• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 174 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Куренной В. А. Логос. 2007. № 6. С. 63-74.
Добавлено: 9 ноября 2008
Статья
Логос. 2008. № 1. С. 149-173.
Добавлено: 3 марта 2010
Статья
Маяцкий М. А. Логос. 2013. № 91. С. 4-17.

Университет называется

Автор статьи исходит из бессмысленности выбирать среди имевшихся исторических моделей университета. Гораздо важнее выяснить, что происходит сегодня со знанием и какое это может иметь отношение к университету. Очевидно, что сеть и современные коммуникации влияют на характер знания и отношение к нему. Закат государства означает смену главного партнера университета, заказчика науки. Теперь им становится единичный потребитель. Он определяет user-friendly форму и содержание знания. Желания потребителя стремится удовлетворить университетское чиновничество-менеджерство. Сегодня именно оно, а не исследователи-преподаватели воплощает университет. Тенденции эволюции знания и университета на Западе и в России сходны (Болонская реформа как реализация менеджерского поворота), несмотря на гигантские различия в размахе коррупции и плагиата.

Добавлено: 31 мая 2013
Статья
Куренной В. А. Логос. 2013. № 3 (93). С. 75-83.

В статье проанализированы три вопроса. Во-первых, каким образом в сериале «Теория Большого взрыва» моделируется культура исследовательского университета, основанная на моральном кодексе Калифорнийского технологического института. Во-вторых, рассмотрено значение культуры шуток и насмешек, являющаяся составной частью традиций американского исследовательского университета — в сравнении с культурными традициями российских университетов. В-третьих, показано, что один из главных приемов построения комических ситуаций в сериале построен на обыгрывании проблемы несоизмеримости концептуальных каркасов — повседневного языка и языка науки

Добавлено: 15 ноября 2013
Статья
Куренной В. А. Логос. 2016. № 1. С. 79-88.

В статье анализируется критика феноменологии Эдмунда Гуссерля, предпринятая Ойгеном Финком в трактате "Проблема феноменологии Эдмунда Гуссерля", и обосновываются три тезиса: 1) Финк справедливо указывает на внешние (исторические) ограничения феноменологии Гуссерля, однако весьма наивен в трактовке источников этих ограничений; 2) Финк использует один и тот же прием критической проблематизации внутренних структурных ограничений феноменологии Гуссерля, вместо того чтобы распознать ее действительное эвристическое значение; 3) История распространения отдельных элементов феноменологии на современные направления философии и — шире — гуманитарного знания уже расставила все точки над i: возвращение к прямой критике Гуссерля в духе Финка представляет лишь исторический интерес в плане анализа самого Финка.

Добавлено: 26 февраля 2017
Статья
Савицкий С. А., Расков Д. Логос. 2019. № 1. С. 15-20.

В статье речь идет о разнообразии утопических представлений о лени и праздности в европейской культуре Нового времени.

Добавлено: 25 января 2019
Статья
Инишев И. Н. Логос. 2010. Т. 78. № 5. С. 196-204.

Статья посвящена экспликации внутренней связи между феноменологической философией и проблематикой образности. В статье отстаивается тезис, согласно которому феноменология, с одной стороны, в соответствии со своими собственными задачами должна была ориентироваться на модель визуального образа, а, с другой стороны, разработка эксплицитной феноменологической концепции образа открыла бы для феноменологии интересные перспективы междисциплинарного диалога, например, с социальной теорией.

Добавлено: 10 октября 2012
Статья
Астахов С. С. Логос. 2020. Т. 2. № 135. С. 157-193.

