• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдена 281 публикация
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Павлов А. В. Социологическое обозрение. 2011. № 3. С. 115-124.
Добавлено: 31 января 2012
Статья
Кильдюшов О. В. Социологическое обозрение. 2017. Т. 16. № 2. С. 348-353.

Рецензия на книгу: Сергеев С. М. (2017). Русская нация, или Рассказ об истории ее отсутствия. М.: Центрполиграф. 575 С. ISBN 978-5-227-06623-7

Добавлено: 30 июня 2017
Статья
Запорожец О. Н. Социологическое обозрение. 2012. Т. 11. № 3. С. 164-168.

Рецензия подчеркивает важность выработки микро и мезо-оптики в исследованиях мобильности, предпринимаемой авторами сборника. Исследования мобильности, переживающие бум на протяжении последнего десятилетия, долгое время востребовали преимущественно "большие" схемы интерепретации, работающие с общей логикой мобильности и ее институциональными, инфраструктурными основаниями. Существенным шагом в равитии исследований мобильности становится определение перемещений как пространства взаимодействий и взаимовлияния устоявшихся структур и подвижных агентов, совместно образующих постоянно изменяющийся ландшафт современности.  

Добавлено: 20 марта 2013
Статья
Борисенкова А. В. Социологическое обозрение. 2009. Т. 8. № 2. С. 67-71.
Добавлено: 21 ноября 2009
Статья
Кильдюшов О. В. Социологическое обозрение. 2015. Т. 14. № 2. С. 151-158.

Рецензия на книгу: Спааий Р. (2014). Спорт и социальная мобильность: Пересекая границы / Пер. с англ. Н. В. Селивановой. М.: Национальное образование. 288 с. ISBN 978-5-4454-0508-5. (Библио­тека Российского международного олимпийского университета).

Добавлено: 1 июля 2015
Статья
Макинтайр А. Социологическое обозрение. 2013. Т. 12. № 1. С. 139-157.

В статье рассматривается проблема связи действий и верований. Автор показывает, что принятый в социальных науках подход, берущий свое начало в работах Юма и Милля и предполагающий выявление каузальных связей между верованиями и действиями, ошибочен. Вместо этого Макинтайр, исходя из разделения физического движения и человеческого действия, предлагает рассматривать связь верований и действиями с точки зрения тех описаний, которым должно соответствовать действие. В качестве иллюстрации своего подхода автор рассматривает роль, которую сыграла философская работа И. В. Сталина «О диалектическом и историческом материализме» в процессе идеологического «закрытия» советского общества.

Добавлено: 2 июля 2013
Статья
Социологическое обозрение. 2007. № 3.
Добавлено: 24 декабря 2008
Статья
Павлов А. В. Социологическое обозрение. 2018. Т. 17. № 3. С. 149-172.

Автор статьи пытается (пере)осмыслить проблемное поле социально-философского знания. В тексте говорится, чем социальная философия принципиально отличается от теоретической социологии, исторической социологии и политической философии, на основании чего обосновывается утверждение, что социальная философия — самостоятельная и целостная дисциплина. Далее формулируются несколько возможных подходов к изучению общества, которые можно было бы охарактеризовать как «слабые программы» социальной философии. Утверждается, что на их базе может быть сформулирована «сильная программа» социальной философии. Такая программа должна органически сочетать в себе следующие установки — методологию неомарксизма, включая ориентацию на традиционные для этого течения объекты анализа; аккуратные и тщательные исследования, а также фундированность и концептуальность, т. е. обязательный выход за пределы отработанного эмпирического материала. Далее формулируется один из главных вызовов, с которым сталкивается и/или должна столкнуться социальная философия в ближайшем будущем. Перед социальной философией стоит сложная задача — сказать что-то осмысленное о времени, в котором мы живем, определить изменения в культуре и экономике, попытаться ответить на вопрос, что пришло на смену постмодерну, если он вообще существовал. На основании сказанного предлагается рабочая дефиниция социальной философии: многочисленные (не всегда) философские концептуализации социальных проблем, феноменов, сложных понятий, а также теоретические попытки интерпретации нашего и/или иного времени, во-первых, предполагающие нормативное измерение и, во-вторых, основанные на богатом эмпирическом материале. Обозначенный подход также можно объяснить через понятие «параллаксы лисы», предполагающее, что социальная философия занимается многими вещами, но старается путем тщательного и многофакторного исследования этих вещей взглянуть на изучаемую проблему по-новому или обнаружить ее эвристический потенциал.

Добавлено: 1 октября 2018
Статья
Василенко Ю. В. Социологическое обозрение. 2015. Т. 14. № 2. С. 23-30.

