• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 400 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Муратова Ю. Р., Радаев В. В. Вопросы образования. 2007. № 3.

Авторы предлагают оригинальный вариант методологии измерения степени соответствия деятельности университетов параметрам Болонского процесса. Актуальность создания методов оценки уровня интегрированности того или иного вуза и системы высшего обра зования страны в целом в общеевропейское образовательное про странство диктуется тем, что к 2010 г. Россия должна завершить реформирование высшего образования в соответствии с Болон ской декларацией. В статье кратко суммируются релевантные этой задаче составляющие Болонского процесса. Описываются мето дологический подход и измерительные инструменты для оценки деятельности университетов. Приводятся результаты эмпирического обследования 20 известных российских вузов. В заключение представлена общая оценка степени соответствия системы выс шего образования в России параметрам Болонского процесса на основе специально сконструированного интегрального индекса.

Добавлено: 20 апреля 2015
Статья
Малошонок Н. Г., Терентьев Е. А. Вопросы образования. 2019. № 3. С. 8-42.

В эпоху экономики, основанной на знаниях, повышение качества и результативности аспирантских программ является одним из ключевых вопросов в обеспечении экономического развития и национальной конкурентоспособности. Российская аспирантура находится в состоянии переопределения своей цели и организационной модели, что обусловлено как глобальными вызовами, так и вступлением в силу нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и нового Положения о присуждении ученых степеней. Переходный пери од в развитии аспирантуры, осложняющийся низкими показателями защит аспирантов и проблемами институционального характера, обостряет актуальность поиска средств совершенствования аспирантуры. На основании интервью с аспирантами и сотрудниками, ответственными за реализацию аспирантских программ, анализируются практики российских университетов, призванные улучшить аспирантскую подготовку. Эти практики сгруппированы в соответствии с традиционно выделяемыми в научной литературе аспектами аспирантской подготовки, непосредственно связанными с ее результативностью: 1) процесс приема в аспирантуру; 2) учебный план аспиранта; 3) научное руководство; 4) отслеживание прогресса аспирантов; 5) механизмы финансовой поддержки аспирантов; 6) психологический климат; 7) полезные педагогические практики. Обсуждаются возможности тиражирования практик, призванных улучшить аспирантскую подготовку, и ограничения, которые необходимо учитывать.

Добавлено: 17 сентября 2019
Статья
Михайлова (Козьмина) Я. Я., Сивак Е. В. Вопросы образования. 2018. № 2. С. 8-25.

Многие исследователи фиксируют, что доминирующей на сегодняшний день идеологией воспитания детей является интенсивное родительство. Одна из ключевых предпосылок, лежащих в основании этой идеологии, состоит в том, что родителю необходимо руководствоваться экспертным знанием в таких сферах, как развитие, воспитание, здоровье, образование ребёнка. В этом контексте в настоящее время активно развиваются образовательные программы для родителей и родительское самообразование. Однако недостаточно изучено то, отражаются ли требования идеологии интенсивного родительства в практиках самих родителей. Пользуются ли родители источниками экспертного знания о детях? В какие моменты больше всего нуждаются в информации о воспитании детей? В данной статье на данных онлайн-опроса матерей и отцов детей в возрасте от одного года до 12 лет мы рассматриваем то, как родители приобретают такого рода специализированные знания о воспитании детей: какими источниками информации они пользуются и кому доверяют, какие вопросы, связанными с детьми (образование, здоровье и др.), их волнуют. Мы показываем, что запрос на экспертное знание далеко не универсален. Несмотря на бум научно-популярной литературы и других источников экспертного знания, основанного на отсылках к “науке”, для родителей значимы традиционные источники знания о воспитании (друзья и родственники). Так, например, даже в вопросах лечения ребёнка своим родителям доверяет 40% матерей (70% доверяют врачам). Интенсивность обращений к разным источникам информации связана с возрастом ребенка: можно выделить пики «растерянности», связанные с определёнными этапами в жизни ребенка: первые полгода  жизни его жизни и период перед школой, между которыми возникают периоды относительного “затишья” (4-5 летний возраст ребёнка).

