• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 313 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Ефанов А. А. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2017. № 3 (48). С. 71-75.

В статье проводится социологическое обоснование амбивалентности социальных изменений в результате влияния моральных паник на общество. Доказывается, что моральные паники могут приводить не только к деструктивным, но и конструктивным социальным последствиям. Выделяется ряд функций моральных паник. По итогам проведенного исследования делается вывод, что моральные паники выступают в качестве фактора социальных изменений.

Добавлено: 16 сентября 2018
Статья
Дейнека О. С., Духанина Л. Н., Максименко А. А. Перспективы науки и образования. 2020. Т. 47. № 5. С. 273-292.

Актуальность изучения агрессии детей в киберпространстве остается предельно высокой в силу продолжающейся интенсификации цифровой коммуникации, развития социальных медиа и новых форматов взаимодействия, особенностей цифровой социализации поколения Z. В ходе теоретического анализа работ зарубежных исследователей, в основном, последних пяти лет, посвященных проблеме травли в сети Интернет, приводятся данные многочисленных опросов о распространенности феномена в различных странах, обсуждаются принятые в научной среде трактовки понятия «кибербуллинг», рассматриваются его классификации и виды, а также наиболее популярные теоретические модели этого деструктивного явления, выделяются предпосылки и предикторы, роли участников коммуникации и особенности их взаимодействия в виртуальной среде. Обзор современных исследований позволил обратить внимание на используемые за рубежом методики сбора информации, а также на взаимосвязи с характеристиками «темной триады личности» и параметрами теста «Большая пятерка». Анализируя деструктивное поведение в киберпространстве, ученые связывают его с чрезмерной степенью самораскрытия в социальных сетях и публикацией слишком откровенного, провокативного контента, повышенным употребление психоактивных веществ, низким уровнем дружеской поддержки, негативным семейным окружением и сексуальным насилием. Показано, что высокая степень дружеской поддержки сверстников, теплые отношения в школе, поддержка родителей являются защитным фактором от виртуальной травли. Виктимизация от кибербуллинга влияет на психосоматический статус жертвы, вызывая повышенную тревожность, гнев, депрессию, проблемы со сном, воровство, причинение вреда и нарушение общественных правил.

Добавлено: 21 октября 2020
Статья
Белова Е. Д. Вестник Московского университета. Серия 5: География. 2018. № 3. С. 96-99.

Киноиндустрия как отрасль креативной экономики оказывает на социально-экономическое развитие не только прямое, но и косвенное влияние. Пример такого информационного эффекта отрасли – кинематографический туризм, инспирируемый популярными кинокартинами. Впервые в России он изучен на примере кинофильмов, вышедших на экраны с января 2000 по июль 2017 гг., и отобранных по рейтингу Кинопоиска и IMDb (410 кинокартин). Выявлено, что тематические туры были созданы по мотивам фильмов «Высоцкий. Спасибо, что живой», «Географ глобус пропил» и «Питер FM». Декорации, построенные специально для картин «Записки экспедитора тайной канцелярии» и «Орда», стали туристическими объектами. Повлияли на рост узнаваемости места и усиление туристического интереса к соответствующим регионам кинофильмы «Брестская крепость», «Левиафан», «Территория».

Добавлено: 19 июня 2019
Статья
Белова Е. Д. Латинская Америка. 2017. № 11. С. 95-106.

В последние десятилетия в мире появляются новые виды туризма, и одним из наиболее динамично развивающихся стал кинематографический туризм. На примере Барселоны в статье показано, как этот вид туризма дополняет традиционные пляжный и городской отдых. Автор рассматривает роль различных районов и достопримечательностей в создании визуального образа города, маршруты по местам действий популярных фильмов, снятых в столице Каталонии, и влияние кинокартин на формирование внешних и внутренних туристических потоков и их перераспределение.

Добавлено: 21 июня 2019
Статья
Шариков А. В. Вестник ВГИК. 2018. № 3. С. 128-143.

