• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 167 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Костенко В. В. Журнал социологии и социальной антропологии. 2014. Т. XVII. № 3. С. 62-76.

В данной работе рассматривается история изучения миграции в мире, начиная с Чикагской школы (1910-1920-е годы) и заканчивая современными тенденциями развития миграционной теории. Описывается история развития теории ассимиляции, концепция «плавильного котла», а также ее критика, появившаяся в 1960-е годы. Рассматриваются пересмотренная теория ассимиляции (Верба, Ни, Моравска) и теория сегментной ассимиляции (Портес, Румбо, Жу, Уотерс), являющиеся позднейшими разработками в данном направлении. В статье приводятся также основные европейские теоретические парадигмы миграции: мультикультурализм и транснационализм (Глик Шиллер, Фонер, Вертовец). Помимо этого указывается на противоречия американского и европейского подходов в исследованиях миграции по некоторым аспектам, таким как влияние религиозности на успешность интеграции (Фонер, Альба, Ван Туберген). Эта статья ставит своей целью рассмотреть только западноевропейские и американские теории миграции. Российские исследования, берущие начало в ранней советской социологии 1960-х годов и активно продолжающиеся до сих пор, не попали в рамку данной работы и только кратко перечислены в конце статьи. Это связано с тем, что изучение миграции в России остается эмпирически ориентированным, а также с тем, что российские литературные источники хорошо известны отечественному социологическому сообществу, и то время как наблюдается некоторый дефицит знания о современном положении дел в теории миграции в мире, который данная статья призвана в некоторой мере восполнить. 

Добавлено: 15 октября 2014
Статья
Долгов А. Ю. Журнал социологии и социальной антропологии. 2015. № 2. С. 32-44.

В 1940-1960-е гг. Питирим Сорокин опубликовал ряд работ, затрагивающих изучение проблематики альтруизма. Исследования феноменов неэгоистического поведения в поздний период творчества П.А. Сорокина приобрели статус комплексного проекта в рамках Гарвардского центра по изучению созидательного альтруизма. Работа исследовательского Центра была направлена на возрождение интереса социальных наук к изу чению таких явлений, как альтруизм, мораль, ценности и социальная солидарность, и решение актуальных социально-политических проблем. П.А. Сорокин концептуализировал и операционализировал понятие «альтруизм», используя интегральный подход. Он проанализировал феномен неэгоистического поведения на микро-, мезо- и макроуровнях, обращая внимание на биологические, психологические, социальные и культурные элементы данного явления. На основе своих исследований П. Сорокин сделал следующий шаг, разработав программу социокультурных преобразований. Комплексное и последовательное реформирование, ориентированное на альтруизацию межличностных и межгрупповых взаимоотношений, по мнению социолога, должно затронуть личность, общество и культуру. В данной статье теория альтруизма П.А. Сорокина анализируется в контексте глобальных проблем. В исследованиях Сорокина устойчивое мирное развитие будущего связано с формированием общечеловеческой солидарности, в основе которой лежит универсальный альтруизм. Только благодаря неограниченному альтруизму, по мнению социолога, можно предотвратить глобальные конфликты, остановить тоталитарные и авторитарные тенденции и заложить основы стабильного развития. Однако на пути реализации глобальной альтруизации, как считал социолог, лежит система государств, формирующих внегрупповой антагонизм. В работе рассматриваются способы решения данной проблемы, отмечается актуальность идей П.А. Сорокина.

Добавлено: 2 октября 2018
Статья
Покровский Н. Е. Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. Т. 7. № 4. С. 152-161.

Эпоха глобализации весьма зримо воздействует на высшее образование во всех странах мира, и Россия отнюдь не является исключением в этом отношении. Причем речь идет не только и не столько о самоочевидных последствиях процессов глобализации, сколько об изменении самой внутренней парадигмы университетского образования, т. е. о возникновении в высшей школе новых образцов, норм, ориентиров и мотиваций.

