• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 209 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Петренко В. Ф. Вопросы психологии. 2005. № 1. С. 56-72.
Добавлено: 5 мая 2009
Статья
Мельникова М. С., Орлов А. Б. Вопросы психологии. 2016. № 2. С. 91-97.

В статье бсуждаются результаты эмпирического исследования, проведенного с опорой на авторскую схему процедуры биологической обратной связи. Две инструкции, задающие различные установки на отношение к внутреннему опыту, были использованы для моделирования направлений «ценения» и «оценки», противоположных по своему психологическому содержанию. Установлено, что при ценении внутреннего опыта, процедура биологической обратной связи обладает рядом психотерапевтических эффектов. Полученный результат обосновывает целесообразность использования биологической обратной связи для научного изучения процесса психотерапевтических изменений.

Добавлено: 14 декабря 2015
Статья
Орлов А. Б. Вопросы психологии. 2012. № 6. С. 117-121.

Представлен комментарий "случая Джен", рассматриваются нюансы характеристик клиентоцентрированной психотерапевтической работы, основное внимание уделяется психотерапевтической позиции К. Роджерса, преисполненной безусловного позитивного принятия и эмпатического понимания клиентки, а также конгруэнтного самовыражения. Автор полагает, что "супервизия" мастера психотерапии возможна лишь при соблюдении "супервизором" позиции вненаходимости.

Добавлено: 18 февраля 2013
Статья
Леонтьев Д. А., Калитеевская Е. Р. Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 49-55.

Формулируется подход к анализу личностного развития в терминах развития самодетерминации на базе интеграции активности и саморегуляции, имеющих разные генетические корни и предпосылки. Проведенное исследование обнаружило в подростковом возрасте, критическом для развития самодетерминации, четыре теоретически предсказанных соотношения активности и саморегуляции, по-разному связанных с самоотношением и родительским отношением, которые задают основание для типологии личности.

Добавлено: 6 августа 2013
Статья
Роджерс Н. Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 132-139.
Добавлено: 9 февраля 2010
Статья
Орлов А. Б. Вопросы психологии. 1989. № 5. С. 27-34.
Добавлено: 28 марта 2013
Статья
Масленкова О. И., Тюменева Ю. А., Мовчан Е. В. Вопросы психологии. 2019. № 1. С. 134-144.

Разрабатывается и эмпирически проверяется теоретическая модель продуктивной аналогии, которая лучше соответствует процессам создания новых научных и технических идей, чем широко распространенная модель мышления по аналогии. Предполагается, что структура продуктивной аналогии включает (1) кодирование актуальной задачи: ее ключевых элементов и отношений между ними, (2) сканирование фоновой информации или долговременной памяти в поисках ситуаций или задач или их элементов, аналогичных таковым в текущей задаче, (3) сопоставление найденных аналогов с текущей задачей с целью подбора наиболее подходящего, (4) решение и оценку. Показывается, что мышление по аналогии, которое измеряется классическими четырехкомпонентными задачами (а : b :: c : d), хотя и включает процессы сопоставления аналогий, не может репрезентировать реальный процесс поиска решения из-за наличия вариантов ответа, блокирующих сканирование фоновой информации, и влияет на кодирование исходных отношений. Обосновывается необходимость учитывать в числе процессов, вовлеченных в создание продуктивной аналогии, кодирование структуры задачи и сканирование фоновой информации. Эксперимент проводился на выборке студентов ( n = 98). Проверялись три регрессионные модели: 1) только с традиционно измеряемым сопоставлением аналогов; 2) со сканированием фоновой информации; 3) с кодированием структуры задачи. Показано, что учет в модели продуктивной аналогии процессов сканирования и кодирования задачи приводил к значимому росту в доле объясненной дисперсии в успешности генерации продуктивной аналогии. Показано также, что рост объяснительной способности этой модели не связан просто с добавлением в нее новых когнитивных измерений. Дополнительно обнаружено, что семантически далекие продуктивные аналогии генерировались чаще, чем близкие, но среди правильных аналогий близких было больше, чем далеких. Результаты подтверждают валидность теоретической модели продуктивной аналогии, но поднимают и вопросы, связанные с дальнейшим улучшением этой модели, прежде всего за счет включения в нее процессов переструктурирования исходной задачи.

Добавлено: 19 сентября 2019
Статья
Штроо В. А., Меланьина А. А. Вопросы психологии. 2005. № 3. С. 70-83.

Анализируются аспекты системы референтных отношений в группе, которые характеризуют эту систему как фактор организационных изменений. Описывается эмпирическое исследование, целью которого является установление связи между особенностями референтных отношений в организации и эффективностью организационных изменений. Основным выводом исследования является подтверждение предположения о том, что изменения в организации, осуществляемые референтными лидерами,  требуют меньше времени, характеризуются более интенсивным использованием выделяемых ресурсов и сопровождаются высокой степенью удовлетворенности сотрудников организации этими изменениями.