В статье концептуализированы основные положения первой из десяти «Лекций по политическому праву», прочитанных выдающимся испанским политическим философом-консерватором XIX в. Хуаном Доносо Кортесом в мадридском «Атенео» в 1836–1837 гг. В «Лекции» Доносо формулирует собственную, как он ее называет, «всеобщую теорию правления» и сосредотачивается на «миссии правления представительного», отстаивая молодую испанскую конституционную монархию, оказавшуюся в тисках между двумя крайностями: либерально-буржуазным революционным движением (партией прогрессистов) слева и клерикально-абсолютистским движением («карлистами») справа. В ходе «Лекции» Доносо противопоставляет два закона: «закон индивида» и «закон ассоциации», которые в будущем подобно противоположностям Гегеля должны синтезироваться в «плодовитом единстве». «Лекция» претендует на широкие исторические обобщения, являющиеся неотъемлемой чертой философского стиля Доносо, и может быть определена как философия истории. Автор также анализирует две классические интерпретации «Лекций» и их аргументы, предложенные испанскими политическими философами XIX–XX вв., решая при этом одну из ключевых для всей идейно-ценностной эволюции Доносо проблему: к какому типу консерватизма он принадлежит на этапе 1836–1837 гг., либеральному консерватизму или традиционализму.

Добавлено: 29 октября 2015
Статья
Кузьминов В. Я., Степанцов П. М. Социологическое обозрение. 2009. Т. 7. № 3. С. 44-54.
Добавлено: 6 июля 2009
Статья
Ахутин А. В., Филиппов А. Ф. Социологическое обозрение. 2013. Т. 13. № 12. С. 34-47.

Обсуждение концепции политического у Карла Шмитта принимает форму диалога. Философ Анатолий Ахутин ставит три вопроса: 1) О суверенитете: суверенен лишь тот, кто может ввести чрезвычайное положение, но не получится ли так, что чрезвычайное положение используется для утверждения и поддержания диктаторских полномочий? 2) О решимости. Что означает перекличка между Шмиттом и Хайдеггером? Можно ли говорить, что полнота экзистенциальной автономии обретается в монолитной экзистенции народа? 3) О речи и демократии. Не следует ли понимать политическое скорее как сообщество существ-обладающих-словом? Социолог Александр Ф. Филиппов отвечает на эти вопросы.

Добавлено: 14 октября 2013
Статья
Дмитриев Т. А. Социологическое обозрение. 2017. Т. 16. № 1. С. 183-226.

В статье сделана попытка наметить контуры новых теоретических подходов к изучению советского прошлого на основе культурно-антропологической программы исследований «советского человека», предложенной Н. Н. Козловой (1946–2002). Наше предположение заключается в том, что в ходе осуществления этой исследовательской программы Козлова пыталась решить двойную задачу: преодолеть идеологические рамки, заданные концепцией тоталитаризма как базовой модели понимания советского общества, с одной стороны, и понять советское общество как непреднамеренное социальное изобретение, с другой. В рамках модели советского общества как непреднамеренного социального изобретения классические социально-теоретические концепции вступают в сложный теоретический симбиоз с постклассическими социальными теориями Н. Элиаса, М. Фуко, М. де Серто и П. Бурдье. Целью такой стратегии исследования является поиск адекватных мыслительных моделей и общей теоретической рамки понимания взаимоотношений между индивидом и обществом. Особое внимание в статье уделяется оценке эвристического потенциала гипотезы Козловой о советской цивилизации как особом типе общества модерна и ее значению для исследований советского общества и культуры.

Добавлено: 24 февраля 2018
Статья
Корбут А. М. Социологическое обозрение. 2013. Т. 12. № 2. С. 145-171.

Статья посвящена проблеме плагиата в диссертационном тексте. На примере конкретного случая — диссертации по религиоведению, содержащей значительные заимствования из других текстов, — показывается, что без понимания механизмов производства локального текстуального порядка анализ плагиата будет недостаточным. Возможность успешной защиты диссертации, содержащей плагиат, связывается не столько с особенностями социального контекста, в который помещен текст диссертации, сколько с практиками компетентного чтения, которые лежат в основе научной экспертизы.

Добавлено: 3 сентября 2013
Статья
Филиппов А. Ф. Социологическое обозрение. 2012. Т. 11. № 1. С. 120-131.

Статья посвящена критическому обзору книги А.В. Магуна «Единство и одиночество». Дан анализ основных принципов, на которых построен данный учебник, отмечены достоинства и недостатки работы, особое внимание уделено понятиям государства и репрезентации, интерпретации трудов Макьявелли и Гоббса.

Добавлено: 22 марта 2013
Статья
Филиппов А. Ф. Социологическое обозрение. 2012. Т. 11. № 1. С. 120-131.