Добавлено: 15 октября 2013
Статья
Эфендиев А. Г., Чермошенцева Е. С. Журнал социологии и социальной антропологии. 2020. Т. 23. № 4. С. 40-73.

Современная молодежь, ее духовные устремления, нравственные нормы, социально-психологические особенности поведения являются одним из важных объектов обсуждения как в науке, так и в обществе. В основе резко возросшего интереса как ученых, так и публицистов, общественных деятелей мнение о том, что отличие нынешнего поколения молодых людей (так называемого поколения Y, Z) от своих родителей носит воистину революционный, переломный характер. Осуществлена попытка тестирования этого суждения на основе массового исследования работающей (по найму) молодежи - наиболее представительной части молодого поколения, вовлеченной в систему трудовых отношений. Для представителей этого сегмента характерны высокая обязательность и ответственность. Мы сфокусировали свое внимание на ценностно-нравственных основах и практиках поведения работающей молодежи в трудовой сфере: каково отношение современного работающего молодого человека к труду, профессии, организации, в которой он работает, каковы нормы взаимодействия с коллегами, руководителем и т.п...

Добавлено: 1 февраля 2021
Статья
Кулева М. И. Журнал социологии и социальной антропологии. 2020.

Данная статья рассматривает критические исследования творческого труда (critical creative labour studies, CCLS) в качестве теоретической традиции. Статья состоит из трех основных разделов. В первом разделе дан экскурс в более ранние, чем CCLS, исследования по социологии искусства, сформировавшие специфическую индустриальную логику взгляда на культуру и ее производителей (Р. Петерсон, Г. Беккер, Н.Эник, П. Бурдье). Во втором разделе представлены основные положения критических исследований творческого труда, рассмотрен контекст их появления этого направления(А. Макробби, Д. Хезмондалш, Р. Гилл, М. Бэнкс и др). Наконец, в третьем разделе рассмотрен вопрос о применимости этой исследовательской парадигмы к российскому контексту, даны методологические рекомендации для проведения подобных исследований.

Добавлено: 10 декабря 2020
Статья
Нарьян С. К. Журнал социологии и социальной антропологии. 2020. Т. 23. № 1. С. 159-197.

Несмотря на то что изучение моральных суждений очень популярно в междисциплинарной науке о морали, почти не существует надежных эмпирических доказательств того, что сценарии, которые обычно используются в экспериментах, отражают собственно моральный домен, а не другие формы нормативности. В связи с этим представляется важным расширить теоретическое понимание разных аспектов морали, а также более обоснованно применять морально релевантные текстовые сценарии в исследованиях. В центре внимания на- шей работы оказались факторы, влияющие на обыденное восприятие норм и ситуаций как морально релевантных. Изложены результаты двух экспериментов. В первом эксперименте модель включала три зависимые переменные: воспринимаемые моральную релевантность, нормативность и универсальность. Независимыми переменными были четыре фактора и версия шкалы «большой пятерки» из десяти вопросов. Результаты первого эксперимента показали, что фактор публичности/приватности действия статистически значим при оценке воспринимаемой моральной релевантности, при этом воспринимаемые универсальность и нормативность связаны между собой и для них значим фактор пользы/вреда от поступка. Во втором эксперименте в качестве независимых переменных модель включала оценки моральной релевантности и нормативности, а также воспринимаемой универсальности этих оценок. Независимыми переменными были положенные в основу теории морали Дж. Хайдта «моральные основания» — эволюционно укорененные и преобразуемые в культуре внеличностные структуры, влияющие на моральные интуиции. Кроме того, использовалась оценка по шкале политического консерватизма. В результате было обнаружено, что значения воспринимаемых моральной релевантности и нормативности значительно различаются как по общему среднему, так и по каждому из оснований. Данные результаты обсуждаются с точки зрения их вклада как в эмпирические исследования морали, так и в теоретическое понимание моральных норм в социальных науках.

