• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 199 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Розенберг Д. Я. Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 2018.

Принято считать, что демократии превосходят автократии по многим экономическим параметрам, в том числе, по показателям младенческой смертности. Однако, представленная гипотеза не выдерживает эконометрических тестов на устоййчивость. Я утверждаю, что существуют теоретические причины, почему авторитарные лидеры иногда мспособны справляться с проблемой младенческой смертности не хуже демократических: за счет качества управления и глобализации. Я подтверждаю свою гипотезу регресионным анализом на панельных данных.

Добавлено: 18 ноября 2016
Статья
Ахременко А. С., Петров А. П., Филиппов И. Б. Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 2018. № 3. С. 87-112.

Данная работа посвящена проблеме выживания демократических режимов и успешности демократизаций. В этой статье представлена математическая модель, отталкивающаяся от предположений С.М. Липcета и А. Пшеворски о том, что с ростом благосостояния общества происходит снижение остроты конфликта групп интересов по поводу перераспределения ресурсов. Это снижение достигается за счет взаимосвязанных процессов расширения «пространства компромисса» – взаимно  приемлемого диапазона распределительных политик – и сближения предпочтительных параметров перераспределения в зоне умеренных значений.

Предложенная математическая модель показывает, как социальный капитал (более точно: его компонента, отвечающая за «наведение мостов» между незнакомыми людьми, bridging) и качество институтов позволяют – через увеличение производительности экономики и сопутствующий рост благосостояния – стабилизировать демократические режимы. Согласно предсказаниям модели, TFP (total factor productivity)  – совокупная производительность факторов производства увеличивает общий объем богатства общества и способствует консолидации демократии через снижение социальной напряженности и обеспечение лучшей работы демократического механизма выбора экономической политики. TFP понимается при этом как возможность образовывать такие кооперации индивидов и/или фирм, которые способны к наиболее эффективному совместному использованию имеющихся у них ресурсов.

По итогам анализа математической модели формулируется гипотеза о том, что более высокий уровень производительности способствует "выживанию" демократии. Данная гипотеза была протестирована с помощью анализа выживаемости (survival analysis) на обширном массиве количественных данных по эпизодам демократизации, составленном из данных базы «Regimes in the World». Анализ выживаемости показал, что TFP является значимым и сильным предиктором, снижающим риск завершения эпизода демократизации неудачей (откатом к более авторитарному состоянию режима). В среднем при прочих равных увеличение TFP на 10 процентных пунктов связано со снижением риска схода с трека демократизации в 1.2-1.4 раза. Полученные результаты устойчивы к изменению спецификации модели и состава контрольных переменных.

Добавлено: 10 июля 2018
Статья
Григорьев И. С. Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 2017. Т. 84. № 1. С. 159-174.

В статье представлен обзор основных теоретических подходов к судебной политике, раскрывающих влияние на нее институциональных и неинституциональных факторов. Анализ существующих теоретических моделей судебной политики и взаимоотношений суда с ключевыми игроками, действующими на политической сцене, позволяет автору выдвинуть гипотезу, что, несмотря на общность теоретических оснований, между конституционными судами в авторитарных и демократических режимах есть очень важное различие. Суть его заключается в том, что при авторитаризме судьи имеют принципиально иные ожидания относительно перспектив смены власти и потому вынуждены иным образом выстраивать внутрисудебные институты. Если при демократии даже в периоды относительно высокой консолидации власти, побуждающей суд более внимательно прислушиваться к запросам правительства, такое повышенное внимание обеспечивается ситуационно, то при автократии оно требует некоего устойчивого, институционального решения.

Добавлено: 13 апреля 2017
Статья
Туровский Р. Ф. Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 2014. № 4.

Одной из главных проблем региональных политических исследований остается дефицит объединяющих концептов. Это приводит к заметной фрагментарности, ориентации исследователей на более или менее узкие темы, при изучении которых не возникает полного и всеобъемлющего понимания предмета. Фактически отдельно друг от друга существуют исследования федерализма, региональной политики, региональных политических режимов, электоральной географии, местного самоуправления и др. В работе предлагается объединяющий концепт субнациональной политики. Субнациональная политика призвана объединить исследования региональной и локальной политики, а также отношений по линии центр-регионы, центр-локалитеты и регионы-локалитеты в федеративных и унитарных государствах, включая спорные и промежуточные случаи формальных федераций и децентрализованных унитарных государств. 