В условиях нарастающей цифровизации медиапространства анализ показов кинофильмов на ведущих российских телеканалах представляет повышенный интерес. В статье анализируются специфика кинопоказов на ТВ в целом и та кинопродукция, просмотрам которой отдает предпочтение отечественная телеаудитория. Комплексный анализ представленности кинофильмов основан на сетках вещания 22 российских телеканалов в июле 2018 года. При этом учтены основные показатели кинорепертуара на ТВ, предпочтения телезрителей по возрастным категориям.

Добавлено: 6 марта 2020
Статья
Давыдов С. Г., Адемукова Н. В. Социологический журнал. 2019. № 4. С. 163-183.

В 1990-х и 2000-х гг. заметную роль в развитии отечественной социологии медиа играли исследовательские подразделения при средствах массовой коммуникации и рекламных агентствах. Одно из таких подразделений — созданная медиаменеджером и журналистом А.Г. Быстрицким Социологическая служба ВГТРК, которой долгое время руководил социолог А.В. Шариков. За 12 неполных лет работы задачи Службы неоднократно менялись. В их число входили и вторичный анализ результатов измерений аудитории, и экспертные опросы, и качественные исследования аудитории, исследовательские экспедиции в российские регионы и др. Особое место среди проектов Службы занимает проведение первого в истории российского социологии экзитпола (1993 г.). В статье рассматриваются основные периоды и направления деятельности подразделения, проекты и основанные на них публикации. Приводятся сведения о ведущих специалистах, принимавших участие в работе исследовательского подразделения в разные годы его существования.

Добавлено: 14 января 2020
Статья
Ним Е. Г. Шаги/Steps. 2021. Т. 7. № 4.

Статья посвящена исследованию медийных образов малых небесных тел – комет, астероидов и метеоритов. Особое внимание уделено «импактной» репрезентации этих космических объектов, отображающей их вероятное или произошедшее столкновение с Землей. Статья отвечает на ряд вопросов: с какого времени, в каких контекстах и образах происходит появление этих небесных тел в культуре? Как формируется импактный дискурс в астрономии и какова роль научной фантастики в его происхождении и популяризации? В чем состоят особенности медийных репрезентаций космических угроз, и какого рода сложности возникают в коммуникации астрономов и журналистов? Какими акторами и какими способами импактное событие конструируется в эпоху интернета, мобильных технологий и социальных медиа? Исследование выявляет ряд тенденций в производстве и рецепции дискурса кометно-астероидной опасности. В анализ вовлекаются различные медиа и тексты: научно-популярные книги астрономов, художественные произведения, контент новостных СМИ и социальных медиа. Автор приходит к выводу, что благодаря совместным усилиям ученых, писателей-фантастов и журналистов, импактный дискурс, акцентирующий риски столкновения малых небесных тел с Землей, прочно утвердился в общественном сознании. Кроме того, в настоящее время, как видно в случае с падением Челябинского метеорита, значительную роль в создании импактного медиасобытия играют его свидетели, использующие доступные цифровые технологии.

Добавлено: 22 июня 2021
Статья
Парамонов А. А. Философский журнал. 2016. Т. 9. № 3. С. 148-153.

Рассматривается фрагмент из книги Фрэнсиса Бэкона «О достоинстве и приумножении наук» (“De Dignitate et Augmentis Scientiarum”, 1623), в котором английский философ объясняет придуманный им прием сокрытия тайного текста с использованием двух шифровальных алфавитов. Стратегией сокрытия у Бэкона может выступать не только принцип незаметности присутствия в письме тайного содержания, которому, например, следует его знаменитый метод двухлитерного шифра, но и прямо противоположный, когда средством утаивании выступает явность тайного. Именно последний принцип и лежит в основе приема сокрытия шифра с использованием двух алфавитов. К сожалению, русский перевод фрагмента с изложением этого метода, предлагаемый в академическом издании трудов Фрэнсиса Бэкона (1977), приводит к ошибкам в понимании изобретения Бэкона. В статье дан комментарий к существующему переводу этого фрагмента и предложен другой вариант перевода.

