• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 198 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Тульчинский Г. Л. Философские науки. 2008. № 10. С. 37-38.
Добавлено: 9 октября 2012
Статья
Тульчинский Г. Л. Философские науки. 2013. № 5. С. 54-65.

Современное общество массового потребления утрачивает иерархическую структуру ценностей. Современность представляет собой имманентный самодостаточный мир, в котором накапливается разнообразие без образа будущего. Это вызывает поиски трансцендентного, которое неизбывно присуще человеческому бытию. Именно это объясняет постсекуляризм современности, который выражается в «возвращении религии», фундаментализме, политическом радикализме. Речь идет о серьезном цивилизационном вызове.

Добавлено: 21 ноября 2013
Статья
Гарнцева Н. М. Философские науки. 2012. № 11. С. 129-139.
В статье анализируются нередуктивные подходы к психофизической проблеме, разработанные тремя влиятельными представителями философии сознания -К. Макгинном, Т. Нагелем и Д. Чалмерсом. Автор старается отразить последние тенденции в их философствовании, вскрыть базовые онтологические установки, точки соприкосновения философов друг с другом, оценить их подходы к психофизической проблеме и выявить теоретические трудности, связанные с этими подходами.
Добавлено: 21 марта 2013
Статья
Дубровский Д. И. Философские науки. 2010. № 15. С. 194-213.
Добавлено: 24 декабря 2010
Статья
Карцев Е. А. Философские науки. 2010. № 9. С. 25-36.

Статья посвящена анализу социальных и культурных предпосылок инновационного развития страны, трансформации российского общества в техногенную цивилизацию.

Добавлено: 12 октября 2012
Статья
Павлов А. В. Философские науки. 2020. № 3. С. 105-117.

В статье рассматривается проблема всеобщего базового дохода (регулярная денежная выплата «каждому человеку безотносительно к уровню его нуждаемости или занятости»). Автор считает, что именно эта тема может стать одной из главных для социально-философских исследований. Отмечается, что хотя проблема волнует философов и ученых уже давно, особенно актуальной она стала лишь недавно за последние десять лет. Называются причины: эксперименты по введению всеобщего базового дохода в западных странах; усугубление автоматизации и технологизации; трансформация экономики, которая все больше и больше приобретает прекарный характер. Автор отмечает, что тема всеобщего базового дохода стала актуальной даже в отечественной науке, однако не в социальной философии, как на Западе, но преимущественно в экономике. Утверждается, что поскольку дискуссия о базовом доходе в экономическом измерении уже состоялась, ее необходимо развернуть и в социально-философском ракурсе. Для этого поднимаются вопросы, которые позволяют пролить свет на социально-философскую природу проблемы всеобщего базового дохода, – свобода, справедливость, социальное государство и т.д. Делается фокус на любопытных идеологических трансформациях, ставших возможными благодаря теме базового дохода. Во-первых, благодаря базовому доходу возникают новые идеологии, например, посткапитализм. Во-вторых, базовый доход сам по себе может считаться новой идеологией, представляющей собой синтез иных идеологических течений – либертарианство, феминизм, марксизм и т.д. В-третьих, посткапитализм, делающий упор на базовом доходе, открывает куда более значимые проблемы, чем замена труда и превращение всей людей в прекариат. Автор надеется, что этот текст послужит началом обсуждения темы в контексте социально-философского знания.

Добавлено: 19 июля 2020
Статья
Тульчинский Г. Л. Философские науки. 2014. № 10. С. 20-29.
Технологическое знание является первичной формой осмысления(постижения), выражая степень и меру постижения этой действительности. В этом плане социальные технологии, выступают выражением зрелости социальных и гуманитарных наук, достижения ими определенной стадии развития, реализующей идею рациональности. Дальнейшей стадией развития знания социальных технологий может быть переход к реализации идеи рациональности не просто как эффективности, а как гармоничной целостности социума.
Добавлено: 27 декабря 2014
Статья
Надеждина Е. В., Воробьев И. В. Философские науки. 2007. № 7.
Добавлено: 24 декабря 2008
Статья
Климова С. М. Философские науки. 2017. № 2. С. 72-78.

Статья посвящена критическому анализу мифосознания обывателя. Его специфика была изменена под влиянием последних достижений науки и технологий.

Добавлено: 23 апреля 2017
Статья
Гаспарян Д. Э. Философские науки. 2017. № 4. С. 98-109.

