• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 392 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Пенская Е. Н. Вопросы образования. 2008. № 4.
Добавлено: 9 ноября 2008
Статья
Горелова Ольга Юрьевна Вопросы образования. 2016. № 2. С. 229-258.

Статья посвящена изучению взаимосвязи межвузовской академической мобильности с публикационной активностью, распределением рабочего времени и характером профессиональных коммуникаций преподавателей вузов. Предыдущие исследования показывают, что мобильность положительно влияет на академическую систему в целом, но ее взаимосвязь с индивидуальными характеристиками преподавателей может различаться в зависимости от страны. Используя данные исследования «Динамика академической профессии» (2012), мы показываем, что уровень межвузовской мобильности преподавателей в начале 2010-х годов был крайне низким. При этом существующая литература показывает, что в академическом сообществе это считалось нормой. В таких условиях значимой взаимосвязи между мобильностью и характеристиками профессиональной деятельности преподавателей (продуктивность, распределение времени и сотрудничество с коллегами) практически не наблюдалось, а мобильные и немобильные преподаватели не различались по данным параметрам.

Добавлено: 16 октября 2015
Статья
Шувалова О. Р. Вопросы образования. 2010. № 2. С. 178-186.
Добавлено: 1 июля 2010
Статья
Кашницкий И. С., Мкртчян Н. В., Лешуков О. В. Вопросы образования. 2016. Т. 13. № 3. С. 169-203.

Как и во многих других странах, в России миграция имеет выраженный возрастной профиль, пиковые значения ее интенсивности приходятся на годы получения высшего и профессионального образования. В работе проанализирована интенсивность миграции молодежи студенческого возраста (17–21 год) на основе трех источников информации с учетом возможностей и ограничений каждого из них. Миграционная привлекательность регионов России сравнивалась тремя способами. Во-первых, по  данным текущего учета миграции раздельно за два периода—2003–2010 гг. и 2011–2013 гг.— с применением когортно-компонентного анализа. Именно эти периоды выделены не случайно: в 2011 г. методики учета миграции были существенно скорректированы. Во-вторых, по данным переписей населения 2002 и 2010 гг., методом возрастной передвижки. Предложен способ «очистки» данных переписей населения от не связанных с миграцией деформаций половозрастной структуры населения. В-третьих, по данным о соотношении в регионах страны численности поступивших в вузы на очную форму обучения по программам бакалавриата и специалитета, с одной стороны, и выпускников школ, с другой стороны, в среднем за 2012/2013 и 2013/2014 учебные годы. На основе четырех показателей (межпереписная оценка, текущий учет за два периода и соотношение численности поступивших в вузы и выпускников школ) рассчитан рейтинг привлекательности регионов России для молодежи студенческого возраста. Место региона в данном рейтинге зависит не только от развития в нем системы высшего образования, но и от устойчивых направлений межрегиональной миграции в стране. Больше шансов привлечь учебных мигрантов имеют регионы, расположенные в европейской части России.

Добавлено: 22 сентября 2016
Статья
Родина Н. В. Вопросы образования. 2014. № 1. С. 64-79.

На основании обзора литературных источников выделены факторы, определяющие разную значимость прибавки к зарплате для педработников разных регионов. К ним относятся: структура экономики региона; стадия ее экономического развития — рост или спад; доля отраслей бюджетного сектора в экономике региона; особенности территории, проявляющиеся в том, что показатель среднемесячной заработной платы в регионе не отражает реальный уровень жизни населения. Прослежено изменение оплаты труда педагогических работников разных уровней образования по российским регионам за период с 2011 г. по I полугодие 2013 г. Установлено, что динамика заработной платы педагогических работников соответствует тенденции сокращения неравенства и снижения поляризации в распределении российских регионов по доходам населения. В то же время происходит увеличение неоднородности субъектов Российской Федерации по покупательной способности заработной платы педагогов. Автор обосновывает актуальность проведения исследований, направленных на выявление значимости, в том числе субъективной, прибавки к заработной плате педагогов в разрезе субъектов Российской Федерации.

 

Добавлено: 18 июня 2014
Статья
Деркачев П. В. Вопросы образования. 2014. № 4. С. 128-147.

Представлен обзор ис- следований, посвященных взаимосвя- зи между заработной платой педагоги- ческих работников школ и экономикой региона, а также региональным факто- рам, под воздействием которых скла- дывается уровень заработной платы педработников. Рассмотрены основ- ные показатели заработной платы пед- работников в регионах: абсолютный размер оплаты труда, заработная пла- та педагогических работников относи- тельно средней по экономике региона, заработная плата относительно стои- мости фиксированного набора това- ров и услуг, заработная плата относи- тельно душевого валового региональ- ного продукта. На основании расчетов, проведенных с использованием от- крытых баз данных органов государ- ственной власти, разработана типоло- гия регионов по показателям заработ- ной платы педагогических работников. Выделены семь кластеров регионов, для каждого из которых сформулиро- ваны рекомендации в отношении фор- мирования заработной платы педаго- гических работников, показаны харак- терные риски и трудности.

