• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 209 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Калитеевская Е. Р., Леонтьев Д. А., Осин Е. Н. и др. Вопросы психологии. 2007. № 2. С. 68-79.

В русле подхода к развитию личности как к становлению механизмов самодетерминации, завершающемуся при прохождении «подросткового кризиса», ранее у подростков были эмпирически выделены четыре паттерна личностного развития: автономный, импульсивный, конформный и симбиотический. В новом исследовании удалось с опорой на кластерный анализ воспроизвести эту эмпирическую типологию, установить различия осмысленности жизни и дезадаптации у подростков, относящихся к разным типам. Обсуждается проблема синхроничности-диахроничности выделенных паттернов.

Добавлено: 28 августа 2009
Статья
Этко Е. А., Орлов А. Б. Вопросы психологии. 2016. № 1. С. 123-134.

Обсуждается субъектность как свойство индивида, обнаруживающее себя в персонализации и персонификации как диаметрально противоположных процессах актуалгенеза личности человека. Выдвигается предположение о представленности данных процессов в речи. Представлены результаты эмпирического исследования смысловых полей и речевых маркеров процессов персонализации и персонификации. Операционализированы смысловые поля «Быть личностью» (персонализация) и «Быть собой» (персонификация). Показано, что у испытуемых мужчин, для которых значимо обладание высокими личностными качествами, низка значимость принятия себя, и наоборот. Выявлены слова-маркеры процессов персонализиции («иметь», «уметь», «отстаивать», «обладать», «поступки», «жизнь»») и персонификации («вести себя», «существовать», «стараться», «принимать», «поступать»). Наконец, для персонификации характерны речевые конструкции, построенные через отрицание. На основе валидизации полученных результатов экспертамиособенности означения в речи испытуемых процессов персонализации и персонификации можно представить в виде категориальной сетки.

Добавлено: 17 апреля 2016
Статья
Орлов А. Б., Чудновский В. Э. Вопросы психологии. 1989. № 2. С. 175-178.
Добавлено: 21 ноября 2013
Статья
Белобородова П. М. Вопросы психологии. 2017. № 5. С. 150-158.

Рассматриваются различные подходы к жизненному призванию: призвание как божест- венное указание, призвание как соответствие работе и моральный долг, призвание как отношение к работе, призвание как трансцендентный вызов, призвание как страсть к определенному занятию – и соответствующие им инструменты оценки. Исследования были начаты в США и Европе и сейчас продолжаются в Китае, Индии и Южной Корее. Ис- следователи предлагают все новые концептуализации призвания и инструменты оценки, и главный вызов, в настоящий момент стоящий перед научным сообществом, состоит в том, чтобы прийти к единому пониманию этого феномена. Исследования показывают, что все подходы имеют дело с одним базовым конструктом, который, предположитель- но, имеет своим ядром смысл, который чувство призвания придает профессиональной деятельности и другим сферам жизни. Открытыми остаются вопросы об источнике при- звания, его просоциальной направленности, роли религии в его нахождении и некото- рых других аспектах. Несмотря на сложности с формированием единой концепции при- звания, уже ясно, что оно оказывает существенное влияние на работу и жизнь в целом. Призвание, с одной стороны, позитивно влияет на удовлетворенность работой и жизнью, смягчает влияние стресса и профессионального выгорания, а также помогает выбрать карьерный и жизненный путь, а с другой – несет в себе опасность эксплуатации работода- телем, заставляет идти на жертвы в других областях жизни и в случае невозможности ре- ализации вызывает сожаления об упущенных возможностях. Главная задача данной ста- тьи – обратить внимание отечественной психологии на феномен жизненного призвания и дать начало исследованиям, которые позволят найти его место среди таких понятий, как смысл, выбор, личностный потенциал, самоосуществление и персонализация личности.

Добавлено: 2 октября 2017
Статья
Микадзе Ю. В., Скворцов А. А. Вопросы психологии. 2014. № 4. С. 60-71.