Добавлено: 18 февраля 2015
Статья
Нисневич Ю. А. Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 2011. № 2 (61). С. 175-185.

Институт государства, как и любой другой политический институт, непрерывно эволюционирует и видоизменяется в ходе исторического процесса. Рассматриваются политические, социальные, экономические и технологические  феномены ХХ века, которые предопределили переход к постиндустриальному развитию и связанные с этим трансформации государства как политического института.

Добавлено: 12 декабря 2012
Статья
Гимпельсон В. Е. Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 2018. № 2. С. 170-198.

Публикуемый материал представляет собой отчет о Тридцать вторых Губернаторских чтениях, прошедших 25 апреля 2018 г. в Тюмени в рамках проекта, осуществляемого журналом «Полития» совместно с администрацией Тюменской области. Тема Чтений — трансформации российского человеческого капитала. В основном докладе, представленном директором Центра трудовых исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» В.Е.Гимпельсоном, дано определение человеческого капитала и рассмотрен широкий спектр вопросов, связанных с его состоянием и развитием в России (предложение человеческого капитала и спрос на него в современных российских условиях, качество российского человеческого капитала и перспективы его повышения, ресурсы для инвестиций в человеческий капитал и др.). В содокладе профессора Тюменского государственного университета М.А.Гильтмана проанализирована ситуация с формированием человеческого капитала в Тюменской области, прежде всего в сфере образования. HR-директор Западно-Сибирского банка ПАО «Сбербанк России» А.М.Грецо ва и начальник отдела оценки и развития персонала «РН-Уватнефтегаз» Е.А.Рудык поделились опытом работы с человеческим капиталом, накопленным в их корпорациях, уделив особое внимание институту наставничества. Генеральный директор АО «ТАЛК», победитель конкурса «Лидеры России» М.М.Скворцов посвятил свое выступление роли проектов платформы «Россия — страна возможностей» в формировании спроса на человеческий капитал и его предложение. Подводя итог дискуссии, губернатор Тюменской области В.В.Якушев обратил внимание на комплексный характер формирования человеческого капитала, остановившись на том вкладе, который могут и должны внести в этот процесс государство, бизнес и семья.

Добавлено: 17 января 2019
Статья
Штейнман М. А. Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 2019. № 2 (93). С. 28-47.

Метафора власти — тема настолько обширная, что, не претендуя на всестороннее ее рассмотрение, М.Штейнман концентрируется на относительно узком ее аспекте, связанном с нарративным полем жанра фэнтези в контексте политических перемен XX — начала XXI столетия. Цель ее исследования — проследить трансформацию политической метафоры применительно к тем характеристикам, которые позволяют ей стать одним из ключевых инструментов политической рефлексии. Вместе с тем Штейнман обращает внимание на еще одно важное свойство политической метафоры — способность моделировать ту или иную версию политической реальности.

Связь между метафорой, политическим мифом и жанром фэнтези столь же очевидна, сколь и дискуссионна. Матрица жанра фэнтези изначаль- но создавалась не как способ развлечь читателя, но как поле развернутых размышлений на тему современности. Именно это побудило Штейнман со- единить в рамках одного исследования «Властелина колец» Дж.Р.Р.Толкина и «Песнь льда и пламени» Дж.Мартина — каждый из этих авторов старался выявить и осмыслить политические проблемы своего времени.

Наиболее отчетливое выражение данные проблемы получили в двух образах — Кольца Всевластья у Толкина и Железного Трона у Мартина. Вместе с тем, по заключению Штейнман, доминирующее значение имеет метафора политической игры, заключенная в словосочетании «игра престолов». О ее роли свидетельствует, в частности, анализ современных медиа. Каждый раз, когда политическая повестка подразумевает дебаты или выборы, активизируются мемы, отсылающие к действующим лицам цикла Мартина и базирующегося на нем сериала. В то же время нередко встречается и упрощенное использование мема на уровне эксплуатации узнаваемой формулировки.

