• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдена 301 публикация
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Шелепов А. В. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2011. № 4. С. 40-60.
В статье представлен анализ развития механизмов глобального регулирования небанковского сегмента финансового сектора экономики. С начала мирового финансового и экономического кризиса в этой сфере произошли значительные изменения, обусловленные активизацией деятельности ключевых международных институтов. Целью исследования был мониторинг и анализ этих изменений, дающие возможность определить вероятные пути дальнейшего развития системы глобального регулирования. Рассматривались реформы по пяти направлениям: рынок внебиржевых производных финансовых инструментов, хедж-фонды, кредитно-рейтинговые агентства, Международные стандарты финансовой отчетности, системно значимые финансовые институты. Проведенный анализ свидетельствует, что в каждой из рассматриваемых областей небанковского сегмента разработка и внедрение новых механизмов сталкиваются с определенными трудностями. Тщательное рассмотрение и понимание причин этих трудностей, которые кроются как в недостаточных или несвоевременных действиях международных институтов, так и в ненадлежащем исполнении рекомендаций по использованию разрабатываемых инструментов на страновом уровне, позволяет сделать прогноз о том, по какому пути и в какие сроки будет происходить развитие глобального регулирования небанковского сегмента финансового сектора экономики. В данной статье использованы результаты проекта «Развитие форм глобального и регионального коллективного регулирования в системе международных организаций», выполненного в рамках программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2011 году.
Добавлено: 28 сентября 2012
Статья
Ефремова М. В. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2010. № 2. С. 216-219.
В эссе представлена характеристика ситуации, сложившаяся к началу XXI в. в мировом сообществе в отношении содействия международному развитию (СМР), подчеркивается ответственность каждой страны за достижение целей развития тысячелетия. Россия как одна из крупнейших экономик мира должна активно участвовать в СМР. Однако на данном этапе национальная система СМР находится лишь на стадии формирования. В статье оцениваются основные проблемы, достижения и перспективы России как активного участника СМР.
Добавлено: 28 сентября 2012
Статья
Морозкина А. К. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2015. Т. 10. № 2. С. 89-105.

Статья посвящена поиску ответов на вопрос, будет ли Новый банк развития способствовать повышению роли группы БРИКС в глобальной финансовой архитектуре и развитию стран-членов. На основе сравнения с ключевыми многосторонними институтами развития (Всемирный банк, Азиатский, Африканский и Межамериканский банки развития, Европейский банк реконструкции и развития) и национальными банками развития стран БРИКС делается вывод о том, что цель создаваемого банка по мобилизации ресурсов для проектов в области инфраструктуры и устойчивого развития в некоторой степени дублирует работу существующих институтов. Однако создаваемый Банк может дополнить их функции и стать значимым институтом развития для стран-членов, в первую очередь путем реализации именно многосторонних проектов стран БРИКС в указанных областях. Также в статье анализируется текущая роль стран БРИКС в мировой финансовой архитектуре и потенциал ее повышения, который заложен в Новом банке развития. Во-первых, в новом финансовом институте страны БРИКС будут совместно определять размер и направление финансовой помощи третьим странам, а во-вторых, страны БРИКС смогут самостоятельно определять условия предоставления кредитов, в отличие от Бреттон-Вудских институтов, в которых роль стран БРИКС не соответствует их положению в мировой экономике. Делается вывод о том, что страны БРИКС с созданием банка создали потенциал изменения текущей системы финансирования развития, в частности, условий предоставления финансирования и контроля результатов и, таким образом, повышения роли стран БРИКС в глобальной финансовой архитектуре.

