• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 216 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Корниенко Д. С., Панкратова А. А. Вопросы психологии. 2017. № 5. С. 139-149.

Приводятся результаты адаптации опросника ERQ (Emotion Regulation Questionnaire) Дж. Гросса (Gross, John, 2003) на российской выборке ( N = 820). Данная методика разработана в рамках процессуальной модели эмоциональной регуляции и направлена на диагностику двух стратегий эмоциональной регуляции - когнитивной переоценки и подавления экспрессии. Под когнитивной переоценкой имеется в виду изменение отношения к ситуации, что позволяет изменить эмоциональный ответ, а под подавлением экспрессии - сдерживание внешних проявлений уже возникшего эмоционального ответа. По результатам эксплораторного и конфирматорного факторного анализа русскоязычная версия ERQ имеет двухфакторную структуру, как и оригинальная версия опросника. Внутренняя согласованность шкал опросника высокая (показатели альфа Кронбаха на уровне 0,8), шкалы опросника минимально положительно коррелируют между собой. Показатели по подавлению экспрессии в России выше у мужчин, по сравнению с женщинами (по когнитивной переоценке нет значимых различий). Конвергентная валидность: стратегии эмоциональной регуляции положительно коррелируют с конструктами, связанными с управлением своими эмоциями и контролем экспрессии, на уровне 0,5. Дискриминантная валидность: стратегии эмоциональной регуляции демонстрируют типичный паттерн корреляций с личностными чертами, входящими в Большую пятерку, на уровне 0,2 (за исключением того, что подавление экспрессии не коррелирует с доброжелательностью и положительно коррелирует с сознательностью ) и не коррелируют с академической успеваемостью, которую можно рассматривать как показатель развития когнитивных способностей. Критериальная валидность: когнитивная переоценка коррелирует с показателями психологического благополучия (удовлетворенность жизнью, жизнестойкость) положительно, а подавление экспрессии - отрицательно на уровне 0,2. Таким образом, русскоязычная версия опросника ERQ является валидным и надежным инструментом измерения когнитивной переоценки и подавления экспрессии. Кроме того, полученные результаты свидетельствуют о том, что подавление экспрессии является достаточно типичной для России стратегией эмоциональной регуляции.

Добавлено: 4 марта 2020
Статья
Яголковский С. Р. Вопросы психологии. 2009. № 6. С. 43-51.
Добавлено: 5 сентября 2013
Статья
Рассказова Е. И., Тхостов А. Ш., Емелин В. А. Вопросы психологии. 2016. № 3. С. 69-79.
Механизм слияния с социальной группой предложен как альтернатива идентификации, при которой личная и социальная идентичность слиты и равно важны для субъекта, т.е. не происходит деперсонализации. В данной работе делается попытка дальнейшей диффе- ренциации идентификации и слияния как разных путей (процессов) формирования иден- тичности. На выборках студентов (n1 = 161) и взрослых респондентов (n2 = 123) показано, что оба процесса характеризуется значимыми и независимыми эффектами в отношении приверженности выбору семьи/страны и углубленного поиска в рамках данного выбора. В обеих выборках на двух моделях – семьи и страны – продемонстрированы надежность- согласованность и факторная валидность Утрехтской шкалы управления выбором иден- тичности.
Добавлено: 22 октября 2016
Статья
Калитеевская Е. Р., Леонтьев Д. А., Осин Е. Н. и др. Вопросы психологии. 2007. № 2. С. 68-79.

В русле подхода к развитию личности как к становлению механизмов самодетерминации, завершающемуся при прохождении «подросткового кризиса», ранее у подростков были эмпирически выделены четыре паттерна личностного развития: автономный, импульсивный, конформный и симбиотический. В новом исследовании удалось с опорой на кластерный анализ воспроизвести эту эмпирическую типологию, установить различия осмысленности жизни и дезадаптации у подростков, относящихся к разным типам. Обсуждается проблема синхроничности-диахроничности выделенных паттернов.