Добавлено: 17 июня 2020
Статья
Сохань И. В. Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. № 5 (58). С. 251-260.
Добавлено: 3 сентября 2011
Статья
Сохань И. В. Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. Т. XIV. № 5. С. 260-269.

Гастрономические практики потребления являются одним из главных способов формирования телесной идентичности человека, маркером его культурного и социального статуса. Специфика пищи как материального носителя символов и знаков, усваиваемых на уровне наиболее непосредственного телесного опыта, определяет ее потребление в качестве сложной системы коммуникативных связей. Актуальная сегодня практика потребления пищи в форме фаст-фуд регистрирует новые формы и способы не только гастрономических коммуникаций, но и отношений человека и власти, нового гендерного порядка - можно утверждать, что именно в формате фаст-фуд, «мак-пище», впервые символическое содержание еды преодолело и поглотило ее физический и технический аспекты.

Добавлено: 12 сентября 2012
Статья
Ермолин И. В. Журнал социологии и социальной антропологии. 2019. Т. 22. № 3. С. 141-165.

Автор рассматривает эволюцию социально-культурного и экономического феномена сопротивления от зарождения спонтанных форм в традиционных обществах до сложных форм в современном мире. Сопротивление прошло путь от индивидуального акта самосохранения и спонтанно организованных восстаний в эпоху Средневековья до коллективных стратегий влияния на процесс принятия решений, когда оно, с одной стороны, приобрело черты формальной оппозиции в рамках стабильной политической системы, с другой — приняло организованную форму долгосрочного социального протеста, порождаемую социальной реакцией в виде автономных сообществ анархистского типа на разрушение социально-экономической и политической системы государства и возникшее вследствие этого состояние аномии. На примерах автономных сообществ стран Западной Европы и США, а также постсоветских государств автор показывает различия в социальной структуре автономных сообществ трех типов, а также разницу социальных реакций на стратегии государственного регулирования широкого спектра. Тогда как в автономии первого типа сопротивление носит символический характер, постаномические автономии второго и третьего типа адаптируют либо мягкие формы (.оружие слабых.), либо жесткие формы коллективного сопротивления в рамках полицентричной модели гегемонии. Чередование форм, а также закрытая социальная структура и процессы дают возможность для сообществ второго и третьего типа автономии успешно противостоять широкому спектру мер государственного регулирования: в зависимости от степени сдерживания государственных мер сообщества либо увеличивают масштаб криминальной экономической деятельности (жесткие формы), либо уменьшают, используя другие сферы неформальной экономики.

Добавлено: 10 декабря 2020
Статья
Девятко И. Ф. Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. Т. 7. № 5. С. 50-58.
В статье обсуждается взаимосвязь творчества П. Бурдье с некоторыми ключевыми темами современной философии языка, общей теории значения и логической семантики. Автор предлагает некоторые уточнения к сформулированной Бурдье позиции в вопросе о соотношении "внутренней" и "внешней лингвистики" в проекте структурной лингвистики, предложенном Ф. де Соссюром. Также выдвигаются некоторые критические аргументы, относящиеся к разработанному Бурдье проекту "новой политэкономии языка". На примере современной двумерной семантики рассматривается возможность применения введенного Бурдье понятия "лингвистического габитуса" для описания актуального горизонта речевой компетенции говорящего.
Добавлено: 4 сентября 2008
Статья
Желнина А. А., Тыканова Е. В. Журнал социологии и социальной антропологии. 2019. Т. 22. № 1. С. 162-192.