Добавлено: 23 января 2013
Статья
Семенов И. Н. Вопросы психологии. 2011. № 6. С. 152-155.
Добавлено: 31 января 2012
Статья
Степанов С. Ю., Семенов И. Н. Вопросы психологии. 1983. № 2. С. 35-42.
Добавлено: 26 марта 2013
Статья
Асмолов А. Г., Шехтер Е. Д., Черноризов А. Г. Вопросы психологии. 2018. № 4. С. 3-19.

С позиций историко-эволюционной методологии проблема происхождения социальности анализируется в более широком, чем традиционно принято, масштабе - как проблема зарождения и возрастания сложности «жизни сообща». Такой подход дает возможность нащупать взаимосвязь развития «жизни сообща» со скачкáми эволюции, или, пользуясь языком А.С. Северцова, ароморфозами сложных систем. Обосновывается, что скачкообразный переход «жизни сообща» на качественно иной уровень приводит к эмерджентному порождению социальности, основанной на коммуникативных взаимодействиях неидентичных индивидов. Универсальное значение в развитии любых сложных систем, в том числе социальных, имеет преадаптация к неопределенности. Особенно впечатляющей формой преадаптации, согласно гипотезе биолога Р. Гольдшмидта являются поддерживаемые эволюцией дееспособные «обнадеживающие уроды» (аналогия - «выродки» в социально-фантастических утопиях А. и Б. Стругацких), наделенные потенциальной возможностью занимать новые ниши, когда возникают проблемы, не разрешимые в рамках существующих адаптаций.

Добавлено: 8 февраля 2019
Статья
Тюрина Н. А., Уточкин И. С. Вопросы психологии. 2014. № 4. С. 107-117.
Многие характеристики множества объектов могут быть представлены в виде сводной статистики по всему множеству. Статистические свойства рассчитываются как глобальная характеристика множества объектов при восприятии свойств отдельных объектов. Предположительно, статистические свойства множества могут быть связаны с эффективностью зрительного поиска. Проведено экспериментальное исследование на материале зрительного поиска объекта по размеру, где изучалась зависимость скорости поиска от сходства размера объекта со средним или модальным размером для множества. Установлено, что эффективность поиска не зависит от обладания указанными глобальными признаками, но зависит от локального сходства с ближайшими по размеру объектами.
Добавлено: 6 октября 2014
Статья
Гусев А. Н., Михайлова О. А., Уточкин И. С. Вопросы психологии. 2012. № 44. С. 117-127.

Описываются результаты квазиэкспериментального исследования, в котором оценивалась роль индивидуально-психологических особенностей в выраженности феномена слепоты к изменению. В качестве стимульного материала были использованы фотографии с изображениями природы, городских пейзажей и животных, на фотографиях делаются различные изменения (например, появление-исчезновение, изменение цвета одного из элементов изображения и др.). В качестве индивидуально-психологических особенностей нами были рассмотрены когнитивные стили – поленезависимость/полезависимость и гибкость/ригидность познавательного контроля, а также факторы темперамента - экстраверсия и нейротизм. Получены следующие результаты: 1) время выполнения сложных задач оказалось меньше у испытуемых, демонстрирующих гибкий когнитивный стиль, по сравнению с «ригидными» испытуемыми; 2) поленезависимые и эмоционально стабильные испытуемые справляются со сложными задачами быстрее, чем другие испытуемые; 3) нейротичные интроверты и эмоционально стабильные экстраверты решают задачи средней сложности быстрее, чем эмоционально стабильные интроверты и нейротичные экстраверты.

Добавлено: 20 января 2013
Статья
Рассказова Е. И. Вопросы психологии. 2013. № 6. С. 87-97.

Рассматриваются три вида нарушений психологической регуляции, которые могут вызы- вать формирование необъясненных соматических симптомов: наруше ния телесной, ког- нитивной и эмоциональной регуляции. Во всех трех случаях речь идет о дезинтеграции различных компонентов или механизмов в психике человека, приводящих к формирова- нию соматических симптомов. Ограничения, возникающие при попытках интеграции раз- личных моделей, связаны с неясностью соотношения разных типов нарушения регуляции в этиологии и патогенезе соматоформных ра сстройств (параллельные, сопряженные на- рушения или доминирование одного из нарушений).

Добавлено: 22 октября 2014
Статья
Гулевич О. А., Стукалина А. В. Вопросы психологии. 2011. № 6. С. 57-66.

В статье рассматриваются различия в точности распознавания лжи курсантами и следователями ФСБ.

Добавлено: 1 октября 2012
Статья
Горбунова Е. С., Волченкова Е. А. Вопросы психологии. 2016. № 5. С. 126-134.