Добавлено: 28 августа 2009
Статья
Этко Е. А., Орлов А. Б. Вопросы психологии. 2016. № 1. С. 123-134.

Обсуждается субъектность как свойство индивида, обнаруживающее себя в персонализации и персонификации как диаметрально противоположных процессах актуалгенеза личности человека. Выдвигается предположение о представленности данных процессов в речи. Представлены результаты эмпирического исследования смысловых полей и речевых маркеров процессов персонализации и персонификации. Операционализированы смысловые поля «Быть личностью» (персонализация) и «Быть собой» (персонификация). Показано, что у испытуемых мужчин, для которых значимо обладание высокими личностными качествами, низка значимость принятия себя, и наоборот. Выявлены слова-маркеры процессов персонализиции («иметь», «уметь», «отстаивать», «обладать», «поступки», «жизнь»») и персонификации («вести себя», «существовать», «стараться», «принимать», «поступать»). Наконец, для персонификации характерны речевые конструкции, построенные через отрицание. На основе валидизации полученных результатов экспертамиособенности означения в речи испытуемых процессов персонализации и персонификации можно представить в виде категориальной сетки.

Добавлено: 17 апреля 2016
Статья
Орлов А. Б., Чудновский В. Э. Вопросы психологии. 1989. № 2. С. 175-178.
Добавлено: 21 ноября 2013
Статья
Белобородова П. М. Вопросы психологии. 2017. № 5. С. 150-158.

Рассматриваются различные подходы к жизненному призванию: призвание как божест- венное указание, призвание как соответствие работе и моральный долг, призвание как отношение к работе, призвание как трансцендентный вызов, призвание как страсть к определенному занятию – и соответствующие им инструменты оценки. Исследования были начаты в США и Европе и сейчас продолжаются в Китае, Индии и Южной Корее. Ис- следователи предлагают все новые концептуализации призвания и инструменты оценки, и главный вызов, в настоящий момент стоящий перед научным сообществом, состоит в том, чтобы прийти к единому пониманию этого феномена. Исследования показывают, что все подходы имеют дело с одним базовым конструктом, который, предположитель- но, имеет своим ядром смысл, который чувство призвания придает профессиональной деятельности и другим сферам жизни. Открытыми остаются вопросы об источнике при- звания, его просоциальной направленности, роли религии в его нахождении и некото- рых других аспектах. Несмотря на сложности с формированием единой концепции при- звания, уже ясно, что оно оказывает существенное влияние на работу и жизнь в целом. Призвание, с одной стороны, позитивно влияет на удовлетворенность работой и жизнью, смягчает влияние стресса и профессионального выгорания, а также помогает выбрать карьерный и жизненный путь, а с другой – несет в себе опасность эксплуатации работода- телем, заставляет идти на жертвы в других областях жизни и в случае невозможности ре- ализации вызывает сожаления об упущенных возможностях. Главная задача данной ста- тьи – обратить внимание отечественной психологии на феномен жизненного призвания и дать начало исследованиям, которые позволят найти его место среди таких понятий, как смысл, выбор, личностный потенциал, самоосуществление и персонализация личности.

Добавлено: 2 октября 2017
Статья
Логинов Н. И., Спиридонов В. Ф. Вопросы психологии. 2019. № 4. С. 146-154.