Добавлено: 15 сентября 2014
Статья
Руднев М. Г. Вопросы образования. 2008. № 2. С. 217-239.

Автор описывает основные этапы развития проблематики престижа профессий от ее возникновения в 1925 г. вплоть до новейших исследований 2006 г. Главный феномен, связанный с понятием престижа профессий, состоит в том, что вне зависимости от использованной методики, выборки испытуемых, места и времени проведения исследования относительный рейтинг престижности профессий остается практически неизменным. Новейшие, более точные исследования показали, что престиж профессий все же имеет небольшую динамику, но рейтинг по-прежнему остается очень устойчивым. В России подобные исследования практически отсутствуют. В статье раскрывается самая общая картина представлений о престиже профессий, сложившихся в западной социологии на основании сотен опросов. Делается вывод о целесообразности проведения в России исследований престижа профессий. Этот феномен представляет интерес как для решения прикладных задач (например, для профессиональной и образовательной ориентации или в качестве объективного параметра стратификации для всех общественных наук), так и в качестве самостоятельного предмета изучения.

Добавлено: 29 ноября 2012
Статья
Александров Д. А., Тенишева К. А., Савельева С. С. Вопросы образования. 2015. № 3. С. 66-91.

Система профессиональных колледжей рассматривается как канал социальной мобильности, обеспечивающий максимальную  выгоду с минимальными рисками. Анализируются способствующие формированию такого канала особенности институционального контекста, сложившегося в России за последние 15 лет, и тенденции изменения этого контекста. Выделены три вида колледжей, возникшие в результате реорганизации данного уровня системы образования в России и различающиеся юридическим статусом и форматом взаимодействия с университетами. Описана социальная группа, использующая образовательную траекторию «в университет через колледж». Ее представители занимают промежуточное положение между теми, кто воспроизводит статус профессионального рабочего, и теми, кто воспроизводит статус высококвалифицированного профессионала. Для них характерен средний уровень успешности в школьном обучении. По результатам опросов 9-классников, проживающих в мегаполисе (Санкт-Петербург) и в одном из районов Ленинградской области, проанализированы мотивы выбора образовательной траектории «в университет через колледж», а также представления учащихся о выгодах, издержках и рисках выбранного пути. Сделан вывод о высокой значимости места жительства учащихся для выбора данной образовательной траектории. Для жителей сельской местности, где структурные ограничения гораздо сильнее, чем в мегаполисе, выбор альтернативного образовательного пути характерен в меньшей степени. В отличие от мегаполиса, на селе такой выбор совершает более информированная и высокостатусная группа. На основании сравнения систем колледжей в нескольких странах авторы приходят к заключению, что, в отличие от Германии, где колледжи обеспечивают статусное воспроизводство, в России, как и в США, они представляют собой канал восходящей социальной мобильности.

Добавлено: 10 октября 2015
Статья
Абанкина Т. В. Вопросы образования. 2008. № 3. С. 61-77.

В статье рассматриваются итоги широкомасштабного эксперимента по реструктуризации сельских школ, в котором принимали участие 18 субъектов Российской Федерации. Полученные результаты убедительно свидетельствуют о том, что созданные в ходе эксперимента образовательные центры и социокультурные комплексы имеют значительные преимущества перед традиционными видами учебных заведений. Дальнейшему развитию сети социокультурных комплексов препятствуют отсутствие нормативно-правовой базы их создания и функционирования, а также трудности межведомственных и межбюджетных согласований.

Добавлено: 14 октября 2012
Статья
Вишневская Н. Т. Вопросы образования. 2010. № 4. С. 5-29.

Рассмотрены основные институциональные особенности систем первичной профессиональной подготовки в координируемых и либеральных экономиках. Автор считает, что специфика институтов рынка труда стала одним из главных факторов, формирующих ту или иную модель профессиональной подготовки. Одно из главных направлений оценки этих моделей — насколько адекватны они вызовам современной экономики. Механизм предоставления образовательных услуг в отдельных странах определяется в первую очередь выбором источника финансирования, соотношением между общими и специальными знаниями, особенностями организации системы сертификации полученных знаний. 

Добавлено: 13 октября 2012
Статья
Фархатдинов Н. Г., Евстигнеева Н. В., Куракин Д. Ю. и др. Вопросы образования. 2015. № 2. С. 196-219.

