• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 184 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Варга А. Я., Федорович Е. Вопросы психологии. 2010. № 1. С. 56-65.

-

Добавлено: 11 декабря 2018
Статья
Уточкин И. С. Вопросы психологии. 2010. № 5. С. 159-161.
Рецензия на книгу: Общая психология. В 7 т. / под ред. Б.С. Братуся. - Т. 4. Внимание / М.В. Фаликман. - М..: Академия, 2006.
Добавлено: 4 ноября 2010
Статья
Роджерс Н. Вопросы психологии. 2007. № 6. С. 64-73.
Добавлено: 5 ноября 2009
Статья
Орлов А. Б., Хазанова М. А. Вопросы психологии. 1993. № 4. С. 68-73.
Добавлено: 9 февраля 2010
Статья
Татарко А. Н. Вопросы психологии. 2018. № 4. С. 110-120.

Исследование посвящено рассмотрению взаимосвязи базовых индивидуальных ценностей и интегральной угрозы в межэтнических отношениях. Основываясь на теории интегральной угрозы У. Стефана и К. Стефан, также теории базовых ценностей личности, мы предположили, что на индивидуальном уровне предикторами интегральной угрозы россиян служат ценности Безопасности, Конформности и Традиции, ценности Универсализма и Благожелательности тоже связаны с интегральной угрозой россиян, но отрицательно. Также с интегральной угрозой связны ценности высшего порядка: «Сохранение» - позитивно, а «Самопредоление» - отрицательно. Эмпирической исследование построено с опорой на базу данных Европейского Социального исследования (ЕSS), 6-ой волны, включающую результаты репрезентативного опроса россиян. Данная база содержит сокращенную версию опросника Ш.Шварца, а также ряд вопросов, позволяющих оценить интегральную угрозу. Выборка включала только русских респондентов (N=1965). Исследование позволило частично подтвердить выдвинутые гипотезы: позитивную связь с интегральной угрозой продемонстрировали ценности Безопасности и Самостоятельности, негативную – Благожелательности. Ценности высшего порядка не показали статистически значимой связи с воспринимаемой угрозой. Эмпирические результаты исследования обсуждаются в данной статье.

Добавлено: 18 октября 2018
Статья
Асмолов А. Г. Вопросы психологии. 2016. № 2. С. 3-23.

Психофизическая проблема анализируется в контексте прогрессивной эволюции сложных целенаправленных живых систем. Аргументируется методологическая позиция о несводимости психических феноменов к физиологическим процессам мозга. Раскрываются риски гипотезы тождества психической и нейробиологической презентаций многомерной реальности, приводящей к «эффекту опрощения» жизни, к барьерам на пути диалога между нейробиологией, когнитологией и психологией. Особое внимание уделяется изучению эволюционного смысла адаптивных и преадаптивных задач, порождающих разные формы психических презентаций мира, в том числе сознания как «ожидания непредвидимого». Рассматриваются взаимоотношения разных форм психической репрезентации реальности и обеспечивающих их нейробиологических сетевых структурно-функциональных организаций. Отстаивается позиционирование психологии в семье наук о природе живого как одной из наук об устойчивости и изменчивости сложных систем, изучающей закономерности наращивания преадаптивного потенциала жизни, ее персонализации.

Добавлено: 5 июля 2017
Статья
Корягин К. В., Орлов А. Б. Вопросы психологии. 2015. № 1. С. 147-158.

Обобщаются зарубежные исследования эгоцида как символической смерти Эго. Рассматриваются методологические ориентиры данной проблематики в гуманитарных науках и глубинной психологии. Феномен эгоцида охарактеризован как важнейший компонент традиционных обрядов инициации. Эгоцид как процесс представлен как составляющая трансформации личности в аналитической индивидуальной и групповой психотерапии. Подробно анализируются опыт и переживания клиента, а также содержание работы психотерапевта на различных стадиях процесса эгоцида. Особое внимание уделяется психологической концепции и психотерапевтической модели эгоцида, разработанным Дэвидом Розеном.

Добавлено: 25 февраля 2015
Статья
Рассказова Е. И. Вопросы психологии. 2015. Т. 14. С. 101-108.
Представлен теоретический анализ места и роли модели жизнестойкости в современной психологии личности, а также того, каким образом экзистенциальные основы модели проявляются в психологических исследованиях. На примере трех эмпирических исследований, моделирующих «экзистенциальную дилемму», показано, что более высокий уровень жизнестойкости сопряжен с большей готовностью к выбору неизвестности, в отличие от выбора неизменности, а также с устойчивостью этого выбора. В исследованиях выбора профиля обучения и электорального выбора жизнестойкость связана с более положительным отношением как к самой ситуации выбора, так и к принятому решению. Показано, что функции жизнестойкости не сводятся к преодолению стресса, позволяя рассматривать ее как один из личностных ресурсов человека, обеспечивающих функции самоопределения и сохранения (а также предположительно – реализации) в структуре саморегуляции.  
Добавлено: 12 октября 2015
Статья
Орлов А. Б., Лэнгле А. А., Шумский В. Б. Вопросы психологии. 2007. № 6. С. 21-36.
Добавлено: 26 марта 2009
Статья
Леонтьев Д. А. Вопросы психологии. 2016. № 3. С. 3-15.
В статье рассмотрено соотношение экзистенциальной психологии с основной линией развития академической психологии личности в истории и современности. Прослежива- ются ключевые точки их взаимодействия: «неклассический прорыв» конца 1920-х – на- чала 1930-х гг., гуманистическая революция 1960-х и последовавшая за ней трансфор- мация психологической науки в 1970-е гг., рождение и расцвет позитивной психологии в 2000-е гг. Анализ показывает усиливающуюся конвергенцию этих двух линий, которая приобрела наиболее отчетливые формы в самое последнее время, на фоне актуализации вызова неопределенности в современном мире. Основанием для интеграции экзистен- циальной психологии в академическую науку выступает оформление функциональной объяснительной парадигмы, базирующейся на первичности непрерывного саморегули- руемого взаимодействия индивида с миром и противостоящей реактивно-диспозицио- нальной парадигме, доминировавшей в психологии XX столетия.
Добавлено: 24 октября 2016
Статья
Асенсио Мартинес Е.Н., Орлов А. Б. Вопросы психологии. 2018. № 6. С. 100-107.