Цель настоящей статьи – проанализировать современные подходы к пониманию инсайта и выделить те теоретические и экспериментальные новации, которые отличают совре- менное положение дел от классического. Первые теоретические постгештальтистские но- вации связаны с работами С. Олссона и переопределением понятия инсайта не столько как момента возникновения решения в сознании, сколько как момента преодоления ту- пика в решении. Подобное уточнение понятия инсайта позволило С. Олссону сформули- ровать принципиально новые исследовательские вопросы для этой области, которыми не интересовались гештальтпсихологи. Каждый из этих вопросов привел к появлению новых объяснительных моделей в психологии мышления: от моделей источников сложности за- дачи до моделей механизмов переструктурирования. Помимо теоретического прогресса в исследованиях инсайта, со времен гештальтпсихологов появилось и большое количе- ство новаций в области методов экспериментального изучения этого феномена. С одной стороны, эти новации вызваны необходимостью более теоретически обоснованного вы- бора стимульного материала (инсайтных задач) для исследования, а с другой – с отходом от представлений о том, что инсайтные задачи всегда решаются инсайтно, и последующей необходимостью развивать методы измерения инсайтных решений. Также можно указать еще две линии исследований, которые были вдохновлены преимущественно развитием методов. Первая из них связана с экспериментальными ситуациями, в рамках которых ис- следователи не просто подбирают особые задачи, а дополнительно формируют у испыту- емых установку, мешающую решению. Вторая линия исследований, связанная с методом подсказки, породила колоссальное количество разрозненных экспериментальных фак- тов по поводу того, что помогает и что мешает решать инсайтные задачи.

Добавлено: 8 января 2020
Статья
Микадзе Ю. В., Скворцов А. А. Вопросы психологии. 2014. № 4. С. 60-71.

Статья продолжает дискуссию о принципах синдромного анализа А.Р. Лурии, начатую ав- торами (Вопр. психол. 2007. № 4; Вестн. Моск. гос. ун-та. Сер. 14. Психология. 2007. № 2) и продолженную в публикациях других авторов (Вопр. психол. 2008. № 6; Вестн. Моск. гос. ун-та. Сер. 14. Психология. 2012. № 2). В статье предпринята попытка более детально рас- крыть содержание понятий «нейропсихологический фактор» и «синдром» в системе иных категорий, использованных в теории системно-динамической локализации высших пси- хических функций.

Добавлено: 26 августа 2014
Статья
Завершнева Е. Ю. Вопросы психологии. 2016. № 5. С. 71-87.

Вопрос о начале развития высшей психики исследуется с привлечением опубликованных работ Л.С. Выготского и его личных записей из семейного архива. Обсуждается проблема определения и метода изучения области «сознания без слова», возникающей в начале онтогенеза и на первых этапах микрогенеза речевого мышления. В контексте данной проблемы анализируются параллели между теориями Л.С. Выготского и А.А. Потебни; в русле культурно-исторической психологии рассматриваются гипотезы А.А. Потебни о флексии первичного аффекта как о первом акте знакового опосредствования и о снятии внутренней формы слова в истинном понятии. Точка зрения Л.С. Выготского относительно влияния речи на возникновение и развитие высшей психики комментируется в свете идей Л. Витгенштейна и В.В. Бибихина.

Добавлено: 24 сентября 2019
Статья
Николаев А. Я., Серегин К. С., Стрижова Е. А. и др. Вопросы психологии. 2014. № 6 (2014). С. 44-52.

В статье приводится обзор исследований, посвященных социально-психологическим аспектам проблематики самообучающихся организаций. Рассматриваются особенности организационной культуры самообучающейся организации, характерные типы и специфика лидерства, особенности меж- и внутригруппового взаимодействия, а также обмена и управления знаниями и навыками. Обсуждаются результаты исследований, посвященных влиянию внешнесредовых факторов развития организации на становление организационной культуры. Рассматривается влияние структурной организации компании на процессы социального взаимодействия в условиях организационного процесса.

Добавлено: 31 октября 2014
Статья
Гулевич О. А. Вопросы психологии. 2001. № 4. С. 53-67.
Добавлено: 1 октября 2011
Статья
Гулевич О. А. Вопросы психологии. 2004. С. 103-117.

Излагаются условия и способы улучшения межгрупповых отношений. Описываются направления соответствующих исследований, основанных на гипотезе контакта, изменении стереотипов и когнитивных моделях уменьшения межгрупповой дифференциации, и их ограничения.