Добавлено: 4 июля 2018
Статья
Плешков А. А. Вопросы образования. 2014. № 2. С. 256-261.

Проректор НИУ ВШЭ, директор Института институциональных исследований НИУ ВШЭ кандидат экономических наук Мария Юдкевич рассказывает в интервью о рождении замысла и истории создания книг «Поколения ВШЭ», вышедших к 20-летию университета. Книга «Учителя об учителях» — это размышления известных ученых о той академической среде, в которой они делали первые шаги в науке. В книге «Ученики об учителях» молодые представители ВШЭ рассказывают о том учителе, который определил для каждого из них понимание идеи университета и академического пути. Первоначально очерки, которые составили эти книги, были специальным приложением к информационному бюллетеню «Окна роста» и оказались чрезвычайно востребованными читателями. В итоге в создании книг приняли участие около 100 сотрудников НИУ ВШЭ. Из книг «Поколения ВШЭ» становится ясно, что появление университета стало возможным благодаря объединению разных традиций и что сегодня эти разные традиции сосуществуют в рамках единой институции за счет открытости, академической честности, профессионализма без оглядки на дисциплинарные, институциональные и национальные границы.

Добавлено: 8 декабря 2014
Статья
Рудченко А. Д., Аврамов Ю. С., Калашников Н. П. Вопросы образования. 2007. № 2. С. 56-68.

Обосновываетсянеобходимость развития независимой общественно-профессиональной аккредитации в сфере образования. Рассматриваются её отличия от государственной аккредитации и её роль в системе оценки качества высшего профессионального образования. Рассказывается о том, что уже принято в России для созданя института независимой оценки, формулируются задачи на перспективу.

Добавлено: 30 мая 2013
Статья
Савицкая Е. В. Вопросы образования. 2004. № 4. С. 261-277.

В статье представлен комплексный анализ экономического состояния системы дошкольного образования в Российской Федерации. Анализ основан на данных статистики и результатах социологических опросов, проведенных в рамках проекта "Формирование системы мониторинга экономики образования". 

Добавлено: 18 февраля 2010
Статья
Павлюткин И. В. Вопросы образования. 2014. № 3. С. 269-282.

Книга известного американского философа Марты Нуссбаум — составная часть серии публикаций автора в защиту гуманитарных наук и искусств. Представления автора об упадке демократического образования в современном мире разделяют многие эксперты. Он проявляется в засилье тестирования и мониторингов, сокращении учебных мест на программах по философии, перераспределении средств в пользу естественнонаучных и инженерных вузов. Автор отстаивает идею образования для воспитания граждан мира и проводит различение между образованием ради прибыли и демократическим образованием. На место старой модели общественного развития, опирающейся на логику экономического роста, должна прийти новая модель, основанная на развитии человеческого потенциала. Воспитание граждан демократических государств ставит своей целью выработку у них критического мышления и способности смотреть на мир с точки зрения других людей и сочувствовать им. Раскрываются основные принципы так называемой сократической педагогики, которая, по мнению Нуссбаум, становится центральной практикой гуманитарного образования в западной культуре. Такая практика приводит учащихся к необходимости самостоятельно думать и аргументированно спорить, не опираясь на общепринятое или авторитетное мнение.

Добавлено: 10 октября 2014
Статья
Гапонова О. С., Коршунов И. А. Вопросы образования. 2017. № 4. С. 36-59.

