• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 392 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Рудченко А. Д., Аврамов Ю. С., Калашников Н. П. Вопросы образования. 2007. № 2. С. 56-68.

Обосновываетсянеобходимость развития независимой общественно-профессиональной аккредитации в сфере образования. Рассматриваются её отличия от государственной аккредитации и её роль в системе оценки качества высшего профессионального образования. Рассказывается о том, что уже принято в России для созданя института независимой оценки, формулируются задачи на перспективу.

Добавлено: 30 мая 2013
Статья
Савицкая Е. В. Вопросы образования. 2004. № 4. С. 261-277.

В статье представлен комплексный анализ экономического состояния системы дошкольного образования в Российской Федерации. Анализ основан на данных статистики и результатах социологических опросов, проведенных в рамках проекта "Формирование системы мониторинга экономики образования". 

Добавлено: 18 февраля 2010
Статья
Павлюткин И. В. Вопросы образования. 2014. № 3. С. 269-282.

Книга известного американского философа Марты Нуссбаум — составная часть серии публикаций автора в защиту гуманитарных наук и искусств. Представления автора об упадке демократического образования в современном мире разделяют многие эксперты. Он проявляется в засилье тестирования и мониторингов, сокращении учебных мест на программах по философии, перераспределении средств в пользу естественнонаучных и инженерных вузов. Автор отстаивает идею образования для воспитания граждан мира и проводит различение между образованием ради прибыли и демократическим образованием. На место старой модели общественного развития, опирающейся на логику экономического роста, должна прийти новая модель, основанная на развитии человеческого потенциала. Воспитание граждан демократических государств ставит своей целью выработку у них критического мышления и способности смотреть на мир с точки зрения других людей и сочувствовать им. Раскрываются основные принципы так называемой сократической педагогики, которая, по мнению Нуссбаум, становится центральной практикой гуманитарного образования в западной культуре. Такая практика приводит учащихся к необходимости самостоятельно думать и аргументированно спорить, не опираясь на общепринятое или авторитетное мнение.

Добавлено: 10 октября 2014
Статья
Гапонова О. С., Коршунов И. А. Вопросы образования. 2017. № 4. С. 36-59.

На основе статистических данных анализируются показатели охвата взрослого населения стран Евросоюза, ОЭСР и России формальным и дополнительным образованием в зависимости от основных экономических характеристик развития территорий, а также от индекса эффективности работы правительства, используемого всемирным банком для оценки качества госуправления на протяжении последних 20 лет. Для стран с невысоким валовым внутренним продуктом наблюдается линейная зависимость охвата взрослого населения формальным и дополнительным образованием от от объема инвестиций в основной капитал и слабая зависимость от индекса качества госуправления. В странах с высоким уровнем валового внутреннего продукта и активными инвестиционными процессами ключевую рольв росте охвата формальным и дополнительным образованием играют действия правительства, стимулирующие население и работодателей к участию в профессиональном обучении и дополнительных образовательных программах. Сходные корелляции вовлеченности работающего населения в непрерывное образование с экономическими показателями развития территорий получены и на основе данных Росстата для российских регионов. Проанализированы опубликованные стратегии развития и действующая политика стран в сфере формирования систем образования в течение всей жизни, а также страновые кейсы, включающие рассмотрение состава образовательных программ, целевых групп и мер по поддержке доступа взрослого населения к образованию. Выявлены меры, стимулирующие повышение охвата работающего населения формальным и дополнительным образованием, и установлена взаимосвязь уровня экономического развития страны и практик их примерения.

Добавлено: 22 декабря 2017
Статья
Пенская Е. Н. Вопросы образования. 2007. № 3. С. 288-306.
Добавлено: 30 марта 2009
Статья
Радаев В. В. Вопросы образования. 2006. № 1. С. 254-276.

В статье представлен анализ новых тенденций в организации учебного процесса на примере опыта Государственного университета – Высшей школы экономики (ГУ–ВШЭ), который с момента своего создания в 1992 году ориентировался на отбор и внедрение наиболее эффективных организационных форм. Рассматривая каждую их представленных инноваций, авторы обращают внимание на то, в чем заключается содержание новой организационной формы, что дает введение этой формы для процесса обучения, как она обеспечивается с организационной точки зрения, как оценивается преподавателями и студентами, а также на то, в каком направлении планируется ее дальнейшее развитие.