В 1960-е годы между исследователями искусственого интеллекта (ИИ) и феноменологом Хьюбертом Дрейфусом завязался конфликт, который продлится до 2000-х годов. Создатели первых программ ИИ считали, что научение представляет собой решение проблем с помощью особых ментальных репрезентаций, эвристик. Дрейфус же доказывал, что эвристики не требуются для научения, поскольку сознание и тело позволяют гибко реагировать на проблемные ситуации без всяких ментальных репрезентаций. Автор статьи показывает, как из критики символического ИИ возникла феноменология человеческого навыка, освещая предысторию конфликта и анализируя основные противоречия между двумя концепциями научения. Выступая против ассоцианизма в работах Г. Саймона, А. Ньюэлла и Э. Фейгенбаума, Дрейфус предложил свое понимание взаимоотношений между сознанием и телом. С его точки зрения, человек обладает периферийным сознанием, инсайтом и терпимостью к неоднозначности, у него есть особая структура тела и потребности, что позволяет ему различать релевантное и нерелевантное в окружающей среде и стремиться к ее максимальному постижению. Автор статьи демонстрирует, как теории научения, разработанные в рамках символического ИИ, повлияли на пятиэтапную модель навыка самого Дрейфуса. С одной стороны, эта модель объясняла, почему программы Саймона и его коллег сначала достигли успеха; с другой стороны, она четко обозначила пределы их развития. Чтобы прояснить телеологию научения, Дрейфус исследовал связи между идеей моторной рациональности Мориса Мерло-Понти и нейросетевым моделированием. Представлены два взгляда исследователей на роль Дрейфуса в истории ИИ, наряду с причинами, по которым его философия почти не повлияла на сообщество ИИ, хотя оказалась очень популярной в социогуманитарных дисциплинах. Наконец, описаны вызовы, которые стоят перед феноменологией научения сегодня.

Добавлено: 4 июня 2020
Статья
Рождественская Е. Ю. Логос. 2018. Т. 28. № 4. С. 157-186.

В статье анализируется феномен коллективного сексуального насилия, ярко проявившийся в Германии в связи наплывом беженцев и мигрантов в последние пару лет. В поисках объяснения этого феномена как экспорта гендеризованных форм насилия автор  исследует его истоки в форме вторичного анализа данных мониторинга, отслеживая эскалацию и разрывы в практике применения сексуализированного насилия, сопряженного с политической борьбой во время двух египетских революций. Интерсекциональность  гендера, этничности, социальных проблем и кризиса власти, рассмотренные в ряде исследований  в режиме мониторинга, свидетельствуют о привнесении политических значений в сексуализированное насилие или об инструментализации сексуального насилия политическими силами в борьбе за власть. Именно в этом контексте складывается практика коллективного сексуального насилия под названием тахарруш и его легитимация в дискурсивном пространстве арабской современной культуры. С очевидностью, заняв десятилетие, эта практика напрямую и косвенно, через дискурсивные легитимации, способствовала маскулинной социализации молодых поколений арабских мужчин. Этот тип маскулинной социализации выстроен на определенных социальных нормах, оправдывающих применение насилия в отношении «преступивших» моральные и религиозные границы женщин, а также сопряжен с перформативностью насильственного потенциала в публичном пространстве. Опыт участия на Тахрире как символическое достижение гегемонной мужественности позволил компенсировать лакуны мужественности тем, кто испытывал экономическую депривацию вследствие безработицы, и тем самым восстанавливал мужские иерархии. Возможно в перспективе пересборки феномена тахарруш в ином, уже западном контексте эмиграции, объяснением является не только длящаяся экономическая, социальная, психологическая, сексуальная депривация беженцев из арабского мира, но также социализация через прямые и косвенные практики тахарруш.

Добавлено: 2 сентября 2018
Статья
Колпинец Е. В. Логос. 2016. № 6. С. 161-189.

В данной статье описан феномен селебрити, его появление и становление в культурном и историческом контекстах. В первой части работы представлен краткий исторический экскурс в начало эпохи модерна, когда, собственно, и возникает культурный феномен людей, известных широкой публике в отрыве от военных подвигов, артистических дарований или наследственных привилегий. Первая часть статьи охватывает временной период с начала XIX века до второй половины XX века, времени расцвета кино и телевидения. Вторая часть статьи посвящена знаменитостям как объекту современных культурных и социальных исследований. Celebrity studies как отдельная дисциплина существует в университетах США и Великобритании всего несколько лет, но с каждым годом исследователей, занятых изучением феномена знаменитостей, становится все больше. Это связано с тем, что селебрити воплощают в своей персоне зачастую не артикулируемые общественные настроения, а также потому, что вся современная культура селебрити построена на капитализации имен и поэтому идеально иллюстрирует процессы в современных культурных индустриях. В завершении статьи рассмотрен феномен интернет-знаменитостей, использующих демонстрацию повседневных практик для того, чтобы получить доверие и внимание аудитории. Это сравнительно новый и еще не описанный феномен, когда редукция дизайна, выраженная в демонстрации искренности и простоты, становится по сути новым видом самодизайна. Запрос аудитории на простоту и безыскусную искренность породил два новых тренда, которые в ближайшие годы будут превалировать в культуре селебрити: с одной стороны, ставка звезд на все большую демонстрацию повседневных практик, с другой — появление новых приложений и платформ, рассчитанных на сохранение privacy и возможность участвовать в односторонней передаче данных, не взаимодействуя с поклонниками напрямую.

