• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдена 201 публикация
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Штроо В. А., Меланьина А. А. Вопросы психологии. 2005. № 3. С. 70-83.

Анализируются аспекты системы референтных отношений в группе, которые характеризуют эту систему как фактор организационных изменений. Описывается эмпирическое исследование, целью которого является установление связи между особенностями референтных отношений в организации и эффективностью организационных изменений. Основным выводом исследования является подтверждение предположения о том, что изменения в организации, осуществляемые референтными лидерами,  требуют меньше времени, характеризуются более интенсивным использованием выделяемых ресурсов и сопровождаются высокой степенью удовлетворенности сотрудников организации этими изменениями.

Добавлено: 23 января 2013
Статья
Семенов И. Н. Вопросы психологии. 2011. № 6. С. 152-155.
Добавлено: 31 января 2012
Статья
Степанов С. Ю., Семенов И. Н. Вопросы психологии. 1983. № 2. С. 35-42.
Добавлено: 26 марта 2013
Статья
Асмолов А. Г., Шехтер Е. Д., Черноризов А. Г. Вопросы психологии. 2018. № 4. С. 3-19.

С позиций историко-эволюционной методологии проблема происхождения социальности анализируется в более широком, чем традиционно принято, масштабе - как проблема зарождения и возрастания сложности «жизни сообща». Такой подход дает возможность нащупать взаимосвязь развития «жизни сообща» со скачкáми эволюции, или, пользуясь языком А.С. Северцова, ароморфозами сложных систем. Обосновывается, что скачкообразный переход «жизни сообща» на качественно иной уровень приводит к эмерджентному порождению социальности, основанной на коммуникативных взаимодействиях неидентичных индивидов. Универсальное значение в развитии любых сложных систем, в том числе социальных, имеет преадаптация к неопределенности. Особенно впечатляющей формой преадаптации, согласно гипотезе биолога Р. Гольдшмидта являются поддерживаемые эволюцией дееспособные «обнадеживающие уроды» (аналогия - «выродки» в социально-фантастических утопиях А. и Б. Стругацких), наделенные потенциальной возможностью занимать новые ниши, когда возникают проблемы, не разрешимые в рамках существующих адаптаций.

Добавлено: 8 февраля 2019
Статья
Тюрина Н. А., Уточкин И. С. Вопросы психологии. 2014. № 4. С. 107-117.
Многие характеристики множества объектов могут быть представлены в виде сводной статистики по всему множеству. Статистические свойства рассчитываются как глобальная характеристика множества объектов при восприятии свойств отдельных объектов. Предположительно, статистические свойства множества могут быть связаны с эффективностью зрительного поиска. Проведено экспериментальное исследование на материале зрительного поиска объекта по размеру, где изучалась зависимость скорости поиска от сходства размера объекта со средним или модальным размером для множества. Установлено, что эффективность поиска не зависит от обладания указанными глобальными признаками, но зависит от локального сходства с ближайшими по размеру объектами.
Добавлено: 6 октября 2014
Статья
Гусев А. Н., Михайлова О. А., Уточкин И. С. Вопросы психологии. 2012. № 44. С. 117-127.

Описываются результаты квазиэкспериментального исследования, в котором оценивалась роль индивидуально-психологических особенностей в выраженности феномена слепоты к изменению. В качестве стимульного материала были использованы фотографии с изображениями природы, городских пейзажей и животных, на фотографиях делаются различные изменения (например, появление-исчезновение, изменение цвета одного из элементов изображения и др.). В качестве индивидуально-психологических особенностей нами были рассмотрены когнитивные стили – поленезависимость/полезависимость и гибкость/ригидность познавательного контроля, а также факторы темперамента - экстраверсия и нейротизм. Получены следующие результаты: 1) время выполнения сложных задач оказалось меньше у испытуемых, демонстрирующих гибкий когнитивный стиль, по сравнению с «ригидными» испытуемыми; 2) поленезависимые и эмоционально стабильные испытуемые справляются со сложными задачами быстрее, чем другие испытуемые; 3) нейротичные интроверты и эмоционально стабильные экстраверты решают задачи средней сложности быстрее, чем эмоционально стабильные интроверты и нейротичные экстраверты.

