• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 304 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Девятко Д. В. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 2. С. 107-115.

В феномене «слепоты, вызванной движением» (СВД) заметный зрительный стимул, предъявляемый на вращающемся фоне, время от времени перестает осознаваться. Возможная причина этих иллюзорных исчезновений − соревнование объектных репрезентаций целевого стимула и маски (Bonneh et al., 2001). Однако ранее не исследовался вопрос о том, какое количество зрительных признаков, различающих целевой стимул и маскирующий паттерн, необходимо, чтобы запустить механизм исчезновений при СВД. Мы систематически варьировали тип и количество отличительных признаков, измеряя продолжительность и количество исчезновений целевого стимула при СВД. Показано, что достаточно любого одного различающего признака, чтобы вызвать исчезновения. Различие между целевым стимулом и маской по цвету влияет на число исчезновений, тогда как различие по признаку движения − на их продолжительность.

Добавлено: 5 марта 2013
Статья
Гулевич О. А., Голынчик Е. О. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. № 3. С. 119-125.

В статье рассматриваются факторы, оказывающие влияние на решения об аресте подозреваемого и его наказании.

Добавлено: 1 октября 2012
Статья
Зинченко В. П. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2009. Т. 6. № 3. С. 99-103.
Добавлено: 8 февраля 2010
Статья
Уточкин И. С., Стакина Ю. М. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 3. С. 131-139.

Мертвая зона внимания – это выраженная неспособность заметить перцептивные события вблизи «центра интереса» - объекта, привлекающего пристальное внимание наблюдателя. В двух экспериментах сравнивалась скорость поиска и точность обнаружения зрительных изменений вблизи и вдали от «центра интереса», при этом испытуемые получали предварительную информацию о мертвой зоне внимания. Результаты далее сравнивались с результатами более ранних экспериментов (Уточкин, 2011), в которых предварительной информации о мертвых зонах не было. Обнаружено, что предварительная информация не влияет на скорость поиска изменений, но вероятность их обнаружения и опознания внутри мертвой зоны возрастает. Результаты интерпретируются в терминах метакогнитивной регуляции и стратегий зрительного обследования предъявляемых сцен.

Добавлено: 20 января 2013
Статья
Гулевич О. А., Агадуллина Е. Р., Хухлаев О. Е. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2018. Т. 15. № 3. С. 407-426.

В статье описана русскоязычная версия опросника для измерения ориентации на социальное доминирование Ф. Пратто и Дж. Сиданиуса (Pratto et al., 1994). Рассмотрены структура, надежность и валидность трех вариантов методики: шкалы для измерения ориентации на социальное доминирование вообще (Исследование 1), в межэтнических (Исследование 2) и международных (Исследование 3) отношениях. В исследовании приняли участие 2813 респондентов (N1 = 1290, N2 = 204, N3 = 1319). Они заполняли полные версии опросников, состоявшие из 16 утверждений. Респонденты должны были согласиться или не согласиться с каждым утверждением, используя 7-балльную шкалу (от 1 — «совершенно не согласен» до 7 — «совершенно согласен»). Конфирматорный анализ продемонстрировал, что модели, в которых пункты опросника образовывали два тесно связанных субфактора, лучше соответствовали данным, чем модели, в которых все пункты образовывали одну шкалу. Кроме того, выяснилось, что модели, которые включали в себя 10 утверждений, лучше соответствовали данным, чем модели, которые включали в себя 16 утверждений (Study 1: Д2 = 121.737*, CFI = 0.967, RMSEA = 0.050; Study 2: д 2 = 42.411, CFI=0.988, RMSEA = 0.035; Study 3: д 2 = 134.225, CFI = 0.967, RMSEA = 0.047). Дальнейший анализ продемонстрировал, что модели, которые включают в себя 10 пунктов, имеют хорошие показатели конфигурационной валидности. В целом полученные результаты свидетельствуют о том, что короткие версии шкал для измерения ориентации на социальное доминирование соответствуют теоретическим представлениям, обладают надежностью, валидностью и могут быть использованы в эмпирических исследованиях

Добавлено: 26 октября 2018
Статья
Шадриков В. Д. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. Т. 1. № 1. С. 5-19.

Системное определение предмета психологии приводит к необходимости обращения к внутреннему психическому миру человека. О реальности последнего говорят повседневный опыт и факты экспериментов с электрическим раздражением глубинных структур мозга. В статье анализируется зарождение и развитие внутреннего мира у ребенка. Рассматривается репрезентация внешнего мира во внутреннем. Утверждается тезис о тождественности понятий внутреннего мира и души человека. Формулируются законы функционирования внутреннего мира. Раскрытие закономерностей формирования и развития внутреннего мира, его проявления в поведении рассматривается как важнейшая задача психологии.