На основе статистических данных анализируются показатели охвата взрослого населения стран Евросоюза, ОЭСР и России формальным и дополнительным образованием в зависимости от основных экономических характеристик развития территорий, а также от индекса эффективности работы правительства, используемого всемирным банком для оценки качества госуправления на протяжении последних 20 лет. Для стран с невысоким валовым внутренним продуктом наблюдается линейная зависимость охвата взрослого населения формальным и дополнительным образованием от от объема инвестиций в основной капитал и слабая зависимость от индекса качества госуправления. В странах с высоким уровнем валового внутреннего продукта и активными инвестиционными процессами ключевую рольв росте охвата формальным и дополнительным образованием играют действия правительства, стимулирующие население и работодателей к участию в профессиональном обучении и дополнительных образовательных программах. Сходные корелляции вовлеченности работающего населения в непрерывное образование с экономическими показателями развития территорий получены и на основе данных Росстата для российских регионов. Проанализированы опубликованные стратегии развития и действующая политика стран в сфере формирования систем образования в течение всей жизни, а также страновые кейсы, включающие рассмотрение состава образовательных программ, целевых групп и мер по поддержке доступа взрослого населения к образованию. Выявлены меры, стимулирующие повышение охвата работающего населения формальным и дополнительным образованием, и установлена взаимосвязь уровня экономического развития страны и практик их примерения.

Добавлено: 22 декабря 2017
Статья
Пенская Е. Н. Вопросы образования. 2007. № 3. С. 288-306.
Добавлено: 30 марта 2009
Статья
Радаев В. В. Вопросы образования. 2006. № 1. С. 254-276.

В статье представлен анализ новых тенденций в организации учебного процесса на примере опыта Государственного университета – Высшей школы экономики (ГУ–ВШЭ), который с момента своего создания в 1992 году ориентировался на отбор и внедрение наиболее эффективных организационных форм. Рассматривая каждую их представленных инноваций, авторы обращают внимание на то, в чем заключается содержание новой организационной формы, что дает введение этой формы для процесса обучения, как она обеспечивается с организационной точки зрения, как оценивается преподавателями и студентами, а также на то, в каком направлении планируется ее дальнейшее развитие.

Добавлено: 11 сентября 2012
Статья
Чернобай Е. В., Тучкова Д. В. Вопросы образования. 2019. № 3. С. 238-256.

В связи с переходом на новые Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования изменились ожидаемые образовательные результаты. Для их достижения требуются новые организационные формы, методы и средства обучения школьников, при этом с необходимостью изменяются функции традиционных средств обучения, в частности школьных учебников. Формируются новые механизмы взаимосвязей учебника с другими компонентами образовательной среды, он превращается из «транслятора готовых знаний» в «навигатор по самостоятельной учебной деятельности». В этих условиях важно оценить отношение учителей к используемым учебникам, их восприятие меняющейся роли учебников в образовательном процессе, их удовлетворенность содержанием учебников, а именно методическим аппаратом и его возможностями в достижении новых образовательных результатов.

В статье представлены результаты исследования, целью которого было оценить восприятие учителями системы учебных заданий в широко используемых учебниках обществознания: в линейках учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова; А. Ф. Никитина и Т. И. Никитиной; Г. А. Бордовского; Е.С.Корольковой. Опрос проходил в Московской области, Воронеже, Тамбове, Брянске, Твери, Смоленске, Омске, Красноярске, Ростове-на-Дону, Волгограде, Казани, Нижнем Новгороде и Саранске. Интервью включало 6 тематических блоков: анализ профиля целевой аудитории, степень использования разных учебников учителями, роль учебника в учебном процессе, влияние учебника обществознания на формирование новых образовательных результатов (ключевых компетенций XXI в.), оценка учителями методических пособий к учебникам и оснащенность школ учебно-методическими комплексами по обществознанию.

В данной статье анализируются результаты только одного тематического блока анкеты: влияние методического аппарата учебников обществознания на создание условий для достижения школьниками метапредметных образовательных результатов. Сформулированы рекомендации по совершенствованию методического аппарата учебника обществознания.

Добавлено: 2 октября 2019
Статья
Прахов И. А. Вопросы образования. 2009. № 2. С. 108-120.