Предпринята попытка анализа академической дискуссии вокруг локального активизма в современной России в области оспаривания городских территорий, а также выявления специфики российского городского активизма в международном контексте. Авторы отказываются от традиционного описания российских городских процессов в «постсоветской» и «постсоциалистической» риторике и сопоставляют результаты российских исследований с тем, как городской локальный активизм описывается и теоретизируется в городах глобального Севера и глобального Юга. На основании проведенного исследования, авторы предлагают новое понятие «гражданские инфраструктуры», наиболее релевантное для анализа городского локального активизма, а также различают «формальные» и «неформальные» гражданские инфраструктуры. Под формальными гражданскими инфраструктурами понимаются юридически закрепленные инструменты участия, доступные гражданам, такие как голосование, участие в добровольных организациях, муниципальное самоуправление, самоорганизация и кооперация собственников жилья, партиципаторное бюджетирование. Неформальные гражданские инфраструктуры включают в себя неформальные объединения, сети знакомых и друзей, а также мировоззрения и идеи обычных горожан, ориентированные на создание и поддержание некоего общего блага. Авторы следуют общему определению инфраструктуры как совокупности технологий и практик, обеспечивающих функционирование системы, в данном случае системы гражданского участия в городском управлении. Авторы приходят к выводу, что в ходе постепенно увеличивающихся драматических случаев оспаривания городского пространства в современной России парадоксальным образом развиваются неформальные гражданские инфраструктуры. Все более выраженными становятся мировоззрение, субъектность и политизированность горожан, готовых принимать активное участие в судьбе своих городов. В то же время формальные гражданские инфраструктуры не предоставляют гражданам адекватных возможностей для такого участия. На основе «стратегической интеракционной перспективы» авторы предлагают комплексную модель изучения городского локального активизма в России, чувствительную к взаимодействию игроков, вовлеченных в процессы трансформации городских территорий, и интеграции формальных и неформальных гражданских инфраструктур, которые могли бы выступить в качестве основы успешного функционирования гражданского общества и эффективного решения городских конфликтов.

Добавлено: 4 мая 2019
Статья
Котельникова З. В. Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. Т. 14. № 5. С. 373-385.

Розничные сети являются новым феноменом для российских реалий. Возникновение этой популяции повлекло фундаментальные изменения в организации экономики, в особенности в функционировании рынков поставщиков и потребителей. В фокусе статьи находятся межфирменные отношения торговых сетей и их поставщиков. В ней показано, что в розничной торговле широко практикуется отношенческий обмен, а основным институтом, регламентирующим экономические взаимодействия деловых партнеров, является лояльность. Тем не менее, компании-поставщики в большей степени ориентированы на построение укорененных связей, чем их визави. В качестве значимых факторов, способствующих распространенности укорененных отношений, выступают надежность контрагентов, выбор контрагентов на основе отношенческих критериев, наличие инвестиций в отношения и др.

Добавлено: 10 июля 2012
Статья
Вахштайн В. С. Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. Т. XIV. № 2. С. 59-84.

В статье предпринята попытка проанализировать природу социологической классики как феномена «повседневного обихода науки». Некоторые эффекты, возникающие в результате классикализации, интерпретации и реинтерпретации отдельных социологических текстов (а также повышения / понижения символического статуса их авторов), описаны на примере случая «неудобной классичности» - работ Ирвинга Гофмана. Для анализа этих эффектов автор использует категориальный аппарат, предложенный И. Гофманом в теории фреймов.

Добавлено: 14 сентября 2012
Статья
Кукса Т. Л. Журнал социологии и социальной антропологии. 2020. Т. XXIII. № 4. С. 183-203.

