной унификации и индексации журнальной работы. Встреча, представлявшая собой непривычный для современной российской науки формат, вызвала интерес у профессионального сообщества. Партнером в ее организации выступил сектор социальной философии Института философии РАН. Об актуальности и своевременности «диалогичного» подхода к функционированию науки свидетельствует состав участников – начинающих ученых из Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Института философии РАН, к которым также присоединились независимые исследователи, не имеющие институциональной позиции в академических учреждениях, но занимающиеся исследовательской деятельностью. Важнейшим итогом встречи стал тезис о возможности и необходимости тематического обновления гуманитарного и, в особенности, философского знания силами начинающих перспективных авторов, к чему должна быть готова редакция журнала, если она хочет сохранить его ведущий статус и идти в ногу со временем.

Добавлено: 21 августа 2019
Статья
Лукьянов А. Е., Стеженская Л. В. Философские науки. 2019. Т. 62. № 12. С. 122-133.

Издательством «Наука» опубликована давно ожидаемая отечественной синологией и литературными кругами книга «Мэнцзы» из конфуцианского философского корпуса «Сы шу» («Четверокнижие»). Автор монографии – известный российский китаевед   И.И. Семененко, издавший уже целую серию работ по духовной культуре Китая. Предлагаемая читателю книга содержит перевод собственно оригинального текста «Мэнцзы», впервые выполненные переводы двух канонических комментариев Чжао Ци и Чжу Си, а также два историко-философских очерка И.И. Семененко, объединенные в Отдел I «“Мэнцзы” и китайская экзегеза». Издание научно оснащено и снабжено хронологией герменевтической традиции «Мэнцзы», солидной библиографией и справочными указателями имен и терминов. Высокий профессионализм позволил автору плодотворно сочетать историко-философскую аналитику с данными смежных дисциплин –   мифологии, филологии, истории. Как переводчик автор глубоко погружен в смысловую ткань текста, вместе с тем уделяет значительное внимание к обширным комментариям. Надо сказать, что традиционная китайская философия вплоть до начала XX в. развивалась именно в форме комментариев к классическим сочинениям древности. До последнего времени канонические тексты древней классики в качестве объекта комментирования доминировали в современных историкофилософских работах как в самом Китае, так и вообще в зарубежной синологии. Лишь во второй половине 80-х годов ХХ в. начинает формироваться новое направление – изучение собственно китайской экзегетической традиции. И.И. Семененко – один из немногих исследователей, которые избрали предметом изучения комментарии, сделав их специальным историко-философским объектом изучения. 

Добавлено: 30 марта 2020
Статья
Углева А. В. Философские науки. 2006. № 11.
Добавлено: 17 сентября 2008
Статья
Руткевич А. М. Философские науки. 2010. № 7. С. 5-10.
Добавлено: 12 января 2011
Статья
Ищенко Н. И. Философские науки. 2014. № 12. С. 66-77.

В статье рассматривается философско-антропологическая теория смеха и плача Хельмута Плеснера. Эта теория представляет собой герменевтическое учение о  специфических  формах  человеческой  выразительности,  в  котором  философ создает  собственный  вариант  феноменологии  и  герменевтики  –  герменевтику телесности. Телесное бытие выступает в философии Плеснера главным объектом феноменологического описания и герменевтического истолкования: в них опыт непосредственного переживания мира на телесном уровне находит свое выражение в теории смеха и плача как в учении о формах специфически человеческой экспрессивности.

Добавлено: 4 марта 2015
Статья
Кирсберг И. В. Философские науки. 2013. № 11. С. 67-82.

В статье показано общерелигиоведческое значение исследования религии как сознания. Такой подход позволяет сфокусироваться на рассмотрении специфики религии, на подробностях жизненного мира верующего, не обращаясь к миру самому по себе. На примере концептов текста, тела и закона показана христологическая определенность жизненного мира ап. Павла и его возможность в этом качестве. Мир не является Павлу сам по себе, а переживается им в спектральных оттенках чувств страдания, любви или гибели. Христос – само страдание и любовь как предопределяющая структура сознания. Зафиксировано отличие древнехристианского религиозного чувства от современного (мирность чувства) и отличие древнего познания (в его континуальности и открытости) от современного.

Добавлено: 26 ноября 2013
Статья
Тульчинский Г. Л. Философские науки. 2017. № 6. С. 121-136.