Добавлено: 20 января 2013
Статья
Рассказова Е. И. Вопросы психологии. 2013. № 6. С. 87-97.

Рассматриваются три вида нарушений психологической регуляции, которые могут вызы- вать формирование необъясненных соматических симптомов: наруше ния телесной, ког- нитивной и эмоциональной регуляции. Во всех трех случаях речь идет о дезинтеграции различных компонентов или механизмов в психике человека, приводящих к формирова- нию соматических симптомов. Ограничения, возникающие при попытках интеграции раз- личных моделей, связаны с неясностью соотношения разных типов нарушения регуляции в этиологии и патогенезе соматоформных ра сстройств (параллельные, сопряженные на- рушения или доминирование одного из нарушений).

Добавлено: 22 октября 2014
Статья
Гулевич О. А., Стукалина А. В. Вопросы психологии. 2011. № 6. С. 57-66.

В статье рассматриваются различия в точности распознавания лжи курсантами и следователями ФСБ.

Добавлено: 1 октября 2012
Статья
Горбунова Е. С., Волченкова Е. А. Вопросы психологии. 2016. № 5. С. 126-134.

В работе изучалась роль рабочей памяти в возникновении эффекта «пропусков при продолжении поиска». Данный эффект представляет собой пропуск второго целевого стимула после успешного обнаружения первого целевого стимула в задаче зрительного поиска. Одна из теорий данного эффекта связывает пропуск второго целевого стимула с тем, что уже найденный первый целевой стимул истощает ресурсы рабочей памяти и тем самым мешает продолжению поиска. В нашем эксперименте была использована стандартная задача на рабочую память: запоминание одной цифры (условие низкой загрузки рабочей памяти) либо шести цифр (условие высокой загрузки рабочей памяти) с последующим отчетом. В качестве задачи на зрительный поиск была использована задача поиска букв T среди букв L, при этом букв T могло быть две, одна либо не быть вообще. Задача испытуемых в каждой пробе состояла в том, чтобы найти все буквы T, удерживая при этом информацию из задачи с цифрами в рабочей памяти. Было выявлено значимое влияние фактора количества стимулов, однако влияние фактора загрузки рабочей памяти и взаимодействие факторов оказались незначимыми. Таким образом, размер эффекта «пропусков при продолжении поиска» (разница в проценте верных ответов в условии с двумя целевыми стимулами и в условии с одним целевым стимулом) оказывается одинаковым при высокой и низкой загрузке рабочей памяти. Результаты настоящего исследования в сопоставлении с данными, полученными в других экспериментах, дают основания полагать, что эффект «пропусков при продолжении поиска» либо не связан с рабочей памятью, либо связан с другой подсистемой рабочей памяти. Помимо этого, была выявлена связь эффекта «пропусков при продолжении поиска» с количеством стимулов, среди которых производится поиск, т.е. с перцептивной загрузкой системы переработки информации.

Добавлено: 27 сентября 2016
Статья
Солдатова Г. У., Рассказова Е. И. Вопросы психологии. 2013. № 2. С. 3-14.

Статья посвящена особенностям и эффективности действий родителей в процессе использования детьми интернета. Анализируются данные, собранные на основе методического обеспечения проекта Дети Европы онлайн в репрезентативной выборке 1025 пар "родитель - ребенок" в семи федеральных округах России. Предложена классификация родительских стратегий (объяснения и поощрения, запреты и ограничения, мониторниг), позволяющая учесть особенности российской действительности, разработаны надежные шкалы их диагностики. Согласно полученным результатам, из-за цифрового разрыва и недооценки существующих рисков родители практически не используют технические средства для контроля действий детей в интернете. Участие родителей не зависит от пола ребенка, но сокращается по мере его взросления и определяется особенностями деятельности детей в интернете. Использование родителями запретов и ограничений связано со снижением вероятности столкновения с рисками и угрозами в интернете вследствие общего снижения интернет-активности, тогда как склонность к объяснениям и поощрениям сопряжено с лучшей оценкой детьми возможных рисков и большей склонностью к поиску поддержки родителей. Предлагаются практические рекомендации, учитывающие содержание деятельности и интересы ребенка в интернете.

Добавлено: 22 ноября 2013
Статья
Солдатова Г. У., Рассказова Е. И. Вопросы психологии. 2013. № 2. С. 3-14.