Предлагается текстологический анализ экстренного подзаконного нормотворчества и решений федеральных и региональных органов власти РФ, столкнувшихся с необходимостью принятия весной 2020 г. жестких антивирусных мер, предотвращающих распространение COVID-19 в России. Благодаря нейтральному «безмолвствию» президента РФ, активной и точечной деятельности правительства РФ (в том числе нефинансового характера), неограниченному ведомственному нормотворчеству Роспотребнадзора и имплементации «режима повышенной готовности» главами субъектов РФ весной 2020 г. были приняты чрезвычайные и противоэпидемические государственные меры, внедряющие существенные ограничения деятельности и перемещений лиц, в том числе с помощью цифровых разрешений, цифрового контроля/мониторинга и криминализации нарушений правил. В начале пандемии ограничения и запреты имели принудительный и тотальный характер, узаконивали усиленную медикализацию повседневности, потому получили в бюрократическом и обывательском дискурсах новые обозначения — «режим повышенной готовности», «социальное дистанцирование», «самоизоляция», «локдаун», «карантин», «социальный мониторинг», «цифровой пропускной режим», «дистанционная работа/обучение». В результате главы субъектов РФ, отдельные профессиональные группы (медики, предприниматели, чиновники, контролеры) и обыватели оказались крайне уязвимыми в новой небезопасной и медикализированной реальности, заведомо виновными в (био)этическом и юридическом смыслах в своих действиях и решениях — как (не)внедрения чрезвычайных/экстраординарных государственных мер, так (не)выполнения профессиональных обязанностей и отклонения от многочисленных и запутанных чрезвычайных правил. В работе я иллюстрирую бюрократическую логику принятия ключевыми властными акторами весенних экстренных решений по недопущению распространения коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в начале пандемии, а также законность и эффективность «плотного государственного регулирования». Материалами для анализа послужили более 60 нормативно-правовых актов и несколько сотен распорядительных и рекомендательных документов, принятых и измененных в начале пандемии (весной 2020 г.), а также использованных для предотвращения распространения COVID-19 в России и Москве.

Добавлено: 18 декабря 2020
Статья
Бойченко А. Е., Жучкова С. В. Журнал социологии и социальной антропологии. 2020. Т. 23. № 2. С. 130-165.

Представлены результаты эксплораторного анализа русского рэпа на основе корпуса текстов русскоязычных песен этого жанра. Корпус содержит более 11  000 текстов, собранных авторами посредством автоматического извлечения данных с веб-страниц (веб-скрапинга) и покрывающих более 500 исполнителей, творчество которых приходится на разное время и отличается разной степенью известности. Отталкиваясь от идеи о том, что медиа и музыка могут выступать агентом социализации, исследование ставит своей целью поиск тех нарративов, которые представлены в русском рэпе и которые могут оказывать социализирующее действие на многомиллионную аудиторию жанра, особенно на молодых людей. С помощью модели аддитивной регуляризации BigARTM проводится тематическое моделирование, в результате которого выделяются 17 основных тем, встречающихся в русском рэпе. Анализ результатов тематического моделирования показывает: среди всех тем наиболее распространены в рэпе нарративы поиска и становления себя, несчастной любви и смерти, а реже других встречаются размышления о родине и нарратив успеха. Для определения тех тем, которые транслируются наибольшему числу слушателей, анализируется распространенность полученных тем в текстах трех ключевых исполнителей российской хип-хоп сцены: Басты, Тимати и Oxxxymiron. С содержательной точки зрения результаты исследования представляют русский рэп в неожиданном свете, показывают его особенности по сравнению с рэпом, возникшим в США, и могут быть использованы в качестве источника гипотез для будущих исследований русского рэпа. С методологической точки зрения исследование становится обширной иллюстрацией возможностей применения тематического моделирования в исследованиях социальных наук.

Добавлено: 12 августа 2020
Статья
Сабирова Г. А., Андреева Ю. В. Журнал социологии и социальной антропологии. 2014. Т. 72. № 1. С. 170-189.

В фокусе данной статьи вопросы адаптации детей мигрантов в условиях большого города. В статье рассматриваются и проблематизируются социальные и культурные границы, с которыми сталкивается подросток-трансмигрант. А также описывается роль дружеской компании в пересечении, преодолении и нивелировании этих границ.

Добавлено: 15 декабря 2013
Статья
Качанов Ю. Л. Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т. 1. № 4. С. 40-52.