 

Статья посвящена критическому обзору книги А.В. Магуна «Единство  и одиночество». Дан анализ основных принципов, на которых построен данный  учебник, отмечены достоинства и недостатки работы, особое внимание уделено по- нятиям государства и репрезентации, интерпретации трудов Макьявелли и Гоббса
Добавлено: 28 января 2013
Статья
Турчик А. В. Социологическое обозрение. 2011. Т. 10 . № 1-2.
Добавлено: 29 июня 2011
Статья
Филиппов А. Ф. Социологическое обозрение. 2010. Т. 9. № 3. С. 85-92.

Предисловие к публикации перевода статьи «Политика» К. Шмитта. Шмитт в 1933-1936 гг. стремился (хотя и сравнительно безуспешно) стать идеологом нацистского режима, переживавшего пору становления. Это позволяет ставить вопрос о вине мыслителя, но не мешает находить теоретическое содержание в его работах этого периода. Критика парламентской демократии и понимание политического как противостояния врагов приводят Шмитта к концепции трехчленного политического единства народа, государства и движения. Он видит в нацистском режиме новый вид политики, основанной не на борьбе, но на мобилизации ведомого фюрером народа. Эта конструкция оказалась не только политически порочной, но и теоретически ущербной, однако ее изучение является поучительным опытом.

Добавлено: 3 октября 2012
Статья
Филиппов А. Ф. Социологическое обозрение. 2010. Т. 9. № 3. С. 85-93.
Добавлено: 22 марта 2011
Статья
Глухов А. А. Социологическое обозрение. 2013. Т. 12. № 2. С. 3-15.

В статье рассматриваются условия реализации политического проекта «конституции свободы» на основании опыта XX в. Жесткое противостояние на протяжении всего столетия философских логик различия и репрезентации позволяет сформулировать основную политическую проблему — взаимную непереводимость языков свободы и справедливости. Основанием конституции свободы должны стать автономные «формы жизни», которые справедливо распределяются в сложной некартезианской текстуре политического бытия.

Добавлено: 2 сентября 2013
Статья
Мусихин Г. И. Социологическое обозрение. 2016. Т. 15. № 2. С. 68-88.
В статье риторика рассматривается как основной способ аргументации в контексте политической символизации. Автор исходит из того, что символическое воздействие в политическом контексте предполагает общее знание информации, но не опирается на заранее оговоренную реакцию на данную информацию. Специфическое содержание политической символизации выводится из анализа теории символа, созданной немецким романтизмом. Политическая символизация концептуализируется в статье как множественность заранее неконвенционализированных смыслов коммуникации в политическом контексте. Утверждается, что политическая символизация — плохо поддающееся прогнозированию явление, которое как если бы происходит, но в коллективном восприятии наделяется большей, нежели реальные события, явленностью. Автор показывает, как механизм убеждения превращается в политике в самостоятельную величину, которая является инструментом трансляции идей и может продуцировать новые смыслы. В данном контексте политическая аргументация — это не просто средство продвижения политики, характер аргументации в значительной степени создает политику. В рамках политической риторики «истина» и «ложь» выступают суждениями идеологизированного нормативного языка. Поэтому способность «навязать» общественности собственную идеологическую перспективу как конструкт, состоящий из ценностных и когнитивных элементов, приобретает принципиальное значение. При формировании политической повестки дня владение аргументационными ресурсами становится реальной политической силой. Однако не всякая риторическая апелляция к политическому сообществу может привести к устойчивой и дея­тельной коллективной самоидентификации, сопровождающейся выработкой новых политических смыслов через коллективные суждения.
Добавлено: 1 сентября 2016
Статья
Дмитриев Т. А. Социологическое обозрение. 2018. Т. 15. № 3. С. 56-89.

Эволюция политической мысли Томаса Гоббса в 1630–1640-е гг. отмечена заметным ростом интереса к отношениям между политикой и религией, государством и церковью. Этот интерес нашел свое выражение в оригинальной версии политической теологии, наиболее полное изложение которой можно найти в его трактате «Левиафан». На свою концепцию политической теологии Гоббс смотрел как на эффективный способ решения теолого-политической проблемы Нового времени. В основу своей политической теологии Гоббс кладет новое истолкование ряда доктринальных положений христианского вероучения, призванное согласовать его с абсолютной властью светского суверена. Особое внимание в статье уделено рассмотрению тех прагматических стратегий, которые были предложены Гоббсом для обезвреживания взрывоопасного для гражданского мира и безопасности государства потенциала христианской религии. Показано также, что полное подчинение церкви государству в политической теологии Гоббса послужило отправной точкой важнейшего этапа секуляризации западного мира, который привел к отделению политики от религии и государства от церкви.

Добавлено: 30 октября 2018