В настоящей статье на примере задачи компьютерного моделирования смыслов (в рамках искусственного интеллекта – ИИ) и вытекающей из нее проблемы обоснования значений, показывается, что ценности являются одним из наиболее выраженных параметров разграничения субъективного и объективного, и в этом смысле составляют проблему для возможностей компьютерной формализации. Показывается, что, по-видимому, объяснительные функции наук, изучающих сознание и всю совокупность ментальных феноменов далеки от тех возможностей, которые есть у наук, изучающих природные факты. Предполагается, что это связано не с «дефектами» понимательного метода, но со спецификой самого «предмета» – в данном случае, субъективного опыта (предположительно существенно связанного с природой ценностей). Равным образом это не отменяет полноценной эвристичности знания о субъективном опыте и сознании, но лишь указывает на необходимость применения иной, более релевантной методологии. В этом смысле применение лишь объяснительной (редуцирующей) стратегии в качестве научного метода не позволяет приблизиться к работе самого субъективного опыта и сознания, а не их психических коррелятов. Для демонстрации этой идеи предлагается привлечь проблему обоснования значений и показать существенную роль субъективной аффектации как основания для остановки бесконечного регресса, возникающего при чисто лингвистической процедуре означения.

Добавлено: 1 апреля 2017
Статья
Канаева Н. А. Философские науки. 2019. Т. 62. № 6. С. 70-87.

Статья является ответом на критику «понятийного европоцентризма», высказанную в докладе А.А. Крушинского на круглом столе по теме «География рациональности» 25 апреля 2019 года. В ней рассматриваются главный тезис А.А. Крушинского о том, что в кросс-культурных философских исследованиях западноевропейская понятийная матрица в настоящее время задает единое для всех понятийное пространство, выступает в роли транс-цивилизационного языка в философии. Критически рассмотрены и выводимые из тезиса следствия: о необходимости рассматривать западную рациональность в качестве рациональности как таковой, и об отсутствии в актуальной философии многополярности при наличии множества традиций мировоззренческого дискурса, идентифицирующих и артикулирующих себя средствами западноевропейской понятийности (так называемой «философской географии»). Автор статьи согласна с тезисом о широком использовании языка европейской философии и приписывании ему роли транс-цивилизационного языка философии, однако, аргументы, приводимые для доказательства тезиса (о распространенности среди западных философов «универсалистских амбиций» и «крипто-компаративизм» с дискриминационным оттенком), не выдерживают сопоставления с идущими в мировом философском сообществе поисками философии будущего, направляемыми идеями равноправия всех философских традиций. В статье доказывается, что понятийный европоцентризм представляется не столько опасностью, сколько объективной необходимостью. В его распространении проявляет себя тенденция к творческому взаимозаимствованию культурных изобретений, всегда имевшая место, но не столь очевидная в условиях доглобальной истории.

Следствия из тезиса о необходимости рассматривать западноевропейскую рациональность в качестве «рациональности как таковой» и об отсутствии в современном мире философской многополярности опровергаются напоминанием об отказе западных философов говорить об универсальной рациональности и начале исследований различных типов рациональности, а также на примере творческого заимствования европейских концептов «рациональность», «позитивное знание», «истина», «научный метод», «гипотеза» и их самобытного использования индийским философом науки Б. Силом на индийском материале. 

Добавлено: 24 октября 2019
Статья
Князева Е. Н., Алюшин А. Л. Философские науки. 2009. № 2. С. 106-125.
Добавлено: 17 марта 2010
Статья
Рябушкина Т. М. Философские науки. 2017. № 3. С. 68-80.

Исследование посвящено проблеме основания и характера единства, определяющего саму возможность существования сознательного опыта и его исходную структуру. В результате анализа ряда решений проблемы, которые были предложены в рамках феноменологии и трансцендентальной философии, автор выявляет их общую основу. Она состоит в полагании двух фундаментальных характеристик сознания – временности (сознание исходно предстает в форме потока) и субстанциональности (устойчивости, противостоящей временным изменениям и служащей для них фоном). Как показывает исследование, эти характеристики являются основаниями лабиринта Д. Юма, играют ключевую роль в кантовском априоризме, в гуссерлевской и последующей феноменологии, а также в постструктурализме.