Добавлено: 11 сентября 2012
Статья
Прахов И. А. Вопросы образования. 2009. № 2. С. 108-120.

Основные модели перехода «школа — вуз» рассматриваются в контексте требований, предъявляемых вузами к абитуриентам. Четыре образовательные системы — американская, британская, скандинавская и европейская континентальная — отличаются степенью централизованности, селективности и доступности. В централизованной образовательной системе существуют единые для всей страны государственные стандарты, в то время как при наличии децентрализованной системы вузы имеют право самостоятельно определять политику в отношении приема абитуриентов и состава вступительных испытаний. Селективность высшего образования заключается в наборе вступительных испытаний и критериев, которые должны определить, кто может получать высшее образование. Доступность высшего образования зависит от его стоимости и соответственно от посильности для студентов оплаты обучения в вузе.

 

Добавлено: 10 августа 2009
Статья
Павловец М. Г., Реморенко И. М. Вопросы образования. 2014. № 4. С. 209-226.

Осенью 2008 г. в Московском гуманитарном педагогическом институте (МГПИ) было проведено анкетирование студентов 1‑го курса филологического факультета с целью исследовать актуальный круг их чтения, а также получить представление о том, как — полностью, в кратком изложении, в извлечениях — они прочитали произведения школьной программы. В 2013 г. тот же опрос был проведен среди первокурсников-филологов Института гуманитарных наук МГПУ, в состав которого в 2012 г. вошел МГПИ. Установлено, что даже филологически ориентированные школьники многие произведения читают в извлечениях или пересказе, школьный предмет «литература» не формирует достаточной мотивации к прочтению того, что называют отечественной классикой. Авторы считают необходимым пересмотреть традиционные подходы к предмету государственной регламентации при изучении литературы и, отказавшись от жестко заданных списков обязательной литературы, перейти к компетентностной модели литературного образования, основы которой заложены в Федеральных государственных стандартах по литературе. Для этого необходимо пересмотреть подходы к осуществлению проверки в рамках ЕГЭ читательских и речевых компетенций выпускников школы.

Добавлено: 7 января 2015
Статья
Шувалова О. Р. Вопросы образования. 2005. № 3. С. 331-340.
Добавлено: 26 января 2010
Статья
Кравченко Т. К. Вопросы образования. 2005. Т. 1. С. 2-16.

В статье подводятся итоги трехлетнего эксперимента по внедрению системы зачетных единиц и студенческих рейтингов в ГУ-ВШЭ. Основными результатами эксперимента являются методическая проработка, комплексная увязка и практическое внедрение системы зачетных единиц (кредитов) дисциплин учебного плана, модульной системы организации учебного процесса, многобалльной системы оценки знаний, рейтинговой системы оценки успеваемости студентов.

Добавлено: 24 августа 2012
Статья
Карданова Е. Ю., Иванова А. Е., Сергоманов П. А. и др. Вопросы образования. 2018. № 1. С. 8-37.

Опыт первого учебного года крайне важен для дальнейших образовательных успехов школьников. Информация о  поле возможностей и  потребностей первоклассников, прогноз их образовательных траекторий позволяют образовательной системе заметно улучшать адаптацию детей к школе и повышать эффективность учебных подходов. В статье представлены результаты обследования 7778 первоклассников, поступивших в 2015 г. в школы четырех российских городов: Москвы, Набережных Челнов, Севастополя и  Тамбова. На основании данных о когнитивном развитии детей (в  виде показателей по  математике и  чтению) и  их некогнитивном развитии (личностном, социальном и эмоциональном) методом кластерного анализа были выделены и описаны четыре группы первоклассников с  типичными паттернами развития на  момент поступления в  школу. Включение в  анализ когнитивных и  некогнитивных показателей создает дополнительные возможности для понимания особенностей детского Статья поступила в редакцию в сентябре 2017 г. Исследование выполнено при поддержке гранта Российского научного фонда (проект № 16-18- 10401 «Прогнозирование успешности обучения детей в системе начального образования»). http://vo.hse.ru 9 Е. Ю. Карданова, А. Е. Иванова, П. А. Сергоманов, Т. Н. Канонир, И. В. Антипкина, Д. Н. Кайкы Обобщенные типы развития первоклассников на входе в школу развития в начальной школе и позволяет представить «галерею» из  четырех типичных «портретов первоклассников». Полученные результаты могут быть использованы для помощи учителю в подборе и коррекции образовательных программ и других средств помощи ребенку в период адаптации.