В работе изучалась роль рабочей памяти в возникновении эффекта «пропусков при продолжении поиска». Данный эффект представляет собой пропуск второго целевого стимула после успешного обнаружения первого целевого стимула в задаче зрительного поиска. Одна из теорий данного эффекта связывает пропуск второго целевого стимула с тем, что уже найденный первый целевой стимул истощает ресурсы рабочей памяти и тем самым мешает продолжению поиска. В нашем эксперименте была использована стандартная задача на рабочую память: запоминание одной цифры (условие низкой загрузки рабочей памяти) либо шести цифр (условие высокой загрузки рабочей памяти) с последующим отчетом. В качестве задачи на зрительный поиск была использована задача поиска букв T среди букв L, при этом букв T могло быть две, одна либо не быть вообще. Задача испытуемых в каждой пробе состояла в том, чтобы найти все буквы T, удерживая при этом информацию из задачи с цифрами в рабочей памяти. Было выявлено значимое влияние фактора количества стимулов, однако влияние фактора загрузки рабочей памяти и взаимодействие факторов оказались незначимыми. Таким образом, размер эффекта «пропусков при продолжении поиска» (разница в проценте верных ответов в условии с двумя целевыми стимулами и в условии с одним целевым стимулом) оказывается одинаковым при высокой и низкой загрузке рабочей памяти. Результаты настоящего исследования в сопоставлении с данными, полученными в других экспериментах, дают основания полагать, что эффект «пропусков при продолжении поиска» либо не связан с рабочей памятью, либо связан с другой подсистемой рабочей памяти. Помимо этого, была выявлена связь эффекта «пропусков при продолжении поиска» с количеством стимулов, среди которых производится поиск, т.е. с перцептивной загрузкой системы переработки информации.

Добавлено: 27 сентября 2016
Статья
Солдатова Г. У., Рассказова Е. И. Вопросы психологии. 2013. № 2. С. 3-14.

Статья посвящена особенностям и эффективности действий родителей в процессе использования детьми Интернета. Анализируются данные, собранные на основе методиче- ского обеспечения проекта «Дети Европы онлайн» в репрезентативной выборке 1025 пар «родитель–ребенок» в семи федеральных округах России. Предложена классификация родительских стратегий (объяснения и поощрения, запреты и ограничения, мониторниг), позволяющая учесть особенности российской действительности, разработаны надежные шкалы их диагностики. Согласно полученным результатам, из-за «цифрового разрыва» между поколениями и недооценки существующих рисков родители практически не ис- пользуют технические средства для контроля действий детей в Интернете. Участие роди- телей не зависит от пола ребенка, но сокращается по мере его взросления и определяет- ся особенностями деятельности детей в Интернете. Использование родителями запретов и ограничений связано с уменьшением вероятности столкновения с рисками и угрозами в Интернете вследствие общего снижения активности детей в сети, тогда как склонность к объяснениям и поощрениям сопряжено с лучшей оценкой детьми возможных рисков и большей склонностью к поиску поддержки родителей. Предлагаются практические ре- комендации, учитывающие содержание деятельности и интересы ребенка в Интернете.

Добавлено: 7 октября 2013
Статья
Солдатова Г. У., Рассказова Е. И. Вопросы психологии. 2013. № 2. С. 3-14.

Статья посвящена особенностям и эффективности действий родителей в процессе использования детьми интернета. Анализируются данные, собранные на основе методического обеспечения проекта Дети Европы онлайн в репрезентативной выборке 1025 пар "родитель - ребенок" в семи федеральных округах России. Предложена классификация родительских стратегий (объяснения и поощрения, запреты и ограничения, мониторниг), позволяющая учесть особенности российской действительности, разработаны надежные шкалы их диагностики. Согласно полученным результатам, из-за цифрового разрыва и недооценки существующих рисков родители практически не используют технические средства для контроля действий детей в интернете. Участие родителей не зависит от пола ребенка, но сокращается по мере его взросления и определяется особенностями деятельности детей в интернете. Использование родителями запретов и ограничений связано со снижением вероятности столкновения с рисками и угрозами в интернете вследствие общего снижения интернет-активности, тогда как склонность к объяснениям и поощрениям сопряжено с лучшей оценкой детьми возможных рисков и большей склонностью к поиску поддержки родителей. Предлагаются практические рекомендации, учитывающие содержание деятельности и интересы ребенка в интернете.

Добавлено: 22 ноября 2013
Статья
Яголковский С. Р. Вопросы психологии. 2009. № 6. С. 43-51.
Добавлено: 5 сентября 2013
Статья
Рассказова Е. И., Тхостов А. Ш., Емелин В. А. Вопросы психологии. 2016. № 3. С. 69-79.
Механизм слияния с социальной группой предложен как альтернатива идентификации, при которой личная и социальная идентичность слиты и равно важны для субъекта, т.е. не происходит деперсонализации. В данной работе делается попытка дальнейшей диффе- ренциации идентификации и слияния как разных путей (процессов) формирования иден- тичности. На выборках студентов (n1 = 161) и взрослых респондентов (n2 = 123) показано, что оба процесса характеризуется значимыми и независимыми эффектами в отношении приверженности выбору семьи/страны и углубленного поиска в рамках данного выбора. В обеих выборках на двух моделях – семьи и страны – продемонстрированы надежность- согласованность и факторная валидность Утрехтской шкалы управления выбором иден- тичности.
Добавлено: 22 октября 2016