Однако предпосылка о фундаментальном характере временности приводит к искаженному пониманию других структурообразующих связей сознательного опыта, в частности, причинности. Поскольку новые содержания сознания доставляются и упорядочиваются временным потоком, исчезает необходимость осмысливать причинную связь как определяющую собой появление новых содержаний сознания. Приоритет временности по отношению к причинности влечет за собой возникновение пропасти между миром ментальным и миром физическим и невозможность решить проблему оснований единства сознания. Исследование, преодолевающее приоритет временности, приводит к утверждению о произрастании временности и причинности из единого корня – из способа познания (не только сознательного, но и досознательного) субъектом мира.

Добавлено: 8 июня 2017
Статья
Акопов С. В. Философские науки. 2015. № 3. С. 104-119.

Исследование наднационального и кросс-национального в современной политической культуре предполагает выявление новых характеристик субъектности, то есть носителей специфического наднационального политического сознания, опыта и практик. Поиску и описанию субъектов транснациональной политической культуры в современном мире и посвящена эта статья. В ней последовательно рассматриваются три группы потенциальных представителей этой новой субъектности: транснациональные мигранты (трансмигранты); современные «глобальные кочевники» и «транснациональные интеллектуалы».

Добавлено: 11 марта 2016
Статья
Князева Е. Н. Философские науки. 2015. № 3. С. 90-103.

В статье рассматривается феномен универсального эволюционизма и обсуждаются открывающиеся на его основе возможности междисциплинарного синтеза знания. Именно интегративные, холистические тенденции являются доминирующими в современном научном знании. Универсальный эволюционизм или, как его еще сегодня называют, Big History, позволяет установить действующие на всех уровнях организации бытия паттерны сложного поведения. Прослеживаются истоки эволюционизма в учении Ч. Дарвина, его развитие в теоретической биологии и общей теории систем Л. фон Берталанфи, а также перспективы его дальнейшего развития и применения в современной теории сложности и науке о сетевых структурах. Обосновывается, что универсальный эволюционизм может быть фундаментом философского натурализма, позволяющего сформулировать стратегии эволюционного объяснения в эпистемологии, этике, эстетике, политике.

Добавлено: 19 июля 2015
Статья
Углева А. В. Философские науки. 2010. № 11. С. 130-142.

Объектом рассмотрения в данной статье является концепт академической свободы в его связи с развитием цивилизации. Академическая свобода рассматривается как необходимое условие социального прогресса, а «нормальное» функционирование университета как гарант устойчивого социального порядка и цивилизационной целостности.

 

Добавлено: 12 октября 2012
Статья
Тульчинский Г. Л. Философские науки. 2012. № 5. С. 19-25.

Процессы развития (модернизации) общества порождают неоднозначные последствия, некоторые из которых носят дегенеративный характер. Управление подобной архаизацией является частью управления инновациями, социальной политики. Игнорирование этого обстоятельства чревато накоплением критической массы негативных последствий.

Добавлено: 6 сентября 2012
Статья
Тульчинский Г. Л. Философские науки. 2013. № 2. С. 79-83.

Рассматривается парадоксальный характер рецепции бахтинского теоретического наследия за рубежом. Так, чрезвычайна популярность идей М.М.Бахтина в Бразилии сочетается с их сугубо структуралистской трактовкой. 

Добавлено: 11 августа 2013
Статья
Тульчинский Г. Л. Философские науки. 2011. № 12. С. 6-14.

В статье выделяются главные политические факторы распада советской империи: неадекватная национальная политика, отсутствие полноценной политической элиты и гражданского общества. Делаются выводы относительно перспектив развития России.

Добавлено: 5 октября 2012
Статья
Тульчинский Г. Л. Философские науки. 2011. № 10. С. 129-145.

Итоги очепредного бахтинского международного конгресса вскрыли неадекватность рецепции бахтинского наследия – как в России, так и за рубежом. Рассматриваются причины этого и пути реабилитации.

Добавлено: 5 октября 2012
Статья
Жукова О. А. Философские науки. 2012. № 7. С. 140-145.

Статья представляет собой критический анализ важного научно-философского события – серии совместных российско-миланских семинаров, проведенных на базе Института философии РАН и объединенных общей темой – проблемой присутствия философии в публичном пространстве современной европейской и российской культуры и политики. По мнению автора статьи, в современном мире с его политико-экономической и социокультурной многоукладностью философская рациональность противостоит культурному упрощению и обогащает мышление человека культурной сложностью. Тем самым выполняется основная социально-критическая функция философии.

Добавлено: 11 декабря 2013