Современные цифровые технологии радикально меняют экономику, образ жизни в целом. Рынок труда требует качественно иного содержания подготовки выпускников учебных заведений. Цифровизация затрагивает не только содержание образования, но и его организацию. Эти процессы имеют неоднозначные последствия для позиционирования как университетов, так и преподавательского труда. Необходимые компетенции приобретаются часто за стенами учебных заведений, потому что образовательные программы часто не успевают за динамикой технологий. Рынок онлайн-образования вызывает вопрос о статусе университетского диплома. Преподаватель превращается из носителя транслируемых знаний и умений в навигатора, который помогает ориентироваться в базах знаний. Все эти вопросы стоят особенно остро применительно к реформированию российской системы высшего образования. Необходимая оптимизация подменяется простым сокращением количества университетов, сокращением их финансовой поддержки. Оценка содержания научной деятельности подменяется формальными реквизитами науко- метрии. Преподавательский труд приобретает прекарный характер.

Добавлено: 19 ноября 2017
Статья
Тульчинский Г. Л. Философские науки. 2018. № 6. С. 100-108.

Современные цифровые технологии создают новые условия жизни, но и сами зависят от социально-культурного контекста их разработок и использования. В этой связи, представляется важным и необходимым говорить о социально-культурном инжиниринге (С-КИ) – систематизации знаний, практик разработки, экспертизы и реализации проектов, связанных с преобразованием социальной реальности, социализацией личности. Интеграция, конвергенция осмысления этих планов в рамках С-КИ может создать новую ситуацию: цифровизация, создающая проблемы, способна выступить платформой решения этих проблем. Актуальной задачей становится систематизация изучения, осмысления и позиционирования междисциплинарного комплекса С-КИ. В решение этой задачи входит обоснование методологии и позиционирования междисциплинарных исследований, а также обоснование методологии и институционализация комплексной гуманитарной экспертизы.

Добавлено: 25 января 2019
Статья
Тульчинский Г. Л. Философские науки. 2018. № 11. С. 28-43.

Гуманитарная мысль еще не сталкивалась с такими вызовами, как в наши дни. Если биотехнологии наметили перспективы «постчеловеческой» персонологии, отделяя ее от антропоморфности вменяемой личности, то цифровизация и роботизация практически всех сфер социальной практики выводит на первый план идею гомодицеи – оправдания необходимости существования человека. В статье представлены четыре блока вызовов гуманитарному знанию: (1) достижения медицины, протезирования, трансплантологии и генной инженерии, наметившие отделение вменяемого субъекта от традиционной антропоморфности («постчеловеческая» персонология); (2) исследования нейро-физиологии мозга, выдвинувшие новые аргументы против свободы воли; (3) издержки непродуманной пропаганды прав человека; (4) цифровизация практически всех социально-культурных практик – от экономики и военного дела до образования и функционирования власти. Именно цифровизация пронизывает все эти «поля проблематизации», задавая их общую концептуальную и технологическую платформу. В этой связи встает вопрос о гуманитарной экспертизе современных технологий и реализуемых с их помощью проектов образования, коммуникации, управления. Речь идет об экспертизе не только последствий или также хода, или даже возможности реализации таких проектов, но и самой их необходимости. Важны критерии и нацеленность такой экспертизы. Очевидно, что она не может быть направлена только на сохранение биологического вида homo sapiens и условий его выживания. В ситуации, когда ставятся под сомнение свобода и свобода воли, возникает парадоксальный выбор: что важнее - Homo или sapiens? Настала пора четкого различения понятий гуманизма и гуманитарности, включая в последнюю и постчеловеческую персонологию. Если гуманитарность – персонология свободного духа, то гуманизму, похоже, место рядом с экономизмом и национализмом – формами ограниченной гуманитарности. Этот широкий спектр проблем требует осмысления не только их содержания, но методологии гуманитарных наук, их перспектив позиционирования в современном социуме.

Добавлено: 25 января 2019
Статья
Сохань И. В. Философские науки. 2012. № 7. С. 97-109.

В статье рассматривается эволюция гастрономической культуры, табу на каннибализм как ее базовый культурный код, а также онтологические характеристики и культурные смыслы этого табу. Какие трансформации претерпевает гастрономическая культура сегодня? Почему «фаст фуд» является опасной пищей? Какие базовые гастрономические страхи преследуют современного человека? Поискам ответов на эти вопросы посвящена данная статья.