В этом году исполнилось 90 лет со дня рождения известного американского психотерапевта Натали Роджерс. В данной статье представлены основные вехи ее личной и научной биографии. Показано центральное стремление Натали – обретение личной целостности, – которое сопровождало ее на протяжении всей ее жизни. И перипетии ее биографии, и существо созданного ею авторского психотерапевтического метода человекоцентрированной экспрессивной психотерапии обнаруживают тот путь к целостности, который был так важен для нее самой и который она предлагала как психотерапевт своим клиентам. В статье представлено существо психотерапевтического метода Натали. Дано также краткое изложение трех ее книг, одна из которых является автобиографическим изложением кризисного периода середины жизни, а две другие – систематическими психотерапевтическими руководствами. В них детально представлена работа и с индивидуальными клиентами, и с разного рода группами, направленная на установление творческих интраперсональных и интерперсональных связей в рамках той межкультурной работы, которую Натали проводила на протяжении всей своей профессиональной жизни. Для Натали построение психотерапевтических мостов между людьми, группами, народами и культурами было проявлением подлинной гражданской дипломатии. В завершающем разделе статьи приводится клиентский случай из практики человекоцентрированной экспрессивной психотерапии. На конкретном примере демонстрируется работа метода Н. Роджерс, его психотерапевтические эффекты. Экспрессивная человекоцентрированная психотерапия предстает для клиента как путь к его целостности за счет обнаружения, осознания, балансирования и интеграции его противоположностей вокруг объединяющего центра – сущности клиента. В процессе движения по этому пути происходит высвобождение большого количества энергии для полноценного, здорового функционирования человека в жизни. Актуализируется творческий потенциал человека, соответствующий его истинной природе. Благодаря контакту со своей сущностью человек начинает ощущать свое предназначение в жизни и в результате обретает путь самореализации как самоосуществления.

Добавлено: 11 февраля 2019
Статья
Фаликман М. В., Горбунова Е. С. Вопросы психологии. 2011. № 2. С. 149-157.
Добавлено: 22 августа 2011
Статья
Горбунова Е. С., Фаликман М. В. Вопросы психологии. 2012. № 3. С. 106-114.

В работе изучалась связь эффективности опознания буквенных стимулов в составе слова с направлением зрительного пространственного внимания. С применением методики центральной зрительной подсказки показано, что изучаемый эффект наблюдается как в случае совпадения направления внимания с местом предъявления целевого стимула, так и в случае отвлечения внимания от места его предъявления. Однако характер эффекта и, предположительно, вызывающие его факторы в этих условиях различны. Результаты настоящего исследования в сопоставлении с данными, полученными в наших предшествующих экспериментах, даёт основания полагать, что взаимодействовать с “эффектом превосходства слова” может система ориентировки внимания по М. Познеру.

Добавлено: 14 января 2013
Статья
Тюменева Ю. А., Шкляева И. В. Вопросы психологии. 2017. № 4. С. 27-39.

Одним из хорошо обоснованных в литературе приемов обучения является сравнение двух аналогичных учебных задач, проясняющее их структуру и облегчающее дальней- ший перенос способа решения в новый контекст. К сожалению, подбор правильных за- дач для сравнительного изучения часто становится отдельной методической проблемой. Альтернативой могла бы стать инструкция на самостоятельное выведение принципа из единственной учебной задачи, но эффект такой инструкции мало изучен. Наша цель была оценить эффект активного изучения по сравнению с пассивным способом (только чтение) и с действиями по инструкции: сравнить две учебные аналогичные задачи. Основываясь на теоретических и эмпирических работах, мы ожидали, что самостоятельное активное выведение общего принципа решения улучшит его перенос. На выборке студентов вузов (n = 201) было обнаружено, что самостоятельное выведение принципа в действительнос- ти снизило частоту переноса относительно условия «сравнение», так и, что стало основ- ным результатом, относительно «пассивного» условия. Качественный анализ протоколов показал, что главной причиной провала переноса была многоаспектность учебной зада- чи. В момент вербальной формулировки принципа в отношении какого-то одного аспекта учебной задачи могла произойти фиксация именно этого аспекта в памяти. Такая доми- нирующая интерпретация затрудняла доступ к другим аспектам задачи, и перенос зави- сел от того, доминировал ли релевантный для конкретной новой задачи аспект или нет. Отсюда происходит и значимо бóльшая частота переноса в пассивном условии: в отсут- ствие доминирующей интерпретации, доступ ко всем аспектам учебной задачи оставался открытым в момент решения новой задачи. Результаты согласуются как с некоторыми эм- пирическими данными об амбивалентности роли активного прорабатывания учебной за- дачи по сравнению с пассивным ее изучением, так и с культурно-исторической теорией, где подчеркивается направляющая роль взрослого в обучении.

Добавлено: 28 сентября 2017