Добавлено: 10 ноября 2015
Статья
Рахмангулов М. Р. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2011. № 1. С. 99-109.
В статье рассматриваются вопросы повестки дня «Группы восьми» и «Группы двадцати», относящиеся к сфере безопасности. Эта сфера является одной из наиболее важных среди приоритетов «Группы восьми» в последнее десятилетие и включает в себя широкий круг вопросов, таких как нераспространение оружия массового уничтожения, урегулирование различных региональные проблем, борьбу с терроризмом и незаконным оборотом наркотиков и др. В то же время «Группа двадцати» пока рассматривала только вопросы безопасности, связанные с экономической повесткой дня: борьбу с коррупцией и финансированием терроризма. На основе анализа документов института делается вывод, что «Группа восьми» обладает возможностью гибко реагировать на вопросы в сфере безопасности, когда возникает такая необходимость. «Группы двадцати» в силу боле широкого и разнообразного состава не имеет необходимой гибкости. Вопросы безопасности являются и будут оставаться одним из основных приоритетов повестки дня «Группы восьми». Если «Группа двадцати» будет включать эти вопросы и ценности в повестку дня, скорее всего, это произойдет при лидирующей роли стран-членов «Группы восьми».
Добавлено: 28 сентября 2012
Статья
Меликян А. В. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2008. № 7-8. С. 71-84.
В сентябре 2008 года были опубликованы результаты четырехлетнего проекта ОЭСР «Тематический обзор по высшему образованию», в котором приняли участие 24 страны, в том числе Российская Федерация. Итогом проекта стала публикация обзора «Роль высшего образования в экономике знаний» (Tertiary Education for the Knowledge Society), представляющего собой комплексное и широкомасштабное исследование ключевых тенденций и направлений политики в области высшего образования в странах-членах и странах-партнерах ОЭСР. По сути, публикация результатов проекта является своего рода «международной энциклопедией высшего образования», поскольку охватывает все основные направления политики в области высшего образования, а также обобщает опыт стран, существенно различающихся как по уровню социально-экономического развития, так и по подходам к образовательной политике. Особую ценность для специалистов, занимающихся разработкой и реализацией образовательной политики, представляют практические рекомендации, выработанные экспертами ОЭСР на основе проведенного сравнительного межстранового исследования и выявления наиболее успешных политических практик, позволяющих странам эффективно отвечать на современные вызовы, с которыми сталкиваются их образовательные системы. В то же время, представляя результаты проекта, эксперты ОЭСР подчеркивают, что использование всего комплекса предложенных рекомендаций, а также конкретных инструментов их реализации на национальном уровне, требует тщательного анализа и обсуждения с участием различных заинтересованных сторон: общенациональных и региональных органов управления образованием, агентств по обеспечению качества образования, вузов, ассоциаций работодателей, студенческих союзов, - с учетом особенностей национального контекста, традиций и особенностей развития образования. Анализ приоритетов и наиболее успешных практик образовательной политики стран ОЭСР и оценка возможностей их использования для развития российского образования было одной из задач проекта «Аналитическое исследование возможностей использования опыта образовательной политики стран ОЭСР на основе анализа «дорожной карты» в свете поставленной задачи присоединения к ОЭСР», реализованного Институтом международных организаций и международного сотрудничества в 2008 году по заказу Федерального агентства по образованию. Мы представляем нашим читателям первый аналитический материал из серии материалов, подготовленных в рамках проекта на основе анализа результатов проекта ОЭСР. Неслучайно этот материал посвящен теме качества образования, поскольку именно обеспечение качества образования, в том чисел высшего образования на различных уровнях (международном, национальном, институциональном) сегодня становится одним из основных направлений текущей аналитической работы Директората ОЭСР по образованию, что обусловлено растущими масштабами, диверсификацией систем высшего образования и усиливающейся конкуренцией на рынке образовательных услуг. В публикуемом материале, в том числе, представлена оценка возможностей использования рекомендаций ОЭСР в части обеспечения качества высшего образования для развития образования в России.
Добавлено: 1 октября 2012
Статья
Ларионова М. В., Мешкова Т. А. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2006. № 1. С. 21-37.
Национальные квалификационные системы являются важным инструментом в создании системы обучения в течение всей жизни, оказывая влияние на объем, распределение, качество и эффективность образования, а также использование его результатов.
Добавлено: 1 октября 2012
Статья
Киртон Дж. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2008. № 5. С. 20-32.