Добавлено: 3 сентября 2016
Статья
Филиппов И. Б. Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2020. Т. 13. № 2. С. 249-268.

Полноценный анализ протестной активности в XXI в. невозможен без учета сложной взаимосвязи между онлайн- и офлайн-поведением различных акторов. Социальные медиа и, более широко, все интернет-пространство становятся площадкой для новых форм состязательной политики и делают возможными формы поведения, трансформирующие классические методы протеста. При этом цифровые площадки не являются нейтральными по отношению к самой коммуникации: взаимодействие пользователей в Сети имеет свои особые законы и свойства, которые сказываются на том, как различные акторы пытаются коммуницировать в онлайн-пространстве и каких успехов они в этом достигают. Данная работа направлена на исследование воздействия количественных характеристик стилистики публикаций на коммуникацию вокруг протестного движения в социальных сетях. В набор использованных характеристик вошли средняя длина слова в постe, число слов в посте, отношение числа знаков вопроса к числу слов в посте, отношение числа восклицательных знаков к числу слов в посте, отношение числа скобок к числу слов в посте, фиктивная переменная на наличие разницы между числом открывающих и закрывающих скобок. С помощью регрессионного анализа на выборке оригинальных постов из социальной сети «ВКонтакте» за 2018 г. авторы обнаружили, что количественные показатели стилистики текста являются статистически значимыми факторами, которые влияют на успешность продвижения постов, включенных в политическую коммуникацию. Тем не менее при попытке использовать данные предикторы для объяснения изменчивости широты и активности протестной коммуникации в различных контекстах объяснительная сила данных показателей оказалась незначительной.

Добавлено: 12 декабря 2020
Статья
Шерстобоева Е. А. Бюро Представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ. 2018.

В данном Комментарии новый Закон Туркменистана «О телевидении и радиовещании» (от 5 января 2018 года) рассматривается в контексте международных стандартов по свободе выражения мнения и массовой информации. Делается общий вывод о том, что он не в полной мере отвечает международным обязательствам Туркменистана. 

Добавлено: 27 июля 2018
Статья
Родькин П. Е. Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. 2018. Т. 2. № 3. С. 165-178.

Статья посвящена проблеме коммуникативных особенностей конструктивной структуры шрифтовой айдентики в сфере брендинга городов. Данная проблема рассматривается в рамках нелинейности визуального сообщения на основе типологии, сравнительного и структурного анализа шрифтовой айдентики городов мира. В статье анализируется бренд-идентификация города Мурманск (2015 г.) с применением качественных методов исследования: экспертного интервью с дизайн-разработчиком айдентики Мурманска.

Добавлено: 7 октября 2018
Статья
Афанасьева О. В., Ерофеева Я. В. Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2018. Т. 3. № 2. С. 111-135.

В статье рассматривается опыт официальных связей с общественностью через социальные медиа. Разговор на такую тему, по убеждению авторов, не должен быть отвлечённым. Поэтому статья, выходя за рамки общих вопросов, сфокусирована на показательном case study. «Роскосмос» является одной из 6 государственных корпораций Российской Федерации и отвечает за развитие отечественной космонавтики. Космос вместе с атомом, газом, хлебом и оружием входит в число главных брендов России. Следовательно, позиционирование «Роскосмоса»– это не только корпоративная коммуникация.Точнее, это корпоративная коммуникация общенационального значения и глобального охвата. Тем больший интерес представляют вопросы целеполагания и реализации коммуникационной стратегии ГК «Роскосмос» в сложном контексте информационного общества и сетевой онлайн коммуникации, публичной открытости и подотчётности, бюджетного дефицита и глобальнойглобальной конкуренции

Добавлено: 6 декабря 2018
Статья
Казун А. Д. Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2018. № 4. С. 109-123.