Добавлено: 22 ноября 2012
Статья
Назмутдинов Б. В. Философские науки. 2017. № 11. С. 108-127.

Статья посвящена эволюции политических взглядов П.П. Сувчинского в период его участия в евразийском движении 1920-х гг. Особо исследуется роль Сувчинского в «кламарском расколе»: распад евразийского движения был связан не столько с организационными, сколько с идейными противоречиями. Обособление левого евразийства стало возможно благодаря радикализации доевразийских идей Сувчинского с одновременным отстранением от подчеркнутой роли религии, которое прежде сближало его с Н.С. Трубецким и П.Н. Савицким. Кроме того, произошел уход от проблемы «Востока», поскольку Сувчинский реанимировал свой интерес к «Западу». В отличие от «правых евразийцев» он следовал мысли, что евразийство «не дано, а задано», что оно представляет собой живую идею, раскрывающую себя во времени, а не набор основных догм раннего евразийства 1920-х гг. Началось то, что Н.С. Трубецкой впоследствии назвал «эстетизацией» политической позиции, использованием идей как палитры для собственного творчества. Идеология перестала восприниматься Сувчинским в «идеократическом» духе: как строгая система идей, доминирующая над практикой; автор стал апеллировать к историческому контексту развития идеологии. Подобное желание привело к первичному признанию status quo в СССР. В статье особо подчеркивается, что «левая», просоветская проблематика, отстаиваемая Сувчинским, в первой половине 1930-х гг. возобладала и в «правом» евразийстве.

Добавлено: 27 декабря 2017
Статья
Порус В. Н. Философские науки. 2019. Т. 62. № 3. С. 7-24.

В статье показано, что философская антропология претерпевает радикальный концептуальный сдвиг, вызванный трагическим опытом ХХ века. Так, экзистенциальная антропология полагает особый тип коммуникации в «пограничных ситуациях» (К. Ясперс), когда люди раскрываются в своей «подлинности», а рутинные формы приспособления к реальности обесцениваются. В «экзистенциальной коммуникации» проявляется сущность человека как средоточие разумной, здоровой и доброй воли к жизни. Однако «философская вера» в такую сущность подвергается сомнению, если условия существования в «пограничной ситуации» выходят за пределы человеческого. Таковы условия «земного ада», описанного Варламом Шаламовым в «Колымских рассказах». Опыт колымской каторги, осмысленный через художественное восприятие писателя, показал, что философская антропология, если ее понятия выстраиваются на фундаменте априоризма или выносятся в сферу трансцендентного, фальшивит и теряет доверие к себе. Философская антропология, вплавленная в «лагерную прозу» Шаламова, является не отвлеченной концептуальной конструкцией, а частью и продолжением жизненного контекста, от которого не отделима жизненная судьба самого писателя.

В онтологических основаниях этой философии нет места вечной и неизменной «человеческой сущности», возводящей человека на вершину бытийной иерархии. «Колымский ад» не разделяет существование и сущность человека и не противопоставляет их, он устанавливает между ними особую связь. Сущность дает о себе знать как раз тогда, когда ад ее опустошает. Она обретает реальность на последнем рубеже сопротивления аду. Эта антропология помещает размышление о человеке вовнутрь «пограничной ситуации», а не ставит его над ней.

Если этот опыт будет усвоен, философская антропология не останется прежней.  Реальность земного ада будет ее пробным камнем.

Добавлено: 27 июня 2019
Статья
Тульчинский Г. Л., Леонтьев Д. А. Философские науки. 2018. № 2. С. 120-140.

Экспертизы выполняют важную роль в социальной жизни современного общества. Эта роль настолько расширилась, что требуются уточнения их методологии, определения статуса эксперта, требований к его компетентности. Особое внимание заслуживает проблема комплексных экспертиз. Данная публикация представляет материалы обсуждения этих вопросов на специальном круглом столе, в работе которого приняли участие психологи.

Добавлено: 15 октября 2018
Статья
Углева А. В. Философские науки. 2012. № 8. С. 120-132.

В статье выявляются этические проблемы и риски, связанные с тенденцией к космополитизму в современном мире. Политика толерантности в отношении национальных меньшинств рассматривается в контексте образовательной политики на примере Франции и России.

Добавлено: 22 ноября 2012