Добавлено: 1 октября 2012
Статья
Поддьяков А. Н. Вопросы психологии. 2007. № 3. С. 166-168.
Добавлено: 24 декабря 2008
Статья
Гордеева Т. О., Лункина М. В., Сычев О. А. Вопросы психологии. 2018. № 5.

Резюме. Настоящее исследование посвящено вопросу источников благополучия подростков. Данная проблема рассматривается главным образом с позиций двух современных теоретических подходов – переформулированной теории выученной беспомощности, предлагающей понимание внутренних когнитивных источников депрессии и благополучия и теории самодетерминации, предлагающей объяснения внешних источников благополучия. С нашей точки зрения, данные объяснения комплиментарны, поэтому представляется возможным их совмещение и проверка в рамках одной эмпирической модели. В исследовании приняли участие подростки, обучающихся в восьмых классах общеобразовательных школ Москвы (N=223). С помощью батареи опросников нами оценивались три группы переменных - показатели удовлетворенности базовых психологических потребностей родителями, оптимистического атрибутивного стиля, а также  благополучия, самоуважения и настойчивости подростков. Все методики показали высокую степень надежности по показателю альфа Кронбаха, теоретически обоснованная структура опросников подтверждается результатами конфирматорного факторного анализа.  

Результаты исследования показывают, что подростки, родители    которых полнее удовлетворяют базовые психологические потребности (в автономии, компетентности и связанности) отличаются более развитым оптимистическим мышлением, проявляющимся при объяснении различных позитивных и негативных жизненных ситуаций. Применение методов структурного моделирования также позволило показать, что оптимистический атрибутивный стиль частично опосредует влияние удовлетворенности базовых психологических потребностей на показатели субъективного благополучия подростков и их успеваемости.

Полученные данные дают основания для разработки и проведения тренингов, а также консультативной работы с родителями, основанных на теории самодетерминации. В их основу должно быть положено обучение родителей поддержке базовых психологических потребностей через вовлеченность в жизнь ребенка, выбор подростком собственных вариантов поведения, снижение контроля, диалог и обсуждение проблем, поддержку и принятие, а также развитие у подростков и родителей оптимистического мышления как личностного ресурса обеспечивающего психологическое благополучие и настойчивость в деятельности. Ограничения проведенного исследования и перспективы будущих исследований также обсуждаются.

Добавлено: 23 октября 2018
Статья
Орлов А. Б., Радзиховский Л. А. Вопросы психологии. 1989. № 2. С. 164-166.
Добавлено: 21 ноября 2013
Статья
Александров Ю.И., Сварник О., Знаменская И. и др. Вопросы психологии. 2017. № 4. С. 87-101.

Несмотря на долгую историю использования представления о регрессии, ее проявле- ния и механизмы остаются малоизученными, специальные экспериментальные иссле- дования единичны, а мнения о ее значении – весьма противоречивы. Цель настоящего экспериментально-теоретического исследования состояла в том, чтобы выявить, какие закономерности динамики субъективного опыта и его мозгового обеспечения лежат в основе феноменов, описываемых как регрессия и выявляемых при, казалось бы, весьма разнородных состояниях и воздействиях, таких как сильные эмоции, введение алкоголя, стресс, разнообразные заболевания. Рассматриваются механизмы развития стресса и за- кономерности стрессовой адаптации. Проводится сопоставление механизмов болезни и стресса. Приводятся данные о том, что в состоянии стресса люди регрессируют к более ранним, «детским» формам поведения; это выражается в предпочтении ими стратегии поддержки «своего», даже если он поступает несправедливо. Однако организация этих форм поведения у подвергшихся стрессу взрослых отличается от «детской» организа- ции. Особенностью научения в ситуации стрессовой регрессии (как и при алкогольной интоксикации) является манифестация обратимой дедифференциации – уменьшение ак- тивности корковых структур. При длительном существовании стрессогенного влияния, обусловленного течением болезни, индивидуальное развитие приобретает форму увели- чения доменоспецифичной дифференцированности систем. Результаты экспериментов, проведенных на математической модели, соответствуют предположению о вреzменной дедифференциации как одном из механизмов увеличения эффективности научения в стрессовой ситуации. Утверждается, что регрессия и ее основа – обратимая дедифферен- циация – суть не деградация, нарушение развития, а закономерный его этап. Приводятся аргументы в пользу того, что значение дедифференциации, феноменологически описы- ваемой как регрессия, оказалось наиболее существенным фактором не только закрепле- ния ее в эволюции как компонента стрессовой адаптации, но и вообще ее возникновения в ситуациях, предполагающих формирование новых и модификацию имеющихся адапта- ций в условиях изменения внешней и/или внутренней среды.