Статья продолжает дискуссию о принципах синдромного анализа А.Р. Лурии, начатую ав- торами (Вопр. психол. 2007. № 4; Вестн. Моск. гос. ун-та. Сер. 14. Психология. 2007. № 2) и продолженную в публикациях других авторов (Вопр. психол. 2008. № 6; Вестн. Моск. гос. ун-та. Сер. 14. Психология. 2012. № 2). В статье предпринята попытка более детально рас- крыть содержание понятий «нейропсихологический фактор» и «синдром» в системе иных категорий, использованных в теории системно-динамической локализации высших пси- хических функций.

Добавлено: 26 августа 2014
Статья
Завершнева Е. Ю. Вопросы психологии. 2016. № 5. С. 71-87.

Вопрос о начале развития высшей психики исследуется с привлечением опубликованных работ Л.С. Выготского и его личных записей из семейного архива. Обсуждается проблема определения и метода изучения области «сознания без слова», возникающей в начале онтогенеза и на первых этапах микрогенеза речевого мышления. В контексте данной проблемы анализируются параллели между теориями Л.С. Выготского и А.А. Потебни; в русле культурно-исторической психологии рассматриваются гипотезы А.А. Потебни о флексии первичного аффекта как о первом акте знакового опосредствования и о снятии внутренней формы слова в истинном понятии. Точка зрения Л.С. Выготского относительно влияния речи на возникновение и развитие высшей психики комментируется в свете идей Л. Витгенштейна и В.В. Бибихина.

Добавлено: 24 сентября 2019
Статья
Николаев А. Я., Серегин К. С., Стрижова Е. А. и др. Вопросы психологии. 2014. № 6 (2014). С. 44-52.

В статье приводится обзор исследований, посвященных социально-психологическим аспектам проблематики самообучающихся организаций. Рассматриваются особенности организационной культуры самообучающейся организации, характерные типы и специфика лидерства, особенности меж- и внутригруппового взаимодействия, а также обмена и управления знаниями и навыками. Обсуждаются результаты исследований, посвященных влиянию внешнесредовых факторов развития организации на становление организационной культуры. Рассматривается влияние структурной организации компании на процессы социального взаимодействия в условиях организационного процесса.

Добавлено: 31 октября 2014
Статья
Гулевич О. А. Вопросы психологии. 2001. № 4. С. 53-67.
Добавлено: 1 октября 2011
Статья
Гулевич О. А. Вопросы психологии. 2004. С. 103-117.

Излагаются условия и способы улучшения межгрупповых отношений. Описываются направления соответствующих исследований, основанных на гипотезе контакта, изменении стереотипов и когнитивных моделях уменьшения межгрупповой дифференциации, и их ограничения.

Добавлено: 1 октября 2012
Статья
Поддьяков А. Н. Вопросы психологии. 2007. № 3. С. 166-168.
Добавлено: 24 декабря 2008
Статья
Гордеева Т. О., Лункина М. В., Сычев О. А. Вопросы психологии. 2018. № 5.

Резюме. Настоящее исследование посвящено вопросу источников благополучия подростков. Данная проблема рассматривается главным образом с позиций двух современных теоретических подходов – переформулированной теории выученной беспомощности, предлагающей понимание внутренних когнитивных источников депрессии и благополучия и теории самодетерминации, предлагающей объяснения внешних источников благополучия. С нашей точки зрения, данные объяснения комплиментарны, поэтому представляется возможным их совмещение и проверка в рамках одной эмпирической модели. В исследовании приняли участие подростки, обучающихся в восьмых классах общеобразовательных школ Москвы (N=223). С помощью батареи опросников нами оценивались три группы переменных - показатели удовлетворенности базовых психологических потребностей родителями, оптимистического атрибутивного стиля, а также  благополучия, самоуважения и настойчивости подростков. Все методики показали высокую степень надежности по показателю альфа Кронбаха, теоретически обоснованная структура опросников подтверждается результатами конфирматорного факторного анализа.  

Результаты исследования показывают, что подростки, родители    которых полнее удовлетворяют базовые психологические потребности (в автономии, компетентности и связанности) отличаются более развитым оптимистическим мышлением, проявляющимся при объяснении различных позитивных и негативных жизненных ситуаций. Применение методов структурного моделирования также позволило показать, что оптимистический атрибутивный стиль частично опосредует влияние удовлетворенности базовых психологических потребностей на показатели субъективного благополучия подростков и их успеваемости.