Статья систематизирует основные положения теории владения повесткой дня (issue ownership), согласно которой политики и партии, тесно связанные с актуальными проблемами повестки дня и воспринимаемые населением как способные наиболее эффективно их решить, получают большую поддержку. Данная теория приобрела популярность в последние годы, однако определение владения повесткой и его измерение еще вызывают разногласия исследователей. Обсуждаются устойчивость рассматриваемого феномена и возможность его применения не только по отношению к политическим партиям, но и к отдельным политикам. Ученые выделяют две формы владения повесткой: компетентностную (уверенность в способности политического актора решить ту или иную проблему) и ассоциативную (спонтанная идентификация политического актора с тем или иным вопросом). Каждая из этих «форм собственности» на повестку измеряется с опорой на различные вопросы, что зачастую затрудняет сопоставление результатов исследований, выполненных в русле этой теории. Владение повесткой играет важную роль в политической борьбе и может способствовать победе кандидата (или партии) на выборах. Подобная ситуация создает для политиков стимулы «присваивать» себе наиболее выигрышные вопросы, но политические акторы имеют для этого неодинаковые возможности. Преимуществом обладают партии, которые в настоящее время находятся у власти. Кроме того, эффект владения повесткой может различаться для власти и для оппозиции. Так, оппозиция выигрывает от внимания СМИ к ассоциируемым с ней вопросам, однако не теряет поддержку вследствие активного обсуждения проблем, которыми владеет правящая партия. А правящие партии теряют голоса, когда в новостях освещаются вопросы, которыми владеет оппозиция, но могут существенно не выигрывать от внимания к принадлежащим им проблемам.

Добавлено: 5 сентября 2018
Статья
Байтимерова С. И., Богомазова Л. В., Григорьева Е. А. и др. Журнал социологии и социальной антропологии. 2018. Т. XXI. № 1. С. 136-160.

Статья посвящена рассмотрению профессиональной деятельности экономических журналистов в России в условиях неблагоприятной институциональной среды. Являясь особой профессиональной группой, как с точки зрения требуемых навыков, так и роли в обществе, в ходе своей работы экономические журналисты нередко сталкиваются с рядом трудностей. Данный факт подтверждается как реальными инцидентами (увольнение редакций ведущих российских СМИ), так и данными международной статистики. В 2016 году Россия занимала 148 место по Индексу свободы прессы. Неотъемлемым элементом деятельности журналистов является профессиональный контроль, который, согласно Э. Эбботу, может осуществляться на трех уровнях - внешнем, внутреннем и индивидуальном. Данная статья посвящена анализу профессионального контроля в деятельности журналистов в современной России. Эмпирическая база исследования включает 18 интервью с экономическими журналистами, под которыми понимаются сотрудники отделов редакции «Экономика», «Финансы» печатных и Интернет-изданий из разных федеральных округов РФ. Интервью свидетельствуют о недостаточной эффективности внешнего уровня контроля, несмотря на его всесторонность. Что касается собственных ценностных установок журналиста, то они приобретают важность в условиях возникновения нравственного выбора, с которым нередко сталкивается профессиональное сообщество. В ситуации, когда внешний контроль не обеспечивает должного регулирования деятельности журналистов, а индивидуальные нормы и ценности сотрудников СМИ испытывают значительное влияние внешних факторов, особое значение приобретает организационная культура конкретных изданий (внутренний контроль). Редакции осуществляют регулирование деятельности своих сотрудников, создавая внутриорганизационные этические кодексы, а также способствуя коммуникации и обмену опытом.

Добавлено: 2 июня 2018
Статья
Шариков А. В. Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2018. Т. 3. № 3. С. 96-112.