Добавлено: 30 января 2018
Статья
Власова Р. М., Печенкова Е. В., Ахутина Т. В. и др. Вопросы психологии. 2012. № 4. С. 128-138.

Исследование мозговой организации употребления глаголов и существительных проведено с использованием метода функциональной магнитно-резонансной томографии. Показано влияние стратегии актуализации слова (извлечение глаголов и существительных по парадигматическим и синтагматическим связям) и степени автоматизации этих процессов на паттерн получаемой активации коры головного мозга.

Добавлено: 3 сентября 2013
Статья
Липатов С. А., Несмеянова Р. К. Вопросы психологии. 2019. № 2. С. 97-114.

Описывается характер взаимосвязи воспринимаемых типов корпоративной культуры по типологии Л. Константина со следующими переменными: привлекательность корпоративной культуры, виды организационной идентификации, потребность в ней, типы привязанности к организации и соответствие индивидуальных и организационных ценностей. В исследовании принял участие 241 сотрудник коммерческих предприятий (63 мужчины и 178 женщин). Им предлагалось заполнить анкету, включающую пять частей. Данные обрабатывались с помощью моделирования структурными уравнениями. Итогом работы стало создание четырех структурных (путевых) моделей для каждого воспринимаемого типа корпоративной культуры (открытого, закрытого, синхронного, случайного), отображающих особенности их связи с исследуемыми переменными. Были выявлены общие закономерности. Соответствие ценностей отражается на восприятии сотрудником своей организации как привлекательной, на появлении у него потребности в идентификации, а также говорит о низкой вероятности появления избегающего типа привязанности. Наличие амбивалентной привязанности может стать причиной возникновения избегающей привязанности, при которой сотрудники не удовлетворены работой и стараются минимизировать общение с коллегами, что, в свою очередь, может отчасти спровоцировать у них возникновение нейтралитета по отношению к месту работы. Дезидентификация и нейтральная идентификация могут стать причинами возникновения амбивалентного отношения к организации. Когда же у сотрудника нет индифферентного отношения к ней, и он включен в организационную жизнь, то высока вероятность формирования положительной идентификации. Помимо этого, были проанализированы особенности и различия в связях, выявленные в моделях. Перспективным направлением развития данной темы является обоснование и добавление в модели новых переменных с целью их эмпирической проверки для создания единой целостной теоретико-методологической модели, комплексно описывающей организационную жизнь.

Добавлено: 3 октября 2019
Статья
Данина М. М., Кисельникова Н. В. Вопросы психологии. 2012. № 2. С. 78-88.
Описывается авторская технология анализа кинофильмов с позиций решения задачи развития саногенного (оздоравливающего) мышления у зрителей. Эмпирически под- тверждается, что оценка саногенного потенциала кинофильма, сделанная на основе спе- циально разработанной системы критериев, является более прогностически точной, чем интуитивный отбор кинофильмов экспертами. Показано, что выраженность и характер развивающего эффекта зависят от интенсивности и разнообразия представленных в ки- нофильме саногенных психологических компонентов. Установлено, что обучение распоз- наванию данных компонентов в кинофильмах дает более выраженный оздоравливающий эффект, чем простой просмотр этих же кинофильмов.
Добавлено: 24 декабря 2014