В статье дан анализ предложений по реформированию системы "Группы восьми", обсуждаемых в политической, общественной и научной сфере. Основой предложений по реформированию "Группы восьми"; стала критика предполагаемой утраты "Восьмеркой"; своей эффективности, легитимности, господствующей мировой мощи, а также недостатка широкого географического представительства. Джон Киртон считает, что нет предложений по реформированию, основанных на логическом или эмпирическом анализе, учитывающим, каким образом эти предложения отразятся на эффективности комплексной системы "Группы восьми";. Автор пытается восполнить этот пробел. На основе оценки результатов работы "Восьмерки"; за 1975-2007 годы, он проводит анализ трех основных направлений реформирования института - "расширение"; "уплотнение"; "углубление"; - из которых последние два пока не обсуждались в дискуссиях, учитывая каким образом эти изменения могли бы повлиять на эффективность "Группы восьми"; в будущем. Первое направление - "расширение"; - привлекает больше всего внимания в дискуссиях по реформированию. Оно касается вопроса о том, сколько и какие страны и международные организации должны быть приглашены на саммит "Группы восьми"; в качестве полных постоянных членов или неполных участников. Второе направление дискуссии - "уплотнение"; - является менее проработанным и относится к усилению структуры "Восьмерки"; на основе создания институтов на уровне министров и других официальных лиц в различных политических сферах. И третье направление - "углубление"; - связано с демократизацией системы "Группы восьми"; путем включения в диалог широкого спектра представителей гражданского общества. Автор утверждает, что будущая стратегия реформирования "Группы восьми"; должна осуществляться с разным уровнем интенсивности по всем трем направлениям.

Добавлено: 20 сентября 2012
Статья
Шадрикова А. П. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2010. № 4. С. 29-38.
Статья посвящена анализу коллективных усилий по содействию развитию в образовании. Автором рассматривается эволюция проблематики образования в международных документах ХХ столетия, создание предпосылок и фундамента для включения образовательных целей в формлировку ЦРТ. Также рассматриваются и анализируются взаимосвязи между положениями международных документов в сфере образования, глобализацией, механизмами и формами коллективных усилий по реализации заявленных задач. Отмечается роль Российской Федерации в формировании повестки дня “Группы восьми” вопроса содействия развитию по сектору образования в глобальном масштабе.
Добавлено: 30 сентября 2012
Статья
Ларионова М. В. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2006. № 5. С. 8-20.
Программа «Образование и профессиональная подготовка 2010»2, принятая в марте 2002 г., отражает понимание странами-членами ЕС того, что какой бы эффективной ни была политика в других сферах, становление ЕС как ведущей мировой экономики, основанной на знаниях, возможно только на основе решающего вклада образования и профессиональной подготовки как факторов экономического роста, инноваций, устойчивой занятости и социального равенства. Программа осуществляется «на основе открытого метода координации и применения таких инструментов, как индикаторы и критерии, сопоставление наилучших практик, регулярный мониторинг и оценка, оценка коллегами, организация процесса взаимного обучения».
Добавлено: 2 октября 2012
Статья
Гилман М. Г. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2011. № 4. С. 11-19.

Накануне саммита «двадцатки» в Каннах в своем анализе, автор предположил, что за исключением президента Франции Саркози никто не удивится, если результаты в Каннах всех разочаруют. С точки зрения автора это, конечно, не означает, что мировая экономика откажется от корректировки всего лишь из-за того, что «Группа двадцати» двадцатка не приняла решения. Дисбалансы в конечном итоге будут скорректированы экономическими силами. Если лидеры «двадцатки» не договорятся о значимом и срочном коллективном действии, миру придется проводить ребалансировку самостоятельно, и она окажется более хаотичной, и неизбежно усложнение ситуации друг для друга. В результате, мир увидит пример не коллективного лидерства, а совместного отказа от ответственности. Чтобы доказать свою полезность, «Группа двадцати» должна сделать нечто большее, чем просто позволить старым экономическим системам согласиться на несогласие. Автор считает, что если «двадцатка» не справиться с противоречиями, чтобы принять необходимые решения, появление новой группировки основных кредиторов - это лишь вопрос времени. Остается надеяться, что организация, которая придет на смену «Группе двадцати», появится вовремя и успеет предотвратить повторение 1930-х гг. Публикация подготовлена в рамках совместного проекта Российского совета по международным делам и Института международных организаций и международного сотрудничества НИУ ВШЭ «Повышение эффективности участия России в «Группе восьми», «Группе двадцати» и БРИКС в соответствии с приоритетами и национальными интересами РФ».