Основные модели перехода «школа — вуз» рассматриваются в контексте требований, предъявляемых вузами к абитуриентам. Четыре образовательные системы — американская, британская, скандинавская и европейская континентальная — отличаются степенью централизованности, селективности и доступности. В централизованной образовательной системе существуют единые для всей страны государственные стандарты, в то время как при наличии децентрализованной системы вузы имеют право самостоятельно определять политику в отношении приема абитуриентов и состава вступительных испытаний. Селективность высшего образования заключается в наборе вступительных испытаний и критериев, которые должны определить, кто может получать высшее образование. Доступность высшего образования зависит от его стоимости и соответственно от посильности для студентов оплаты обучения в вузе.

 

Добавлено: 10 августа 2009
Статья
Павловец М. Г., Реморенко И. М. Вопросы образования. 2014. № 4. С. 209-226.

Осенью 2008 г. в Московском гуманитарном педагогическом институте (МГПИ) было проведено анкетирование студентов 1‑го курса филологического факультета с целью исследовать актуальный круг их чтения, а также получить представление о том, как — полностью, в кратком изложении, в извлечениях — они прочитали произведения школьной программы. В 2013 г. тот же опрос был проведен среди первокурсников-филологов Института гуманитарных наук МГПУ, в состав которого в 2012 г. вошел МГПИ. Установлено, что даже филологически ориентированные школьники многие произведения читают в извлечениях или пересказе, школьный предмет «литература» не формирует достаточной мотивации к прочтению того, что называют отечественной классикой. Авторы считают необходимым пересмотреть традиционные подходы к предмету государственной регламентации при изучении литературы и, отказавшись от жестко заданных списков обязательной литературы, перейти к компетентностной модели литературного образования, основы которой заложены в Федеральных государственных стандартах по литературе. Для этого необходимо пересмотреть подходы к осуществлению проверки в рамках ЕГЭ читательских и речевых компетенций выпускников школы.

Добавлено: 7 января 2015
Статья
Шувалова О. Р. Вопросы образования. 2005. № 3. С. 331-340.
Добавлено: 26 января 2010
Статья
Кравченко Т. К. Вопросы образования. 2005. Т. 1. С. 2-16.

В статье подводятся итоги трехлетнего эксперимента по внедрению системы зачетных единиц и студенческих рейтингов в ГУ-ВШЭ. Основными результатами эксперимента являются методическая проработка, комплексная увязка и практическое внедрение системы зачетных единиц (кредитов) дисциплин учебного плана, модульной системы организации учебного процесса, многобалльной системы оценки знаний, рейтинговой системы оценки успеваемости студентов.

Добавлено: 24 августа 2012
Статья
Карданова Е. Ю., Иванова А. Е., Сергоманов П. А. и др. Вопросы образования. 2018. № 1. С. 8-37.

Опыт первого учебного года крайне важен для дальнейших образовательных успехов школьников. Информация о  поле возможностей и  потребностей первоклассников, прогноз их образовательных траекторий позволяют образовательной системе заметно улучшать адаптацию детей к школе и повышать эффективность учебных подходов. В статье представлены результаты обследования 7778 первоклассников, поступивших в 2015 г. в школы четырех российских городов: Москвы, Набережных Челнов, Севастополя и  Тамбова. На основании данных о когнитивном развитии детей (в  виде показателей по  математике и  чтению) и  их некогнитивном развитии (личностном, социальном и эмоциональном) методом кластерного анализа были выделены и описаны четыре группы первоклассников с  типичными паттернами развития на  момент поступления в  школу. Включение в  анализ когнитивных и  некогнитивных показателей создает дополнительные возможности для понимания особенностей детского Статья поступила в редакцию в сентябре 2017 г. Исследование выполнено при поддержке гранта Российского научного фонда (проект № 16-18- 10401 «Прогнозирование успешности обучения детей в системе начального образования»). http://vo.hse.ru 9 Е. Ю. Карданова, А. Е. Иванова, П. А. Сергоманов, Т. Н. Канонир, И. В. Антипкина, Д. Н. Кайкы Обобщенные типы развития первоклассников на входе в школу развития в начальной школе и позволяет представить «галерею» из  четырех типичных «портретов первоклассников». Полученные результаты могут быть использованы для помощи учителю в подборе и коррекции образовательных программ и других средств помощи ребенку в период адаптации.