Добавлено: 13 октября 2019
Статья
Ахременко А. С., Локшин И. М., Юрескул Е. А. Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 2017. № 2. С. 5-31.

В статье на стыке политической и экономической наук рассматривается проблема «ловушек развития», - механизмов, блокирующих рост благосостояния развивающихся стран. Анализируя существующие теории («ловушка среднего дохода», «мальтузианская ловушка» и др.), авторы предлагают комплексный подход, основанный на совокупной производительности факторов (Total Factor Productivity, TFP). С опорой на математические модели и теоретические результаты показан механизм блокировки роста: убывающая отдача для продуктивной экономической деятельности от наращивания насильственного потенциала государства. На пространственно-временной выборке стран мира проводится эмпирическое тестирование гипотез о взаимосвязи между барьерами развития,  политическими институтами и экономической  продуктивностью. 

Добавлено: 16 июня 2017
Статья
Труевцев К. М. Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 2006. № 3.
Добавлено: 23 ноября 2010
Статья
Исаев Л. М., Коротаев А. В. Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 2015. № 3. С. 91-101.

На основе математического анализа электоральной статистики А.Коротаев и Л.Исаев приходятк выводу, что В.Янукович потерял Украину задолго до событий 2013–2014 гг. Проведенное ими исследование показывает, что для большей части поддерживавшего Партию регионов юго-востока страны еще до начала этих событий был характерен очень высокий уровень политической пассивности, что контрастировало с Центральной и особенно Западной Украиной, а также Киевом, где высокая политическая активность населения сочеталась с прооранжевыми настроениями. Тем самым к ноябрю 2013 г. Янукович оказался в крайне невыгодном положении, которое во многом и обусловило его падение.

Добавлено: 21 сентября 2015
Статья
Нисневич Ю. А. Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 2012. № 1. С. 187-199.

В статье рассматривается авторская постановка задача эмпирической оценки того, какие из государств современного мира можно считать демократиями. Для решения этой задачи предлагается двухэтапный дихотомический подход, основанный на определении современной полиархической демократии как формы организации политических и государственных порядков, которую характеризует расширенный по отношению к предложенному Р.Далем набор институциональных средств. Сформулирована гипотеза о том, что в качестве интегрального индикатора континуального качества реализации политических и государственных порядков полиархической демократии, может быть использовано состояние коррупции в публичной сфере. И государство может считаться демократией, если в нем реализованы такие минимально необходимые, бинарные порядки демократии как свободные, честные и регулярно проводимые выборы и сменяемость по их результатам должностных лиц и распространение коррупции не превосходить минимально допустимого уровня.

Добавлено: 11 сентября 2012
Статья
Нисневич Ю. А. Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 2013. № 1(68). С. 156-174.

Представлено исследование, задача которого состояла в эмпирической проверке гипотезы о том, что интегральным индикатором континуального качества реализации политических и государственных порядков полиархической демократии может служить уровень коррупции в публичной сфере, и в определении с использованием этого индикатора какие государства современного мира можно считать полиархическими демократиями. Результаты исследования, полученные с использованием эмпирических данных государствоведческих исследований межгосударственных и неправительственных организации, подтвердили правомерность гипотезы в целом, и позволили установить, что 83 суверенных государства могут считаться полиархическими демократиями.

Добавлено: 2 апреля 2013
Статья
Стародубцев А. В. Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 2018. № 4 (91). С. 70-89.