В статье рассматриваются теоретические подходы, описывающие понятие цифровой грамотности в российских научных публикациях. Фиксируется высокий интерес к разработке понятия цифровой грамотности в мире, что проявляется в быстром росте публикаций по данной теме, начиная с 1997 года, число которых к концу 2018 года исчислялось сотнями. В России первые публикации по вопросам цифровой грамотности появились в 2010 году. К концу третьего квартала 2018 года в базе данных РИНЦ насчитывалось свыше 200 публикаций с ключевыми словами "цифровая грамотность". Автор выделяет четыре базовых подхода в рассмотрении цифровой грамотности, встречающихся в русскоязычной научной литературе, которые концептуально отличаются друг от друга, а именно: инфокоммуникационно-технологический (ИКТ-подход), психолого-педагогический, медийно-информационный и "индустриальный". Выделенные направления были осмыслены рамках обобщенного подхода, который представлен в "Четырехкомпонентной модели цифровой грамотности", предложенной автором настоящей статьи в 2015 году.

Добавлено: 7 марта 2020
Статья
Кулиничева Е. А. Шаги/Steps. 2021. Т. 7. № 4.

Эта статья показывает современную российскую streetwear-моду и ее продукты (одежду и аксессуары) как особую сферу бытования образов космоса в земной повседневности, а также один из медиумов, где может проявлять себя популярное знание о космосе и истории его покорения. Статья анализирует, какие герои и события оказываются наиболее популярными в этом поле культурного производства, как они изображаются и в какие контексты встраиваются, а также сравнивает сложившуюся там иконографию космоса с советским каноном памяти и советской иконографией космонавтики. Как показал проведенный анализ, российские бренды этого сегмента регулярно обращаются к истории освоения космоса как к источнику идей и образов для своих коллекций не только в юбилейные даты. При этом круг наиболее популярных героев и событий оказывается довольно узким: это Юрий Гагарин, запуск первого искусственного спутника Земли и полет собак Белки и Стрелки. Другие исторические личности или космические проекты встречаются заметно реже. Сравнение с советской иконографией показывает одновременно воспроизводство части советского канона, его сокращение в одних аспектах и расширение в других. Появляются новые типы иконографии космоса, а типология источников вдохновения становится более разнообразной, в том числе за счет привлечения разных образцов советской материальной культуры, посвященной покорению космоса.

Добавлено: 28 июля 2021
Статья
Тульчинский Г. Л. Слово.ру: балтийский акцент. 2018. Т. 9. № 4. С. 15-26.

Знаковые системы связаны с социальными практиками, в которых они служат средством фиксации, хранения и распространения социального опыта. Они воздействуют на сознание человека с целью изменения характера осмысления действительности, смысловой картины мира и поведения. Знаковая функция выполняется практически каждым артефактом культуры. Развитие знаковых систем породило специальные знаки, которые замещают артефакты, обозначая их. Иконические знаки делают это на основании отношения подобия, индексные знаки на основе каузального отношения, символы — на основе социальной конвенции. Язык является важнейшей системой символизации. Фактически язык является путеводителем по нормативноценностным системам социально-культурной практики. В работе представлена модель глубокой семиотики как смысловой структуры социального опыта, которая опредмечивается в материальной форме знака (означающем). Эта структура включает материальную форму знака, его предметное значение, социальное значение и личностный смысл (оценочное отношение и переживание). Эта структура представляет уровни и динамику процесса усвоения социального опыта, его субъективацию (распредмечивание, понимание). Одновременно модель демонстрирует объективацию (опредмечивание, воплощение) опыта. Компоненты смысловой структуры предстают также уровнями осмысления: идентификацией, референцией, интерпретацией, оценкой и эмпатией (сопереживанием, вчувствованием).  

Добавлено: 25 января 2019
Статья
Miège B. Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2018. Т. 3. № 4. С. 22-37.