Добавлено: 13 июня 2017
Статья
Куманьков А. Д. Логос. 2019. Т. 29. № 3. С. 99-116.

Статья представляет собой краткий обзор истории осмысления войны в европейской мысли. Автор рассматривает хронологию трансформации восприятия войны как социально-политического феномена, отдельно останавливаясь на оценках войны с позиции этики и политической теории. В работе отмечается постановка античной философией ключевых вопросов, позволяющих дать моральную оценку войны. В сочинениях Платона и Аристотеля закрепляется двойственность отношения к войне в зависимости от того, в какой мере конфликт соответствует природной справедливости. В дальнейшем, в сочинениях христианских авторов, основанием этой дихотомии станет представление о Боге как источнике справедливости. Парадигма пунитивной, наказательной войны станет ядром христианского учения о справедливой войне. В новое время постепенно происходит процесс секуляризации философского восприятия войны. Теологическое рассмотрение вооружённых конфликтов сменяется юридическим. В статье рассматривается влияние, которое оказал Г. Гроций и его последователи на процесс замены пунитивной парадигмы справедливой войны легалистской парадигмой. На примере И. Канта отмечается закрепление в философской повестке представлений о необходимости отказа от войн и появление проектов вечного мира. Далее автор обращается к наследию К. фон Клаузевица для того, чтобы определить основные особенности модерных взглядов на войну как практику, строго закреплённую за государством. Завершается статья сравнительным обзором подходов к определению войны, характерных для политического реализма и современной теории справедливой войны.

Добавлено: 4 августа 2019
Статья
Глухов А. А. Логос. 2018. Т. 28. № 3. С. 91-120.

Публикации последних 15 лет, включая дневниковые записи «Черные тетради», лекции и семинары 1933–1935 годов и письма к брату, заставляют пересмотреть отношение к «делу Хайдеггера». Прояснилось значение «политического» для философии Хайдеггера, его место в интеллектуальном авангарде национал-социалистического движения, наконец, содержание его собственного «признания» в исторической ошибке. Остающиеся недоразумения связаны с тем, что восприятие политической реальности, типичное для современных исследователей и защитников Хайдеггера, радикально отличается от стиля мышления, характерного для той эпохи. Привычную нам статическую трактовку событий, фокусирующуюся на формальных моментах, идеологических или институциональных, относящихся к сфере нормальной политики, следует отличать от динамической трактовки, связанной с понятием «политического». Интерес к наследию Хайдеггера объясняется тем, что он предоставляет в распоряжение читателя логику «собственной речи», открывающей путь к самопознанию. Цена, которую платит читатель за этот дар, состоит в невозможности различения между собственной речью и речью Хайдеггера. Сходную ошибку совершает сам Хайдеггер, когда пренебрегает необходимостью различения собственной речи и речи фюрера. Концептуальное приравнивание Хайдеггера и Гитлера служит предупреждением об опасности того спасительного в деле самопознания, которое дается хайдеггеровской речью. Формула «Хайдеггер равно Гитлер» не сводится к риторической уловке reductio ad Hitlerum. Дальнейшее прояснение отношений мысли и тирании требует возвращения к классической политической философии с ее различением своей речи и общей речи, к трагическому взгляду на истину, связанному с событием перипетии, переворачивающим бинарные оппозиции.

Добавлено: 29 октября 2018
Статья
Глухов А. А. Логос. 2017. Т. 27. № 4. С. 127-148.