Присутствие «социальной группы предпринимателей» соединяет реальность эмпирических фактов с «идеальным» теории. Поскольку теория «экономической социологии» не свободна от оценки, постольку в пределах присутствия устраняется различие социального факта и политической ценности: оно становится и средством дескрипции социального факта («социальная группа предпринимателей»), и его политической оценкой (апологией «реформ»). Предпонятия, имеющие политическое происхождение — вот fundamentum inconcussum присутствия «предпринимателей» в «экономической социологии». На деле, однако, без политических предпочтений обойтись нельзя. Поэтому следует критиковать «экономическую социологию» не зато, что она совершает некий политический выбор, а за то, что она этот выбор, во-первых, не объективирует, скрывает под покровом «естественной социологической установки», и, во-вторых, проецирует в онтологию социальной теории.

Добавлено: 3 октября 2013
Статья
Ненько А. Е. Журнал социологии и социальной антропологии. 2013. Т. XV. № 5. С. 377-393.

В данной статье рассматривается роль эмоционального взаимодействия в  конституировании сети акторов, осуществляющих интеллектуальную деятельность.  Эмоциональное взаимодействие представлено как значимое условие структурирования  связей и узлов сети знания, а также динамики изменения сетевой конфигурации. На  основании анализа социологических и психологических концепций эмоций и  эмоционального взаимодействия автор статьи предлагает собственную типологизацию  эффектов эмоционального взаимодействия применительно к контексту сетей знания.  Эмоциональное взаимодействия имеет следующие эффекты, которые рассмотрены  детально: развитие когнитивной психодинамики сети знания и смысловое соотнесение  ее акторов в ходе межличностных взаимодействий; оптимизация паттернов  взаимодействия; конструирование символической и материальной среды существования  сети.

Добавлено: 14 октября 2014
Статья
Курске В. С. Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. № 1. С. 160-177.

В статье представлены актуальные данные о ключевых характери стиках этнической идентичности российских немцев. Собран материал о сложившейся у этой этнической группы языковой ситуации, о роли немецкого языка как маркера идентичности. Нами проанализированы механизмы воспроизводства и преемственности немецкой идентичности. Благодаря хорошо разработанному инструментарию и детальной анкете получены сведения о когнитивном, эмоциональном и поведенческом аспектах этнической идентичности немцев России.

Добавлено: 23 ноября 2011
Статья
Иванюшина В. А., Александров Д. А., Казарцева Е. В. Журнал социологии и социальной антропологии. 2016. Т. XIX. № 2 (85). С. 113-127.

Работа основана на данных опросов и интервью иноэтничных школьников Санкт-Петербурга и Московской области (1428 анкет и 43 интервью с детьми из семей мигрантов из Закавказья, Северного Кавказа и Средней Азии), которые показывают вариативность манифестаций этнической идентичности подростков. Описано четыре формы самоидентификации: моноэтническая, биэтническая, надэтническая и отказ от этнической принадлежности. Интервью дают возможность установить, что подростки используют как примордиалистские, так и конструктивистские обоснования выбора идентичности. Отказ от презентации себя в терминах этнической идентичности свидетельствует о конфликте идентичностей. Русскую идентичность выбирают 18 % подростков из семей Средней Азии и Кавказа. Семья и школа выступают как локальные социальные среды, преломляющие и актуализующие структурные условия принимающего сообщества. Подросток строит свою идентичность, используя ресурсы, предоставляемые семьей (родной язык, культурные практики, история семьи) и школой (полиэтническая среда общения, русский язык). Выбор идентичности зависит также от положения этнической группы в принимающем сообществе. Наличие сильных и успешных диаспор, таких как армянская и азербайджанская, способствует идентификации с этими этносами детей, родившихся в Петербурге. Русскую идентичность чаще выбирают подростки национальных групп, диаспоры которых появились в Петербурге относительно недавно (таджики, узбеки). Надэтнические идентичности, такие как «кавказцы» или «мусульмане», складываются в полиэтнических школах и позволяют подросткам вариативно проводить новые границы между группами. Среди представителей малочисленных этнических групп также чаще проявляется тенденция использования надэтнических категорий для самоидентификации.

Добавлено: 29 ноября 2016