Хотя впервые идея креативных индустрий появилась еще в середине 1990-х, они до сих пор остаются на стадии большого проекта. Центральной гипотезой данной статьи является предположение о том, что включение креативных индустрий и культурных индустрий в одну категорию, равно как и их объединение под названием «креативные индустрии» является некорректным и не вполне эффективным, несмотря на громкие заявления профессионалов, экспертов и политиков. Если основные конститутивные элементы культурных индустрий сегодня более ли менее неплохо изучены (автор приводит их пять ключевых характеристик), то же самое нельзя сказать о креативных индустриях, которые пока остаются сильно разрозненными явлениями. Таким образом, можно перечислять сходства и различия между этими индустриями. Если же обратить внимание на 11 рыночных сегментов, данные по которым в 27 странах ЕС были обнародованы в 2014 г., то можно обнаружить, что количественное преобладание культурных индустрий еще далеко до своего заката.

Добавлено: 27 мая 2020
Статья
Евстафьев Д. Г. Свободная мысль. 2021. № 1. С. 163-176.

Современное информационное общество, построенное на принципах интегрированных коммуникаций, - важнейший элемент, обеспечивающий устойчивость системы глобальных социальных отношений и наличие общей повестки дня у крупнейших государств мира. Судьба глобализации как модели развития во многом зависит от сохранения информационным обществом своей целостности. Противоречия развития, противоречия между внутренними процессами и внешним контекстом развития превращают информационное общество в имманентно неустойчивую систему. В статье выявлены и первично описаны ключевые узлы противоречий в развитии глобального информационного общества, сформулированы рамки дальнейшего развития этих узлов.

Добавлено: 30 мая 2021
Статья
Белова Е. Д. Латинская Америка. 2019. № 10. С. 71-84.

Автор проанализировал распределение по странам мира всех главных наград ключевых 15 кинофестивалей (отнесенных Международной федерацией ассоциации кинопродюсеров к фестивалям категории «А») за все годы их проведения. Обзор отражает не только то, какие государства входят в число лауреатов, но и хронологию и факторы появления некоторых из них в списках. Рассмотрены отдель-ные латиноамериканские фильмыпобедители и сквозные сюжеты, появляющиеся в разных картинах различных стран, а также фильмы-победители, снятые режиссерами-мигрантами. В статье показано, какие образы государств и городов складываются после просмотра этих кинокартин, победивших на крупнейших кинофестивалях. Среди стран Латинской Америки наибольшее число первых наград на ключевых кинофестивалях получили Бразилия, Мексика и Аргентина. Главный город самых выдающихся кинолент Бразилии — Рио-де-Жанейро. «Бразильские» сюжеты часто разворачиваются также на северо-востоке страны. В случае Аргентины в большей части фильмов-победителей действие происходит в Буэнос-Айресе или просто в некоем «большом городе». Многие латиноамериканские киноленты связаны местом действия и сюжетом с природной доминантой региона — Амазонией. Общие в своей аутентичности (высоко ценимые жюри кинофестивалей) мотивы в творчестве можно найти у режиссеров-мигрантов. Например, один из ярчайших мексиканских фильмов-победителей режиссера Диего Кемада-Диаса, эмигрировавшего из Испании в Мексику, — «Золотая клетка», повествующий о трех подростках, которые из Гватемалы отправляются в США.

Добавлено: 7 октября 2019
Статья
Исаев Е. М. Артикульт. 2017. № 4. С. 114-124.

Статья посвящена проблемам репрезентации Второй мировой войны в одном из самых популярных в СССР изданий, журнале «Советское фото». В статье анализируется процесс развития журнала в контексте меняющейся культурной политики в 20-30-е гг. Таким образом, получается охарактеризовать ситуацию, в которую попали военные фотокорреспонденты в 40-е гг., чьи визуальные документы и свидетельства позже станут важной группой источников в разговоре о Второй мировой войне. Во второй части статьи ключевым аспектом анализа становится дискурс о войне в печатных текстах и популярных снимках журнала «Советское фото». Таким образом, рассмотрены трансформации исторической политики в отношении Второй мировой войны в СССР во второй половине XX века.

Добавлено: 13 февраля 2018