Представлены результаты социологического исследования моделей управления общеобразовательными учреждениями в современной России как вариантов конфигурации отношений, связанных с управлением образовательным процессом. Исследование проводилось в восьми пилотных регионах в октябре — ноябре 2014 г. и преследовало цель сконструировать типологию моделей управления. На основе анализа данных, собранных методом фокус-групп с директорами школ, выделены четыре основные модели: «авторитарный хозяйственник», «демократичный хозяйственник», «авторитарный предводитель» и «демократичный предводитель». Эти модели были сконструированы в результате совмещения двух критериев: режимов делегирования, т. е. устойчивых паттернов взаимодействия директоров с другими субъектами и агентами по управленческим вопросам, и субъектности директора, т. е. его способности  втономно определять миссию организации и проводить ее в жизнь. Каждая модель описывается на примере введения ФГОС в начальной школе. Показано, что выбор той или иной модели управления определяется множеством факторов и является ситуативным, т. е. зависит от задачи и контекста управленческой деятельности. Выявлены основные факторы,  бусловливающие выбор той или иной модели управления, и сопоставлен потенциал выделенных моделей управления с точки зрения эффективного внедрения реформ.

Добавлено: 27 ноября 2014
Статья
Чернова Е. Г., Ахобадзе Т. Д., Малова А. С. и др. Вопросы образования. 2017. № 3. С. 37-82.

По данным Всемирного банка, в среднем в мире 13% государственных расходов приходится на образование, и государства заинтересованы в продуктивном расходовании этих средств. Одним из общепринятых, хотя и критикуемых, критериев продуктивности деятельности университета считается его положение в международных академических рейтингах. Проведенные исследования влияния объема государственного финансирования университета на его положение в рейтинге не выявили устойчивой положительной связи. Авторы скорректировали методологию оценивания и рассмотрели влияние механизма государственного финансирования университета на его положение в рейтинге. Рассмотрены по существу три механизма финансирования: финансирование по формуле, финансирование по результатам и переговорное финансирование. В выборку исследования вошли 107 европейских университетов из 27 стран, по каждому из них была собрана информация о модели финансирования (или композиции моделей), общем годовом доходе, доле финансирования от государства и положении в рейтинге, а также о наличии динамики в рейтинге за последние 10 лет. По результатам анализа сформированы две основные группы университетов: те, кто не преуспевает в рейтингах (вторая, третья, четвертая и пятая сотни рейтингов) и финансируется преимущественно формальными путями (финансирование по формуле и по результату), и те, кто лидирует в рейтингах (первая сотня), такие университеты используют переговорную модель финансирования (либо наряду с формальными моделями, либо в качестве основной). Подтверждены выводы предшествующих исследований, согласно которым объем государственного финансирования никак не сказывается на результатах рейтинга. На качественном уровне проанализирован опыт финансирования высшего образования в Российской Федерации. В настоящее время наблюдается сильная тенденция к формализации всех каналов финансирования университетов, однако результаты проведенного эмпирического исследования показывают, что доминирование формальных критериев может быть неэффективно с точки зрения достижения отечественными университетами поставленных перед ними амбициозных целей — вхождения в первую сотню университетов в международных рейтингах. 

Добавлено: 21 июня 2019
Статья
Титова Н. Л. Вопросы образования. 2005. № 2. С. 80-93.
Добавлено: 29 октября 2008
Статья
Абелюк Е. С. Вопросы образования. 2004. № 03.

В статье анализируется новый образовательный стандарт по литературе и его соответствие целям и задачам литературного образования. Статья подготовлена на основе опыта работы в группе по разработке альтернативного стандарта по литературе, созданной при НИУ ВШЭ по инициативе Министерства образования РФ.

Добавлено: 28 марта 2013
Статья
Пинская М. А., Обухова О. Л., Тимкова Т. В. Вопросы образования. 2009. № 2. С. 87-108.
Среди факторов, обусловивших высокие результаты российских школьников в международных сопоставительных исследованиях качества образования PIRLS и PISA, значительная роль отводится условиям, не связанным со школой (социальному контексту, в котором находится школа; семейному образовательному потенциалу и т.п.). Возникает закономерный вопрос: в чем состоит (или может состоять) вклад школы в достижения школьников? И если успех России в PIRLS связывают в большей степени с домашней политикой в области чтения, говорит ли это о том, что стратегии, применяемые учителями при обучении чтению младших школьников, не сказываются на их читательских умениях? Представленное в статье исследование направлено на изучение вклада школы в развитие грамотности чтения у младших школьников. Полученные результаты дают основания для выводов, которые авторами рассматриваются как гипотезы.
Добавлено: 19 августа 2009
Статья
Хасан Б. И. Вопросы образования. 2009. № 3.
Добавлено: 21 апреля 2011
Статья
Захарова У. С., Танасенко К. И. Вопросы образования. 2019.