Добавлено: 4 октября 2012
Статья
Соколов А. В., Шашнов С. А., Коцемир М. Н. и др. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2017. Т. 12. № 4. С. 32-67.

В статье представлены методические подходы к выбору приоритетов научно-технологического сотрудничества стран БРИКС на основе анализа международных и национальных стратегических документов стран БРИКС и тематики наиболее значимых публикаций ученых из этих стран, отраженных в базе данных SCOPUS. Систематизированы национальные научно-технологические приоритеты стран БРИКС и произведена сравнительная оценка их ресурсов научно-технологического развития.

Проанализированы показатели публикационной активности стран БРИКС, существенно активизировавшейся с 2000 г. и расширяющейся в межнациональных масштабах при доминировании Китая. Показана особая значимость развития сотрудничества с Китаем, уверенно выдвигающимся на позиции одного из мировых научно-технических лидеров, выделены перспективные области исследований для кооперации с Индией, Бразилией и ЮАР.

Сформирован перечень из 14 тематических приоритетов научно-технологического сотрудничества стран БРИКС (на основе анализа их национальных, двусторонних и многосторонних стратегических и прогнозных документов). Выделенные приоритеты научно-технологического развития создают основу для взаимовыгодного и эффективного сотрудничества стран БРИКС, в рамках которого ученые разных стран могут расширять диапазон исследований, развивать существующие и внедрять новые инструменты научно-технологического сотрудничества и обмениваться лучшим опытом.

Добавлено: 12 декабря 2017
Статья
Меликян А. В., Железов Б. В. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2012. № 1. С. 156-171.

Авторы рассматривают инициативы, предпринятые Правительством РФ в последние годы, направленные на привлечение иностранных высококвалифицированных специалистов для работы в российских вузах. Отмечены трудности, с которыми сталкиваются вузы и приглашённые специалисты в процессе трудоустройства и последующего пребывания в России. Приведены практики привлечения иностранных научно-педагогических работников в зарубежных странах.