Полученные данные дают основания для разработки и проведения тренингов, а также консультативной работы с родителями, основанных на теории самодетерминации. В их основу должно быть положено обучение родителей поддержке базовых психологических потребностей через вовлеченность в жизнь ребенка, выбор подростком собственных вариантов поведения, снижение контроля, диалог и обсуждение проблем, поддержку и принятие, а также развитие у подростков и родителей оптимистического мышления как личностного ресурса обеспечивающего психологическое благополучие и настойчивость в деятельности. Ограничения проведенного исследования и перспективы будущих исследований также обсуждаются.

Добавлено: 23 октября 2018
Статья
Орлов А. Б., Радзиховский Л. А. Вопросы психологии. 1989. № 2. С. 164-166.
Добавлено: 21 ноября 2013
Статья
Александров Ю.И., Сварник О., Знаменская И. и др. Вопросы психологии. 2017. № 4. С. 87-101.

Несмотря на долгую историю использования представления о регрессии, ее проявле- ния и механизмы остаются малоизученными, специальные экспериментальные иссле- дования единичны, а мнения о ее значении – весьма противоречивы. Цель настоящего экспериментально-теоретического исследования состояла в том, чтобы выявить, какие закономерности динамики субъективного опыта и его мозгового обеспечения лежат в основе феноменов, описываемых как регрессия и выявляемых при, казалось бы, весьма разнородных состояниях и воздействиях, таких как сильные эмоции, введение алкоголя, стресс, разнообразные заболевания. Рассматриваются механизмы развития стресса и за- кономерности стрессовой адаптации. Проводится сопоставление механизмов болезни и стресса. Приводятся данные о том, что в состоянии стресса люди регрессируют к более ранним, «детским» формам поведения; это выражается в предпочтении ими стратегии поддержки «своего», даже если он поступает несправедливо. Однако организация этих форм поведения у подвергшихся стрессу взрослых отличается от «детской» организа- ции. Особенностью научения в ситуации стрессовой регрессии (как и при алкогольной интоксикации) является манифестация обратимой дедифференциации – уменьшение ак- тивности корковых структур. При длительном существовании стрессогенного влияния, обусловленного течением болезни, индивидуальное развитие приобретает форму увели- чения доменоспецифичной дифференцированности систем. Результаты экспериментов, проведенных на математической модели, соответствуют предположению о вреzменной дедифференциации как одном из механизмов увеличения эффективности научения в стрессовой ситуации. Утверждается, что регрессия и ее основа – обратимая дедифферен- циация – суть не деградация, нарушение развития, а закономерный его этап. Приводятся аргументы в пользу того, что значение дедифференциации, феноменологически описы- ваемой как регрессия, оказалось наиболее существенным фактором не только закрепле- ния ее в эволюции как компонента стрессовой адаптации, но и вообще ее возникновения в ситуациях, предполагающих формирование новых и модификацию имеющихся адапта- ций в условиях изменения внешней и/или внутренней среды.

Добавлено: 30 января 2018
Статья
Власова Р. М., Печенкова Е. В., Ахутина Т. В. и др. Вопросы психологии. 2012. № 4. С. 128-138.

Исследование мозговой организации употребления глаголов и существительных проведено с использованием метода функциональной магнитно-резонансной томографии. Показано влияние стратегии актуализации слова (извлечение глаголов и существительных по парадигматическим и синтагматическим связям) и степени автоматизации этих процессов на паттерн получаемой активации коры головного мозга.

Добавлено: 3 сентября 2013
Статья
Данина М. М., Кисельникова Н. В. Вопросы психологии. 2012. № 2. С. 78-88.
Описывается авторская технология анализа кинофильмов с позиций решения задачи развития саногенного (оздоравливающего) мышления у зрителей. Эмпирически под- тверждается, что оценка саногенного потенциала кинофильма, сделанная на основе спе- циально разработанной системы критериев, является более прогностически точной, чем интуитивный отбор кинофильмов экспертами. Показано, что выраженность и характер развивающего эффекта зависят от интенсивности и разнообразия представленных в ки- нофильме саногенных психологических компонентов. Установлено, что обучение распоз- наванию данных компонентов в кинофильмах дает более выраженный оздоравливающий эффект, чем простой просмотр этих же кинофильмов.
Добавлено: 24 декабря 2014
Статья
Сенющенков С. П. Вопросы психологии. 2006. № 5. С. 134-142.