Статья посвящена особенностям и эффективности действий родителей в процессе использования детьми Интернета. Анализируются данные, собранные на основе методиче- ского обеспечения проекта «Дети Европы онлайн» в репрезентативной выборке 1025 пар «родитель–ребенок» в семи федеральных округах России. Предложена классификация родительских стратегий (объяснения и поощрения, запреты и ограничения, мониторниг), позволяющая учесть особенности российской действительности, разработаны надежные шкалы их диагностики. Согласно полученным результатам, из-за «цифрового разрыва» между поколениями и недооценки существующих рисков родители практически не ис- пользуют технические средства для контроля действий детей в Интернете. Участие роди- телей не зависит от пола ребенка, но сокращается по мере его взросления и определяет- ся особенностями деятельности детей в Интернете. Использование родителями запретов и ограничений связано с уменьшением вероятности столкновения с рисками и угрозами в Интернете вследствие общего снижения активности детей в сети, тогда как склонность к объяснениям и поощрениям сопряжено с лучшей оценкой детьми возможных рисков и большей склонностью к поиску поддержки родителей. Предлагаются практические ре- комендации, учитывающие содержание деятельности и интересы ребенка в Интернете.

Добавлено: 7 октября 2013
Статья
Яголковский С. Р. Вопросы психологии. 2009. № 6. С. 43-51.
Добавлено: 5 сентября 2013
Статья
Рассказова Е. И., Тхостов А. Ш., Емелин В. А. Вопросы психологии. 2016. № 3. С. 69-79.
Механизм слияния с социальной группой предложен как альтернатива идентификации, при которой личная и социальная идентичность слиты и равно важны для субъекта, т.е. не происходит деперсонализации. В данной работе делается попытка дальнейшей диффе- ренциации идентификации и слияния как разных путей (процессов) формирования иден- тичности. На выборках студентов (n1 = 161) и взрослых респондентов (n2 = 123) показано, что оба процесса характеризуется значимыми и независимыми эффектами в отношении приверженности выбору семьи/страны и углубленного поиска в рамках данного выбора. В обеих выборках на двух моделях – семьи и страны – продемонстрированы надежность- согласованность и факторная валидность Утрехтской шкалы управления выбором иден- тичности.
Добавлено: 22 октября 2016
Статья
Калитеевская Е. Р., Леонтьев Д. А., Осин Е. Н. и др. Вопросы психологии. 2007. № 2. С. 68-79.

В русле подхода к развитию личности как к становлению механизмов самодетерминации, завершающемуся при прохождении «подросткового кризиса», ранее у подростков были эмпирически выделены четыре паттерна личностного развития: автономный, импульсивный, конформный и симбиотический. В новом исследовании удалось с опорой на кластерный анализ воспроизвести эту эмпирическую типологию, установить различия осмысленности жизни и дезадаптации у подростков, относящихся к разным типам. Обсуждается проблема синхроничности-диахроничности выделенных паттернов.

Добавлено: 28 августа 2009
Статья
Этко Е. А., Орлов А. Б. Вопросы психологии. 2016. № 1. С. 123-134.

Обсуждается субъектность как свойство индивида, обнаруживающее себя в персонализации и персонификации как диаметрально противоположных процессах актуалгенеза личности человека. Выдвигается предположение о представленности данных процессов в речи. Представлены результаты эмпирического исследования смысловых полей и речевых маркеров процессов персонализации и персонификации. Операционализированы смысловые поля «Быть личностью» (персонализация) и «Быть собой» (персонификация). Показано, что у испытуемых мужчин, для которых значимо обладание высокими личностными качествами, низка значимость принятия себя, и наоборот. Выявлены слова-маркеры процессов персонализиции («иметь», «уметь», «отстаивать», «обладать», «поступки», «жизнь»») и персонификации («вести себя», «существовать», «стараться», «принимать», «поступать»). Наконец, для персонификации характерны речевые конструкции, построенные через отрицание. На основе валидизации полученных результатов экспертамиособенности означения в речи испытуемых процессов персонализации и персонификации можно представить в виде категориальной сетки.