Добавлено: 27 августа 2012
Статья
Железов Б. В. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2008. № 2. С. 27-35.
Публикуемый материал представляет собой реферативный обзор комплексного исследования основных направлений и результатов реформ в сфере управления высшим образованием стран ЕС. Исследование проводилось группой экспертов по заказу Еврокомиссии в 2006 г. Предметом исследования были изменения в определенных ключевых сферах, включающих условиях финансирования, механизмы принятия решений, обеспечения качества образования, как на национальном уровне, так и на уровне вузов, а также оценка этих изменений основными участниками образовательного процесса: руководством вузов, профессорско-преподавательским составом, студентами, работодателями и местными сообществами. Полученные результаты, а также апробация используемых в процессе исследования параметров и методов оценки могут стать основой для сопоставительного анализа международного опыта и российской образовательной политики.
Добавлено: 30 сентября 2012
Статья
Горбунова Е. М. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2008. № 2. С. 9-26.
Подписав Болонскую декларацию в 2003 г. Россия приняла на себя обязательства по внедрению ее основных принципов и инструментов к 2010 г. Студенты и аспиранты - ключевые стороны, участвующие в реализации Болонского процесса, и получение обратной связи от них имеет решающее значение при организации и реформировании учебного процесса. В данной статье представлены результаты исследования «Болонья глазами студентов и аспирантов», направленного на изучение оценки уровня реализации принципов Болонского процесса в российских вузах; уровня информированности респондентов об основных Болонских принципах и инструментах; понимания студентами и аспирантами сути, целей и задач реализации принципов Болонского процесса; выявление опыта участия респондентов в реализации принципов Болонского процесса в вузе; выявление отношения, уровня поддержки принципов Болонского процесса; определение причин и мотивов того или иного отношения студентов и аспирантов российских вузов к внедрению основных принципов Болонской декларации
Добавлено: 30 сентября 2012
Статья
Ларионова М. В. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2008. № 2. С. 4-8.
В статье представлен обзор основных событий и достижений в европейской образовательной политики в период президентства Португалии в ЕС в июле-декабре 2007 года. Описывается ряд предпринятых политических шагов, направленных на содействие будущему развитию сферы высшего образования в Европе, а также некоторые достигнутые результаты, прежде всего, принятие Европейским парламентом и Советом Рекомендации для учреждения Европейской квалификационной рамки для обучения в течение всей жизни; принятие Европейским советом заключений по повышению качества преподавания и обучения, а также Резолюции Европейского совета об образовании и подготовке как ключевых факторах реализации Лиссабонской стратегии. Большое внимание в статье уделяется докладу 2008 года о «Развитии обучения в течение всей жизни для знаний, креативности и инноваций», резюмирующему результаты реализации программы «Образование и подготовка 2010» в 2008 году. А также подчеркиваются возможные перспективы сотрудничества Европейского союза с третьими странами в сфере образования и возможности для развития стратегического партнерства.
Добавлено: 30 сентября 2012
Статья
Сафранчук И. А., Биричевский Д. А. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2013. Т. 8. № 2. С. 86-90.
Россия в последние десять лет стала донором программ содействия международному развитию. Российские бюджеты на цели СМР постоянно росли и стабилизировались на уровне 500 млн долл США в год. Хотя российский бюджет на цели СМР является относительно скромным, если сравнивать его с крупными традиционными донорами или лидерами из числа новых доноров, такими как Китай и Индия, тем не менее, выделяемый на цели СМР бюджет позволяет России играть заметную роль в программах СМР, особенно в региональном масштабе. Обращает на себя внимание то, что в 2008-2009 гг., когда традиционные доноры сократили бюджеты на СМР в силу финансово-экономического кризиса, Россия наоборот увеличила свой бюджет на цели СМР. Тем не менее механизмы расходования средств на цели СМР нуждаются в дальнейшем совершенствовании для максимальной отдачи. В России продолжаются экспертные и межведомственные дебаты по этому поводу. В статье анализируется современная статистика по российским программам СМР, обобщаются основные черты российской политики в области СМР, формулируются предложения по повышению эффективности этого направления национальной политики.
Добавлено: 13 августа 2017
Статья
Архипова П. С., Векшина А. Б., Зайцев Ю. К. и др. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2010. № 2. С. 103-110.

В статье представлены результаты мониторинга исполнения Россией обязательств, принятых на саммите «Группы восьми» в Аквиле 2009 г., проведенного Институтом международных организаций и международного сотрудничества Государственного университета - Высшей школы экономики (ИМОМС ГУ-ВШЭ) совместно с Исследовательской группой «Группы восьми» Университета Торонто (полная версия доклада размещена на сайтах ИМОМС ГУ-ВШЭ www.iori.hse.ru и Научно-исследовательского центра содействия международному развитию www.rcicd.org). Представлен сопоставительный анализ мер, принятых Россией в период мониторинга, по пяти основным сферам коллективных действий. Даются рекомендации по повышению уровня исполнение обязательств и эффективности отчетности по принятым обязательствам.

 

Добавлено: 27 октября 2012
Статья
Ларионова М. В. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2007. № 2. С. 6-12.
Политические процессы, содержащие элементы открытого метода координации (ОМК), начали вызревать и развиваться в сфере образовательной политики ЕС задолго до официальной инаугурации ОМК. Об этом убедительно свидетельствует анализ формирования европейской политики в сфере образования. Принцип открытого метода координации впервые был сформулирован в 2000 г. на заседании Европейского совета в Лиссабоне как способ обеспечения «распространения наилучших практик и достижения наибольшего сближения с целью реализации основных задач ЕС».
Добавлено: 1 октября 2012
Статья
Заварыкина Л. В., Кичина И. В., Перфильева О. В. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2013. № 1. С. 60-79.