Добавлено: 25 апреля 2018
Статья
Кузьминов Я. И. Вопросы образования. 2004. № 1. С. 5-32.

Создание нового научного журнала — дело, за которое имеет смысл браться только в том случае, когда есть ощущение наличия потенциальных авторов и читателей. В системе образования довольно много журналов — в России около 20, в мире несколько сотен. Значительное внимание сфере образования оказывают и неспециализированные научные сообщества: экономисты, философы, социологи. Это объяснимо — ведь значительная, если не основная, часть «академического времени» исследователей проходит в системе образования: они учатся, потом они учат, воспитывают учеников.

Добавлено: 11 января 2013
Статья
Пенская Е. Н. Вопросы образования. 2009. № 2. С. 198-214.
Добавлено: 5 февраля 2010
Статья
Абанкина Т. В., Красилова А. Н., Ястребов Г. А. Вопросы образования. 2012. № 2. С. 87-120.

Представлены результаты первого этапа реализации международного проекта по сравнительному исследованию сельского образования в России, Китае и Казахстане. В основу исследования образовательных, миграционных и карьерных стратегий старшеклассников сельских школ, а также факторов, формирующих эти стратегии, положена эмпирическая модель межпоколенной социальной мобильности, объясняющая механизм влияния элементов социального и культурного окружения на формирование жизненных траекторий. Исследование проводилось на данных сплошного обследования сельских школ пяти регионов России, различающихся природно­климатическими и транспортными условиями, уровнем и профилем социально­экономического развития, демографическими тенденциями и системами сельского расселения. Показано, что чуть ли не единственными предпосылками, позволяющими скорректировать массовую установку сельских старшеклассников на получение высшего образования и отъезд в город в пользу стратегии «остаться в селе», являются раннее трудовое воспитание и возможность получения по наследству собственного бизнеса родителей.

Добавлено: 20 сентября 2012
Статья
Беккер Дж. Вопросы образования. 2015. № 4. С. 33-61.

Образование по модели свободных искусств и наук рассматривается как система высшего образования, которая подразумевает широту дисциплинарного охвата и глубину изучения отдельных предметов. Характерными чертами данной системы являются ориентированное на студентов преподавание, а также академическая и административная инфраструктура, призванная способствовать полноценному обучению. Автор приводит аргументы в пользу образования по системе свободных искусств и наук и объясняет, каким образом она отвечает на запросы XXI в. В эссе приведены примеры реализации данной системы образования не только в Соединенных Штатах, в которых она наиболее широко распространена и укоренена, но также в Европе, на Ближнем Востоке и в Азии, где такие инновационные образовательные программы в последнее время оказываются все более востребованными. В основе образования по системе свободных искусств и наук лежит интерес к развитию студентов, к совершенствованию их способности учиться, грамотно и умело выражать свои мысли, а также адаптироваться к меняющимся обстоятельствам. В тех странах, где высшее образование основано на узкой специализации и дидактических подходах в преподавании, модель свободных искусств и наук может служить альтернативой, которая получит поддержку студентов и преподавателей. Внедрить эту систему непросто, но, как показывает практика, результаты оправдывают затраченные усилия.

Добавлено: 7 марта 2016
Статья
Пенская Е. Н. Вопросы образования. 2012. № 4. С. 249-258.

Анализируется динамика частотности использования термина «образовательная политика» в печатных изданиях и сетевых источниках, а также содержание, вкладываемое в это понятие в публицистических текстах, в частности в журналах «Образовательная политика» и «Свободная мысль», а также в двух сборниках очерков, изданных в 2012 г. и посвященных истории образования в России. 

Добавлено: 11 декабря 2012