Добавлено: 17 апреля 2016
Статья
Орлов А. Б., Чудновский В. Э. Вопросы психологии. 1989. № 2. С. 175-178.
Добавлено: 21 ноября 2013
Статья
Белобородова П. М. Вопросы психологии. 2017. № 5. С. 150-158.

Рассматриваются различные подходы к жизненному призванию: призвание как божест- венное указание, призвание как соответствие работе и моральный долг, призвание как отношение к работе, призвание как трансцендентный вызов, призвание как страсть к определенному занятию – и соответствующие им инструменты оценки. Исследования были начаты в США и Европе и сейчас продолжаются в Китае, Индии и Южной Корее. Ис- следователи предлагают все новые концептуализации призвания и инструменты оценки, и главный вызов, в настоящий момент стоящий перед научным сообществом, состоит в том, чтобы прийти к единому пониманию этого феномена. Исследования показывают, что все подходы имеют дело с одним базовым конструктом, который, предположитель- но, имеет своим ядром смысл, который чувство призвания придает профессиональной деятельности и другим сферам жизни. Открытыми остаются вопросы об источнике при- звания, его просоциальной направленности, роли религии в его нахождении и некото- рых других аспектах. Несмотря на сложности с формированием единой концепции при- звания, уже ясно, что оно оказывает существенное влияние на работу и жизнь в целом. Призвание, с одной стороны, позитивно влияет на удовлетворенность работой и жизнью, смягчает влияние стресса и профессионального выгорания, а также помогает выбрать карьерный и жизненный путь, а с другой – несет в себе опасность эксплуатации работода- телем, заставляет идти на жертвы в других областях жизни и в случае невозможности ре- ализации вызывает сожаления об упущенных возможностях. Главная задача данной ста- тьи – обратить внимание отечественной психологии на феномен жизненного призвания и дать начало исследованиям, которые позволят найти его место среди таких понятий, как смысл, выбор, личностный потенциал, самоосуществление и персонализация личности.

Добавлено: 2 октября 2017
Статья
Микадзе Ю. В., Скворцов А. А. Вопросы психологии. 2014. № 4. С. 60-71.

Статья продолжает дискуссию о принципах синдромного анализа А.Р. Лурии, начатую ав- торами (Вопр. психол. 2007. № 4; Вестн. Моск. гос. ун-та. Сер. 14. Психология. 2007. № 2) и продолженную в публикациях других авторов (Вопр. психол. 2008. № 6; Вестн. Моск. гос. ун-та. Сер. 14. Психология. 2012. № 2). В статье предпринята попытка более детально рас- крыть содержание понятий «нейропсихологический фактор» и «синдром» в системе иных категорий, использованных в теории системно-динамической локализации высших пси- хических функций.

Добавлено: 26 августа 2014
Статья
Завершнева Е. Ю. Вопросы психологии. 2016. № 5. С. 71-87.

Вопрос о начале развития высшей психики исследуется с привлечением опубликованных работ Л.С. Выготского и его личных записей из семейного архива. Обсуждается проблема определения и метода изучения области «сознания без слова», возникающей в начале онтогенеза и на первых этапах микрогенеза речевого мышления. В контексте данной проблемы анализируются параллели между теориями Л.С. Выготского и А.А. Потебни; в русле культурно-исторической психологии рассматриваются гипотезы А.А. Потебни о флексии первичного аффекта как о первом акте знакового опосредствования и о снятии внутренней формы слова в истинном понятии. Точка зрения Л.С. Выготского относительно влияния речи на возникновение и развитие высшей психики комментируется в свете идей Л. Витгенштейна и В.В. Бибихина.

Добавлено: 24 сентября 2019
Статья
Николаев А. Я., Серегин К. С., Стрижова Е. А. и др. Вопросы психологии. 2014. № 6 (2014). С. 44-52.

В статье приводится обзор исследований, посвященных социально-психологическим аспектам проблематики самообучающихся организаций. Рассматриваются особенности организационной культуры самообучающейся организации, характерные типы и специфика лидерства, особенности меж- и внутригруппового взаимодействия, а также обмена и управления знаниями и навыками. Обсуждаются результаты исследований, посвященных влиянию внешнесредовых факторов развития организации на становление организационной культуры. Рассматривается влияние структурной организации компании на процессы социального взаимодействия в условиях организационного процесса.

Добавлено: 31 октября 2014