В 2012 году состоялась апробация модельной методологии многомерного ранжирования российских вузов, разрабатываемой в рамках проекта «Разработка и апробация модельной методологии рейтингования образовательных учреждений профессионального образования», реализуемого Национальным фондом подготовки кадров по заказу Министерства образования и науки РФ в 2011-2013 гг. В ходе апробации было произведено пробное обследование более 100 российских вузов по выработанной системе индикаторов. Параллельно собирались и систематизировались комментарии, замечания и предложения в отношении разработанного инструментария, методов сбора и обработки данных, способов представления результатов ранжирования, используемой системы индикаторов. Отношение к разработанной системе высказывалось участниками апробации в процессе заполнения опросников, в ходе экспертных семинаров и конференций, предусмотренных в рамках проекта. Несмотря на высокий уровень транспарентности проекта в целом, участия в нем экспертного сообщества и включенности в разработку самих вузов, требовалось получить качественную оценку будущих потребителей результатов многомерного ранжирования вузов. Специально для этого была разработана программа социологического исследования, предусматривающая проведение экспертного опроса основных стейкхоледров на основе серии интервью и фокус-групп. В статье представлены основные результаты опроса экспертов «Отношение, потребности и ожидания потребителей модельной методологии многомерного ранжирования российских вузов». Опрос экспертов - одна из составляющих процесса апробации модельной методологии многомерного ранжирования российских вузов, его результаты стали важным источником для совершенствования системы комплексной оценки деятельности российских вузов, работа над которым продолжится и в 2013 году.

Добавлено: 24 июля 2013
Статья
Лобза Е. В., Бортвин Д. О., Хасаншин Р. Р. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2010. № 1. С. 33-50.
В статье представлены результаты анализа трех систем индикаторов мониторинга развития информационного общества и экономики знаний различных международных организаций: Networked Readiness Index (NRI) – индекса сетевой готовности, который составляется в рамках сотрудничества Всемирного Экономического Форума и бизнес-школы INSEAD; ICT Development Index (IDI) – индекса развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), разрабатываемого Международным Телекоммуникационным Союзом; Knowledge Economy Index (KEI), являющегося частью методологии, разрабатываемой Всемирным банком, Статья так же отражает результаты проведенного анализа позиции России в мировом рейтинге в 2002- 2009 гг. согласно изучаемым индексам. Актуальность изучения существующих систем мониторинга объясняется тем, что на современном этапе развития переход к информационному обществу и экономике знаний (далее по тексту ИО и ЭЗ) становятся одним из решающих элементов национальной стратегии повышения конкурентоспособности страны на международной арене. Разнообразие предлагаемых методик систем индикаторов развития ИО и ЭЗ привело к появлению различных оценок, поэтому анализ существующих методик, выявление их особенностей, наряду с анализом текущих показателей, согласно рассматриваемой методике, является необходимой составляющей объективной оценки инновационного потенциала страны, её конкурентных преимуществ и будущих перспектив развития.
Добавлено: 28 сентября 2012
Статья
Зайцев Ю. К. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2007. № 7. С. 14-22.

Завершается год председательства Германии в «Группе восьми», первая половина которого стала периодом двойного председательства, в рамках которого с января по июнь 2007 г. правительство Германии осуществляло функции президентства в ЕС. Сложные условия двойного председательства руководству Германии удалось использовать для обеспечения последовательности и взаимного усиления программы работ и повестки дня саммитов в рамках обоих международных институтов. Оценки экспертов и политиков, анализ результатов реализации программы президентства Германии в ЕС и совместной трехсторонней программы Германии, Португалии и Словении позволяют сделать вывод, что правительство Меркель чрезвычайно успешно справилось с задачами двойного председательства. Однако в данном материале основное внимание будет уделено анализу итогов президентства Германии в ЕС.

Добавлено: 20 сентября 2012