Добавлено: 14 января 2014
Статья
Шадриков В. Д. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. Т. 1. № 3. С. 37-43.

В статье обосновывается необходимость использования системной методологии при изложении содержания предмета психологии. Предлагаются восемь конструктов и три концентра, отражающих основное содержание курса психологии и принципы его развития.

Добавлено: 14 января 2014
Статья
Гордеева Т. О., Сычев О. А., Осин Е. Н. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2017. Т. 14. № 4. С. 756-765.

Статья посвящена проблеме различения двух типов оптимизма, отражающих разные сто- роны конструктивного мышления личности – диспозиционного оптимизма (ДО) как обоб- щенных положительных или отрицательных ожиданий относительно будущего и оптими- стического атрибутивного стиля (ОАС) как стиля объяснения позитивных и негативных жизненных ситуаций. Несмотря на множество исследований, в которых изучаются эти конструкты, отсутствуют работы, в которых рассматривается совместный вклад ДО и ОАС в успешность деятельности и психологическое благополучие. В исследовании проведен- ном на студентах вузов (N = 141) продемонстрированы как сходство, так и специфика кон- структов в предсказании психологического благополучия и успешности учебной деятель- ности. Для диагностики оптимистического атрибутивного стиля использовалась сокра- щенная версия опросника СТОУН (Гордеева, Осин, Шевяхова, 2009), диспозиционный оптимизм измерялся с помощью теста диспозиционного оптимизма (ТДО, Гордеева, Сычев, Осин, 2010). Статистически подтверждена содержательная близость двух кон- структов и их сходство как предикторов психологического благополучия личности. Была построена путевая модель, в которой вклад ОАС успехов и ОАС неудач в успеваемость и благополучие был опосредован особенностями саморегуляции, а диспозиционный опти- мизм вносил непосредственный вклад в благополучие; при этом ДО коррелировал как с ОАС успехов, так и с ОАС неудач. Анализ этой модели свидетельствовал о ее хорошем соответствии данным: 2 = 9.315; df = 7; p = 0.23; CFI = 0.975; NNFI = 0.957; RMSEA = 0.048 (программа Mplus 7.4). Специфика двух типов оптимизма обнаружилась в особенностях их связей с успешностью деятельности, только ОАС обнаружил эту связь, которая была опосредована саморегуляцией. Навыки саморегуляции и самоорганизации, включающие целеполагание, планирование, настойчивость и склонность доводить дело до конца, высту- пили в качестве медиаторов, опосредствующих влияние оптимистического атрибутивного стиля успехов и неудач на академические достижения и удовлетворенность жизнью.

Добавлено: 25 января 2018
Статья
Ловаков А. В., Липатов С. А. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2011. Т. 8. № 2. С. 69-80.

В статье рассматриваются концептуальные различия между организационной идентификацией и организационной приверженностью. На сегодняшний день в литературе по организационно0психологическим проблемам представлены различные точки зрения на соотношение данных конструктов, одни авторы рассматривают идентификацию и приверженность как пересекающиеся конструкты, другие — как самостоятельные. Имеющаяся путаница приводит к тому, что зачастую, говоря об одних и тех же феноменах и процессах, разные исследователи называют их по-разному, и наоборот: одно понятие употребляется в совершенно разных смыслах. Целью статьи является рассмотрение сходств и различий между данными конструктами, проведение между ними концептуальных границ.

Добавлено: 4 января 2013
Статья
Иванова Н. Л., Новикова И. А. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2007. № 13.
Добавлено: 24 декабря 2008
Статья
Зинченко В. П., Рамендик Д. М., Чернышев Б. В. и др. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2010. Т. 7. № 3. С. 24-38.
Добавлено: 6 февраля 2011
Статья
Поливанова К. Н. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. Т. 1. № 2. С. 104-109.

В статье рассказывается о жизни и деятельности Даниила Борисовича Эльконина - советском психологе, создателе концепции периодизации психического развития в онтогенезе.

Добавлено: 14 января 2014
Статья
Старовойтенко Е. Б. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2011. Т. 8. № 4. С. 3-28.

Статья посвящена обоснованию перспектив разработки проблемы «отношения личности к себе» в контексте персонологии. Раскрываются возможности исследования самоотношения путем персонологического синтеза культурно-исторических, онтологических и психологических положений о самоотношении, получивших развитие в работах М. Фуко, М.М. Бахтина, М.К. Мамардашвили, С.Л. Рубинштейна. Представлены оригинальные теоретические, интерпретационные и рефлексивно-феноменологические модели развития отношения к себе в современных условиях, основанные на авторской реконструкции, систематизации и методическом преломлении идей указанных мыслителей.