Добавлено: 25 апреля 2018
Статья
Кузьминов Я. И. Вопросы образования. 2004. № 1. С. 5-32.

Создание нового научного журнала — дело, за которое имеет смысл браться только в том случае, когда есть ощущение наличия потенциальных авторов и читателей. В системе образования довольно много журналов — в России около 20, в мире несколько сотен. Значительное внимание сфере образования оказывают и неспециализированные научные сообщества: экономисты, философы, социологи. Это объяснимо — ведь значительная, если не основная, часть «академического времени» исследователей проходит в системе образования: они учатся, потом они учат, воспитывают учеников.

Добавлено: 11 января 2013
Статья
Пенская Е. Н. Вопросы образования. 2009. № 2. С. 198-214.
Добавлено: 5 февраля 2010
Статья
Абанкина Т. В., Красилова А. Н., Ястребов Г. А. Вопросы образования. 2012. № 2. С. 87-120.

Представлены результаты первого этапа реализации международного проекта по сравнительному исследованию сельского образования в России, Китае и Казахстане. В основу исследования образовательных, миграционных и карьерных стратегий старшеклассников сельских школ, а также факторов, формирующих эти стратегии, положена эмпирическая модель межпоколенной социальной мобильности, объясняющая механизм влияния элементов социального и культурного окружения на формирование жизненных траекторий. Исследование проводилось на данных сплошного обследования сельских школ пяти регионов России, различающихся природно­климатическими и транспортными условиями, уровнем и профилем социально­экономического развития, демографическими тенденциями и системами сельского расселения. Показано, что чуть ли не единственными предпосылками, позволяющими скорректировать массовую установку сельских старшеклассников на получение высшего образования и отъезд в город в пользу стратегии «остаться в селе», являются раннее трудовое воспитание и возможность получения по наследству собственного бизнеса родителей.

Добавлено: 20 сентября 2012
Статья
Беккер Дж. Вопросы образования. 2015. № 4. С. 33-61.

Образование по модели свободных искусств и наук рассматривается как система высшего образования, которая подразумевает широту дисциплинарного охвата и глубину изучения отдельных предметов. Характерными чертами данной системы являются ориентированное на студентов преподавание, а также академическая и административная инфраструктура, призванная способствовать полноценному обучению. Автор приводит аргументы в пользу образования по системе свободных искусств и наук и объясняет, каким образом она отвечает на запросы XXI в. В эссе приведены примеры реализации данной системы образования не только в Соединенных Штатах, в которых она наиболее широко распространена и укоренена, но также в Европе, на Ближнем Востоке и в Азии, где такие инновационные образовательные программы в последнее время оказываются все более востребованными. В основе образования по системе свободных искусств и наук лежит интерес к развитию студентов, к совершенствованию их способности учиться, грамотно и умело выражать свои мысли, а также адаптироваться к меняющимся обстоятельствам. В тех странах, где высшее образование основано на узкой специализации и дидактических подходах в преподавании, модель свободных искусств и наук может служить альтернативой, которая получит поддержку студентов и преподавателей. Внедрить эту систему непросто, но, как показывает практика, результаты оправдывают затраченные усилия.

Добавлено: 7 марта 2016
Статья
Пенская Е. Н. Вопросы образования. 2012. № 4. С. 249-258.

Анализируется динамика частотности использования термина «образовательная политика» в печатных изданиях и сетевых источниках, а также содержание, вкладываемое в это понятие в публицистических текстах, в частности в журналах «Образовательная политика» и «Свободная мысль», а также в двух сборниках очерков, изданных в 2012 г. и посвященных истории образования в России. 

Добавлено: 11 декабря 2012
Статья
Андрущак Г. В., Прахов И. А. Вопросы образования. 2009. № 3. С. 76-93.

Работа посвящена изучению потенциального спроса на образовательное кредитование. Рассматривается взаимосвязь условий кредитования и готовности воспользоваться им; учитывается влияние социально-демографических характеристик семей. Показано, что в докризисный период большинство домашних хозяйств имели достаточно полное представление об условиях образовательного кредитования и были готовы воспользоваться соответствующими финансовыми услугами российских банков в случае необходимости. Эмпирически подтверждено, что невысокая распространенность образовательных кредитов в этот период была во многом обусловлена особенностями условий кредитования.