В статье обсуждаются гипотетические условия ус пешной деятельности региональных правительств в современной Рос сии. Основываясь на литературе, посвященной анализу специфики управ ления в условиях преобладания практик недостойного правления (bad governance), а также учитывая известные на сегодняшний день особенности и факторы управления на субнациональном уровне, А.Стародубцев описывает проблемы, с которыми сталкиваются региональные власти в ходе выполнения своих непосредственных обязанностей. Рассматривая институциональные, структурные и персональные факторы, способные повлиять на процесс и результаты регионального управления, он исследует возможные исходы различных их комбинаций. Центральный тезис статьи заключается в возможном позитивном влиянии на качество управления сочетания политического контроля над регионом с нацеленностью губернатора и его команды на обеспечение регионального развития. Все другие сочетания факторов оцениваются автором как менее благоприятные. Вместе с тем в соответствии с базовыми посылками предложенной им модели наибольшие сложности для развития создают внутриэлитные конфликты. В российских условиях такие конфликты принципиально неинституционализированы. Как следствие, у участников политического процесса не оказывается ни устоявшихся каналов представительства интересов, ни долгосрочного горизонта планирования, ни ответственности перед избирателями, ни других механизмов, способных сгладить последствия внутриэлитной борьбы. Однако причины отсутствия в регионах с внутриэлитными конфликтами стабильного развития требуют дальнейшего изучения. Исследователям еще только предстоит понять, что именно препятствует экономическому развитию в полицентрических системах субнационального уровня и как политический конфликт между различными сегментами элиты влияет на отбор лиц, управляющих соответствующими регионами.

Добавлено: 29 декабря 2018
Статья
Турченко М. С. Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 2015. № 2. С. 38-53.

Принятый в 2002 году федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установил, что с 15 июля 2003 года во всех регионах страны не менее половины депутатов законодательных собраний должны избираться по пропорциональной избирательной системе. Следствием этой реформы стало значительное повышение роли политических партий как участников региональных избирательных кампаний. Как результат, в субъектах федерации стали складываться собственные партийные системы. При этом степень фрагментации региональных партийных систем значительно разнилась от субъекта к субъекту. В статье анализируются три рода факторов, которые могли оказать влияние на различный уровень партийной фрагментации в регионах: институциональные, социологические и политические. Проведённое исследование, выполненное в рамках статистической исследовательской стратегии, демонстрируют, что, несмотря на появление в первой половине 2000-х годов условий для складывания региональных партийных систем «снизу», основную роль в их формировании играла, тем не менее, исполнительная власть.

Добавлено: 13 июня 2015
Статья
Шелов-Коведяев Ф. В. Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 2004. № 2.
Добавлено: 2 декабря 2008
Статья
Гласер М. А., Томанн П. Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 2018. Т. 88. № 1. С. 117-134.

Кризис на Украине привел к ухудшению отношений России как с Францией, так и с Германией. Если эти две страны не смогут мобилизовать свою политическую волю и провести конструктивные переговоры с РФ, дальнейшее развитие Европейского союза, сталкивающегося сегодня с глубоким экзистенциальным кризисом, окажется под вопросом. Ключевой исследовательский вопрос статьи заключается в том, способна ли (и в какой мере) обновленная франко-германская ось добиться оптимизации отношений между ЕС и Россией. В статье рассмотрены основные параметры кризиса ЕС, обозначена главная системная ошибка архитекторов интеграционного процесса в Европе. С точки зрения авторов, она состоит в излишне оптимистической оценке объединительного потенциала Европы, а также в отсутствии должного внимания к подбору инструментов, которые бы позволили сгладить серьезные различия в уровне экономического развития и политической культуре входящих в ЕС стран. Выявлены плюсы и минусы дальнейшего расширения Европейского союза, зафиксирована опасность связи между вхождением в ЕС и НАТО. Детально проанализированы сходства и различия подходов Германии и Франции к выстраиванию отношений с Россией, уточнены национальные интересы и геополитические стратегии этих стран в ЕС, прямо влияющие на перспективы возобновления конструктивного диалога с РФ. По заключению авторов, хотя определенная перестройка Европейского союза под обновленным франко-германским руководством вполне возможна, ожидать системных изменений в отношениях между ЕС и Россией пока преждевременно.

Добавлено: 2 октября 2018
Статья
Шевцова И. К., Гилев А. В. Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 2019. № 2. С. 151-167.

За последние полтора десятилетия муниципалитеты в России утратили значительную часть своей финансовой самостоятель- ности: средняя доля трансфертов из региональных бюджетов в бюджеты муниципальных образований выросла в два раза. Параллельно с этим муниципалитеты теряли и политическую автономию от властей региона. Сопровождался ли рост финансовой и политической зависимости муни- ципалитетов политизацией региональных межбюджетных трансфертов? Влияют ли результаты выборов на объем средств, получаемых муници- палитетами из регионального бюджета? Поиску ответов на эти вопросы и посвящена настоящая статья. Эмпирическую основу исследования со- ставила авторская база данных по двум видам межбюджетных трансфер- тов, распределение которых зависит от региональной власти, для 70 му- ниципальных образований Пермского края и Новгородской области за период с 2013 по 2017 г.