Добавлено: 10 октября 2012
Статья
Орел Е. А., Хавенсон Т. Е. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10. № 1. С. 37-54.

В статье описывается опыт русскоязычной адаптации шкалы, измеряющей отношение к статистике у студентов факультетов социальных наук. За основу была взята шкала SATS-36 (Schau, 2003). В работе подробно описаны все этапы по адаптации опросника. Исследование проводилось на выборке из 253 студентов трех факультетов НИУ ВШЭ. Была проверена факторная структура опросника, а также доказана его надежность и валидность. Получившиеся факторы несколько отличаются от авторской версии, однако более релевантны русскоязычной образовательной среде. Кроме того, в статье подробно раскрывается история изучения и подходы к измерению понятия «отношение к статистике».

Добавлено: 7 мая 2013
Статья
Зинченко В. П. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2009. Т. 6. № 2. С. 3-36.
Добавлено: 8 февраля 2010
Статья
Шкурко А. В. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2010. № 3. С. 3-22.

В настоящее время в когнитивных науках и других областях широко обсуждаются концепции распределенного и ситуативного познания, утверждающие, что форми рование когнитивного результата является не столько следствием операций инди видуального ума, сколько результатом его взаимодействия с окружающей средой, другими индивидами и материальными объектами. Две главные проблемы указанных подходов — это произвольность в определении границ когнитивной системы, а также недостаточное внимание к природе и причинам существования ситуатив ного окружения, призванного объяснить когнитивные процессы «в естественных условиях». Для решения первой проблемы в статье предлагается поставить в центр внимания не познание, а процессы решения задач. Вторая проблема может быть решена с привлечением функциональных и эволюционных социологических  аргументов.

Добавлено: 9 марта 2016
Статья
Семенов И. Н. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2009. Т. 6. № 3. С. 106-116.
Добавлено: 8 февраля 2010
Статья
Старовойтенко Е. Б. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2010. Т. 7. № 1. С. 3-18.

Статья посвящена обоснованию перспектив персонологии как нового интегрального направления в психологическом изучении личности. Приводится методологическая модель персонологии в парадигме «жизни», систематизирующая философско-психологические идеи о личности как активном начале собственной жизни, о закономерностях протекания индивидуальной жизни, ее внутренней архитектонике и личностных условиях ее воссоздания и обновления. Личность рассматривается в категориях миров и способов индивидуальной жизни, пространства и времени жизни, событий жизни и жизненных отношений, моментов причастности и личностного развития жизни. Подчеркивается ценность парадигмы «жизни» для становления современной теории, феноменологии и самопознания личности.

Добавлено: 10 октября 2012
Статья
Алескеров Ф. Т. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2006. Т. 3. № 3. С. 112-129.

Рассматриваются различные версии парадигмы максимизации полезности и задача представления предпочтений и функций выбора функциями полезности. Приводятся результаты в классическом случае (при отсутствии порога сравнения) и с порогом, зависящим от одной альтернативы. Построены модели, в которых порог зависит от двух сравниваемых альтернатив и/или допустимого множества альтернатив. Предложена и проанализирована модель выбора, описывающая концепцию выбора Г. Саймона.

Добавлено: 15 января 2014
Статья
Орел Е. А., Куликова (Пономарева) А. А. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2018. Т. 15. № 1. С. 107-127.

Некогнитивное развитие ребенка – один из ключевых факторов определяющих успешность образовательного процесса на ранних этапах обучения. То, насколько успешными будут первые шаги ребенка в его первый год в школе безусловно связано с уровнем его личностного, социального и эмоционального развития (Merrel, Bailey, 2008). Понимание особенностей социально-эмоционального развития и выделение его типичных паттернов может позволить учителям выстраивать образовательный процесс наиболее эффективно, а учащимся быть более результативными и продуктивными. Социально-эмоциональное развитие является своего рода фундаментом для обучения младших школьников (Bradley, Burchinal, Casey, 2001). В настоящей работе предпринимается попытка описать основные паттерны социального эмоционального и личностного развития ребенка в начале первого класса на основе результатов широкомасштабного исследования первоклассников российских школ.

Добавлено: 27 сентября 2018
Статья
Станковская Е. Б. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. № 4.

В статье представлена попытка реализации персонологического подхода к проблеме генеза субъекта в индивидуальной жизни. На основе синтеза теоретической и практической психологии обоснована ценность переживания «я могу» как точки амплификации субъектности человека. Эксплицирована теоретическая модель субъектопорождающих переживаний «я могу», учитывающая значимость, новизну, аутентичность, меру интеграции конкретной возможности в образ «Я». Описана фрактальная структура пространства осуществления личности как субъекта жизни, образованная культурой, общением, деятельностью, отношением личности к себе.

Добавлено: 26 октября 2012