Автор защищает положение о том, что в теории Л.С. Выготского присутствуют два различных понимания интериоризации - как перехода (1) внешних индивидуальных форм поведения во внутренние индивидуальные и (2) коллективных форм поведения в индивидуальные. Описываются подтипы каждого из этих двух типов интериоризации, содержание и механизмы процессов интериоризации. Прослеживается развитие взглядов Л.С. Выготского на проблему интериоризации в контексте смены этапов его научного творчества.

Добавлено: 12 ноября 2012
Статья
Поддьяков А. Н. Вопросы психологии. 2010. № 4. С. 3-13.
Добавлено: 23 августа 2010
Статья
Гошин М. Е., Григорьев Д. С., Мерцалова Т. А. Вопросы психологии. 2019. № 2. С. 29-45.

Статья содержит обзор стилей родительского воспитания, описанных зарубежными авторами, а также результатов исследований, посвященных влиянию различных родительских стратегий в отношении образования детей на их успеваемость. На отечественном материале с помощью метода анализа латентных классов осуществлена типологизация стратегий вовлеченности родителей в образование на основании их участия в учебном процессе и школьной жизни детей. Выделено три типа родительского участия в образовании (вовлеченности). Для типа Наставники характерно наиболее глубокое участие в образовании детей и наибольшая степень контроля. Родители типа Либералы склонны предоставлять детям свободу наряду с оказанием фасилитирующей поддержки. Тип Невидимки – наименее вовлеченная группа. Их участие в образовании детей поверхностно и часто носит формальный характер. Доля родителей типа Наставники является преобладающей в начальной школе и резко снижается при переходе к следующим образовательным ступеням. Напротив, доля родителей типа Либералы увеличивается от начальной к старшей школе. Показано, что стратегии, используемые родителями, относящимися к различным типам вовлеченности, по-разному сказываются на учебных результатах школьников и их участии в дополнительном образовании в зависимости от ступеней обучения. В начальной школе наилучшие показатели демонстрируют дети, родители которых относятся к типу Наставники, однако по мере взросления ребенка более эффективной становится стратегия Либералов. Дети родителей типа Невидимки показывают самые низкие из всех трех групп результаты обучения на всех ступенях обучения. Дети Наставников наиболее вовлечены в дополнительное образование в начальной школе, однако в средней школе их активность снижается более существенно, по сравнению с детьми Либералов. Дети Невидимок менее всего вовлечены в дополнительные занятия, однако их активность, напротив, несколько возрастает по мере взросления ребенка. Приведен психологический анализ выявленных закономерностей.

Добавлено: 30 мая 2019
Статья
Зинченко В. П. Вопросы психологии. 2007. № 6. С. 3-20.

Полемичная публикация направлена против абсолютизации принципа детерминизма. Вслед за И.Р. Пригожиным, провозгласившим «конец определенности», ав тор пишет о детерминизме как о первой форме редукционизма в психологии. История психологии рассматривается им как поиск путей преодоления неопре деленности. Парадокс состоит в том, что даже успешное преодоление порожда ет новые формы неопределенности. Наиболее эффективным способом преодо ления неопределенности, по мнению автора, является свободное, а не детерми нированное действие.

Добавлено: 8 февраля 2014
Статья
Зинченко В. П. Вопросы психологии. 2007. № 6. С. 3-20.

Полемичная публикация направлена против абсолютизации принципа детерминиз ма. Вслед за И.Р. Пригожиным, провозгласившим «конец определенности», ав тор пишет о детерминизме как о первой форме редукционизма в психологии. История психологии рассматривается им как поиск путей преодоления неопре деленности. Парадокс состоит в том, что даже успешное преодоление порожда ет новые формы неопределенности. Наиболее эффективным способом преодо ления неопределенности, по мнению автора, является свободное, а не детерми нированное действие.

Добавлено: 29 мая 2013
Статья
Орлов А. Б. Вопросы психологии. 1990. № 3. С. 36-39.
Добавлено: 10 февраля 2010