Экономическое развитие страны тесно связывается с уровнем национального образования. Очевидной тенденцией последних лет в этой сфере является развитие онлайн-обучения, активное производство и использование массовых открытых онлайн-курсов (МООК). В России эти процессы форсируются реализацией приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда». В статье представлены результаты тематического анализа суждений сотрудников российских вузов о достоинствах и недостатках МООК для преподавателя, одной из ключевых ролей в образовании. Установлено, что достоинства МООК заключаются в предоставлении возможности лучшей организации учебного процесса и материалов, доступности и мобильности обучения, реализации профессиональных и личных целей преподавателя, а также ресурсоэффективности. Недостатки МООК связываются с педагогическим несовершенством формата, особыми требованиями к образовательной системе, ресурсозатратностью и профессиональными рисками для преподавателя. Исследование представляет интерес для администраторов и преподавателей вузов, планирующих запуск или уже реализующих онлайн-обучение.

Добавлено: 3 апреля 2019
Статья
Муратова Ю. Р., Радаев В. В. Вопросы образования. 2007. № 3.

Авторы предлагают оригинальный вариант методологии измерения степени соответствия деятельности университетов параметрам Болонского процесса. Актуальность создания методов оценки уровня интегрированности того или иного вуза и системы высшего обра зования страны в целом в общеевропейское образовательное про странство диктуется тем, что к 2010 г. Россия должна завершить реформирование высшего образования в соответствии с Болон ской декларацией. В статье кратко суммируются релевантные этой задаче составляющие Болонского процесса. Описываются мето дологический подход и измерительные инструменты для оценки деятельности университетов. Приводятся результаты эмпирического обследования 20 известных российских вузов. В заключение представлена общая оценка степени соответствия системы выс шего образования в России параметрам Болонского процесса на основе специально сконструированного интегрального индекса.

Добавлено: 20 апреля 2015
Статья
Михайлова (Козьмина) Я. Я., Сивак Е. В. Вопросы образования. 2018. № 2. С. 8-25.

Многие исследователи фиксируют, что доминирующей на сегодняшний день идеологией воспитания детей является интенсивное родительство. Одна из ключевых предпосылок, лежащих в основании этой идеологии, состоит в том, что родителю необходимо руководствоваться экспертным знанием в таких сферах, как развитие, воспитание, здоровье, образование ребёнка. В этом контексте в настоящее время активно развиваются образовательные программы для родителей и родительское самообразование. Однако недостаточно изучено то, отражаются ли требования идеологии интенсивного родительства в практиках самих родителей. Пользуются ли родители источниками экспертного знания о детях? В какие моменты больше всего нуждаются в информации о воспитании детей? В данной статье на данных онлайн-опроса матерей и отцов детей в возрасте от одного года до 12 лет мы рассматриваем то, как родители приобретают такого рода специализированные знания о воспитании детей: какими источниками информации они пользуются и кому доверяют, какие вопросы, связанными с детьми (образование, здоровье и др.), их волнуют. Мы показываем, что запрос на экспертное знание далеко не универсален. Несмотря на бум научно-популярной литературы и других источников экспертного знания, основанного на отсылках к “науке”, для родителей значимы традиционные источники знания о воспитании (друзья и родственники). Так, например, даже в вопросах лечения ребёнка своим родителям доверяет 40% матерей (70% доверяют врачам). Интенсивность обращений к разным источникам информации связана с возрастом ребенка: можно выделить пики «растерянности», связанные с определёнными этапами в жизни ребенка: первые полгода  жизни его жизни и период перед школой, между которыми возникают периоды относительного “затишья” (4-5 летний возраст ребёнка).

Добавлено: 4 июля 2018
Статья
Плешков А. А. Вопросы образования. 2014. № 2. С. 256-261.

Проректор НИУ ВШЭ, директор Института институциональных исследований НИУ ВШЭ кандидат экономических наук Мария Юдкевич рассказывает в интервью о рождении замысла и истории создания книг «Поколения ВШЭ», вышедших к 20-летию университета. Книга «Учителя об учителях» — это размышления известных ученых о той академической среде, в которой они делали первые шаги в науке. В книге «Ученики об учителях» молодые представители ВШЭ рассказывают о том учителе, который определил для каждого из них понимание идеи университета и академического пути. Первоначально очерки, которые составили эти книги, были специальным приложением к информационному бюллетеню «Окна роста» и оказались чрезвычайно востребованными читателями. В итоге в создании книг приняли участие около 100 сотрудников НИУ ВШЭ. Из книг «Поколения ВШЭ» становится ясно, что появление университета стало возможным благодаря объединению разных традиций и что сегодня эти разные традиции сосуществуют в рамках единой институции за счет открытости, академической честности, профессионализма без оглядки на дисциплинарные, институциональные и национальные границы.

Добавлено: 8 декабря 2014