Проведенный авторами регрессионный анализ подтвердил предполо- жение о политических основаниях перераспределения бюджетных средств между муниципалитетами, но только в начале электорального цикла, что характерно для модели поощрения лояльного электората. Как и в случае федеральной политики, речь идет не о попытках заручиться поддержкой неопределившихся избирателей или задобрить проблемные территории, а о награде за «хорошие» электоральные результаты и наказании за «плохие». Получению большего объема трансфертов может способствовать и наличие у муниципалитета своего депутата в региональной легислатуре. Влияния на размеры трансфертов инфраструктурных потребностей муниципалитетов обнаружено не было.

Добавлено: 2 сентября 2019
Статья
Каспэ С. И. Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 2018. № 3. С. 6-30.

Метафора «рынков спасения» может быть ограниченно полезна для понимания поведения тех акторов, которые действуют в пересечениях сакрального и политического полей, руководствуясь собственной рациональной логикой, – например, государств. Наблюдаемое в последние десятилетия ослабление их сотериологической функции может быть связано со сжатием самого рынка спасения вследствие сокращения объемов человеческого страдания. Однако это сжатие оказалось временным. Восстановление спроса на спасение заставляет государства переопределять свои стратегии, колеблясь между различными версиями «гражданской религии», «политической религии», радикального лаицизма и т.д. Одновременно ужесточается конкуренция между государствами и иными операторами спасения – другими формами политических союзов, а также традиционными и нетрадиционными иерократическими союзами.

Гипотетически критерием оценки конкурентоспособности государств на рынке спасения может служить степень выражаемой их гражданами готовности «сражаться за свою страну». В пользу гипотезы говорит то, что категория жертвы, так или иначе присутствующая в почти любых сакральных дискурсах и символических комплексах, оттуда перешла и в дискурсы, и в механизмы символизации и легитимации современного государства. Впрочем, интуитивно очевидные подтверждения выдвинутой гипотезы в социологических данных отсутствуют – однако более глубокий анализ, возможно, позволит их выявить. В то же время есть основания полагать, что дальнейшее развитие событий вообще поставит под сомнение продуктивность применения к этой проблематике метафоры рынка и потребует замены ее другой метафорой. Вероятнее всего, метафорой войны.

Добавлено: 24 сентября 2018
Статья
Фокин К. В. Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 2019. № 3. С. 33-54.

Статья посвящена проблеме политического авторитета, рассматриваемого в качестве явления социальной реальности. Трактуя авторитет как социально-политический институт, имеющий корни в биологической природе человека и эволюционирующий на протяжении истории, автор предлагает рамочную основу для комплексной теории политического авторитета и выделяет четыре стадии его эволюции. Первая стадия — (политический) авторитет в его дочеловеческой версии. Это те формы лидерства, которые порождаются потребностью в решении функциональной проблемы кооперации у социальных животных и подразумевают не жесткую иерархию, а подвижную, восприимчивую к изменениям структуру, основанную на доверии к вожаку. Вторая стадия — появление функциональной реплики с «животного авторитета» в первых человеческих сообществах, формирование института авторитета и сращивание его с религиозными представлениями, возникновение веры в сверхъестественных агентов и сверхъестественное наказание. Третья стадия — развитие политического авторитета как авторитета религиозного, приводящее к становлению института делегирования власти от отсутствующей в физическом мире величины — бога, богов или государства как «смертного бога». Четвертая стадия — демистифицированный политический авторитет, утверждающийся в секулярном современном обществе, но сохраняющий не- которые элементы своих предшественников. Согласно автору, подобный привязанный к эмпирике подход к осмыслению политического авторитета открывает возможность в том числе для решения некоторых проблем нормативных теорий, позволяя четче уяснить место авторитета в политической жизни общества.

Добавлено: 4 ноября 2019