В статье дается ответ на рецензию моей книги «Перехлест волны. Политическая логика Платона и преодоление платонизма в постницшеанской волне» (2014), написанную Д. Кралечкиным. Вопреки мнению рецензента, обращение к платоновскому наследию производится не ради спасения репутации древнего грека, а для преодоления догматизма двух ведущих школ современной мысли – континентальной («постницшеанской») и аналитической. Типологический историко-философский метод интерпретации выявляет скрытые возможности и пределы постницшеанской волны: фиксация на проблеме свободы, игнорирование проблемы справедливости.  Внимание к понятию «различие», является не спецификой постструктуралистской философии, якобы свернувшей в сторону от мышления о свободе, но следствием аномальности речи о позитивной свободе, ведущей к инфляции точных понятий и расцвету метафоричности. Следует отличать мою интерпретацию платоновской политической философии от моего аргумента о сквозной инвариантной проблеме политической реальности – проблеме взаимной непереводимости языков аномальной свободы и коммунитарной справедливости. В эпоху господства философских школ основная проблема политической реальности оказывается невидимой для мысли. Этот диагноз философской ситуации современности совершенно независим от моей интерпретации платоновского наследия. В нашей ситуации бессмысленно ожидать спасения от перенесения на нашу почву как теорий континентальной школы, так и теорий аналитической школы. Локальный перекос в сторону континентальной школы свидетельствует о совершенной совместимости этих, якобы, радикальных текстов с консервацией статус-кво. Причина этого, а также невозможности догматического импорта нормативных решений – в отсутствии в нашем сообществе того, что можно назвать общим языком мысли. 

Добавлено: 14 июня 2017
Статья
Глухов А. А. Логос. 2019. Т. 29. № 2. С. 104-125.

В исследовании проблемы авторства и свободной речи, которая занимала Мишеля Фуко на протяжении всей жизни, выделяются три фазы, связанные с созданием таких текстов, как доклады «Что такое автор?» (первая фаза), «Что такое критика?» и «Что такое революция?» (вторая фаза), а также лекционных курсов «Бесстрашная речь» и «Мужество истины» (третья фаза). Первоначально Фуко лишь намечает тему «основателей дикурсивности», или «сверхавторов», к числу которых он относит лишь Маркса и Фрейда, в качестве эксклюзивной альтернативы своему собственному описанию функции «автор», массово представленной в современном обществе. На следующем этапе Фуко пересматривает отношение к «сверхавторству»: теперь он ориентируется Канта и связывает свое понимание свободной речи с критической установкой. Сам Фуко претендует лишь на часть философского наследия Канта, связанную с исследованием «онтологии себя». Высказывается предположение, что суверенное использование свободной речи, которое можно связать с именами Маркса и Хайдеггера и в целом с концепцией «сверхавторства», становится для Фуко неприемлемым. Угроза тиранического использования свободного слова приводит Фуко на третьем этапе к ряду плодотворных, но неоднозначных исследовательских решений. Он фокусируется лишь на одном аспекте свободной речи, когда говорящий находится в подчиненной позиции и вынужден высказывать истину, преодолевая страх. Фуко связывает эту форму свободной речи с греческим понятием «парресия», которое в его прочтении означает бесстрашную речь, хотя античные источники не всегда это поддерживают. В итоге своего исследования Фуко приходит к радикальным выводам о превращении свободного слова в перформанс эстетического существования. Главным движущим мотивом этого исследования длиной в жизнь для Фуко было познание своих собственных возможностей как автора.

Добавлено: 10 октября 2019
Статья
Хестанов Р. З. Логос. 2016. Т. 26. № 4. С. 7-27.

В центре внимания статьи — хип-хоп как движение популярной культуры. Автор решает две главные задачи. Первая — обзорная и дискурсивно- аналитическая: показать основные тропы и общие места, с помощью которых исследователи и критики популярной культуры конструируют единство своего аналитического нар- ратива и предмета. Утверждается, что достигнутое дискурсивное един- ство (единство концептов, предмета или тем) не позволяет исследова- телям схватить данное движение в популярной культуре в его мно- гообразии и гетерогенности. Кроме того, академические исследова- тели и критики хип-хоп культуры оказались в ловушке представле- ний о фундаментальности разли- чия мейнстрима и андеграунда. Ему довлеет сложившийся в после- военные десятилетия нарратив о субкультуре, которая вырастает в культурное движение, заряжен- ное прогрессивно-освободительным потенциалом. 