Добавлено: 20 октября 2009
Статья
Александров Д. А., Иванюшина В. А., Симановский Д. Л. Вопросы образования. 2017. № 3. С. 183-201.

Под цифровым барьером первого уровня понимается различие в доступе к интернету у разных групп населения, цифровой барьер второго уровня — это различия в практиках использования интернета. Эмпирической базой исследования являются опросы школьников, выполненные в 2014–2016 гг. в СанктПетербурге (94 школы, 3739 учеников 10‑х и 11‑х классов) и в Калужской области (249 школ, 27 904 ученика 6–9‑х классов). Показано, что в мегаполисе цифровой барьер первого уровня отсутствует. В Калужской области различия в доступе к интернету обусловлены типом населенного пункта (город или село), составом семьи (полные или неполные семьи) и образованием родителей школьника (наличие или отсутствие высшего образования); в самом уязвимом положении оказываются школьники, социальноэкономическое положение которых характеризуется совпадением всех трех негативных факторов. Что касается использования интернета, то ни в Калужской области, ни в Санкт-Петербурге не выявлено различий между школьниками в зависимости от семейного бэкграунда, тапа школы, типа населенного пункта. Большинство школьников пользуются образовательными ресурсами, причем интенсивность использования увеличивается с возрастом. Описаны несколько специализированных образовательных ресурсов для школьников. Наиболее популярным ресурсом является Википедия; из специализированных ресурсов школьники чаще всего пользуются сайтом Znanija.com. Лишь небольшой процент школьников (около 2%) пользуются сайтами готовых домашних заданий. 

Добавлено: 10 октября 2017
Статья
Капуза А. В., Керша Ю. Д., Захаров А. Б. и др. Вопросы образования. 2017. № 4. С. 10-35.

В статье рассматривается динамика образовательных результатов российских школьников в зависимости от культурного капитала семей и размера населенных пунктов. Анализируются данные международных исследований качества образования PISA и TIMSS и проводится серия интервью с экспертами в области содержания образования и образовательной политики. В статье показано, что за последние 15 лет наблюдается небольшой рост результатов российских школьников и снижение социального и территориального неравенства. В то же время, эти изменения характеризуют не все предметные области и происходят за счет повышения результатов в группах с низким культурным капиталом семей и в небольших населенных пунктах. Баллы учащихся с более высоким культурным капиталом не показывают роста. Анализ интервью позволил выявить возможные изменения в системе образования, связанные с наблюдаемой динамикой результатов учащихся. 

Добавлено: 17 декабря 2017
Статья
Полякова Т. Н., Журавлева О. Н., Федоров О. Д. Вопросы образования. 2018. № 2. С. 71-90.

В статье описывается ситуация, в которой происходит выбор перспективного направления для развития отечественной системы дополнительного профессионального образования педагогов. Стратегиальный контекст раскрыт на основе образовательных стратегм, идея которых подсказана древнекитайскими авторами в яркой, афористичной форме – «Тридцать шесть стратагем». На основе данных широкого исследования и анализа личностно-профессионального портрета современного молодого учителя авторы предлагают акцентировать внимание на трех значимых направлениях проектирования программ повышения квалификации педагогов, считая, что это будет способствовать повышению роли системы дополнительного профессионального образования в развитии личности и профессиональных качеств учителя школы будущего - в соответствии с вызовами времени

Добавлено: 23 октября 2017
Статья
Прахов И. А., Савицкая Е. В. Вопросы образования. 2007. № 1. С. 133-152.

В статье дается описание свойств и составляющих образовательного кредита, анализируется роль государства как гаранта студенческих займов в условиях информационной асимметрии. Показаны различные формы кредитования, виды и элементы студенческих кредитов. Представлен опыт образовательного кредитования в западных странах (США, Швеции, Германии, Австралии), а также в государствах СНГ. Во второй части статьи строится модель стимулирующего контракта при образовательном кредитовании. На основе теории агентских отношений предлагается способ снижения риска невозвращения кредита путем предоставления студенту права на отсроченные платежи по кредиту и льготный период. Моделью предусматривается возможность для банка менять процентную ставку в зависимости от успехов студента.

Добавлено: 3 января 2009