Вторая задача статьи — прагмати- ческая: показать, чем в актуальной политической ситуации может быть интересен хип-хоп. Решение этой задачи позволило сформули- ровать следующие тезисы: 1) цен- ностный, стилистический эклектизм мейнстрима и андеграунда делает бесполезным само это различение; 2) культура хип-хопа с его аурой местного, или районного, пред- ставляет собой одно из проявлений антимодернизма; 3) маскулинность хип-хопа, его пафос расовой иден- тичности и романтизация бан- дитизма являются проявлениями консервативной реакции молодежи на скорость перемен; 4) протест- ная культура хип-хопа радикальным образом отличается от молодеж- ных протестов против капитализма и бюрократии 1960–1970-х годов с пафосом равенства полов и рас, с проповедью любви и ненасилия. 

 

Добавлено: 21 сентября 2016
Статья
Логос. 2006. № 1 (52). С. 103-108.
Добавлено: 18 августа 2010
Статья
Шевченко В. С. Логос. 2020. Т. 138. № 5. С. 131-164.

В статье обсуждается теория ассамбляжей Мануэля Деланда. Автор показывает, что концепция плоской онтологии и идея эмерджентности, ключевые для этой теории, несовместимы друг с другом. В начале статьи обрисовывается философский контекст теории ассамбляжей — кратко обсуждаются трактовки идей Жиля Делёза, затем разбирается реконструкция онтологии Делёза, проделанная Деланда и послужившая концептуальной основой для теории ассамбляжей. Далее автор артикулирует проблемы этой реконструкции, в частности конвертацию научной онтологии динамических систем в метафизику. Вместе с универсализацией экстериорных (внешних) отношений она порождает множество концептуальных изъянов: от редукционистского регресса и мереологического атомизма до игнорирования отношений необходимости между ассамбляжами. Последнее — ключевое при рассмотрении теории ассамбляжей. Деланда трактует понятие эмерджентности как продукт экстериорных отношений, игнорируя интериорные (внутренние) отношения. Тем самым он отказывается рассматривать ассамбляжи как онтологически зависимые друг от друга. Наличие интериорных отношений между частями ассамбляжей предполагает, что каузальные взаимодействия между этими частями не только и не столько логически или хронологически предшествуют ассамбляжу с эмерджентными свойствами. Они предшествуют ассамбляжу трансцендентально, выступая условиями его возможности. Это предполагает наличие онтологической зависимости между частями и ассамбляжем. Подобная зависимость предполагает иерархическую структуру мира, где для существования целого необходимо существование частей. Такая структура несовместима с концепцией плоской онтологии. Далее в статье обсуждаются импликации эпистемологических проблем теории ассамбляжей и рассматривается позиция, логически следующая из их решения, — онтический структурный реализм Джеймса Ледимена и Дона Росса, где все существующее исчерпывается отношениями, которые могут быть выражены математически.

Добавлено: 9 декабря 2020
Статья
Логос. 2008. № 1 (64).
Добавлено: 18 августа 2010
Статья
Куренной В. А. Логос. 2008. Т. 1. № 64. С. 188-206.
Добавлено: 3 марта 2010
Статья
Павлов А. В. Логос. 2014. № 5 (101). С. 1-26.

Автор статьи рассуждает о плохом кино, обращаясь к базовым понятиям эстетической теории — способности суждения и его основаниях. Он констатирует необходимость исследовать пока что не освоенную в академии тему альтернативных мейнстриму и артхаусу фильмов и ставит своей целью привлечь внимание молодых гуманитариев к плохому кинематографу. В тексте обсуждаются следующие вопросы: когда и как дискурс об альтернативном (плохом) кино возник в западном публичном и академическом поле, в рамках какой темы в исследованиях кинематографа обычно изучается «плохое кино», на каких основаниях субъект выносит суждение вкуса, согласно которому конкретный фильм является плохим или хорошим. Заимствуя понятие «гетеротопия» у Мишеля Фуко, отмечает, что, хотя «гетеротопии плохого вкуса» якобы позволяют «утопии хорошего вкуса» оставаться «мерилом качества», они, скорее, говорят о его — «хорошего вкуса» — невозможности.

Добавлено: 27 марта 2015